Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана ЗЕРФИНА,
школа № 15,
г. Саратов

У Лукоморья дуб зеленый

Произведения Пушкина – благодатный материал для развития чувства русского языка. Умелое использование текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.
Примером такой работы является урок, разработанный учителем школы № 15 г. Саратова Светланой ЗЕРФИНОЙ.

4-й класс

Тема. "Закрепление знаний об изученных частях речи".

Цели. Совершенствовать умение и навыки правильного письма, умение правильно определять части речи; закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи; работать с устаревшими словами; воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование. Карта, портрет Пушкина, пластинка с фрагментом поэмы "Руслан и Людмила", плакат с предложениями; картинки: ученый кот, золотая рыбка; конверт с письмом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель включает грамзапись с фрагментом поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".

Учитель.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит...
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...

Ребята, кто написал эти строки?

Дети. Пушкин.

У. Верно, Александр Сергеевич Пушкин. С его произведениями мы начинали знакомиться с самого раннего детства и продолжаем встречаться всю жизнь. Этот поэт писал как для детей, так и для взрослых.
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам Пушкина. Путешествовать будем по карте вместе с ученым котом.

Учитель прикрепляет на доску карту.

– Конечная цель нашего пути – дойти до золотой рыбки и прочитать письмо, которое она нам прислала.

Итак, отправная точка нашего путешествия – гора Чистописание.

III. Чистописание

На доске:

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

Дети выполняют задание.

У. Укажите части речи в предложении.

Дети выполняют задание.

– Двигаемся дальше.

IV. Словарная работа

У. Перед вами озеро Словарное. Вам предлагается вспомнить написание словарных слов.

На доске:

В а р и а н т I

П...сок
пр...ветливый
вежл...вый
ж...лтый
серебр...ный

В а р и а н т II

Х...зяйство
ст...лица
ч...тверг
ябл...ко
в...лшебник

– Работу вы будете выполнять по вариантам. Спишите, вставив пропущенные буквы.

На индивидуальных досках работают 2 человека, вставляют пропущенные буквы, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные.

– Проверим, что у вас получилось?

Проверяются работы детей, отвечавших у доски.

– После озера Словарного мы попадаем в огромную страну Части Речи. И первый город, который встречается нам на пути, – город Существительное.

V. Повторение материала об имени существительном

На плакате записаны предложения.

1. И в светлицу* входит царь, стороны той государь.

2. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце* с грустной думой на лице.

3. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице*.

У. Из какой сказки эти строки?

Д. Из "Сказки о царе Салтане..." и "Сказки о мертвой царевне".

У. К какой части речи относятся выделенные слова?

Д. Это имена существительные.

У. Какие это слова?

Д. Устаревшие – архаизмы.

У. Объясните смысл этих слов.

Дети объясняют смысл существительных.

– Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном. План города поможет вам ничего на забыть.

Д. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?, может быть мужского, женского, среднего рода, относиться к первому, второму, третьему склонениям, изменяться по числам, по падежам.

У. А теперь работаем по рядам. Первый ряд списывает первое предложение, второй – второе, третий – третье и делает морфологический разбор обозначенных значком (*) имен существительных самостоятельно.

После выполнения задание проверяется устно.

– Вспомните, чем может быть существительное в предложении?

Д. Подлежащим, дополнением, обстоятельством.

У. Двигаемся дальше.

VI. Физкультминутка

У. Перед нами бор Спортивный, в котором вам предстоит подвигаться. Встаньте около парт, повторяйте движения за мной.

Дети выполняют предложенные движения.

– Следующая остановка – село Прилагательное.

VII. Повторение материала об имени прилагательном

У. Запишите под диктовку предложения.

Дети записывают текст в тетрадях. У доски работает один ученик.

Так и вздулись сердит ые волны.

– Укажите род, число и падеж прилагательных.

Ученик, работающий у доски, объясняет написание безударных окончаний прилагательных.

– Из какой сказки взяты эти строки?

Д. Из "Сказки о рыбаке и рыбке".

У. Что вы знаете об именах прилагательных?

Д. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, изменяются по родам, числам, падежам, в предложении связаны с именем существительным. Во множественном числе род у имен прилагательных не определяется. В предложении бывают определениями.

У. Следующая остановка в поселке Местоимений.

VIII. Повторение материала о местоимениях

На доске:

"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп..."
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово...

У. Прочитайте текст, спишите его, подчеркните местоимения. Укажите у них лицо, число, падеж.

Дети выполняют задание. Проверка осуществляется устно.

– Из какой сказки эти строки?

Д. Из "Сказки о рыбаке и рыбке".

У. Что вы знаете о местоимении?

Д. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они употребляются вместо имен существительных. Они бывают 1-го, 2-го, 3-го лица, изменяются по числам, в 3-м лице – по родам. С предлогами пишутся отдельно.

У. Продолжаем путешествие. Перед нами станция Глагол.

IХ. Повторение материала о глаголе

На доске записано деформированное предложение.

На доске:

Петушок, спицы, с высокой, стережет, его границы.

У. Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор и выпишите словосочетания с вопросами.

Один ученик выполняет разбор у доски для дальнейшей проверки.

На доске:

– Чем является глагол в предложении?

Д. Сказуемым.

У. Из какой сказки взято это предложение?

Д. Из "Сказки о золотом петушке".

У. Мы с вами еще не все знаем о глаголе. Многое у Вас впереди. Расскажите о глаголе стережет все, что вы можете на сегодняшний день.

Д. Стережет – глагол, начальная форма стеречь, отвечает на вопрос что делает?, настоящего времени, единственного числа. В предложении является сказуемым.

Х. Итог урока

У. Молодцы, ребята! Мы дошли до синего моря и теперь можем прочитать письмо, которое вам прислала Золотая рыбка.

Учитель достает из конверта письмо. Хорошо читающий ребенок зачитывает текст.

Ребята!

Надо дружить с грамматикой, учить правила, и если не лениться, можно всему, всему научиться.

– Дружим ли мы с грамматикой?

Д. Да.

У. Хорошо. Какие части речи мы повторим?

Д. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение. О глаголе мы знаем еще не все.

У. Это предстоит вам узнать на следующих уроках.

ХI. Домашнее задание