Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Ирина КОЛИСНИЧЕНКО,
проректор АПКиПРО,
директор Центра
по сопровождению эксперимента
и совершенствованию структуры
и содержания общего образования.

Мониторинг и его результаты

С 1 сентября 2001 года в Российской Федерации проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который направлен на решение проблем, связанных с сохранением здоровья детей, повышением качества общего образования, обеспечением конкурентноспособности отечественного образования, влиянием демографических и социально-экономических факторов, обеспечением преемственности уровней образования, созданием условий для индивидуализации и профилизации обучения. Эксперимент осуществляется в соответствии с планом реализации Концепции модернизации российского образования в 1734 общеобразовательных учреждениях 76 субъектов Российской Федерации. По спектру поставленных задач, направлений, охвату экспериментальных школ, учащихся, педагогических кадров различных категорий этот эксперимент уникален для российской школы. Можно вспомнить в этой связи эксперимент по обучению детей с 6-летнего возраста, по результатам которого начальная школа в России перешла на четырехлетнее начальное обучение.

В соответствии с планом в эксперимент вступили 1-е и д10-е классы в 2001/2002 учебном году, 2-е и 11-е – в 2002/ 2003 учебном году. Рассматривая задачи эксперимента в целом, необходимо отметить, что на каждом из уровней обучения имеются свои специфические задачи. Так, начальная школа апробирует пять моделей, представленных различными комплектами учебников: "Гармония", "Школа 2000 – 2100", "Начальная школа ХХI века", система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В ходе эксперимента отрабатываются технологии здоровьесбережения учащихся, безотметочного обучения, со 2-го класса вводятся предметы – ИКТ и иностранный язык.

Важнейшим звеном, позволяющим делать научно обоснованные выводы относительно проводимых в рамках эксперимента педагогических мероприятий, является мониторинг. Основными целями мониторинга являются:

  • выявление педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента как на этапе его реализации, так и распространения результатов,

  • накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформирования образования.

Мониторинг в экспериментальных образовательных учреждениях проводится два раза в год – осенью и весной. Обследовался социально-педагогический фон, характеризующий особенности начала эксперимента, были получены данные о готовности первоклассников к обучению, состоянии здоровья, режиме дня и учебной нагрузке изучено состояние образовательных достижений по двум предметам – математике и русскому языку; выявлены наиболее распространенные недостатки в результатах обучения, выявлены тенденции в состоянии подготовки обучающихся по предметам за первый год эксперимента. Получены данные об учителях, работающих в начальной школе экспериментальных общеобразовательных учреждений. Методика проведения мониторинговых исследований разработана сотрудниками Российской академии образования (Инфститут возрастной физиологии – руководитель коллектива Безруких М.М., Институт общего среднего образования – под руководством Дика Ю.И., Ковалевой Г.С., Журовой Л.Е.), ими же проводился и анализ полученных данных. Технологическая обработка осуществлялась Центром тестирования Минобразования России. Собранные в ходе мониторинга данные позволили проанализировать влияние на успешность обучения первоклассников целого ряда факторов, таких как расположение школы по региону, вид образовательного учреждения, пол учащихся, возраст поступления в школу, программа обучения.

Результаты мониторинга можно представить в динамике на начало и конец учебного года.

Динамика учебных достижений учащихся 1-х классов.

На первом этапе мониторинга для выяснения уровня готовности первоклассников к обучению в школе первые две недели учебного года была проведена педагогическая диагностика. В качестве диагностических были предложены задания, проверяющие сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой: состояние зрительного и пространственного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; элементарные умения проводить классификацию; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета, представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия. В диагностическую проверку не были включены задания, выясняющие умения детей читать, писать и считать, то есть проверяющие при поступлении в школу наличие тех знаний и умений, формирование которых предусматривает программа обучения в 1-м классе.

Всего было предложено 8 диагностических заданий, определяющих готовность детей к обучению в школе. За выполнение каждого из восьми заданий ребенок мог получить от 0 до 3 баллов, таким образом, максимальное количество баллов, которое мог получить ребенок, безукоризненно выполнивший все задания, – 24 балла.

В зависимости от полученного суммарного балла все дети, прошедшие педагогическую диагностику, были разделены на 4 уровня готовности к обучению в 1-м классе:

  • высокий уровень готовности – 21–24 балла;

  • средний уровень готовности – 13–20 баллов;

  • низкий уровень готовности – 8–12 баллов;

  • не готов к обучению – ниже 8 баллов.

Для исследования готовности к обучению в 1-м классе были получены данные из 61 региона РФ по 29 647 первоклассникам. Диагностика готовности к школьному обучению показала, что в целом по стране уровень готовности достаточно высок. 55% детей находилось на среднем уровне (а это значит, что они не должны были испытывать особых трудностей в обучении), а 35,1% детей обнаружили высокий уровень готовности к обучению. Только 2,1% детей оказались совсем не готовы к школе и 7,6% были подготовлены плохо.

В ходе второго этапа мониторинга уровень успешности обучения первоклассников в школах РФ, принимавших участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, определялся с помощью проверочных работ по русскому языку и математике. Тестовые работы были составлены в строгом соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1-го класса четырехлетней начальной школы.

При составлении тестовых заданий учитывалось, что в настоящее время существует несколько параллельно действующих авторских программ обучения и соответствующих им учебников. В результате проведенной работы были составлены тесты по русскому языку и математике, позволяющие выяснить, насколько прочно и глубоко первоклассники усвоили программный материал (общий для используемых программ), как они умеют пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками при выполнении тестовой работы. Одновременно выяснялось, насколько сформировано у учащихся умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Собранные данные показали, что первоклассники в целом достаточно успешно справились с предложенными им заданиями. Так, по русскому языку на высоком уровне выполнили работу 52% всех участников эксперимента, на среднем уровне – 28% детей и на низком уровне – 20% первоклассников. Более высоким оказался уровень выполнения заданий по математике: 65,5% детей показали высокий уровень, 23,5% – средний и 11%  – низкий.

Сравнение результатов I и II этапа эксперимента показало, что за время обучения в 1-м классе наблюдается явный прогресс в выполнении детьми предложенных им заданий.

Приглашаем учителей начальной школы на семинар "Мониторинг и его результаты", ведущая Колисниченко Ирина Ивановна. Семинар состоится 23 апреля 2003 года во время проведения Московского педагогического марафона учебных предметов.