Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ЛЕОНОВА,
учитель школы № 61,
г. Москва

По дорогам сказок

Цель. Прививать интерес к чтению сказок; расширять знания детей о творчестве датского сказочника Х.К. Андерсена; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать скромность, уважительное отношение к людям.

Оборудование. Портрет Х.К. Андерсена; выставка книг; кроссворды; занимательный и иллюстративный материал; Политическая карта мира.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока

Учитель. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим об одном из любимых жанров литературы. Для этого надо в пропущенные клеточки вставить глухие согласные.

На доске:

Дети. Это сказка.

Учитель открывает на доске тему урока.

На доске:

"По дорогам сказок"

У. Ребята, мы сегодня поговорим об известных сказках, их авторах. Вспомним отличия сказки от других литературных произведений и поговорим об известном датском сказочнике.

III. Игра "Узнай сказку"

В процессе игры оформляется выставка книг.

У. В том, что вы любите сказки, я не сомневаюсь. А можете ли вы узнать героев сказок и их авторов?

Заранее подготовленные дети выходят к доске и задают учащимся придуманные вместе с учителем вопросы.

Ученик 1. Я расскажу о том, почему со мной это случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался своих родителей и убежал от них. Но я веселый и люблю петь. Я спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я ее пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Ведь я был сделан для того, чтобы мной питались, пока я не стал черствым. Не правда ли?

Д. Это герой русской народной сказки "Колобок".

Ученик 2. Отгадав ребусы, вы назовете сказку.

Он показывает следующие ребусы:

Ученик 3. Выходит девочка и плачет. "Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажете, где его искать?"

Д. Это героиня русской народной сказки "Гуси-лебеди".

Ученик 4. Из какой сказки этот отрывок?

Ну, так видите ль, миряне,
Православны христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит,
И нисколько не потужит
Он о братьях, об отце
В государевом дворце.
Да и что ему до братьев?
У Ивана красных платьев,
Красных шапок, сапогов
Чуть не десять коробов;
Ест он сладко, спит он столько,
Что раздолье, да и только!

Д. Это сказка П.Ершова "Конек-горбунок".

У. Я тоже приготовила для вас загадку. Пользуясь методом исключения, вы узнаете моего героя.

Герой этой сказки – веселый человечек.

Д. Буратино, Незнайка, Карлсон, Пиноккио, Чиполлино...

По мере ответов учитель выставляет соответствующие книги, а дети называют их авторов.

У. Он все время что-нибудь придумывает.
Он всегда находит выход из сложных ситуаций.
Автор книги жил в России.
У моего героя есть друзья, но есть и враги.
Он не любит подчиняться девчонкам.
Он сделан из того же материала, что и волшебный предмет феи из сказки Ш.Перро "Золушка".

Д. Буратино.

IV. Повторение пройденного материала

У. Ребята, вы молодцы. Справились со всеми заданиями. Но ответьте на вопрос. Почему книги с этими сказками я разложила в два ряда?

Д. В одном ряду находятся русские народные сказки, а в другом – авторские.

У. Совершенно верно.

На доске:

 – Все сказки можно разделить на авторские и народные. Какие сказки появились раньше?

Д. Народные.

У. Как дошли до наших дней народные сказки?

Д. Их рассказывали взрослые детям.

У. Может ли автор использовать сюжет народной сказки?

Д. Может.

У. Хорошо, ребята! А чем сказки отличаются от других литературных произведений – рассказов, повестей и т.д?

Д. Сказки начинаются с зачинов: "жили-были", "в некотором царстве"...
– В сказках часто встречаются устаревшие слова "око", "перст", "уста"...
– В сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".
– В сказках есть волшебные цифры: три медведя; одно дело совершается три раза...
– В сказках разговаривают звери, растения, предметы.
– Почти во всех сказках побеждает добро.
– В сказках может быть волшебство.

У. Вы порадовали меня своими знаниями.

V. Знакомство с новым материалом

У. А сейчас поговорим об одном сказочнике, книги которого вы, я думаю, читали. Вы узнаете, о ком я говорю, разгадав кроссворд.

