Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и стандартов
начального образования Министерства образования
Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы

Чтение, как вид речевой деятельности, требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец учебного года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль по оценке навыка чтения первоклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс (1–4)

Вася хотел сесть на лавку, а на лавке была кошка, и сел на кошку. Кошка: "Мяу!" И Васю за спину цап. Вася: "Ой!" И стал кошку бить.
Ты, Вася, кошку не бей, а будь сам умней, смотри, где можно сесть. (40 слов)

(Л.Толстой)

Вопросы и задания

1. Какая история произошла с маленьким Васей? Расскажи.
2. Чему учит Л.Н. Толстой Васю, тебя, других малышей?
3. Когда Вася крикнул: "Ой!",

ему было больно;
он испугался;
он очень обрадовался.

Отметь правильный ответ так:х.

Ерши

Над речушкою в тиши
Шелестят камыши.
А в воде, у камышей, –
Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас, ершей-малышей,
Щука ждёт у камышей.

(29 слов)
(Ю.Моргутин)

Вопросы и задания

1. Какими ты себе представляешь ершей-малышей? Опиши их.
2. От чего автор предостерегает заигравшихся ершат? У правильного ответа поставь знак: х.

от страшных жаб;
от хищной щуки;
от быстрых стрекоз.

3. Какие звуки ты слышишь, когда читаешь стихотворение? Почему?

Родничок

(отрывок)

Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу – сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку:
– Родничок, родничок, ты откуда взялся?
– Буль-буль-буль... Я не знаю. Я ещё маленький.
– Родничок, родничок, – говорит пчёлка, – дай водицы попить.
– Буль-буль-буль. Пей досыта, пожалуйста.
Напилась пчёлка, сказала "спасибо" и улетела. Окреп родничок, веселее забулькал, и солнышко выше поднялось. (63 слова)

(В.Белов)

Вопросы и задания

1. Приходилось ли тебе видеть родничок? Расскажи, что это такое?

2. Кто просил у родничка водицы попить? Отметь правильный ответ так: ґ.

зайчик;
шмель;
пчёлка.

3. Почему, напоив пчёлку, родничок окреп и весело забулькал?

Уточки

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруду кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – старые и малые; как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: "Ути-уточки, прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! ПоRлно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать – пора вам домой идти!"
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются. (78 слов)

(К.Ушинский)

Вопросы и задания

1. Какая история приключилась с Васей?
2. Как Васе удалось собрать своё стадо?
3. Что очень любили уточки? Правильный ответ отметь так: х.

 цветы собирать;
 червячков таскать, тину глотать;
 разгребать песок.

2-й класс (1–4)

Чиж

Весёлая, добрая птичка. И название у неё какое-то ласковое: чиж, чижик. В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнёздышки и выводят на свет по пять-шесть крошечных чижат. А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго. Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа: "Здравствуйте, я прилетел!" Здравствуй, чижик! Здравствуй, хорошая птичка! Добро пожаловать! (63 слова)

(Ю.Дмитриев)

Вопросы и задания

1. В каких лесах любит селиться чижик? Правильный ответ отметь так: ґ.

в берёзовой роще;
в хвойном лесу;
в глухой чаще.

2. Куда каждой весной возвращается эта маленькая птичка?
3. С каким чувством автор рассказывает нам о чиже?
4. Каким голосом ты будешь читать это произведение?

Скоро весна

Бежим со снежками
От дома до школы.

И ветви деревьев
Пока ещё голы.

Ещё каждый кустик –
Сухой и не-взрач-ный.

Но небо всё выше,
Светлей и прозрачней.

К утру подморозит,
А днём припечёт.

И всюду сосульки,
И с каждой течёт! (39 слов)

(В.Данько)

Вопросы и задания

1. Сколько частей в этом стихотворении? О чём говорится в первой части; о чём во второй?
2. Как весна вступала в свои права?
3. Какое время года у тебя самое любимое? Объясни, почему?

