Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила ЦЫБИНА,
г. Кизел,
Пермская область

Конструирование из треугольников

Тема. "Конструирование из треугольников по чертежу. Таблица сложения в пределах 20".

Цели. Развивать умения собирать заданный объект по чертежу, изменять и совершенствовать его; создавать и изменять объект по заданным условиям, видеть конструируемый объект в единстве его составных частей; воспитывать умение работать в группе, внимательно вслушиваться в задание.

Оборудование. У учителя: чертеж восьмиугольника, карточки, треугольники разных видов; у учащихся: чертежи, карточки, тетради, линейки, карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это сделали?

Дети. Улыбнулись друг другу.
– Сказали добрые слова: получи "пять", я тебе помогу, поработаем вместе.
– Пожелали успехов себе: постарайся, не подведи.

У. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: "Где красота там доброта".

II. Постановка темы и целей урока

У. Продолжаем путешествие по удивительной стране Математика. Прочитайте тему урока.

На доске:

Конструирование из треугольников по чертежу. Таблица сложения в пределах 20.

– Какие задачи мы поставим перед собой?

Д. Повторить таблицу сложения.
– Сделать что-нибудь из треугольников.
– Лучше сказать: сконструировать из треугольников.

III. Повторение пройденного

У. Принимаются все задачи. Но вначале потренируем внимание и память.

На магнитной доске располагаются фигуры:

– Что это?

Д. Это треугольники.

У. Расскажите о них.

Дети рассказывают о треугольниках все, что знают, при этом сравнивают, группируют.

– Сделаем вывод: треугольники различаются по углам и сторонам и имеют свои названия.

IV. Практическая работа

У. Поработаем с чертежом.

На доске:

– Как выполнен чертеж?

Д. Аккуратно, старательно.

У. Какая линия помогла в построении чертежа?

Д. Ломаная.

У. Да. С ее помощью мы замкнули пространство листа, и получился контур фигуры. Где встречалось это слово?

Д. В книжке.

– На кружке рисования.

У. Расскажите об этой фигуре.

Дети рассказывают о восьмиугольнике: у него 8 равных сторон, 8 углов. Углы от центра находятся на одинаковом расстоянии.

– Если бы эта фигура, подобно нам, обладала характером, какой бы был у нее характер?

Д. Спокойный, так как все стороны и углы одинаковые.

– Веселый, так как есть углы.

– Дружелюбный, товарищеский, так как она похожа на зонтик, который помогает укрыться от дождя.

У. Молодцы! Все очень наблюдательны. Проведем математическое исследование. Из каких треугольников можно сконструировать восьмиугольник? Работаем в группах.

Учитель делит класс на 6 групп и каждой раздает геометрический материал.

– Группа 1 конструирует из 8 равносторонних треугольников; группа 2 – из 8 равнобедренных треугольников; группа 3 – из 8 разносторонних треугольников; группа 4 – из 8 прямоугольных треугольников; группа 5 – из 8 тупоугольных треугольников; группа 6 – из 8 разных треугольников.
Работайте дружно, прислушивайтесь друг к другу. Придите к единому мнению. Очень четко и ясно приготовьтесь к защите и доказательству.

Дети выполняют задания. Затем группы докладывают о результатах исследования. Все доказательство производится на чертеже у магнитной доски из тех треугольников, с которыми работала группа, но увеличенных размеров.

– Какой вывод мы можем сделать после ваших исследований?

Д. Данную фигуру можно сконструировать из равнобедренных треугольников.

У. Как изменится фигура, если ее выложить из цветных равнобедренных треугольников?

Д. Красивая будет.

– Получится как бы узор в круге.

У. Попробуем выложить ее из треугольников черного и красного цвета.

Дети рассматривают разные варианты. Останавливаются на одном.

– Что получится, если треугольники приклеить?

Д. Аппликация.

У. Да, аппликация – орнамент. А в орнаменте есть повтор элементов, который называется ритмом. Его можно прохлопать ладошками.

Учитель и дети вместе прохлопывают: черный треугольник – один хлопок, красный – два.

– Где встречались с ритмом?

Д. На уроке музыки.
– На сольфеджио.

У. Что напоминает вам эта фигура?

Д. Колесо.
– Зонтик.
– Лучи солнышка.
– Крышу.
– Крышку шкатулки.

У. Чтобы изготовить любую вещь, вначале выполняют чертеж. Специальные люди – дизайнеры – украшают изделия, думают, как их изготовить, чтобы они были удобнее в использовании, чтобы приносили людям радость. А то, что приносит радость, и есть красота.

Детям раздаются чертежи восьмиугольников.

– Измените заготовку так, чтобы получился чертеж зонтика.

Дети соединяют вершины с центром.

– Рассмотрим настоящий зонт. Из чего он состоит?

Учитель раскрывает зонт.

Д. Из треугольников.

У. Дома подумайте, как превратить чертеж в зонтик. Раскрасьите и закончите его на уроке ИЗО и художественного труда.

V. Закрепление пройденного

У. У меня есть три волшебных зонтика. Хотите узнать, кто спрятался за ними?

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Трем парам детей дается задание разгадать слова. Остальным – столбиком расположить суммы в порядке увеличения их значений. Карточки располагаются хаотично на магнитной доске.

 – Что заметили, располагая суммы? Какие слова получились на зонтиках?

Д. Мартышка, попугай, слоненок.

У. Из какого мультфильма они пришли?

Д. Из мультфильма "38 попугаев".

Учитель включает запись песенки из мультфильма.

У. Герои мультфильма приготовили вам задание. (Тетрадь № 2 на печатной основе Л.С. Итиной и Е.Б. Бененсон, с. 25, л. 71.) Знакомые тебе друзья решили написать по строчке одинаковых чисел: 0, 1, 9 и 10. Мартышка не стала писать натуральные числа. Слоненок не захотел писать однозначные числа. Число, которое выбрал Удав, больше числа, написанного Попугаем. Напиши эти числа.

Д. Мартышка писала число 0, Слоненок – 10, Удав – 9, Попугай – 1.

VI. Итог урока

У. Оцените, как мы справились с поставленными задачами. Поставьте задачи на будущее.