Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и стандартов
начального образования Министерства образования
Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль по оценке навыка чтения первоклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс (1–4)

Апрель

Я добрый, я нежный,
Я месяц Апрель!
Я синий подснежник
И первая трель!
Ручей напевает:
"Апрель – тра-ля-ля!"
И снег убывает,
И преет земля.
Кораблик бумажный
Пустился в поход,
Он очень отважный –
Он к морю плывёт! (35 слов)

(Ю.Вронский)

Вопросы м задания

1. Прочитай и раздели стихотворение на три части.
2. Прочитай выразительно любую часть и озаглавь её.
3. Объясни значение слова "отважный" (кораблик).

Три сына

Было у матери три сына. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трёх сыновей – трёх бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три сына-героя – лётчик... (42 слова)

(В.Осеева)

Вопросы м задания

1. Закончи текст самостоятельно.
2. Каким должен быть защитник Родины?
3. Какие чувства испытывала мать, когда её дети вернулись домой?

На что похожи звёзды

Двое мышат, Мячик и Сухарик, лежали на холмике и смотрели в ночное небо.
– Какие красивые звёзды, – сказал задумчиво Мячик. – Интересно, на что они похожи вблизи?
– Может, на стеклянные бусинки? Или на прозрачные леденцы... – сказал Сухарик.
– Надо влезть на высокое дерево и поближе рассмотреть, – заметил Мячик.
– Что ты, звёзды гораздо выше! Вот если бы корабль построить... – сказал Сухарик.
Но тут мамы позвали мышат ужинать и они рас-про-ща-лись друг с другом... (68 слов)

(В.Живолуб)

Вопросы м задания

1. Какими ты представляешь себе двух маленьких мышат?
2. О чём они рассуждали?
3. Как ты думаешь, на что похожи звёзды? Пофантазируй.

Ледяная королева

Жила была Сосулька. Она очень гордилась своим прозрачным нарядом. Но вот выглянуло ясное Солнышко и заиграло в складках её платья всеми цветами радуги.
Гордая Сосулька стала отворачиваться от Солнышка. Она показывала ему то один бок, то другой.
А подружки-капельки отрывали от прозрачного платья по маленькому клочку и уносили с собой. Гордая Сосулька не замечала этого и становилась всё тоньше. Скоро она совсем исчезла.
Солнышко разогрело край крыши и приготовило его для маленьких воробьёв. (74 слова)

Вопросы м задания

1. Почему Сосулька не замечала ласки и доброты Солнышка?
2. Почему Солнышко так настойчиво обогревало Сосульку?
3. Прочитай заголовок и подумай, почему текст так назвали?

2-й класс (1–4)

Скворечник

Один русский учитель, попав в Восточную Африку, повесил в школьном саду скворечник.
"Заведутся птицы, вот славно будет!" – думал он.
Но вскоре увидел, что из скворечника выглядывает... рогатая голова. Ящерица агама! А еще через месяц из домика выбежала целая стайка красно-зелёных агамят. Вылупились из яиц. (46 слов)

(С.Сахарнов)

Вопросы м задания

1. Почему учитель повесил в школьном саду именно скворечник?
2. Какая неожиданность поджидала его через месяц?
3. Поиграй со словом "агама". Получи из него другие слова.

Вечерний хоровод

Добрый вечер, сад-сад!
Все берёзки спят-спят,
И мы скоро спать пойдём.
Только песенку споём.
Толстый серый слон-слон,
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки...
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветков
И зелёненьких жучков!
До свиданья, сад-сад!
Все берёзки спят-спят...
Детям тоже спать пора –
До утра! (60 слов)

(С.Чёрный)

Вопросы м задания

1. Какую песню напоминает тебе стихотворение Саши Чёрного?
2. Словами из текста подтверди, что стихотворение похоже на колыбельную.
3. Какой страшный сон приснился слону? Почему?

Крокодилята

(Из книги "Осколки кокосового ореха")

Лежит на берегу болота куча прелых листьев. Вылезла из воды крокодилиха, мордой кучу разбросала, когтистыми лапами давай песок разгребать.
– Что трудишься, потеряла что?
– Ничего не потеряла. Яйца мои тут в тёплом песке лежали. Срок им настал.
– Как узнала?
– Дети мои голос подали, квакать начали.
И верно – белые с зелёными точками яйца – ква-ква! Пора вылупляться крокодилятам, пора опрометью к воде бежать. (61 слово)

(С.Сахарнов)

Вопросы м задания

1. Как крокодилиха узнала, что пора крокодилятам появляться на свет?
2. Какими крокодилята появляются на свет? Какое выражение помогло тебе это понять?
3. Кого тебе напоминает крокодилиха как мать?