Десять помощников

Зашёл я как-то к одной женщине в хату. Смотрю, а в хате у неё чисто, красиво. Дети умыты, одеты опрятно, обед сварен, и нигде ни соринки – всё блестит.
– Как это вы поспеваете все дела переделать? – спрашиваю я у хозяйки.
А она говорит:
– Ещё бы не поспеть! Ведь у меня десять помощников. Они целый день работают, друг дружке помогают...
– Что же это за помощники?
– А вот они! – засмеялась хозяйка и показала мне свои ____ ____.

(70 слов)
(М.Коцюбинский)

Вопросы и задания

1. Чему удивился гость, войдя в хату к одной женщине?
2. Как женщина объяснила секрет своего успеха в работе?
3. Какие слова нужно вставить в последнее предложение текста? Напротив правильного ответа поставь так: х.

десять курочек;
десять веников;
десять пальцев.

Пожарные собаки

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.
Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму.
Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку.
Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли и она, но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.
Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу. (110 слов)

(Л.Толстой)

Вопросы и задания

1. Какое несчастье произошло в жилом доме?
2. О чём плакала женщина?
3. Что делала на пожаре собака Боб?
4. Как Боб рассмешил людей?
5. Какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ?

3-й класс (1–4)

Прилетели грачи

Первыми к нам прилетели грачи. Ещё кругом снег лежит, а они уже тут. Разгуливают по проталинам – чёрные, белоносые. Отдохнут после дороги и начнут гнезда устраивать.
Выберут себе грачи парк или рощу. С утра до вечера шумят, галдят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Весь день грачи трудятся, а наступит вечер – усядутся возле своих гнёзд и спят до утра. А утром проснутся рано-рано и опять за работу примутся. Торопятся – пора грачихам птенцов выводить. Грачата – самые ранние птенцы. Не успеют на деревьях листочки распуститься, а они уже кричат – есть просят. (94 слова)

(Г.Скребицкий, В.Чаплина)

Вопросы и задания

1. Как грачи вьют свои гнёзда и когда у них появляются птенцы?
2. Почему в народе говорят: грач – птица весенняя?
3. Продолжи начатые фразы:

"Увидел _____ – весну встречай!";
"На каждой ветке __________
Сидят и чистят перышки!"

* * *

Я в понедельник или в среду,
А может, в пятницу чуть свет
В деревню к бабушке поеду,
Которой в письмах шлю привет.

Поеду к бабушке в деревню,
Там ждут меня друзья-луга,
Там ждут меня друзья-деревья,
Друзья-цветы, друзья-стога.

Поеду в гости я к туманам,
Воды колодезной напьюсь
И по мосточкам деревянным
Со скрипом медленно пройдусь.

Поеду к бабушке в деревню –
Она не очень далеко.
Там ждёт клубничное варенье,
Там ждёт парное молоко.

Я в понедельник или в среду,
А может, завтра в два часа
В большом автобусе поеду
Стрижей послушать голоса.

Сбегу со старого крылечка,
Помчусь по травам босиком
Туда, где ждёт девчонка Речка
Меня за ближним бугорком!

(111 слов)
(М.Пляцковский)

Вопросы и задания

1. О чём мечтает мальчик с приходом лета?
2. Помечтай, чем бы тебе хотелось заняться в деревне вместе с этим мальчиком?
3. Как бы ты озаглавил это стихотворение?

О чудесных вещах

Знаешь ли ты сказку о ковре-самолёте?
Эту сказку придумали в старину, когда ковры уже были, а самолётов ещё не было.
Людям очень хотелось научиться летать, научиться шагать через леса и горы, научиться быстро работать.
Оттого-то они и мечтали о ковре-самолёте, о сапогах-скороходах, о пиле-самопилке.
А теперь чудесные вещи бывают не только в сказке, но и на самом деле.
У нас нет ковра-самолёта, но зато у нас есть просто самолёт. Он летает так быстро, что за ним не угнаться ни одной птице.
Нет у нас и сапог-скороходов... Но зато у нас есть поезд и автомобиль. Они переносят нас через леса и поля не хуже, чем сапоги-скороходы.
Чудесных вещей у нас столько, что мы им и счёт потеряли. Мы их видим, когда гуляем по улице. Они работают на наших заводах. Их можно найти в каждом доме. (140 слов)

