Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

неШуточное представление
Сказка о Ване Сидорове, Агенте 002
и правилах питания

Газета "Начальная школа" уже знакомила своих читателей с программой "Разговор о правильном питании" (см. "Уроки здоровья" № 1/2002). Эта программа разработана ведущими специалистами в области детской психологии и физиологии М.Безруких и Т.Филипповой и направлена на формирование у детей 6 – 8 лет основ правильного питания как составляющей культуры здоровья.

"Разговор о правильном питании" состоит из 15 тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Процесс обучения строится в виде игры. На занятиях дети не слышат скучных (и, признаемся, совершенно бесполезных) назиданий – "Нужно мыть руки перед едой", "Нужно завтракать" и т.д. Вместо этого мальчишкам и девчонкам предлагается выступать в роли сказочных персонажей и выбрать продукты, которые они считают вкусными и полезными (а затем и обосновывать свой выбор), с помощью наклеек вести дневник, ставя самому себе "улыбки" за выполнение правил гигиены, "придумывать" свою кашу, добавляя туда фрукты, орехи, накрывать стол для праздника и т.д. А насколько эффективны такие приемы обучения?

Вот только несколько выдержек из писем родителей и учителей. "Всем известно, что малыши не любят кашу. В классе у нас была такая проблема. А сейчас ее нет. Почему? Помогла тема "Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной". Мы совершили "путешествие" с зернышком..." (С.Ф. Кукевич, учитель). "Работа занимает много времени. Поэтому готовить что-то вкусное приходится в выходные дни да по праздникам. Программа по правильному питанию помогла нашей семье. Теперь дочка Оксана советует мне, что приготовить. Она с удовольствием съедает кашу, стала любить салаты… да и с учебой дела пошли в гору" (Валентина Николаевна К., мама Оксаны); "Трудно поверить в то, что полгода назад наш сын Вова с уговорами садился за стол обедать. Спасибо учительнице Валентине Федоровне за организацию и проведение уроков по правильному питанию. Теперь вся семья строго соблюдает эти правила" (Владимир Иванович Н., папа Вовы).

А вот письма детей: "Ваша программа научила нас очень многому – правильно питаться, сначала помыть руки, помыть фрукты, не чавкать за столом…" (воспитанники детского сада № 35, г. Красноярск). "Мы теперь знаем, что нельзя требовать от мамы каждый день колбасу, пирожные. Это вредно… Молоко мы любим и пьем все, кроме Марины. Ей нельзя." (2"Б" класс, Колпашевская средняя школа, Томская обл.); "Я не любила есть салаты, а теперь я знаю, что они полезные и вкусные" (Альбина К., школа № 16, г. Зеленодольск, Республика Татарстан).

О том, что программа действительно действенна, убеждают и цифры. Еще 4 года назад "Разговор о правильном питании" шел в 9 регионах России, а сегодня в эту работу включились уже 26 регионов. За 4 года с программой познакомилось более 60 000 детей и их родителей. Программа используется во внеклассной работе и интегрируется в базовые учебные курсы – не только "ОБЖ" или "Окружающий мир", но и в такие, на первый взгляд, не имеющие отношение к правильному питанию предметы, как труд, русский язык, география, математика (так, к примеру, детям предлагается подсчитать, сколько нужно потратить денег, чтобы купить продукты к обеду). Сейчас авторами программы подготовлено ее продолжение – "Две недели в лагере здоровья" для следующей возрастной ступени – 9–11-летних детей.

Понятно, что такие масштабы работы были бы невозможны без серьезной финансовой поддержки (издание методических пособий, проведение семинаров, конкурсов и т.д.). Вдохновителем и постоянным спонсором программы является компания "Нестле".

