Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Роза ЧУРАКОВА

Практики о перспективах развития дидактической системы Л.В. Занкова

В связи с переходом начальной школы на четырехлетнее обучение многие учителя-занковцы испытывают значительные затруднения. Как пишут учителя, все это связано с необходимостью повышения квалификации, так как изменился базисный учебный план, из него ушли одночасовые предметы (естествознание, история, география). Введены новые учебные предметы: литературное чтение (вместо чтения), окружающий мир, иностранный язык. Увеличено количество часов на физическое воспитание. Переработаны программы, учебники и методические пособия по обучению грамоте, русскому языку, математике, трудовому обучению.

К нам приходят многочисленные письма, в которых учителя спрашивают: нельзя ли в условиях четырехлетнего обучения использовать базисный учебный план и учебно-методический комплект из системы 1–3? Это обосновывается тем, что школьные библиотеки имеют полные комплекты учебников по системе 1–3. Кроме того, есть примеры такого перехода на четырехлетнее обучение в других системах. Как доказательство учителя присылают нам соответствующие учебные пособия, предназначенные как для 3-летнего, так и для 4-летнего обучения.

В развивающей системе такой "безболезненный" переход невозможен. Основная цель системы Л.В. Занкова – оптимальное общее развитие ученика. Еще один год обучения в начальной школе должен способствовать именно этой цели. Представим, что мы бы пошли по такому варианту: программа, рассчитанная на три года обучения, растягивается на четыре года. Тогда неизбежно нарушается один из основных принципов системы – прохождение материала быстрым темпом. С другой стороны, невозможно лишить систему тенденции общего развития начального образования – переходу к интегрированным курсам обучения.

В 2003–2004 учебном году все, кто работает в выпускных 3-х классах, будут вынуждены в 1-м классе работать по новому базисному учебному плану. И это не зависит от того, какую из систем они выбирают: развивающую или одну из традиционных. Чем же мы, газета "Начальная школа" и ФНМЦ им. Л.В. Занкова, можем помочь учителю занковских классов, который оказался в затруднительном положении, так как не знает нового содержания учебно-методического комплекта?

Прежде всего, газета "Начальная школа" совместно с ФНМЦ им. Л.В. Занкова второй год проводит заочные курсы повышения квалификации учителей начальных классов (№№ 2, 6, 14, 20, 27–28, 31, 36, 37, 44, 45/2002). Приглашаем всех, кто в следующем учебном году начинает работать по новому базисному учебному плану, в дружную группу заочников. При успешном обучении гарантируем выдачу удостоверения государственного образца. Кроме того, авторский коллектив обязуется своевременно отвечать на все ваши вопросы, используя надежную постоянную связь – страницы нашей любимой газеты. Начнем с этого номера.

Вы спрашиваете: какой из учебников вам выбрать при обучении грамоте: "Азбуку" Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. или "Букварь" Андриановой Т.М., Андриановой И.Л.?

Что же вам посоветовать? Рассмотрим эти учебники в системе учебно-методических комплектов по обучению грамоте и русскому языку.

Комплект Нечаевой Н.В. включает в себя: учебные программы по обучению грамоте и русскому языку; "Азбуку"; рабочие тетради к "Азбуке" ("Я читаю? Я читаю. Я читаю!"); тетради по письму для 1-го класса. Прописи (авт. Нечаева Н.В., Булычева Н.К.); учебник по русскому языку для 1-го класса (авт. Нечаева Н.В.); методические пособия по обучению грамоте и методическое пособие по обучению русскому языку...

Комплект по обучению грамоте и русскому языку, ориентированный на "Букварь", включает в себя программу по обучению грамоте, тетради по письму в 4 частях (авт. Андрианова Т.М. и др.), методическое пособие (авт. Андрианова Т.М.). Как правило, учителя, которые выбирают этот комплект, в 4-й четверти изучают русский язык по учебнику Поляковой А.В. Комплект по русскому языку этого автора включает программу, учебник и методическое пособие для учителя.