(М.Ильин)

Вопросы и задания

1. Почему люди придумывали сказки о ковре-самолёте, пиле-самопилке и т.д.?
2. Какие ещё чудесные вещи ты помнишь из других сказок? Какие мечты в них воплощал человек?
3. Какие вещи в жизни заменили сказочные гусли-самогуды, горшок каши, печку (из сказки "По щучьему веленью") и др.?

Синие волны

Ослепительно ярким утром мы с отцом шли росистой луговой стёжкой, затем свернули к льняному полю. Босые ноги тонули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым. Небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами будто разлилась синяя морская волна.
Подходим ближе. Я уже различаю в этой синеве отдельные тонкие стебельки льна. На каждом стебле крохотные листочки и синие капельки-цветы. Это от них на ветру получается такая красивая морская волна.
Синие волны одна за другой пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались, словно о крутой берег. Потом поле замирало, становилось спокойным, и его синева сливалась с небом.
Стою с отцом, замер от неожиданности, от радости: такое я видел впервые. А отец лукаво покручивает чёрный ус:
– Нет, сынок, ничего на свете красивее цветущего льна!
Теперь, в зрелом возрасте, я понимаю. Сколько ни живи, природа всегда открывает для человека что-то новое, неизвестное, красивое. Даже и в том, что видано-перевидано. (155 слов)

(По А.Дорохову)

Вопросы и задания

1. Прочитай ещё раз название рассказа. О чём мог бы быть рассказ с таким названием? Подумай и расскажи.
2. Какую удивительную картину наблюдали отец и сын?
3. Приходилось ли тебе видеть подобные чудеса в природе? Поделись с друзьями.

4-й класс (1–4)

Весна

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных* ветерков!

А что шума, что гуденья,
Тёплых ливней и лучей,
И чириканья, и пенья!..
Уходи себе скорей!

У неё не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь – и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!
Вон уж пчёл рои шумят,
И летит победным флагом
Пёстрых бабочек отряд! (76 слов)

(А.Майков)

Вопросы и задания

1. Как Весна вступает в свои права? Рассказывая, используй слова и выражения из стихотворения.
2. Как автор называет Зиму? Что он хотел показать этими выражениями?
3. Какие звуки можно услышать, читая стихотворение А.Майкова?


* Благовонный – ароматный, душистый.

Утро

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи:
– Не бойтесь – это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
– Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
– Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?
Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят, и говорят:
– Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы. Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – мы такие простые...
Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и смеются!
Сняв почтительно шляпу, я говорю им:
– Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но у меня сегодня нет времени... День пришёл!

(228 слов)
(М.Горький)

Вопросы и задания

1. Расскажи, как рождается новый день?
2. Как автору удалось изобразить беседу волн и солнца?
3. Как вели себя шаловливые цветы с человеком? О чём они его просили?

Великий садовод

В нашей стране все знают имя замечательного садовода Ивана Владимировича Мичурина.
Его отец был садовод-любитель.
Маленький Ваня мало играл с соседскими ребятами. Его чаще можно было видеть в саду или на огороде.
Там он выискивал самые лучшие семена гороха, отборные, крупные косточки вишен, слив.
Карманы мальчика всегда были набиты семенами.
Дома он раскладывал их по сортам.
В саду и в огороде Ваня завёл свои грядки и высаживал на них семена. Ему хотелось вывести самые лучшие сорта растений: сладкий горох, крупные сладкие вишни и сливы.
Ваня делал опыты. Иногда они не удавались, но это мальчика не смущало. Он снова сажал свои растения и отборные семена.
Родители Мичурина были небогатые. Учиться много ему не пришлось.
С ранних лет Иван Владимирович поступил на службу и сам начал зарабатывать себе на хлеб. Всё время после службы Мичурин проводил в саду, делал опыты.
По вечерам, особенно зимой, Иван Владимирович читал книги по садоводству.
Через несколько лет у Ивана Владимировича вырос чудесный сад.
В саду у Мичурина даже рябина стала хорошим плодовым деревом. А низенькие вишнёвые деревья были густо обсыпаны ягодами. На яблонях висели яблоки, да такие крупные, что одно яблоко едва удержишь в руках.
Мичурин много и упорно работал. Теперь во всех уголках страны растут мичуринские сорта яблонь и груш, слив и вишен. (206 слов)

