Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2003

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в страну исторических источников

Путешествие двенадцатое

Разные вещи с вещами

 – Сергей Сергеевич, а может быть, вы отпустите нас пораньше? – вдруг в начале занятия сказала Даша. – Посмотрите, какая погода, – мы хотим гулять!
– Да, у нас весеннее возбуждение, – стала вторить Настя. – Учиться совсем не хочется...
– Но ведь можно настроить себя по-разному, – возразил Сергей Сергеевич. – Кто-то совсем устает к концу учебного года и становится равнодушен к тому, что изучает, а кому-то весеннее солнце, весенняя бодрость, наоборот, помогают вникать во все, что интересно.
– А что, разве осталось что-то в Стране исторических источников, что мы не посетили? – задал вопрос Ваня.
– Осталась еще очень большая область, где изучают различные вещественные источники. Ну-ка, вспоминаем: какими вещественными источниками мы уже успели познакомиться?
– Находками археологов, – ответил Алеша.
– А ведь остались еще орудия труда, утварь, одежда, посуда, предметы мебели, роскоши, осветительные приборы... да мало ли что еще! И нас там ожидают встречи со многими знакомыми.
– Какими знакомыми? – поинтересовался Алеша.
– Сейчас попадете туда и увидите.

Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!

И все очутились перед какой-то мастерской.
– Здесь пахнет стружками, – заметила Даша.
Из двери, перед которой у стены стояли деревянные ножки стульев и спинки кресел, вышел хозяин – рослый пожилой человек в шляпе.
– Рад вас приветствовать! Я столяр Джузеппе Сизый Нос. Вы пришли посмотреть на мое ремесло?
– Что-то знакомое! Джузе... где-то читал, – сказал Алеша.
– Какой непосредственный мальчик! Прямо настоящий Буратино, – улыбнулся столяр.
– Вы из книжки про Буратино? – вставила слово Настя.
– Вы все знаете, – заметил столяр. – В своей мастерской я собирал образцы самых разных деревянных изделий. Кто, как не я, столяр, знает цену дереву! Человек начал обрабатывать дерево еще тогда, когда у него появился каменный топор. – Он запел: – Неплохая вещь полено, очень хорошая вещь...
– Из нее можно смастерить что-нибудь вроде ножки для стола, – подхватил Сергей Сергеевич.
– Но сначала человек догадался, что на полено можно сесть, и так появилась самая первая завалинка. А потом увидел, что топором можно выдолбить углубление в полене и вставить туда другое полено. Так появился деревянный сруб.
– А стул, а стол? – спросил Алеша.
– Не так быстро, молодой человек! Сперва из бревна сделали большую гладкую доску и прикрепили ее на бревна внизу.
– Это уже лавка, – определил Ваня.
– Смотрите, вот образец древней лавки. На таких сидели и гости за обедом, и гребцы на корабле. Затем сверху сделали ручки и спинку. Получилось...
– Кресло, – догадался Ваня.
– Кресла с резными спинками были уже в Египте при фараонах. А в Древнем Риме с креслами связана очень интересная история. На площади народных собраний – Форуме устанавливали кресла, в которые садились представители различных племен, управляемых Римом, – трибы. Каждая триба образовала свои ряды. Как вы думаете, как стали эти ряды называться?
– Может быть, трибуны? – предположила Даша.
– Правильно, трибуны! А избранное должностное лицо из той или иной трибы, кстати, стали называть народным трибуном.
– И еще есть судебный трибунал, – заметил Сергей Сергеевич, – а все потому, что судьи первоначально сидели на такой вот трибуне из кресел.
– А помните, как в области Метрологии мы узнали о том, откуда пошел стадион? А здесь мы узнали, откуда на нем трибуны, – заключила Настя.
– Уважаемый Джузеппе, а как появился стол? – спросила столяра Даша.
– Поначалу стол служил только для приема пищи и подношения жертв древним богам. Древние греки называли его "трапеза".
– Вот откуда слово "трапеза", то есть еда, – догадался Ваня.
– В средние века, – продолжал Джузеппе, – король садился с придворными за круглый стол – так было легче видеть всех сидящих. Вот так появились баллады о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Поглядите, синьоры, – у меня есть даже средневековый королевский трон!
– Ого, какой высокий! – отозвался Алеша.
– Это затем, чтобы король был выше своих подданных. А чтоб он... в общем, не болтал ногами, ставили вот такую скамеечку для ног. А знаете, почему трон такой широкий?
– Чтобы на нем сидели и король, и королева? – нашелся Алеша, которому нравилось расположение к нему Джузеппе.
– У королевы чаще всего был отдельный трон. Нет, дело в том, что за троном часто стояли советники, которые подсказывали королю, что говорить на приеме! Видите ли, нередко короли бывали... ну, ниже средних умственных способностей. Почти как мой сказочный Тарабарский король. А еще за троном часто помещалась дверца, ведущая в потайной ход. Туда можно было скрыться в случае опасности.
– Все могут короли, – усмехнулся Сергей Сергеевич. – Эти дворцовые тайны подчас были похитрее тайны золотого ключика!
– Что верно, то верно! В некоторых странах Востока правителя на троне даже спускали на цепях сверху, чтобы все думали, что он нисходит на землю с неба! Но давайте посмотрим более простые деревянные изделия.
Столяр указал на уложенные в углу различные инструменты.
– Поглядите вон на эти веретена. За ними в течение многих веков пряли женщины. Во многих странах существовал обычай, по которому с юных лет будущие невесты готовили себе приданое. А вон там, рядом, – деревянные башмаки.
– Как вы говорите? Деревянные башмаки? – удивился Алеша.
– Ну да, а что в этом такого? Ведь простым людям приходилось много ходить по немощеным и грязным дорогам, и спасала их именно такая обувь. А дальше музыкальные инструменты – деревянные рожки, волынки и струнные...
Тут в мастерскую зашел еще один немолодой человек с большим ящиком, перекинутым на бечевке через плечо.
– А вот и дружище Карло! – представил гостя Джузеппе.
– Папа Карло?
– Ну конечно, – сказал вошедший, – я и есть папа Карло, шарманщик и по совместительству – друг и помощник кукол. Я слышу, что ты, Джузеппе, рассказываешь детям про музыкальные инструменты? Позволь это сделать мне, я все-таки больше понимаю в них толк!
– Давай, Карло, правда твоя, – откликнулся Джузеппе.
– Знаете ли вы, друзья, какими были первые музыкальные инструменты на земле?
– Наверное, всякие дудки, – отозвался Алеша. – Да еще барабаны, бубны – они у всех дикарей были.
– Главное, что первые музыкальные инструменты человек позаимствовал у самой природы. Это были тростинки, издающие внутренний звук на ветру, барабаны-кругляки из звучных бревен и тонкие нити, натянутые на изогнутый прут.
– Так это же лук! – сказал Ваня.
– Но это был и первый струнный инструмент – прообраз арфы и лиры. Арфу знали уже древние египтяне, а в Греции лиру называли кифарой. От кифары, или цитры, в средневековой Испании произошла гитара. Но ее струны уже стали натягивать на деревянную основу. Одновременно люди заметили, что мелодичный звук можно получать от прикосновения к струнам не только пальцев, но и смычка. Так в средние века возникла виола, а от нее произошло все семейство смычковых – виолино, виоле, виолончель...

Продолжение следует