Однако учителя, выбравшие первый из указанных комплектов, могут взять из второго учебник русского языка Поляковой А.В. или прописи Андриановой Т.М. А учителя, выбравшие второй комплект, также вправе брать из первого любые пособия. Комплекты разработаны авторскими коллективами в соответствии с принципами и типическими свойствами дидактической системы Л.В. Занкова. И Полякова А.В., и Нечаева Н.В. – ученики и последователи Л.В. Занкова. У них нет расхождения в теоретических позициях дидактической системы общего развития ученика.

Обучение осознанному чтению продолжается и при изучении литературного чтения. Авторы комплекта: Свиридова В.Ю. (Литературное чтение. 1-й класс), Чуракова Н.А., Малаховская О.В. (методические пособия к учебнику, подбор слайдов к урокам).

В связи с тем что в школу может прийти и шестилетний ребенок, переработаны программа, учебники, рабочие тетради и методические пособия по математике. Авторы комплекта – Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.

Проблема выбора встает перед учителем при знакомстве с учебно-методическими комплектами по образовательной области "Окружающий мир". Изучение окружающего мира может идти по одному из двух комплектов. Один из них разработан Дмитриевой Н.Я., Казаковым А.Н., Трофимовой Г.В., другой – Товпинец И.П., Борзовой Н.В., Крыловой О.В. В том и другом случае учащиеся получат достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, истории, обществознания, анатомии и др. Программы курсов рассчитаны на формирование общей культуры и эрудиции школьников. Важным аспектом комплектов является воспитание экологической культуры. В рамках курсов учащиеся знакомятся с наиболее существенными экологическими связями в природе. Через экскурсии и практические занятия обогащается опыт эмоциональных оценок взаимоотношений детей с природой, развиваются умения и навыки ухода за домашними животными и растениями.

Волнует наших читателей и проблема преемственности начального и основного звена школы. Они справедливо полагают, что дальнейшее развитие системы неизбежно связано не только с разработкой учебно-методического комплекта для 5–6-х классов, но и с организацией системы повышения квалификации учителей-предметников. Как решается эта проблема?

Комплекты по обучению грамоте и русскому языку имеют продолжение в основном звене школы. Учебники начальной школы по русскому языку (концепция Нечаевой Н.В.) поддержаны в 5-м классе "Программой по русскому языку 5–9-х классов", учебником для 5-го класса, тетрадями по русскому языку, методическими рекомендациями (авт. Нечаева Н.В.). Учебники Поляковой А.В. также имеют продолжение. Под общей редакцией Поляковой А.В. разработаны: "Программа по русскому языку 5–9-х классов", учебник по русскому языку 5-го класса, тетрадь по русскому языку для 5-го класса, методические рекомендации к учебнику (авт. Тишина О.Ю., Шапошникова Т.Д.).

Учебно-методический комплект по литературному чтению для основного звена продолжают авторы учебников и методических пособий литературного чтения 2–4-х классов – Чуракова Н.А. и Малаховская О.В.

Содержание комплекта по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. развивается в учебно-методическом комплекте "Природоведение" для 5-го класса (авт. Бахчева О.А., Шилина И.Б), а содержание комплекта Товпинец И.П. – в учебнике физической географии для 6-го класса (авт. Крылова О.В.).

Учебно-методические комплекты для 1-го класса по трудовому обучению разработаны хорошо известными авторами Цирулик Н.А. и Просняковой Т.Н., по музыке – Ригиной Г.С.

В работе круглого стола "Перспективы развития образовательной системы Л.В. Занкова, ведущая Чуракова Роза Гельфановна, – руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, участвуют: Полякова Антонина Владимировна, Нечаева Наталья Владимировна, Аргинская Ирэна Ильинична, Чуракова Наталья Александровна, Дмитриева Нинель Яковлевна, Смирнова Татьяна Викторовна, Проснякова Татьяна Николаевна.