Вопросы и задания

1. Как маленький Ваня стремился к своей цели, к своей профессии?
2. Когда ты слышишь словосочетание "мичуринские сорта", какие фрукты ты себе представляешь?
3. Какими человеческими качествами обладал Иван Владимирович Мичурин?

Мать

(отрывок)

В начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту. Выбрались на знакомую лесную поляну.
Только мы подошли к кустам, Джек остановился и замер на стойке – почуял дичь. Я скомандовал: "Вперёд!" Джек бросился в кусты, но оттуда никто не вылетел, а только послышался какой-то странный писк.
Я даже не понял, кто это так кричит – зверь или птица. В недоумении раздвинул кусты и увидел необычное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый ёж.
Что это значит? Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ёж пищал. И почему он не свёртывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит её укусить?
Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял в чём дело.
В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать-ежиха защищала своих детей!
Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спрашивая: "Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать".
– И молодец, что не тронул, – похвалил я. – Не стоит с ними и связываться. Идём-ка лучше тетеревов искать.
Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостом и побежал прочь. (191 слово)

(По Г.Скребицкому)

Вопросы и задания

1. Подумай, о чём говорится в первой части рассказа? Озаглавь её.
2. Как мать-ежиха защищала своё потомство? Как ты озаглавишь эту часть?
3. О чём мысленно переговаривались охотник и его четвероногий друг? Озаглавь эту часть.

1-й класс (1–3)

Кот Васька

Васька – котик-коток. Васька – серый лобок.
У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Глазки огневые, когти стальные.
Ласков Васька и хитёр: спинку выгибает, хвостиком виляет, глазки закрывает. Днём на солнышке лежит да всё сказки говорит. Ночью бродит, на охоту ходит: мышек сторожит. (43 слова)

(К.Ушинский)

Вопросы и задания

1. Расскажи, какие у котика ушки? Усы? Когти? Лапки? (Можно смотреть в текст.)
2. Что кот Васька делает днём, а что ночью?
3. Что в этом рассказе правда, а что вымысел?

* * *

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стара стала, и легла на печку, и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку. (47 слов)

(Л.Толстой)

Вопросы и задания

1. Какой выросла внучка? Расскажи.
2. У кого она училась вести хозяйство?
3. Попробуй подобрать нужные слова. Какая бабушка? (старенькая, ...). Какая внучка? (мала, ...).

Родничок

(отрывок)

Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а летит птичка-синичка на работу. Увидела родничок и спрашивает:
– Родничок, родничок, ты откуда взялся?
– Буль-буль-буль... Пила из меня водицу пчёлка, у неё и спрашивай.
– Дай и мне, родничок, водицы попить.
– Буль-буль-буль... Пей досыта, пожалуйста.
Сказала птичка-синичка "спасибо" и улетела по своим делам, а родничок ещё глубже стал, ещё светлее. Поднялось солнышко ещё выше. Стало в поле совсем тепло. (77 слов)

(В.Белов)

Вопросы и задания

1. Приходилось ли тебе видеть родничок?
2. Помоги родничку ответить на вопрос птички-синички: "Родничок, откуда ты взялся?"
3. Почему родничок становился всё глубже и светлее? В чём причина его веселья?