Павлин

(Басня)

Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари.
И все птицы за его красоту выбрали его царём. Сорока и говорит:
– Скажи же ты нам, павлин: когда ты царём будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?
Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И не взяли его царём, а взяли орла. (68 слов)

(Л.Н. Толстой)

Вопросы м задания

1. Почему птицы хотели выбрать царём павлина? Почему они выбрали царём орла?
2. Какая из пословиц подойдёт к этой басне?

  • Не гонись за красотой, тянись за разумом.

  • Не храбрись на печи, храбрись на поле.

3-й класс (1–4)

1 апреля

Отмечают Праздник Смеха.
Ну потеха! Вот потеха!
Словно целый белый свет
Съел смешинку на обед!
А шальная детвора
Прямо с самого утра
Заключила договор:
Веселить любимый двор.
Постучали к тёте Маше:
– Ой! Сбежала Ваша каша!
А она нам: "Не зевайте!
Быстро кашу догоняйте!" –
Разгадала тётя Маша
Без труда затею нашу.
Забегаем к тёте Свете:
– Ваш ковёр уносит ветер!
Бросилась она во двор –
Точно: улетел ковёр.
Он теперь висит на крыше,
А помог нам... дядя Миша.
Невзирая на года,
Он затейник – хоть куда!
А сердитой тёте Моте
Мы сказали: "Мышь в компоте!"
А она – скорей к соседке:
Доставать для мышки клетку.
Мы компота отхлебнули,
Посидели, отдохнули.

И оставили посланье:
"Было вкусно. До свиданья!"
Так, забыв про грусть и лень,
Мы шутили целый день.
Вот бы десять раз в неделю
Было Первое апреля! (131 слово)

(В.Албул-Глебова)

Вопросы м задания

1. Чем замечателен праздник 1 апреля?
2. Какие шутки устраивали дети?
3. Вспомни, кто поверил шуткам детей?
4. Какое это стихотворение по настроению? 

Маленький принц

(Отрывок из главы ХХ)

Долго шёл Маленький принц через пески, скалы и снега и наконец набрёл на дорогу. А все дороги ведут к людям.
– Добрый день, – сказал он.
Перед ним был сад, полный роз.
– Добрый день, – отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
– Кто вы? – спросил он, поражённый.
– Мы – розы, – отвечали розы.
– Вот как... – промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!
"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! – подумал Маленький принц. – Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже..."
А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда... какой же я после этого принц..."
Он лёг на траву и заплакал. (193 слова)

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопросы м задания

1. Какой сюрприз приготовила планета Земля Маленькому принцу, гостю с другой планеты?
2. Почему он почувствовал себя глубоко несчастным?
3. Вспомни, кого искал Маленький принц на планете Земля? Почему?

Топор

Пошёл топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается:
– Моя воля: хочу – зарублю, хочу – мимо пройду, я здесь хозяин. А в лесу берёзка росла, весёленькая, кудрявая, старым деревьям на радость.
Увидел топор берёзку и стал куражиться:
– Кудрявая, я тебя начну рубить, только щепки полетят...
– Не руби меня, топор, мне больно будет.
– А ну-ка поплачь!
Золотыми слезами заплакала берёзка, веточки опустила.
– Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.
Захохотал железный топор, наскочил на берёзку – только щепки полетели...
Калиновый мост топору говорит:
– Ты зачем в лесу озорничаешь, сестёр моих рубишь? Огрызнулся топор, шлёпнулся в воду и потонул... (96 слов)

(По A.H. Толстому)

Вопросы м задания

1. Кого тебе жалко в этой сказке, кого – нет?
2. За что был наказан топор?
3. Объясни смысл слова "куражиться"?

Честное гусеничное

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
– До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
– Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
– Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (111 слов)

(В.Берестов)

Вопросы м задания

1. Используя слова текста, опиши главного героя произведения.
2. Что испортило настроение Гусеницы? Как ты думаешь, почему?
3. Как всё живое относится к самому себе? Как окружающие должны вести себя в подобных ситуациях?