Одна из участниц "Разговора о правильном питании" как-то сказала: "Я поняла, что рецепт воспитания здоровья не так уж и сложен: нужно лишь немного фантазии, творчества, терпения – и успех непременно будет!" Так это или не так, мы предлагаем решить читателям, познакомив их с несколькими методическими разработками педагогов, работающих по этой программе. Надеемся, что эти материалы окажутся интересными и полезными для всех.

Александра МАКЕЕВА

Внеклассное занятие

Цели. Развивать представления младших школьников о правильном питании, его значимости для здоровья; формировать представления о том, что здоровье человека во многом зависит от его поведения; развитие артистических, коммуникативных способностей; формировать готовность сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Возраст предполагаемых участников – 8–9 лет. В инсценировке могут быть задействованы старшеклассники или родители младших школьников.

Оборудование. Декорации для сцены.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий. В одном городе (может быть, и в нашем) в одной из школ учился второклассник Ваня. Был он ни высоким, ни низеньким, ни толстым, ни худым, учился средне – в общем, был обычным мальчиком, ничем не выделяющимся. И, может быть, мы ничего бы о нем не узнали, не приключись с Ваней эта история.

Действие 1

На сцене стол, за которым сидят Мама, Папа, Бабушка, Дедушка, Ваня.

Ваня. Мама, нас сегодня в школе спрашивали: что означает "правильно питаться"? А я так и не смог на этот вопрос ответить!

Мама. Ну вот, нашли, о чем детей спрашивать! Да зачем вам об этом знать? Это родительская забота – вас накормить!

Бабушка. Слава богу, аппетит хороший у тебя! Ешь побольше, вот тебе и будет правильное питание!

Дедушка. Зачем наедаться-то перед сном?!

Папа. Если здоровым быть хочешь, правильно питаться научиться не помешает.

Ваня. Ф-у-у, опять учиться! Надоело! Лучше я еще один пирожок съем да спать пойду! (Уходит, занавес закрывается.)

Ведущий. Съел Ваня пирожок и спать лег. Спит и сон видит…

Занавес поднимается. Ваня спит на кровати. Появляется Агент 002, крадется к Ване и осторожно трогает его за плечо.

Ваня. Ты кто?

Агент 002. Я житель волшебной страны, тайный агент 002. Ты очень понравился нашему королю, и он приглашает тебя в свое королевство. Пойдешь?

Ваня. Конечно!

Действие 2

Волшебная страна. Клумбы с чупа-чупсами. На деревьях конфеты, шоколад, мороженое. Ваня бегает от клумбы к деревьям.

Ваня. Ах! Какая чудесная страна! Смотри – мороженое, шоколад, газировка.

Агент 002. Не стесняйся, Ваня. Пробуй!

Ваня. Да разве можно? Вот Марья Ивановна говорит, что не нужно есть на улице!

Агент 002. Да что ты, Ваня! А где же есть? Пока до дому донесешь, аппетит пропадет!

Ваня. И то верно! Какой ты умный! (Набивает рот и карманы сладостями.)

Раздается волшебная музыка. Агент 002 прячется за дерево. Ваня изумленно озирается. Появляется Фея Витаминка. За ней Кубик, Бусинка, Зелибоба.

Фея Витаминка. Послушай меня, Ваня. Путешествуя по этой стране, ты можешь натворить немало бед. Я отправляю с тобой своих верных друзей. В трудную минуту они помогут тебе. Но помни, у каждого из них ты только один раз можешь попросить помощь (взмахивает волшебной палочкой). Скорики, морики, акорики! (Подает Ване кубик, бусинку и боб, Ваня прячет их в карман.)

Агент 002. Что говорила тебе эта глупая девчонка?

Ваня. Да так, ерунду какую-то...

Действие 3

На сцене – тронный зал Темного царства. Дорожка. Вдоль дорожки – придворные дамы и господа. На троне – Король, рядом Королева. Входит Дворецкий.

Дворецкий. Князь страны Немытых Рук – Гепатит.

Входят Гепатит и его свита.

