Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя ЗОРИНА,
гимназия № 5 г. Белгород

Чудеса народных промыслов

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Для отработки правильного написания окончаний прилагательных можно подобрать много упражнений. Их представлено большое количество в учебниках для детей и различных сборниках для педагогов. Но гораздо интереснее, когда такие упражнения собраны по определенной тематике. Тогда дети могут одновременно отрабатывать навык грамотного письма и получать смысловую информацию.

3-й класс

Тема. "Правописание безударных окончаний имен прилагательных".

Цели. Формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имен прилагательных; развивать внимание, память, орфографическую зоркость; воспитывать у детей чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами.

Оборудование. Изделия Гжели, дымковская игрушка, расписные матрешки, жостовские подносы; словарь Ожегова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель. На минутке чистописания сегодня вы отрабатываете написание гласных букв, которые взяты в овал. Всю строчку вы прописываете без отрыва руки.

На доске:

III. Объявление темы урока

У. Где можно встретить такие буквосочетания?

Дети. В окончаниях имен прилагательных в женском роде в именительном и в винительном падежах.

У. Над какой частью имени прилагательного мы работаем?

Д. Над окончанием.

У. Давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном?

Д. Это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам, падежам. Связано с существительным.

У. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных.

IV. Повторение пройденного

У. Вспомните два способа проверки безударных окончаний имен прилагательных.

Д. Первый способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием. Второй способ – по вопросам.

У. Давайте вспомним алгоритм.

Алгоритм на листе ватмана вывешивается на доску.

На доске:

  • Определяем ударное или безударное окончание.

  • Ищем имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

  • От существительного ставим вопрос к прилагательному.

  • По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

– Зачем надо работать над безударными окончаниями имен прилагательных?

Д. Чтобы грамотно писать, излагать свои мысли.

V. Словарная работа

Дети записывают в тетрадях под диктовку учителя, а два ученика – на индивидуальных досках.

У. Выделите окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж имен прилагательных.

Дети выделяют окончания и доказывают грамматические признаки прилагательных.

Осуществляется проверка написанного.

– Составьте предложения с некоторыми словосочетаниями.

Дети выполняют задание.

– Еще раз вспомним алгоритм, как проверить правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Дети повторяют.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными промыслами. Что такое промысел? Прочитаем об этом в словаре.

Д. Промысел – ремесло или какое-либо другое занятие как источник средств к существованию.

У. Чем славится земля русская?

Д. Изготовлением посуды, игрушек, предметов убранства дома...

VI. Синтаксический разбор предложения

У. Запишите предложение в тетрадь.

– Есть ли в этом предложении какие-либо знаки препинания?

Д. Да.

У. Какие?

Д. Запятые.

У. Почему вы их поставили?

Д. Здесь пять однородных второстепенных членов предложения.

У. Подчеркните их.

Если класс знает, что это дополнения, то подчеркивает пунктиром.

– Объясните написание безударных окончаний имен прилагательных.

Дети объясняют, используя алгоритм.

– Посмотрите на изделия, которые упоминались в предложении.

Учитель показывает образцы матрешки, дымковской игрушки, изделий Гжели...

VII. Знакомство с народными промыслами

У. Сегодня на уроке мы поговорим об одном из народных промыслов – о Гжели. Что вы знаете о Гжели?

Выслушиваются ответы детей.

– У знаменитой Гжели свой неповторимый облик. Гжель – древнее село в Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слова "жгель" – "жечь". Здесь, в окрестных деревнях, земли которых богаты высококачественной глиной, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались "гжелью". Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые и садовые цветы: розы, астры, гвоздики, форма которых и становилась довольно условной, но живописной и декоративной.

Учитель показывает изделия Гжели.

VIII. Физкультминутка

IХ. Комментированное письмо с заданиями

У. Запишем небольшой текст о Гжели с объяснением орфограмм.

Типичная Гжель – это белый фарфор с синей росписью. Небесную синеву перенесли русские умельцы на свои чудесные творенья. С Древней Руси дошли до нас предметы обихода, расписанные русскими умельцами синим кобальтом.

Дети выполняют задание.

У. Какие слова вам непонятны?

Д. Кобальт, обиход.

У. Кобальт – краска темно-синего цвета. Обиход – повседневные предметы хозяйства, быта, домашней обстановки.

У. Для чего служат изделия из Гжели?

Д. Они украшают наш быт, радуют глаз, вызывают чувство восхищения.

У. Выпишите имена прилагательные с безударными окончаниями в два столбика: в первый – прилагательные женского рода, во второй – мужского рода.

Один ученик выполняет задание у доски.

На доске:

– Сравните написание окончаний. Что вы можете сказать?

Д. В женском и мужском роде безударные окончания имен прилагательных надо проверять по алгоритму.

Х. Выборочный диктант

У. Я прочитаю вам стихотворение, а вы ответьте на вопрос: откуда же мастера брали образцы для росписи?

Где он краски брал,
Искусный мастер?
В нивах шумных,
В сказочном лесу.
Создал образ,
Милый и прекрасный,
Истинную русскую
Красу.

– Откуда мастер брал образы для росписи?

Д. Из окружающей его природы.

У. Правильно. Сейчас вы послушаете это стихотворение еще раз, выпишете из него прилагательные вместе с существительными и выделите окончания прилагательных.

Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

На доске:

Искусный мастер,
в нивах шумных,
в сказочном лесу,
образ милый и прекрасный,
истинную русскую красу.

Ученик, отвечающий у доски, объясняет написание безударных окончаний прилагательных.

ХI. Знакомство с народными промыслами (продолжение)

У. Русской национальной куклой во всем мире считается матрешка. Послушайте о ней небольшое сообщение.

Сообщение подготовленного ученика.

Ученик. Матрешкой называют точеную разъемную игрушку, изображающую девочку в ярком сарафане и нарядном платочке. Матрешку изготавливают из выдержанной березовой или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую целую фигурку, по ней нижнюю часть фигурки побольше, затем ее верхнюю половинку – и так весь ряд многоместной игрушки. Впервые матрешка появилась в Москве в середине 90-х годов ХIХ века. Ее стали создавать в Сергиевом Посаде (г. Загорск), в Нижегородской губернии.

Красочная роспись, случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более маленьких матрешек вызывают восторг.

У. Посмотрите на образцы матрешек, выставленных у доски. Они будут помогать вам при выполнении творческой работы.

ХII. Творческая работа

У. Рассмотрите образцы матрешек. Сейчас вы будете дополнять текст прилагательными, описывающими одну из этих кукол.

На доске:

Матрешка – ... (расписная, деревянная) кукла. ... (русские, народные) умельцы наделяли матрешку ... (удивительной) красотой. У матрешки ... (румяное) лицо, ... (синие) глаза, ... (черные, соболиные) брови. В ... (ярком) сарафане, в ... (цветастом, нарядном) платке красуется она перед всем миром.

– Прочитайте текст, который у вас получился.

Ученики читают текст, называют имена прилагательные, которые они вставили, объясняют правописание безударных окончаний имен прилагательных.

– Сравните, какой текст интереснее, выразительнее – тот, который написан на доске, или тот, который получился у вас?

Д. Тексты с прилагательными интереснее.

У. Для чего служат имена прилагательные?

Д. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, точной, образной, красочной.

ХIII. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке?

Д. Грамотно писать безударные окончания прилагательных.

У. Что интересного узнали?

Д. Познакомились с народными промыслами: матрешками из Сергиева Посада и посудой из Гжели.

ХIV. Домашнее задание

У. Опишите любимую игрушку, используя имена прилагательные с безударными окончаниями.