Весна в городе

Весна, весна на улице!
Весенние деньки!
Как птицы заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, весёлая
Весенняя Москва,
Ещё не запыленная
Зелёная листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики...
Весна, весна на улице,
Весенние деньки! (32 слова)

(А.Барто)

Вопросы и задания

1. Какие весенние звуки ты услышал, когда читал это стихотворение?
2. Как тебе хочется прочитать это произведение? Почему так?

2-й класс (1–3)

Наседка

Три недели сидела Хохлатка на яйцах. Пришла Катя в сарай покормить Хохлатку. Слышит она: пищит кто-то в лукошке. Подняла девочка Хохлатку и видит: шевелится среди яиц маленький жёлтенький цыплёнок. Стоит он на ножках, пищит, а пустая скорлупка около него валяется.
Целый день Катя то и дело забегала в сарай посмотреть, что делается в гнезде. К вечеру из скорлупок вылупились все цыплята. Обсохли, окрепли. Катя покормила их рублеными яйцами. Стали они бегать за Хохлаткой. Водит их наседка за собой, учит клевать.
– Тук, тук! – клюнет Хохлатка крошку или зёрнышко и оставит на земле. А цыплятки глядят на неё и тоже стучат клювиками, подбирают крошки. Квохчет Хохлатка, разрывает землю, корм ищет. Цыплята наедятся вдоволь, клювики почистят и заберутся под крылья матери отдохнуть и погреться. (120 слов)

Вопросы и задания

1. Какое чудо обнаружила Катя в сарае?
2. Из текста подбери слова-синонимы к слову "курица".
3. Подели текст на части. Озаглавь их.

* * *

А я рано утром залез на сосну,
Я видел вдали голубую страну,
Голубых людей,
Голубых лошадей,
Голубых-голубых индюков.

А я поздно вечером влез на сосну,
Я видел вдали золотую страну,
Золотых людей,
Золотых лошадей,
Золотых-золотых индюков.

А если б я ночью залез на сосну,
Увидел бы я никакую страну,
Никаких людей,
Никаких лошадей,
Никаких-никаких индюков. (58 слов)

(И.Токмакова)

Вопросы и задания

1. Расскажи о развлечениях любознательного малыша.
2. Пофантазируй, когда бы ты мог увидеть зелёную, фиолетовую, серую страну?
3. Какая картина понравилась тебе больше всего? Почему?

Нарцисс

Это было очень-очень давно в Древней Греции. Жил тогда юноша по имени Нарцисс. Был он очень хорош собой и очень любил рассматривать своё отражение в воде. Не было в округе ни одной речки, ни одного озерца, гладь которых хотя бы раз не отразила лицо юноши. Не проходило и часа, чтобы Нарцисс не любовался блеском своих прекрасных глаз, чёткостью линий рта и носа, прелестью вьющихся волос. Казалось, что сами боги, спустившись на землю, сотворили это чудо.
Как-то раз Нарцисс прогуливался среди скал и в хрустально-чистой воде глубокого горного озера вновь увидел своё отражение. Нарцисс склонился над водной гладью и зашептал:
– Как ты прекрасен, Нарцисс! Нет такой красоты на всём белом свете! Как бы я хотел поцеловать тебя!
Он склонился над водой и уже почти коснулся губами своего отражения, но не удержался и упал в воду.
Боги видели всё и решили оставить в людях память о прекрасном юноше. На месте гибели Нарцисса расцвёл нежный весенний цветок, который с тех пор так и называется – нарцисс. (160 слов)

Вопросы и задания

1. Сделай словесный портрет юноши по имени Нарцисс.
2. Как Нарцисс относился к самому себе?
3. Почему боги решили сохранить в людях память об этом прекрасном юноше?

Лесной котёнок

На поляне ручеёк течёт. И трава кругом густая, от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкутся комары. А поляна-то маленькая, будто комнатка, – шагов пять в ширину, десять в длину.
"А нет ли тут дичи?" – думаю.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий – не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Увидел комаров-толкунцов.
А тут шмель попался на глаза.
Ловко орудует задней лапой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю да как запищит, замяучит!
Да тут вдруг я сообразил. И похолодел весь со страху.
Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю...