Король. Ну, докладывай, увеличил ли ты свое войско?

Гепатит. О великий наш король! Мое войско росло с каждым днем. Да только что-то странное происходит в последнее время. Всюду умывальники понаставили, скатерти постелили. Да без конца все чистят, кипятят. Совсем негде притаиться. Мало того, дети-то, дети, забодай их комар, руки моют и моют. Да не просто, а с мылом. Какое уж тут войско, совсем жизни нет!

Дворецкий. Герцог Кариес-старший из страны Больных Зубов и его герцогиня.

Король. Ну, а как твои дела, любезнейший?

Кариес. Ох, плохо мне, ваше величество! Совсем нет сладу с этими мальчишками и девчонками! Вот на прошлой неделе бежит один первоклассник в столовую. Я ему: "Не тормози, сникерсни!" Так что вы думаете? Он мне так важно в ответ: "У нас по русской традиции богатыри щи и кашу едят!" Тоже мне богатырь! От горшка два вершка, а туда же!

Герцогиня. Традиции, видите ли, у них! Девчонкам на перемене чупа-чупс предлагаю, бесплатно, представляете себе?! А они: "Отдай их Бабе-Яге, у нее все равно зубов нет!"

Дворецкий. Его высочество принц Гастрит из королевства Болезней!

Король. Ну что, Гастритушка? Хоть ты душу порадуй!

Гастрит. Нет уж радости в наших сердцах, о мой король! Все труднее с этими детишками! Да что там дети! Родители-то все как с ума посходили! За режимом питания следят! А все эта программа "Разговор о правильном питании"!

Все. Беда! Ах, что за напасти! Кто виноват? Как быть?

Король. Позвать придворного звездочета!

оявляется Придворный Звездочет, кланяется.

Король. О мудрейший! Что ты сможешь нам посоветовать? Сможем ли мы восстановить наше могущество?

Звездочет. О да, мой король! Мы можем восстановить свое могущество, если найдем хотя бы одного мальчика или девочку, которые бы не знали о программе "Разговор о правильном питании", о законах правильного питания. Но где же найти такого?

Вбегает Агент 002.

Агент 002. Я нашел его! Нашел!

Король. Ну, что же вы нашли?

Агент 002. Я нашел мальчишку, который совершенно ничего не знает о том, как правильно питаться! И самое главное – не хочет учиться правильному питанию!

Король. А его родители?

Агент 002. И с родителями тоже все в порядке. Его мама женщина с понятием, интеллигентная. Она и учителям сказала: "Некогда нам глупостями заниматься, зачем каким-то правилам питания учиться, главное – чтобы ребенок хорошо ел!"

Все. Ай да умница! Вот это мама! Молодец!

Король. Да где же этот мальчик?

Дворецкий. Он идет к нам. Агент 002 ведет его.

Король. Это наш последний шанс, не упустите его, мои верные слуги!

Действие 4

Банкетный зал Темного царства. Король во главе стола. Придворные по краям. Около Короля свободный стул.

Дворецкий. К нам пожаловал наимудрейший, наикрасивейший, наиумнейший Ваня Сидоров из 2 "Б".

Входит Ваня, горделиво подняв голову.

Король (встает, подходит к Ване, обнимает его). О услада очей моих, наиприятнейший моему сердцу Ванюша! Как я рад тебя видеть! Трудным ли был твой путь?

Ваня (с чупа-чупсами во рту). Э-э-э-э…

Королева. Не утруждай себя ответом, милый друг. Я вижу, ты занят более важным делом!

Король (к свите). Отныне Иван Сидоров – наш наипочетнейший гость. Прошу любить и жаловать!

Все встают и кланяются Ване. Король усаживает Ваню за стол рядом с собой.

Королева. Ну, наш любимейший друг, ваше почетное право заказать блюда.

Ваня. Торт, мороженое… Еще торт… Много тортов и бисквитов.

Все. Какой молодец! Ай да умница!

