Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Антонина МИРОНОВА,
школа № 2
г. Алатырь ОЙ.

Люблю березку русскую

"На березе", "под березой", а главное – "о березе". Для чего в нашей речи нужны предлоги и как с их помощью поговорить о русском дереве? На эти вопросы поможет ответить план-конспект урока, составленный учителем школы № 2 г. Алатырь Антониной МИРОНОВОЙ.

2-й класс

Тема. "Предлоги".

Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать правило на основе подводящих к этому выводу упражнений, воспитывать у детей любовь к родной природе.

Оборудование. Общедемонстрационная таблица с предлогами, дидактические карточки с текстом "Береза", картины березы в весеннее и летнее время года.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель.

Слышите, звенит звонок,
Говорит: "Начнем урок!"

Садитесь, дети. Сейчас у нас будет урок русского языка.

II. Постановка темы урока

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи и узнаем о том, как она пишется.

III. Чистописание

На доске – карточка со словом, перевернутая обратной стороной.

У. Слово спряталось. Чтобы узнать, какое слово мы будем писать, нужно отгадать загадку. Прочитайте и подумайте, что это?

На доске:

В белом сарафане
Встала на п...ляне.
Л...тели птицы,
Сели на к...сицы.

– Что это?

Дети. Это береза.

У. Какие слова помогли догадаться, что это береза?

Д. Белый сарафан – это ствол березы, косицы – это ее ветви.

У. Прописываем слово береза.

Учитель показывает правильное написание слова, обращая внимание на соединения и орфограммы.

IV. Орфографическая пятиминутка

У. Вернемся к нашему стихотворению-загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Вам надо записать текст в тетрадь, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.

Дети выполняют задание.

V. Знакомство с новым материалом

У. Какие слова из стихотворения вы называете "маленькое словечко"?

Д. Слова в, на.

У. У этих "маленьких словечек" есть специальное название. Прочитаем об этом в учебнике.

Правило

Слова к, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о, около, об, за – предлоги.

У. Как называются наши "маленькие словечки"?

Д. Предлоги.

У. Вам надо будет запомнить, как пишутся основные предлоги. Посмотрите на доску. (На доску прикрепляется плакат.)

На доске:

в, к, с – с одной согласной буквой
на, за – с буквой а
о
, об, от, до, по, во – с буквой о
под
, над – с буквой д
из
, без – с буквой з

 Прочитайте текст. Назовите предлоги. Конечно, это не все предлоги, существующие в русском языке. Но пока запомним написание этих.

Дети выполняют задание.

– Положите перед собой карточки с текстом. Прочитайте его.

Карточка

Это дерево легко узнать.
Кора ... его стволе белая.
Приложи ... коре ладошку.
Кора гладкая, шелковистая.
... березки ветви гибкие,
... красивыми листочками и сережками.

– Хорошо ли понятен текст?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Не хватает предлогов.

У. Почему в некоторых предложениях были нужны предлоги?

Д. Без предлога нельзя понять смысл предложения. В предложении нет связи слов между собой.

У. Прочитаем правило в учебнике.

Правило

Предлоги служат для связи слов в предложении.

– Вот мы и узнали, для чего нужна эта часть речи. Как пишутся предлоги? Для этого снова вернемся к нашей загадке. Обратите внимание на написание предлогов с другими словами.

Д. Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

У. Чтобы проверить правильность нашего предложения, прочитаем правило в учебнике.

Правило

Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

– Попробуем составить одно большое правило.

Д. Предлог – это часть речи, которая пишется раздельно с другими словами и служит для связи слов в предложении.

У. Выпишите из текста на карточках одно любое предложение о русской березе и подчеркните предлоги.

Дети выполняют задание.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой березки! Любит наш народ свою зеленую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.

Какую пользу приносит береза?

Если дети не знают, то познавательные сведения сообщает учитель.

  • Из почек приготавливают лекарства.

  • Из ветвей делают метлы и веники.

  • Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.

  • Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

  • Из древесины березы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.

– Ребята, я не сказала о березовом соке. Народная пословица гласит: "Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь". Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Вот как важно беречь березы.

Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом береза. Спишите, вставляя нужные предлоги.

На доске:

спрятался ... березу
забрался ... березу
сидел ... березой
упал ... березы

– Проверяем, подчеркиваем предлоги.

Дети записывают словосочетания в тетради. Один ученик вставляет предлоги у доски для дальнейшей проверки.

– Прочитайте последнее словосочетание.

Д. Упал с березы.

У. Какой предлог слышится?

Д. Предлог з.

У. Почему написали с?

Д. Предлога з не бывает.

У. Предлоги пишутся всегда одинаково, независимо от того, как произносятся. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

VIII. Итог урока

У. Подведем итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?

Д. О предлогах.

У. Что вы о них узнали? Для чего они нужны?

Дети еще раз формулируют выведенное ими правило.

– Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.

IХ. Домашнее задание