Вопросы и задания

1. Кого увидел охотник на маленькой лесной поляне? Опиши эту находку.
2. Что насторожило его в этом большеголовом котёночке? Почему ему пришлось быстро уносить ноги?
3. Выдели начало и конец центральной части текста. Озаглавь её.

3-й класс (1–3)

Заздравная песня

Что любится, чем дышится,
Душа чем ваша полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.

А мы споём о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!

Тяжёлое – забудется,
Хорошее – останется.
Что с Родиною сбудется –
То и с народом станется.

С её лугами, нивами,
С её лесами-чащами
Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы.

И сколько с ней ни пройдено,
Усталыми не скажемся
И песню спеть о Родине
С друзьями не откажемся! (78 слов)

(И.Уткин)

Вопросы и задания

1. О чём это стихотворение?
2. С каким настроением ты будешь его читать? Почему?
3. На какую торжественную песню похожа данная "Заздравная песня"?

Откуда Москва пошла

В старину считали, что Москва расположена на семи холмах...
Поднялась на холме Боровицкая башня. Вся она стройная, как корабельная сосна, и её дозорная вышка устремилась в небо, как ракета. Проходя через Боровицкие ворота в Кремль, вспомним, что в старом названии – Боровицкие – слышен шум густого соснового бора, росшего свыше восьми столетий назад над кручей здесь, возле полноводной Москвы-реки.
Кто едет-скачет на могучем коне узкой просекой в богатырских доспехах? Кто зорко смотрит по сторонам? Чью громкую речь слушают воины?
Из богатого славного города Суздаля прискакал с дружиной Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.
Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как слеза Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальше окраины земли суздальской.
Росла и крепла Москва. Вскоре в народе и поговорка родилась: "Москва – всем городам мать". (142 слова)

(Е.Осетров)

Вопросы и задания

1. С какой целью Юрий Долгорукий стал строить крепость – Москву?
2. Почему одна из кремлёвских башен названа Боровицкой?
3. Как ты понимаешь пословицу: "Москва – всем городам мать"?

Яшка

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона – ворон и ворониха.
Я сидел отдыхал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
– Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
– Чего, – говорю, – чего тебе надо?
– Горошку! Горошку! – закричал снова ворон. – Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороху не было, а было только целое пирожное, завернутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку и засунул её в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное.
Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину. Какая интересная и умная птица!
А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова!
И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу – раз двадцать, а то и тридцать.
После урока птицу надо угостить чем-то вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.
Вот и вся премудрость... (204 слова)

(По Е.Чарушину)

Вопросы и задания

1. Какой удивительный случай произошел с автором в зоосаде?
2. Чем особенно поразил ворон посетителя зоосада?
3. Расскажи, как можно птицу научить говорить?

3-й класс (1-4)

Дровосек и орех

Однажды пошёл дровосек в лес и решил отдохнуть под большим, развесистым орехом. Лежит и говорит:
– Чудесный орех! Какая под ним приятная прохлада!
Орех подумал: "Вот какой добрый человек, надо его обязательно угостить!"
И один большой орех упал дровосеку прямо в руки.
Съел его дровосек и говорит:
– В самом деле замечательное дерево! До чего же сладок его плод!
Орех послал ему ещё один плод. Орех упал прямо на колени дровосеку. Съел дровосек и второй орех и говорит:
– Расчудесный орех! Как приятно пахнет его листва!
Ореховому дереву и это было приятно, и оно сбросило ещё три ореха прямо в сумку дровосека, чтобы он отнёс их своим детям. Тогда дровосек подумал и говорит:
– У этого дерева неплохой ствол! Можно было бы срубить его и смастерить из него отличную мебель!
Услышал это орех, съёжился, задрожал от страха. И тут стали падать орехи на дровосека, как град. Дровосек убежал. Он даже топор свой забыл. (149 слов)

(Д.Лукач) 

Вопросы и задания

1. Как орех благодарил дровосека за добрые, ласковые слова?
2. За что и как был наказан дровосек?
3. Как ты понимаешь словосочетания "развесистый орех", "смастерить мебель"?

