Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Валентина ЧУХАРЕВА
село Дуван, Республика Башкортостан

Олимпийцы, на старт!

Кто может быть приглашен на урок в зимнее время года? Зайчик, Снеговик, Дед Мороз? Пробовали ли вы когда-нибудь провести занятие, на котором, помимо учебного материала, говорится об олимпийских чемпионах? Если вы воспользуетесь идеей педагога села Дуван Республики Башкортостан Валентины ЧУХАРЕВОЙ и запасетесь вырезками из газет с фотографиями спортсменов, то, может быть, кто-то из ваших учеников захочет стать олимпийцем.

2-й класс

Тема. "Устные приемы вычисления и нумерация в пределах 1000".

Цель. Закрепить навыки устных вычислений в пределах 1000, умение читать, записывать и сравнивать трехзначные числа; развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, внимание; прививать интерес к предмету; воспитывать стремление заниматься спортом.

Оборудование. Медали, карточки для игры в хоккей, перфокарты, таблички с названиями зимних видов спорта.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. В феврале 2002 г. в американском городе Солт-Лейк-Сити прошла ХIХ зимняя Олимпиада, в которой приняла участие и наша страна. Российские спортсмены в упорной борьбе завоевали 6 золотых медалей.
Давайте и мы примем активное участие в нашей классной малой Олимпиаде и закрепим приемы устных вычислений в пределах 1000.
По телевизору вы, наверное, видели открытие и закрытие Олимпиады. Символом этой Олимпиады был мальчик с фонариком. Он нес свет здоровья, силы, ловкости. Символом нашего урока тоже будет мальчик со страниц учебника. От его фонарика идет свет ума, знаний, смекалки.

III. Устный счет

У. Знаете ли вы, где впервые организовывались Олимпийские игры?

На доске:

25 – в России
20 – в Греции
200 – в Италии

– Символом Олимпийских игр являются 5 колец. Что они означают?

80 – 5 видов спорта
20 – 5 стран
2 – 5 материков

У. Чтобы ответить на поставленные вопросы, всем надо решить цепочки примеров.

Дети выполняют задание.

– Где впервые организовались Олимпийские игры?

Д. В Древней Греции.

У. Что обозначают 5 колец?

Д. 5 материков.

Учитель раздает детям перфокарты трех уровней.

– Если вы правильно решите примеры, воспользуетесь ключом и подставите соответствующие буквы, вы узнаете девиз Олимпийских игр.

На доске:

Д. Быстрее, выше, сильнее.

У. Ребята, какие вы знаете зимние виды спорта?

Д. Лыжный спорт, конькобежный вид спорта, фристайл, бобслей, фигурное катание, хоккей...

У. Итак, начинаем нашу Олимпиаду.

Соревнование 1 – прыжки с трамплина.

На месте трамплина пропущены числа. Очень важно их правильно вставить и безошибочно приземлиться.

На доске:

196, 197, 198, ... , ... , 201, 202, 203

903, 902, 901, ... , ... , 898, 897, 896

– Какие числа вы вставили?

Д. 199, 200; 900, 899.

У. Сколько в этих числах сотен, десятков, единиц?

Дети отвечают.

– Чем похожи эти числа?

Д. Они трехзначные.

У. Чем различаются ряды чисел?

Д. В первом ряду числа возрастают, во втором ряду числа убывают.

У. Соревнование 2 – биатлон. Что вы знаете об этом виде спорта?

Д. Это вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу из винтовки.

У. Чемпионкой по биатлону в зимней Олимпиаде стала российская биатлонистка Ольга Пылева.

Перед вами мишени трех спортсменок. Посчитайте, сколько очков они набрали, если за каждое попадание в "красное" поле дается 2 очка, в "синее" – 20, в "белое" – 200.

На доске:

Д. Первая спортсменка набрала 642 очка, вторая – 408, а третья – 480.

У. У какой спортсменки выстрелы были более меткими?

Д. У первой.

У. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Д. 642 = 600 + 40 + 2.
– 408 = 400 + 8.
– 480 = 400 + 80.

У. Какой разряд отсутствует во 2-й мишени, в 3-й мишени?

Д. Во второй мишени отсутствует разряд десятков, в третьей – разряд единиц.

У. Соревнование 3 – конькобежный спорт. Сравните числа. Кто больше решит неравенств за 1 минуту?

На доске:

Двое учеников работают у доски.

Соревнование 4 – фигурное катание. На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити золотую медаль завоевали Елена Бережная и Антон Сихарулидзе в парном катании. В одиночном катании у мужчин чемпионом стал Алексей Ягудин, серебряная медаль в женском катании – у Ирины Слуцкой и в мужском катании –у Евгения Плющенко.

Решите задачу.

Учитель читает текст задачи, один ученик у доски делает краткую запись и решает.

На Олимпиаду приехали 36 пар по фигурному катанию и 100 фигуристов-одиночников. Сколько всего фигуристов примет участие в Олимпиаде?

На доске:

V. Физкультминутка

Под песню "Трус не играет в хоккей" дети выполняют физкультурные движения.

VI. Закрепление изученного материала (продолжение)

У. Самое зрелищное соревнование, которое привлекает внимание многих болельщиков, – хоккей. Наши хоккеисты на Олимпиаде завоевали бронзовую медаль. Давайте и мы поиграем в хоккей.

Учитель показывает плакат.

– Подсчитайте, сколько голов будет забито в каждые ворота?

Д. В левые – 5 голов, в правые – 5 голов, то есть ничья.

У. Соревнование 5 – фристайл. Очень хорошо на Олимпиаде выступала Ольга Королева и заняла 4-е место. Чтобы побеждать в соревнованиях, надо постоянно выполнять физические упражнения. Какое упражнение должен выполнять спортсмен в пустой клетке?

Д. Спортсмен под номером 2.

У. Соревнование 6 – лыжные гонки. Наши спортсмены Михаил Иванов (на 50 км), Юлия Чепалова, Ольга Данилова, Лариса Лазутина заняли 1-е место. Давайте и мы примем активное участие в гонках.

Учитель раздает детям листочки с "лыжными маршрутами" по вариантам.

Вариант 1

Соедини числа в порядке убывания.

Вариант 2

Соедини числа в порядке возрастания.

– Какие маршруты у вас получились?

Д. В варианте 1 спортсмен ехал по маршруту в форме пятерки, в варианте 2 – в форме четверки.

VII. Итог урока

У. Итак, ребята, наша малая Олимпиада закончилась. Что же вы нового узнали на уроке?

Выслушиваются ответы детей.

– Молодцы! Золотые медали, то есть оценку "5", получили... , серебряные медали, то есть оценку "4", получили...

Не бойтесь, дети, дождя и стужи,
Почаще приходите на стадион.
Кто с детских лет со спортом дружит,
Всегда здоров, красив, и ловок, и силен!

Будьте здоровы!

VIII. Домашнее задание