Ваня что-то шепчет на ухо Королеве.

Королева (смеется). Ну Ваня, ну рассмешил! Да зачем мыть руки? Ты же не землю копал!

Все. Ну конечно! Глупо! Зачем?

Ваня начинает есть. Свита поет и танцует.

В одну простую школу,
А может, не простую
"О правильном питании"
Тетрадки завезли.
И взрослые, и дети,
И бабушки, и деды,
Тетрадок начитавшись,
Войной на нас пошли.

Но милый наш Ванюша
Утешил нашу душу:
Тетрадку о питании
Он даже не открыл.
И в Темном нашем царстве,
Микробов государстве,
Он правила питания
Все начисто забыл.

И очень нам приятно
Встречать такого парня.
Приятно видеть как он ест
И кока-колу пьет.
Он правила не знает,
Он их не соблюдает,
И армия микробов
Растет, растет, растет!

Действие 5

Темнота. На сцене тот же зал. На столе карта. Над картой склонились Король и придворные. Ваня подсматривает в щель.

Кариес. Благодаря этому глупому мальчишке моя армия насчитывает миллионы микробов.

Гепатит. Больницы переполнены. Школы закрыты на карантин. Люди злятся и обижаются друг на друга.

Гастрит. Мы провели важную операцию. Захватили в плен овощи, фрукты и ягоды.

Король. Введите пленников! (Вводят Лук и Чеснок). Ну что, может быть, согласитесь служить великому королевству?

Лук. Никогда этому не бывать!

Король. Напрасно. Победа наша уже близка! (К страже.) В темницу! И не спускать глаз! Они наиболее опасны.

Гепатит. Еще немного – и мы нанесем решительный удар. Мы, микробы, станем владыками мира.

Король. Осталось совсем немного подождать. Пусть этот грязнуля увеличит нашу армию до миллиарда. Тогда мы будем непобедимы.

Все. Ура! Вперед! Будем владыками мира!

Занавес закрывается. Перед сценой Ваня и Фея Витаминка.

Фея Витаминка. Вот видишь, Ваня, что ты наделал!

Ваня. Я не хотел! Как же теперь быть?

Фея Витаминка. Еще можно предотвратить беду. Ты виновен в том, что армия микробов стала очень сильной, постарайся ей противостоять. Я не могу находиться здесь долго. Прощай!

Действие 6

На сцене стоит стол. За столом Король, свита. Входит Ваня.

Король. А вот и Ванюша пожаловал. (Указывает на место рядом с собой.) Иди сюда, милый друг.

Королева (удивленно-испуганно). Что с тобой, Ваня? Почему ты так бледен?

Свита. Что такое? Почему? Он не бледен, он чист! Чист! Ужас!!! Кошмар! Умылся! Чист!

Король. Цыц! Уймитесь, окаянные! Ну попал человек под дождичек. С кем не бывает! Да ты не печалься, Ванюша, а вели лучше на стол подавать!

Ваня. Приказываю подать на стол кашу, хлеб, молоко!

Все. Кашу?! Кошмар! Дрянь! Фи! Молоко! Какая дрянь!

Король. Ну ты, Ваня, загнул! Кашу! А зачем она?

Ваня. Как зачем? Есть буду!

Гастрит. Нет уж, ты обоснуй, чего ж это вдруг ни с того ни с сего – каша!

Ваня. Ну другие же блюда сразу подавали, стоило лишь приказать!

Королева. Так что про них говорить! Про них и так все знают. "Сникерс" съел – и порядок! "Финт" – для тех, кто вправду крут! "Спрайт" – не дай себе засохнуть!

Кариес. А каша зачем? И вообще, из чего ее варят-то? Что-то я не слыхивал!

Ваня. Из крупы ее варят!

Все. А где взять крупу? Да и зачем все это? Да ни к чему! Нет, если уж ты кашу предлагаешь, то обоснуй, обоснуй!