4-й класс (1–4)

Русь

Под большим шатром
Голубых небес
Вижу – даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу:
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

По седым морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга
За тебя в нужде
Сложить голову.

(175 слов)

(И.Никитин)

Вопросы м задания

1. Что вызывает у тебя гордость за свою Родину?
2. Это стихотворение поистине песнь России. Какое сочетание более точно характеризует данное стихотворение?
"Ласковая песнь России"; "душевная песнь России", "величавая песнь России"
3. Как по-другому можно назвать это стихотворение? (... России!)
4. Почему это стихотворение достойно называться "Гимн"?

И.А. Крылов

Жанр басни – наиболее понятный и близкий самому разному кругу читателей. Недаром Крылов, когда его спросили, почему он пишет именно басни, отвечал, что они понятны каждому: их читают и слуги, и дети". Никто ранее не достигал такой простоты, естественности и, вместе с тем, глубины содержания. Об этом писал Крылову брат, скромный провинциальный офицер: "Читал я басни других людей, по сравнению с твоими – как небо от земли: ни той плавности в слоге, ни той красоты нет, а особливо простоты, с какою ты имеешь секрет писать, ибо твои басни и грамотный мужик, и солдат с такой же приятностью может читать... как и учёный... ты пишешь для всех: для малого и для старого, для учёного и простого, и все тебя прославляют..." Все эти качества басен Крылова объясняются тем, что они уходили своими корнями в глубь народной почвы, питались мудростью и богатством народного творчества и языка. Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы, он имеет право сказать: " Я знаю Русь, и Русь меня знает".
Басни Крылова выражают яркую талантливость и мудрость русского народа, изумительное богатство его языка и являются неотъемлемым достоянием русской национальной культуры. (178 слов)

(Н.Степанов)

Вопросы м задания

1. Что в творчестве Крылова изумляет читателей?
2. Что лично тебе нравится в баснях Ивана Андреевича?
3. Какие выражения автора, ставшие пословицами, ты используешь в своей речи?

Белые гуси

Высоко в небе, над лесом и над полем, летели белые гуси. Летели-торопились, крыльями махали, шеи вытягивали. А шеи у них белые, и крылья у них белые, каждое перо – белое. Даже воздух вокруг – и тот светился, как белый пух.
Долго летели гуси. Но вот день подошёл к концу, и солнце, скатившись с неба, ушло в лес. И оттуда, из леса, стали подниматься сумерки, воздух пошёл густой и синий. И от этого воздуха всё кругом вдруг стало синим. И гуси, которые летели над лесом, тоже стали синими.
– Смотрите! Смотрите! – закричали люди, показывая в небо. – Синие гуси летят!
– Нет, нет! – закричали в ответ гуси, – мы не синие, мы – белые.
Но люди не поняли их, они услышали лишь: "Га-га-га! Га-га-га!"
Затем наступила ночь. Небо погасло. Все краски и огни на земле погасли. И стала земля чёрной. И гуси, которые летели над землёй, тоже стали чёрными.
– Смотрите! Смотрите! – закричали люди, показывая в небо. – Чёрные гуси летят!
– Нет, нет! – закричали в ответ гуси, – мы не чёрные, мы – белые!
Но люди опять не поняли их.
А когда ночь прошла и солнце поднялось над лесом, гуси наконец закончили свой путь. Они опустились на тихую воду большого озера и поплыли по воде, вытянув шеи. А шеи у них белые, и крылья у них белые, каждое перо – белое. Даже вода под ними – и та сияла-переливалась, как белый свет.
– Смотрите! Смотрите! – закричали люди, показывая на озеро. – Какие красивые белые гуси!
"Га-га-га! Га-га-га!" – закричали в ответ гуси, хлопая крыльями. Они хотели крикнуть: "Мы же говорили, что мы – белые!" (248 слов)

(А. Лельевр)

Вопросы м задания

1. Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести это произведение?
2. Подумай, какого цвета еще могли бы быть гуси? Сделай вставку в тексте (устно)?