Тексты для чтения про себя

2-й класс (1–4)

Дюймовочка*

(отрывок)

Проснувшись посреди пруда на листке кувшинки, Дюймовочка горько заплакала. Она поняла, что попала в ужасную беду. Но маленькие рыбки, которые уже всё знали, решили ей помочь. Они перегрызли зелёный стебелёк, и лист кувшинки поплыл по течению. Рядом порхала бабочка и предложила Дюймовочке:
– Брось мне кончик своего пояска!
Дюймовочка поблагодарила её и согласилась. Через минуту лист кувшинки был уже далеко от пруда, где жили жабы.
Но на этом опасности не кончились. Майский жук, увидавший Дюймовочку, подхватил её своими цепкими лапками и унёс вверх, на дерево.
– Посмотрите, какая она красивая! – восхищённо говорил он своим друзьям-жукам.
Но друзья подняли его на смех:
– Да разве она красивая! У неё нет даже усиков! И всего-то одна пара ног!
И обиженный жук отнёс Дюймовочку вниз, под дерево... (122 слова)

(Х. К. Андерсен)

Вопросы и задания

1. Почему все окружающие очень хотели помочь Дюймовочке?
2. Почему жуки не захотели оставить у себя Дюймовочку?
3. Вспомни, что произошло с Дюймовочкой дальше?


* Дюймовочка – образовано от слова дюйм – единица длины, равная 23 миллиметрам.

3-й класс (1–4)

Мушка

Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.
Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.
– Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила. (279 слов)

(В.Чаплина)

Вопросы и задания

1. Сколько абзацев текста ты отнесешь к первой части? Какой подберёшь заголовок? Правильный ответ отметь так: х.

0.gif (62 bytes)"Маленькая, чёрная, грязная и худая...";
0.gif (62 bytes)Новый друг;
0.gif (62 bytes)Не очень желанный гость в доме;
0.gif (62 bytes)или свое название ___________.

2. Подели остальную часть текста на логически законченные части. Озаглавь их.
3. Какая часть рассказа тебе особенно понравилась? Перескажи её.

4-й класс (1–4)

Золотой гусь

В одном королевстве жил-был бедный крестьянин. У него было три сына. Двое умных, а третий дурак. Все над дураком смеялись, все его обижали.
Вот раз пришёл дурак в лес дров нарубить, и повстречался ему маленький седенький старичок. Поздоровался старичок с ним и говорит:
– Дай мне кусочек пирога да глоточек воды.
А дурак ему отвечает:
– Да ведь у меня только сухая лепёшка и прокисшее молоко. Если тебе по вкусу такая еда, так давай присядем и поедим вместе.
Попили они, поели, и сказал старичок дураку:
– У тебя доброе сердце. За это я хочу тебя наградить. Видишь вон то старое дерево? Сруби его, а что найдёшь внутри, себе возьми.
Сказал он это, простился с дураком и ушёл. Срубил дурак дерево, а внутри его золотой гусь лежит. Взял он гуся и пошёл домой. Только вышел из леса, как полил сильный дождь. Завернул дурак в гостиницу дождь переждать. Пришёл, положил гуся на лавку, а сам вышел на крыльцо. Увидели хозяйские дочери золотого гуся, подбежали к лавке, ухватили гуся за крыло, да и прилипли. Так и пришлось им идти вместе с дураком дальше. Вот они идут в город, за ними любопытные бегут. И все, кто хочет дотронуться до гуся, прилипают друг к другу.
Так целой вереницей дошли они до города.
А в этом городе жил король, а у короля была дочь, которая никогда не смеялась. Король объявил всему народу: кто сумеет рассмешить королевну, тому он отдаст её в жены, да ещё полкоролевства в придачу.
Когда дурак шёл по городу, королевна как раз посмотрела в окошко и видит: идёт парень, под мышкой золотого гуся несёт, а за ним целое шествие. Расхохоталась тут королевна так, что и перестать не может.
Привели дурака во дворец, и дураку королевна так понравилась, что он ей своего золотого гуся отдал. Как только дотронулась она до гуся, так всё колдовство и кончилось, и все друг от друга отцепились.
Пришлось королю выдать дочь за дурака и отдать ему в приданое полкоролевства. (317 слов)

(Братья Гримм)

Вопросы и задания

1. Раздели текст на части, озаглавь их.
2. Какие признаки сказки ты здесь заметил? Назови их.