Ваня (тихо, про себя). Эх, не учился я правильному питанию… Что им теперь-то рассказывать?.. Ой, у меня же волшебные помощники есть! (Кидает бусинку.)

Мигает свет, на сцене появляется Бусинка, рассказывает о полезных свойствах каши, ставит на стол горшок с кашей и исчезает.

Король. У-у-у, злыдня, кашу принесла… Ну ладно, для разнообразия поедим эту, как ее… кашу!

Королева. Чего не сделаешь ради дорогого гостя!

Свита, морщась, пробует кашу. Видно, что им блюдо не нравится.

Король. Ох, что-то мне плохо стало! Надо поспать после обеда! (Все валятся в разные стороны.) А ты куда, Иванушка?

Ваня. Хочу делом заняться, после каши у меня сил и бодрости прибавилось.

Королева. А сон досматривать не будешь?

Все. Ничего себе! Кошмар! Какое дело – сон не досмотрел!

Ваня. Ночью досмотрю!

Гастрит. И чем это ты собрался заниматься?

Ваня. Не решил еще. Может, что-нибудь почитаю.

Королева. Ну конечно, Ванюша, почитай. Вон там у нас библиотека. Бери, что тебе понравится.

Король. Наши книги плохому не научат. А мы поспим да в сад за сладостями прогуляемся.

Действие 7

Ваня перед сценой. Читает книгу. На ней надпись: "Книга о великих подвигах".

Ваня (читает). Гепатит – величайший воин царства Болезней. Прячется в сырой воде, на грязных руках, выжидая удобного момента. Проникая в города и села, он ходит из дома в дом, поражая всех, кто попадается на пути.

Ваня. И у этой мерзости я оказался в помощниках! Ну погодите, я покажу вам друга Ваню!

Уходит за занавес, оттуда начинает звучать веселая бравурная музыка, постепенно занавес освещается и резко распахивается. На сцене банкетный зал. Стол покрыт скатертью, на столе – салфетки, приборы, освещенные ярким светом. У стола Ваня – протирает посуду. Входит Король со свитой.

Королева. Ванюша, мы тут тебе сладенького принесли. А то ты у нас сегодня сам не свой.

Свита останавливается в страхе.

Все. Беда! Свет! Чистота!

Король. Ну, ты, Ванька, совсем обнаглел! Шути-шути, да знай меру! Немедленно убери эту гадость!

Ваня. А это вовсе и не шутки. И дружить я с вами больше не собираюсь.

Королева. Отчего же ты так рассердился, Ванюша? Мы же к тебе со всей душой!

Ваня. Да только душа ваша темная и злая. Хотите весь мир погубить. И я вам не помощник!

Все. Измена! Враги!

Король. Стража! Схватить наглеца! (Стража окружает Ваню.)

Ваня. Что делать? Кубик, выручай! (Бросает на пол кубик.)

Мигает свет, на сцене появляется Кубик.

Кубик (показывает свите большой кусок мыла и мочалку). А это попробовать не желаете? (Стража останавливается.) А-а-а, испугались! То-то же! А ну-ка откройте тюрьмы, освободите ягоды, овощи и фрукты!

Входят Ягоды, Овощи и Фрукты, останавливаются на сцене, понурившись.

Лимон. Прости нас, Ваня, но мы не можем тебе помочь.

Лук. Мы слабы, король отобрал наше оружие.

Король. Повоевали – и хватит! А ты, невежа, все равно не знаешь, в чем кроется их сила.

Ваня бросает боб, мигает свет, на сцене появляется Зелибоба.

Ваня. Помоги мне, Зелибоба!

Зелибоба. Я знаю, чем вам помочь! Лук, чеснок, ловите фитонциды, а вы, ягоды, овощи и фрукты, – витамины!

Все Овощи, Ягоды, Фрукты. Ура! Победа будет за нами! (Наступают на свиту короля.)