Белолобый

(Отрывок)

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат.
Она была уже немолода, и чутьё у неё ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьём, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости.
Свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.
В верстах четырёх от её логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат.
Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.
По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.
Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое. Испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон...
Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя за крыльцо, кричал.
Когда мало-помалу всё это затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что её добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто твёрже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки... Волчиха остановилась и поняла.
Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину и как ни в чём не бывало замахал хвостом и залаял на волчицу. (326 слов)

(А.П. Чехов)

Вопросы м задания

1. Какой представляешь ты себе старую волчицу? Опиши её.
2. Какие испытания выпали на её долю?
3. Какое недоразумение произошло с ней на охоте?
4. Что ты чувствовал, читая этот отрывок?

1-й класс (1–3)

* * *

Воздух свеж и чист...
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага
Вольных
Воробьёв
Ворону гонит из кустов...
Весна готовит свой парад –
Весь мир
Весне
Весёлой рад! (33 слова)

(В.Викторов)

Вопросы м задания

1. К какой части стихотворения тебе хотелось бы нарисовать иллюстрацию? Опиши её.
2. Какие весенние запахи можно ощутить, читая начало стихотворения?
3. Как ты понимаешь словосочетание "ватага воробьёв"? С каким словом можно ещё употребить слово "ватага"?

Волчата

Волчата ещё такие маленькие, что и на волков совсем не похожи: кривоногие, головастые.
Играют около логова-норы, за бабочками гоняются, возятся, а услышат – ветка хрустнет, сразу прячутся в норе.
Как волчата подрастут, волки будут брать их с собой на охоту, пока не станут они настоящими большими волками. (47 слов)

(Н.Сладков)

Вопросы м задания

1. Кого напоминают тебе маленькие волчата?
2. Что, по твоему мнению, объединяет маленьких животных, птиц и даже детей? Чем они похожи друг на друга? 

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и вы-ско-чил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спря-тал-ся, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и при-тво-рил-ся мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать пе-ре-стал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в о-пас-нос-ти от товарищей убегают. (84 слова)

(Л. Толстой)

Вопросы м задания

1. Какой случай произошёл с двумя товарищами?
2. В каких словах выражена главная мысль басни? Прочитай её вслух.
3. За какого героя ты переживал, читая рассказ? Почему?

 Мой кораблик

Подхватил ручей мой кораблик и понёс его. Кругом волны кипят, подбрасывают его, из стороны в сторону кидают. А кораблик плывёт дальше и дальше. Я рядом с ним бегу. Другие ребята за мной спешат.
Вот и река. Поплыл мой кораблик в речную даль. Вот уже меньше и меньше. Вот уже крохотной точкой мелькнул и скрылся.
Ребята вокруг шумят, кричат:
– Юркин кораблик не потонул, в реку уплыл! Может, до самого моря теперь доберётся. (71 слово)

(Г.Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Составь план рассказа.
2. Перескажи текст.

2-й класс (1–3)

Тигровая кошка

Я проснулся чуть свет и помогал матери чистить картошку. Серёга спал на печи. Рядом с ним, в решете, счастливо урчала кошка – большая, пушистая, с ярким тигровым окрасом и глазами, как спелый крыжовник. В том же решете дремали и котята – их было четверо, – такие же полосатые, только глаза не как крыжовник, а как голубика.
У Серёги не было игрушек, и поэтому он не расставался с кошкиной семьёй: тискал котят и гладил кошку. Когда кошку гладили, из-под ладони так и сыпались зелёные искры. (79 слов)

(А.Пантелеев)

Вопросы м задания

1. Почему маленький Серёга не расставался с кошкой и котятами?
2. Каким тебе показался старший брат Серёжи?
3. Прочитай про себя начало рассказа и дай описание кошки.

Побег

Пожалуйста, спасибо,
Ни слова не сказав,
Ушли вчера от сына
(Мой сын, боюсь, не прав).

Они в дорогу взяли
Котомку и калач,
Лошадку оседлали
И припустили вскачь.

Уехали из дома
Неведомо куда
Дорогой незнакомой,
А нам без них беда!

Мой сын теперь как рыба:
Немой, ни дать, ни взять.
"Пожалуйста", "спасибо"
Не в силах он сказать.

– Пожалуйста! Спасибо! –
Мы просим всей семьёй:
– Скажите, не могли бы
Вернуться вы домой?