Дети работают группами по 4–5 человек. Каждой группе учитель дает кроссворд. В выделенных клеточках дети прочтут фамилию сказочника.

Вопросы:

1. Средство передвижения Бабы-Яги.
2. Как звали сестру Иванушки?
3. Кто нес девочку в коробе на спине?
4. Первая часть имени – ...-Горыныч.
5. Имя девушки – "...-искусница".
6. Какую птицу называли разбойником и она всех пугала своим свистом?
7. Кто рассмешил Царевну-Несмеяну?
8. Девочка с голубыми волосами.

Ответы: 1. Ступа. 2. Аленушка. 3. Медведь. 4. Змей. 5. Марья. 6. Соловей. 7. Емеля. 8. Мальвина.

У. О каком сказочнике идет речь?

Д. Этого сказочника зовут Андерсен.

Учитель показывает портрет писателя.

У. Кто читал сказки Андерсена? Чем они вам нравятся?

Дети отвечают на вопросы, а учитель оформляет выставку книг писателя.

У. Ребята, Андерсен – датский писатель. Он жил в Дании.

Учитель показывает детям на карте Данию и ее столицу.

– Вы молодцы! А вот дома я попрошу вас вместе с родителями узнать об этой стране из справочной литературы. Какие сказки Андерсена вы уже знаете?

Д. "Огниво", "Свинопас", "Стойкий оловянный солдатик"...

У. Вспомнив предметы и персонажей сказок датского писателя, вы узнаете название столицы Дании.

Каждая группа детей получает кроссворд.

Вопросы:

1. Какой подарок преподнесли эльфы Дюймовочке?
2. С кого не сводил глаз оловянный солдатик?
3. Из чего Эльза сшила рубашки для лебедей?
4. Что было нарисовано на всех воротах города, когда король с королевой отправились на поиски принцессы?
5. Какой наряд для короля сшили без ниток и ткани портные?
6. Что просила достать ведьма солдата?
7. Кому рассказывал сказки Оле-Лукойе?
8. Кто хотел подарить мертвую ворону дочери короля?
9. Кого желал увидеть и услышать император Китая?
10. Что находилось под пуфяками и перинами в кровати принцессы?

Столица Дании – _____________ .

Найди этот город на карте.

Ответы: 1. Крылышки. 2. Танцовщица. 3. Крапива. 4. Крест. 5. Никакой. 6. Огниво. 7. Эльмар. 8. Ганс. 9. Соловей. 10. Горошина.

– Какой город является столицей Дании?

Д. Копенгаген.

У. Вы знаете много сказок Андерсена. Но сегодня мы познакомимся еще с одной из них. Это сказка "Штопальная игла".

Учитель раздает детям книжки с этой сказкой, взятые в школьной библиотеке.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

На доске:

сургуч (словарь)
самодовольство
драгоценность
зазнайка
чванство
смертный (словарь)
ломовая телега
водосточная труба

– Эти слова встретятся вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Воспользуемся для этой работы Толковым словарем С.Ожегова.

Дети объясняют смысл слов.

 В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.

На доске:

Не падать духом – ____________ .

Не задирать носа – ___________ .

Д. Не унывать, не зазнаваться.

VI. Физкультминутка

VII. Работа с текстом

У. А теперь прочитаем сказку.

Дети читают "по цепочке".

– Каким образом штопальная игла стала брошкой?

Д. Ею закололи шейный платок.

У. Прочитайте, как к этому она отнеслась?

Дети зачитывают отрывок.

– Как вы понимаете выражение "занять высокое положение"?

Д. Стать самым главным.

У. Прочитайте, как иголка реагировала на появление щепок, соломинки, клочков старых газет, когда она находилась на дне канавы.

Дети зачитывают отрывки.

 Что вы можете о ней сказать?

Д. Иголка – хвастливая. Любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Она считает себя красивой, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания.

У. Найдите в тексте отрывок, где беседуют иголка и бутылочный осколок. Прочитаем их диалог по ролям.

