Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана КУДАНКИНА,
п. Возжаевка,
Амурская область

C берега на берег

Урок русского языка в 1-м классе (1–4)

1-й класс

Тема. "Перенос слова".

Цели. Познакомить учащихся с правилами переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с учетом особенностей слогов; совершенствовать умение делить слова на слоги; расширять знания детей об окружающей действительности.

Оборудование. Рисунок поляны с цветами, гербарий, рисунки ландыша и подснежника, плакат с изображением камня, на котором – правила переноса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Звучит музыка П.И. Чайковского. Учитель читает стихотворение С.Я. Маршака.

Учитель.

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Апрель – зажги снега! Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что-то еще будет!
Урок у нас сегодня будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. Вот и сегодня она познакомит нас с правилом, которое поможет без ошибок переносить слово с одной строчки на другую, а мы поможем весне прийти к нам в гости и порадуем ее своими делами и знаниями.

III. Чистописание

У. А сейчас – каллиграфическая минутка. Этот элемент – весенний ручеек. Он бежит, звенит, радуется, сверкает, переливается.

На доске:

– На следующей строке вспомним написание элементов строчной и заглавной букв К к.

На доске:

 По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

– К элементам букв добавим цветы и листья.

На доске:

– Весна приходит к нам не одна. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны цветы.

IV. Повторение изученного материала

У. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Первые, появились, цветы, весенние.

– Можно сказать, что это предложение?

Дети. Нет.

У. Почему?

Д. Предложение выражает законченную мысль.

– Предложение сообщает о чем-либо, слова в предложении связаны по смыслу.

У. Составьте из этих слов предложение.

Д. Появились первые весенние цветы.

У. Вспомните, как нужно на письме показать, что написано предложение, а не отдельные слова.

Д. Предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка.

У. Запишем это предложение с комментированием. Обратите внимание на написание подчеркнутых букв.

Дети выполняют задание.

– В теплые весенние дни не хочется сидеть дома. Я предлагаю отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.

Дети закрывают глаза, учитель нараспев произносит волшебные слова.

Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети,
Нас с собою захвати!

На доске открывается изображение поляны:

– Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне! А какие это цветы, мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на цветах, составьте слова. Записывать слова будем, разделяя на слоги. Как узнать, сколько в слове слогов?

Д. Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Дети записывают в тетрадях: ма-ки, нар-цисс, тюль-пан, лан-ды-ши.

У. Ландыши – подарок весны. (Учитель показывает рисунок ландыша.) Мы все любим этот нежный цветок. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.
Приятно смотреть на белые колокольчики. Но постепенно этот цветок исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Кто ни увидит – всяк сорвет. Оттого цветов этих стало мало, и пришлось взять их под защиту. Собирать букеты из ландышей запрещено законом. Этот лесной цветок занесен в Красную книгу.

V. Физкультминутка

Дети читают стихотворение "Цветы" и выполняют соответствующие движения.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.

VI. Знакомство с новым материалом

У. В сказочном весеннем лесу жил-был цветок.

У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек –
Полузамерзший, чуть живой.

Д. Подснежник.

Учитель показывает рисунок цветка.

У. Этот лес за ручейком все еще стоит голый – ждет своей очереди, когда им займется весна.
Стоит одиноко подснежник, плачет.
– Что ты так пригорюнился?
– Грустно мне, – отвечает цветок, – не с кем подружиться.
– А вы, ребята, не хотели бы подружиться с первым весенним цветком?
Давайте отправимся к нему в гости, а что мы возьмем с собой – узнайте из загадок. Отгадки будем записывать в столбик.

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.

Д. Цветы.

У. Весна – пора пробуждения природы. Начинается цветение деревьев. О каком дереве, которое цветет весной, говорится в этой загадке?

По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит –
Заплетать их не велит.

Д. Береза.

Учитель показывает гербарий.

У. Стройная, с поникшими ветвями, береза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого.

Вышли девицы весне подивиться,
Сели гурьбой над самой водой:
Ножки в воде купаются,
Ручки в реке плескаются.
Косы с плеч спускаются,
Сережки висят, качаются.

Д. Ива.

Учитель показывает гербарий.

У. Цветочки ивы очень мелкие. Чтобы быть заметнее, они прижимаются друг к другу, образуя сережки. В марте – апреле сережки становятся от пыльцы ярко-желтыми – верба зацветает.
Весна принесла много бед жителям леса. Снег быстро растаял, реки разлились и затопили берега. В некоторых местах – настоящий потоп.
Перебраться на другой берег нам поможет волшебная лодка. А волшебная она потому, что не так-то просто переплыть на ней с одного берега на другой: необходимо выполнить два условия, которые написаны вот на этом "камне".

Дети читают надпись на "камне".

– Первое слово, которое мы перевезем через ручей, – слово цветы. Сколько в этом слове слогов? Почему?

Д. Два слога, так как две гласные.

У. Какой слог первый? Второй?

Д. Первый слог – цве-, второй – -ты.

У. Как можно переправить это слово?

Один ученик выходит к доске и показывает, как можно перевезти это слово.

Д. Цве-ты.

У. Слово записываем во второй столбик, разделяя черточкой, которая показывает, как мы переправляем слово.

Аналогично разбираются слова береза и ива.

На доске и в тетрадях появляется запись:

цветы
береза
ива

цве-ты
бе-реза
ива

бере-за

– Вот и на этой поляне стала просыпаться природа. На наших уроках часто возникает необходимость перенести слово с одной строчки на другую, когда полностью написать слово на строчке невозможно. А чтобы это сделать правильно, необходимо знать правила переноса, с которыми мы с вами уже познакомились, когда перевозили слова с одного берега на другой. Давайте вспомним эти правила.

Слова переносятся по слогам:
вес-на
Нельзя переносить одну букву:
учу

VII. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется –
Бабочка кружит и вьется.

VIII. Закрепление пройденного материала

На доске:

Настал теплый ... . С крыши падает частая ... . На клене набухли ... . Всюду слышатся задорные ... пернатых.

У. Что необходимо сделать с текстом?

Д. Вставить пропущенные слова.

У. Какие слова вы вставите?

Д. Апрель, капель, почки, песни.

У. Объясните, как вы понимаете смысл слов капель и пернатых.

Д. Капель – падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев.

Пернатый – от слова перо: покрытый перьями.

IХ. Итог урока

У. Какие изменения в природе происходят в апреле?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Запишите в тетрадь текст, а слова, которые мы вставили, разделите для переноса.

Дети выполняют задание.

У. Какое же открытие нам помогла сделать весна?

Д. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

У. Как переносятся слова?

Д. По слогам. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строчке.

У. Зная правила переноса,
He останемся мы с носом!

Х. Домашнее задание