Спасибо, возвращайтесь.
Пожалуйста, скорей.
Мы будем очень ждать вас
И встретим у дверей. (82 слова)

(Л.Яхнин)

Вопросы м задания

1. Кто рассказывает нам эту печальную историю?
2. Какие ещё рассказы и сказки на данную тему ты читал?
3. Какой полезный совет ты можешь дать себе и своим друзьям?

Озеро

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть. (99 слов)

(Ю.Ярмыш)

Вопросы м задания

1. Почему поссорились Озеро и Ручейки?
2. За что было наказано Озеро?
3. Какую пословицу тебе хотелось бы напомнить Озеру?

 Добрый клён

Весной возле молодого Клёна появился Росток. Тянулся он вверх быстро, но был такой хилый, что Клён сказал ему:
– Держись за меня, тогда и ты солнце увидишь!
– Спасибо! – прошептал Росток. – Я никогда не забуду этого. Будем друзьями.
Росток быстро набирал силы, тянулся вверх и вскоре добрался до верхушки Клёна. Тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол.
Клён почувствовал, что новый сосед сжимает его, не даёт расти. Но терпел. И только когда ему стало совсем худо, попросил своего ползучего приятеля:
– Слушай, ты не даёшь мне дышать... Не пора ли тебе самому расти? Не всё же время за меня цепляться?!
И тогда сосед зашелестел своей мелкой листвой:
– Эх ты, Клён! Ты даже не спросил, кто я такой. Тот, кто помогает мне, сам погибает. Я, я... Но он не успел договорить. К Клёну подошли мальчишки. Посмотрели на него и встревожились:
– Надо спасать деревцо. И срезали Плющ. Добрый Клён опять зашумел ветвями, зазеленел. (146 слов)

(Ю.Ярмыш)

Вопросы м задания

1. Каким тебе представляется Клён? Расскажи.
2. Почему мальчики очень встревожились, когда увидели Клён и коварный Росток?
3. За что был наказан Плющ?

3-й класс (1–3)

Прохожие и собаки

(Басня)

Шли два приятеля вечернею порой,
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там ещё две-три, и вмиг
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни.
Один было уже прохожий камень взял:
– И, полно, братец!" тут другой ему сказал:
– "Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперёд: я их натуру лучше знаю".
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.

Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут. (100 слов)

(И.А. Крылов)

Вопросы м задания

1. О чём поведал нам великий баснописец?
2. О чём предупреждает нас И.А. Крылов?
3. Объясни своими словами значение слова "завистники".
4. Найди в словаре слово "завистники" и прочитай о значении этого слова.

Ветер и Солнце

(Басня)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотрим, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть что было мочи.
Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ;
Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (158 слов)

(К.Ушинский)

Вопросы м задания

1. Как разрешился спор Солнца и Ветра? 
2. Какие слова выражают мораль басни К.Д. Ушинского? Объясни их значение.
3. Какие из прочитанных произведений ты мог бы перечислить под девизом "Лаской и добротой"?

Солнце и туча

(Отрывок)

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у неё было грозовое настроение.
– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
– Ну транжирь ещё, – не унималась туча, – транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, – смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море. (147 слов)

(Д.Родари)

Вопросы м задания

1. Охарактеризуй главных персонажей этой сказки.
2. Кто и чем нравится тебе, вызывает симпатию? Почему?
3. Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у нее этого не получилось?

Почему?

(Отрывок)

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет очень холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания – я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
– Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
– Будет дождь.
Я попросил:
– Пусти Бума...
– Нет.
– Хоть в кухню... мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.
– Иди спать, – со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно! Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал. Бум не хотел ничего есть, и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся...
И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу.
Я вскочил. Босиком, в одной рубашке, я бросился к двери и широко распахнул её.
– Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
– Мама!
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
– Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. (433 слова)

(В.Осеева)

Вопросы м задания

1. Какие отношения сложились у сына с мамой?
2. Какие чувства переполняли мальчика, когда он совершил проступок?
3. Какое чувство испытал ты, когда дочитал рассказ до конца?

Тексты для чтения про себя

2-й класс (1–4)

Земляничка

(Сказка)

Светило солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал:
– Ягодка созрела красная, душистая!
Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал:
– Дождь пойдёт: мокрый, холодный!
Услышала комара птичка, скорей – на дерево.
Услышала комара мышка, скорей – в норку.
Услышала комара лягушка, скорей – под листок.
Услышала комара змея, скорей – под корень.
Ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что никто не съел её. (101 слово)

(Н.Павлова)

Вопросы м задания

1. О чём говорится в первой части текста?
2. О чём говорится во второй части сказки?
3. Озаглавь эти части.
4. Какое чувство ты испытываешь, когда прочитал концовку сказки?