Дети читают отрывок.

– Что стало с иголкой?

Д. Она так и осталась лежать на дороге, сломанная и ржавая, и никто на нее не обращал внимания.

У. Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?

Д. Да, важная. Ею шьют, штопают, вышивают, сметывают изделия.

У. Но ведь тогда действительно она может хвастать своим положением.

Дети оспаривают предположение учителя, указывая на важность и других предметов в доме.

VIII. Итог урока

На доске:

Хвастливое слово гнило.
Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
Ложь человека не красит.

У. Прочитайте пословицы, записанные на доске. Объясните их смысл.

Дети выполняют задание.

– Выберите из этих пословиц одну, которая подходит к этой сказке.

Д. Подходит первая пословица.

У. Скажите, а в каких сказках идет речь о хвастовстве?

Д. "Колобок", "Три поросенка", "Сказка про храброго зайца"...

У. А теперь попробуйте прочитать еще одну пословицу, записанную на доске.

На доске:

Д. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

У. Правильно. Объясните, как вы ее понимаете. Какой урок можно вынести из сказки "Штопальная игла"?

Дети отвечают.

– Ребята, перед вами выставлены книги со сказками Андерсена, которые мы уже сегодня упоминали. Какие качества людей автор осуждает?

Д. Жадность, глупость, завистливость...

У. А какие человеческие пороки осуждаются в русских сказках?

Д. Те же самые.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. В сказках осуждаются одни и те же пороки людей, живущих в любой стране и в разное историческое время.

IХ. Домашнее задание

У. Ребята, вы сегодня хорошо работали, познакомились еще с одним произведением Андерсена. На дом я даю задание на листочках. С ним легко справятся те из вас, кто читал и другие сказки этого автора. Желаю вам удачи в этой работе.

Учитель раздает детям домашнее задание.

1. Прочитай слова, отделяя их друг от друга:

императоркорольпринцессасвинопасведьмасолдатразбойница
кафтанмундирсереброоленькаретаоловослужанкарозажених
воронкурицаласточкакротнорапаукэльфысолнышколебедиперышко
обманщикизеркалодворецпадчерицастарушкабратьяуткакурица
пещеразамоккрапиваепископтанцовщицатрубочистсоловей

Выпиши непонятные слова и узнай их значение:

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

2. Впиши в клетки имена героев из сказок Х.К. Андерсена.

Ответы: Кай, Герда, Эльза, Эльмар, Августин.

3. Из какой сказки эти строки:

"Он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его..."?

Ответ: "Гадкий утенок".

4. В какой сказке Андерсена встречаются эти предметы:

Роза – ________________ .

Горшочек – ___________ .

Горошина – ___________ .

Ответ: "Свинопас", "Дюймовочка", "Принцесса на горошине".

5. Прочитай пословицы и подумай, к каким сказкам они подходят больше всего.

а)

Ответ: Не бросай друга в несчастье.

б) а1, в4, б2, а3, б5, в1, а2, б1, б2, а2, а3, а2, в3, а2, б1, б3, а4, а2, б2, в4, в2, в1, а3, а2, б4, а2.

Ответ: За глупою головой и ногам плохо.

в)

Ответ: Хитрость и смекалка – родные сестры.

6. В каждом слове замени букву и составь "цепочку":

роза

···· появляется на траве по утрам

···· есть у девочек, бывает у мальчиков

···· домашнее животное

роза

В каких сказках встречается роза?

Ответ: роза – роса – коса – коза – роза.

7. Отгадай ребусы.

Ответы: ворона, карета, подарок, горошина.

Публикация статьи произведена при поддержке компании Rentalexpert.ru. Перейдя по ссылке http://rentalexpert.ru/, Вы узнаете все о аренде и прокате автомобиля. Вы любите путешествовать с помощью автомобиля? Или Вас ожидает деловая встреча и Вы хотели бы выглядеть на ней презентабельно? Rentalexpert.ru предлагает Вам автомобили любого класса и комплектации. На сайте компании Вы можете узнать о ценах и условиях подробнее.