2-й класс (1–3)

Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост

(отрывок)

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун заяц – Косые Глаза, Длинные Уши, Короткий Хвост.
"Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!" – подумал серый волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью.
А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.
Кончилось тем, что хвастун заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:
– Слушайте, вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я...
Тут язык у хвастуна точно примёрз, заяц увидел глядевшего на него волка.
Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.
Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст. А волк в это время бежал в другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалась, что кто-то в него выстрелил.
И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... (220 слов)

(Д.Мамин-Сибиряк)

Вопросы и задания

1. Какие чувства переполняли зайца, когда он взобрался на пенёк? Правильный ответ отметь так: х.

радости;
неописуемого страха;
любви к самому себе.

2. Какое чувство помогло зайцу выйти из создавшейся ситуации? Правильный ответ отметь так: х.

радости;
неописуемого страха;
любви к самому себе.

3. В каком месте рассказа тебе захотелось посмеяться от души?

3-й класс (1–3)

Озеро золотых рыб

Жил-был когда-то молодец по имени Егор. Высокий, красивый, статный. Да вот беда – ужасно ленивый. И хотя Егор не любил голодать, работать он любил ещё меньше. И всё-таки его считали самым счастливым человеком на Руси. Летом он целыми днями бродил по лесам и полям, спал под открытым небом, а еду добывал у крестьян, забираясь в их сады и огороды. Но никто на него не сердился. Все его любили и, когда наступала зима, пускали на ночлег и угощали чем могли.
И вот однажды, в одну из холодных зимних ночей, Егору приснился удивительный сон. Будто он сидит с удочкой на берегу озера, в котором видимо-невидимо больших красных рыб. А он знай себе ловит их на крючок – одну за другой. Но самое удивительное – в воде рыба красная, а на крючке у Егора уже золотая.
Проснулся утром Егор и загрустил. Целый день он вспоминал, как ловил во сне золотых рыб.
С той поры так и повелось. Днём Егор ничего не делал, а ночью, во сне, ловил золотых рыб. Немудрено, что в конце концов он поверил, что чудесное озеро существует на самом деле. И стал его искать.
К этому времени наступила весна. И лесные озера освободились ото льда. Егор раздобыл удочку и отправился на рыбалку. Но, увы! Ни разу ему не попалась на крючок золотая рыба.
Тем временем наступило лето. И вот однажды на озере, рядом с деревней, Егор поймал большую рыбу. Взмахнул удочкой, и рыба засверкала в лучах заходящего солнца, как золотая! Вскрикнул от радости Егор, а рыба вдруг сорвалась с крючка.
Егор был в отчаянии. Зато теперь он знал, что в этом озере водится золотая рыба. Люди прослышали об этой истории и просили Егора:
– Как поймаешь золотую рыбу, Егор, придержи её для меня. Не пожалеешь! – И в знак благодарности они покупали у Егора простую рыбу, которую он ловил в ожидании золотой. И все были счастливы. Потому что верили: рано или поздно золотые рыбы принесут им всем богатство.
С тех пор это озеро люди стали называть Озером золотых рыб. А Егор так и остался на берегу озера. Он не мог расстаться со своей мечтой. (341 слово)

(Пересказ М.Тарловского)

Вопросы и задания

1. Какой случай помог наставить лентяя Егора на праведный путь?
2. Как люди помогли Егору в осуществлении его мечты?
3. Какие признаки сказки ты можешь отметить в сказке "Озеро золотых рыб"?