3-й класс (1–4)

Как папа бросил мяч под автомобиль

Когда папа был ещё маленьким и жил в маленьком городе Павлово-Посаде, ему подарили большой мяч удивительной красоты. Этот мяч был как солнце. Нет, он был даже лучше солнца. Во-первых, на него можно было смотреть, не щурясь.
И он был ровно в четыре раза красивее солнца, потому что он был четырёх цветов. А солнце ведь только одного цвета, да и тот трудно разглядеть. Один бок у мяча розовый, как пастила, другой – коричневый, как самый вкусный шоколад. Верх был синий, как небо, а низ зелёный, как трава. Такого ещё никогда не видели в маленьком городе Павлово-Посаде. За ним специально ездили в Москву. Но я думаю, что и в Москве было мало таких мячей. На него приходили смотреть не только дети, но и взрослые.
– Вот это мяч! – говорили все.
И это был действительно прекрасный мяч. И папа очень гордился. Он вёл себя так, как будто этот мяч он сам выдумал, сделал и раскрасил в четыре цвета. Когда папа гордо выходил на улицу играть своим прекрасным мячом, со всех сторон сбегались мальчишки.
– Ой, какой мяч! – говорили они. – Дай поиграть!
Но папа хватал свой мяч и говорил:
– Не дам! Это мой мяч! Ни у кого такого нет! Его привезли из Москвы! Отойдите! Не трогайте мяч!
И тогда мальчишки сказали:
– Эх, ты жадина!
Но папа все равно не дал им своего чудесного мяча. Он играл с ним один.
А одному играть очень скучно. И жадный папа нарочно играл около мальчишек, чтобы они ему завидовали.
И тогда мальчишки сказали так:
– Он жадный. Не будем с ним водиться!
И два дня они с ним не водились. А на третий день сказали так:
– Мяч у тебя ничего. Это верно. Он большой и раскрашен здорово. Но, если бросить его под машину, он лопнет, как самый плохой чёрный мячик. Так что нечего так уж задирать нос.
– Мой мяч никогда не лопнет! – гордо сказал папа, который к тому времени так зазнался, как будто его самого выкрасили в четыре цвета.
– Ещё как лопнет! – смеялись мальчишки.
– Нет, не лопнет!
– А вот идёт машина, – сказали мальчишки. – Ну что же ты? Бросай! Или испугался?
И маленький папа бросил свой мяч под машину. На минуту все замерли. Мяч прокатился между передними колесами и угодил под правое заднее колесо. Машина вся перекосилась, переехала мяч и помчалась дальше. А мяч остался лежать совершенно невредимым.
– Не лопнул! Не лопнул! – закричал папа и побежал к своему мячу. Но тут раздался такой шум, как будто выстрелили из маленькой пушки. Это лопнул мяч.
И когда папа добежал до него, он увидел только пыльную резиновую тряпку, совсем некрасивую и неинтересную. И тогда папа заплакал и побежал домой. А мальчишки хохотали изо всех сил.
– Лопнул! Лопнул! – кричали они. – Так тебе и надо, жадина!
– Когда папа прибежал домой и сказал, что сам бросил свой чудный новый мяч под машину, его сразу же отшлёпала бабушка. Вечером пришёл с работы дедушка и тоже отшлёпал его.
При этом он говорил:
– Бью не за мяч, а за глупость.
И долго еще потом все удивлялись: как это можно было бросить такой хороший мяч под машину?
– Только очень глупый мальчик мог сделать это! – говорили все.
И долго ещё все дразнили папу и спрашивали:
– А где же твой новый мяч?
И только один дядя не смеялся. Он попросил папу все рассказать ему с самого начала.
Потом он сказал:
– Нет, ты не глупый!
И папа очень обрадовался.
– Но зато ты жадный и хвастливый, – сказал дядя. – И это очень печально для тебя. Тот, кто хочет один играть со своим мячиком, всегда останется ни с чем. Так бывает и у детей, и у взрослых. Так будет и у тебя всю жизнь, если ты останешься таким же.
И тогда папа очень испугался, и заплакал изо всех сил, и сказал, что он не хочет быть жадным и хвастливым. Он плакал так долго и так громко, что дядя поверил ему и купил новый мяч. Правда, он был не так красив. Но зато все соседские мальчишки играли этим мячом. И было весело, и никто не дразнил папу жадиной.

(А.Раскин)

Вопросы м задания

1. Как мальчики подшутили над моим папой?
2. Как взрослые отнеслись к его поступку?
3. Раздели текст на части. Озаглавь их.

4-й класс (1–4)

Маленький принц

(Отрывок)

Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-нибудь другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.
– Добрый вечер, – сказал на всякий случай Маленький принц.
– Добрый вечер, –- ответила змея.
– На какую это планету я попал?
– На Землю, – сказала змея. – В Африку.
– Вот как. А разве на Земле нет людей?
– Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.
– Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся, – задумчиво сказал он. – Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог опять найти свою. Смотри, вот моя планета – прямо над нами... Но как до неё далеко!
– Красивая планета, – сказала змея. – А что ты будешь делать здесь, на Земле?
– Я поссорился со своим цветком, – признался Маленький принц.
– А, вот оно что... – И оба умолкли.
– А где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне всё-таки одиноко...
– Среди людей тоже одиноко, – заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на неё.
– Странное ты существо, – сказал он. – Не толще пальца...
– Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, – возразила змея.
Маленький принц улыбнулся.
– Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...
– Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, – сказала змея.
И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.
– Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, – сказала она. – Но ты чист и явился со звезды...
Маленький принц не ответил.
– Мне жаль тебя, – продолжала змея. – Ты так слаб на этой Земле, жёсткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...
– Я прекрасно понял, – сказал Маленький принц. – Но почему ты всё время говоришь загадками?
– Я решаю все загадки, – сказала змея. И оба умолкли.
Маленький принц пересёк пустыню и никого не встретил. За всё время ему попался только один цветок – крохотный, невзрачный цветок о трёх лепестках...
– Здравствуй, – сказал Маленький принц.
– Здравствуй, – отвечал цветок.
– А где люди? – вежливо спросил Маленький принц.
Цветок видел однажды, как мимо шёл караван.
– Люди? Ах да... Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать – неизвестно. Иx носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно.
– Прощай, – сказал Маленький принц.
– Прощай, – сказал цветок.
Маленький принц поднялся на высокую гору.
"Какая странная планета!– подумал Маленький принц. (393 слова)

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопросы и задания

1. Как Маленький принц оказался на земле?
2. Что вызвало у него удивление на чужой планете? Расскажи.
3. Кого он стремился увидеть? Почему?

2-й класс (1–3)

Кот в сапогах

Старый мельник, умирая, оставил в наследство трём своим сыновьям мельницу, осла и кота.
Старшему сыну, конечно, досталась мельница. Средний сын получил осла.
А самому младшему пришлось взять себе кота.
Сел на камень бедняга и пригорюнился.
– Ну и наследство, – вздыхал он. – И сам не прокормишься, да и кота кормить надо.
А кот вдруг и говорит:
– Не горюй, хозяин! Дай мне мешок, пару сапог покрепче и шляпу с пером. Тогда и узнаешь, чего я стою.
Младший сын только усмехнулся в ответ, но что ему оставалось делать? Кот хитёр и проворен. Вдруг и вправду поможет?
Напялил кот шляпу, натянул сапоги, сунул в мешок пару морковок и зашагал в лес. Там он кинул раскрытый мешок на траву, а сам затаился в кустах.
Прискакал глупый кролик и сунулся в мешок полакомиться морковкой. Тут кот выскочил, затянул бечёвку и поспешил прямо во дворец к королю.
Войдя в королевские покои, кот низко поклонился королю и королеве и молвил:
– Ваше величество, примите в дар от моего хозяина маркиза де Карабаса этого жирного кролика.
Король благосклонно принял подарок.
С тех пор кот повадился носить во дворец от имени своего хозяина всякую дичь – куропаток, перепелов, кроликов. И каждый раз приговаривал:
– Мой хозяин маркиз де Карабас подстрелил эту птичку для вас и вашей дочери, прекрасной принцессы.
А принцесса и впрямь славилась своей красотой.

Много приключений пережили сын мельника и его верный кот. Кот победил злого великана и завладел его замком...

Когда королевская карета въехала в ворота замка, который раньше принадлежал злому великану, кот прокричал:
– Добро пожаловать в замок маркиза де Карабаса!
– О, маркиз! – воскликнул король. – Это не просто замок, а настоящий дворец! Вы сказочно богаты, господин де Карабас. Мне по душе ваше благородное имя. Королева покорена вашей учтивостью. А принцессе пора выходить замуж. Я готов отдать за вас мою дочь.
Принцесса улыбнулась и, покраснев, кивнула в знак согласия. Мельников сын поверить не мог своему счастью. Кот заделался знатным вельможей. Он важно похаживал по замку, постукивал каблуками и помахивал шляпой с пером. (319 слов)

(По сказке Ш.Перро)

Вопросы и задания

1. Какое наследство получил каждый из сыновей?
2. Как младший сын отнёсся к своему "богатству"?
3. Как кот угождал своему хозяину и заботился о нём?
4. Чем закончилась сказка?

3-й класс (1–3)

На реке Серебрянке

Юра и Серёжа сидели на берегу, смотрели на свои поплавки. Клёва не было. За два часа ребята поймали пару пескарей и окунька. Разве это улов? Коту на один зубок.
Над прибрежной осокой летали голубые стрекозы. Наблюдать за ними было интересно. Они то прерывали свой полёт и зависали в воздухе, словно крошечные вертолётики.
– Вот дают! – сказал Юра, заглядевшись на стрекоз. – И чего они носятся, как сумасшедшие?
Серёжа зевнул:
– Комаров ловят. – Он приехал на лето из города и люто ненавидел комаров.
– Какие комары в такую жару!.. Тебя хоть один укусил?
Вместо ответа Серёжка потянулся, вздохнул и, помолчав, произнёс:
– Искупаться бы.
– Ты что?! Всю рыбу распугаешь.
– Да где она, рыба? – буркнул Серёжка, взглянув на уснувший поплавок. – Она вся вглубь ушла. Там похолоднее небось.
К реке прибежала Зойка.
– Ну, как, рыбаки? Много наловили? – с улыбочкой спросила она.
Вопрос её мальчишкам не понравился.
– Кое-что есть, – уклончиво ответил Юра.
– Что поймали – всё наше, – вяло поддержал приятеля Серёжка.
– До села сами донесёте или помочь? – произнесла Зойка серьёзным голосом.
– Ладно, иди купайся, – сказал Серёжка
– Только не здесь, – предупредил Юра. – Рыбу распугаешь.
– Да кто в жару рыбу ловит! Бросьте вы это дело, будем купаться.
Зойкина изба стояла к реке крайней, и девчонка прибежала прямо в купальнике. Купальник был ярко-голубой, а на нём жёлтые рыбки с чёрными полосками. Мальчишки посмотрели на этих рыбок, потом на банку с двумя пескариками и окуньком, потом на поплавки, которые всё так же спали на воде...
– Пошли купаться, – сказал Юра.
– Наконец! – обрадовался Серёжка.
Они побежали к большому валуну.
– Змея! – вдруг отпрыгнул в сторону Серёжка и схватил камень.
– Где? – тоже взялся за палку Юра.
– Да вон. По траве ползет.
– Не бейте! – закричала Зойка. – Это уж.
Юра отбросил палку в сторону. Но Серёжка, всё ещё сжимая в руке камень, спросил:
– Ты откуда знаешь?
– Смотри – на голове жёлтые отметины.
– Ну и что? – спросил Серёжка.
– Уж это – вот что. Оставь свой камень.
– Нам Пётр Петрович говорил в школе: змея никогда первая на человека не нападёт. Просто нужно уйти от неё поскорее.
Возле большого валуна ребята вошли в воду. Они ныряли, окатывали друг друга брызгами, смеялись.
– Гляньте, – крикнула Зойка и показала рукой. По Серебрянке, чуть приподняв головку и красиво извиваясь, плыл к другому берегу уж. (334 слова)

(О.Тихомиров)

Вопросы м задания

1. Раздели текст на логически законченные части. Составь план.
2. Что нового для себя ты узнал, прочитав этот рассказ?
3. Какие чувства и мысли возникли у тебя после прочтения этого рассказа?