Свита. Караул. Спасайся, кто может! (Убегают.)

Ваня и его друзья исполняют веселую песню.

Действие 8

Декорация первой сцены –- вся семья сидит за общим столом.

Ваня. Вот такой удивительный сон! Но теперь я точно понял, как важно соблюдать правила питания, чтобы расти здоровым и красивым.

Мама. Да и я поняла, что правильное питание зависит не столько от денег, сколько от желания и знаний человека.

Папа. Еще бы, мы ведь можем сами вырастить овощи и зелень в огороде!

Бабушка. Но пирожок-то с капустой еще никому не повредил.

Дедушка. Но только помни: ешь, да знай меру!

Светлана РЕЗАНОВА,
село Газ-Завод,
Читинская область

Аукцион "Правильное питание"

(3–4-е классы)

Цели. Закрепление знаний о правильном питании; развитие мотивации здорового образа жизни и навыка коллективной работы.

Аукцион "Правильное питание" представляет собой организационно-деятельностную игру, состоящую из нескольких этапов. В игре участвует несколько команд.

Суть игры заключается в том, что дети, отвечая на вопросы и выполняя задания педагога, "зарабатывают деньги" – "нямлики".

  • Первый этап – "Накопление капитала".

  • Второй этап – "Биржа" (представляет собой работу по карточкам в группах).

  • Третий этап – "Черный ящик".

ХОД ИГРЫ

I этап – "Накопление капитала"

Первый этап длится 10–15 минут. Ведущий задает группам по очереди вопросы и загадки. За правильный ответ дети получают "нямлик". Если группа не может ответить, право ответа переходит к другой. Задача группы – накопить как можно больше "нямликов".

Вопросы

  • Две девочки нечестно поделили между собой 8 яблок. Одной девочке досталось 6 яблок. Сколько яблок досталось обиженной девочке?

  • Два мальчика съели 6 кг меда. В одном мальчике поместилось 3 кг меда. Сколько килограммов меда поместилось во втором мальчике?

  • Сколько кусков сахара находится в папином стакане с горячим чаем, если папа туда положил 2 куска и Маша, когда папа зазевался, тоже бросила туда 2 куска? (Нисколько, так как куски сахара растворились.)

  • Каким должен быть перерыв между двумя приемами пищи в течение дня?

  • Сколько раз в день нужно есть?

  • Какие добавки можно положить в кашу?

  • Какая каша самая полезная?

  • Какая каша получается из пшеницы?

  • Какая каша получается из гречихи?

  • Из скольких блюд должен состоять обед?

  • Какие блюда могут служить в качестве холодной закуски?

Загадки

  • Черна, мала крошка,
    Соберут немножко,
    В воде поварят,
    Кто съест, похвалит. (Гречиха)

  • Как во поле на кургане
    Стоит курица с серьгами. (Овес)

  • В поле – метелкой,
    В мешке – жемчугом. (Рожь)

  • Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый.
    Он и черный, он и белый,
    А бывает – подгорелый. (Хлеб)

  • Этот вкусный плод растет
    Там, где лето круглый год.
    Он как краешек луны,
    Все мы знать его должны. (Банан)

  • Что означает поговорка "С ним каши не сваришь"? Что обычно делали русские князья в знак примирения и почему? (Варили и ели кашу.)

  • Какая каша входила в ежедневный рацион римских гладиаторов? (Овсяная.)

II этап – "Биржа"

Во время второго этапа каждая группа "покупает" карточки с заданиями, расплачиваясь заработанными "нямликами". Стоимость карточки зависит от сложности задания. При этом содержание карточки группе неизвестно.
Если группа выполняет задание верно, ей возвращается сумма в 2 раза больше, чем продажная стоимость карточки. Если задание выполнено неправильно, деньги группе не возвращаются.
Время выполнения одного задания не ограничено, группы при этом заинтересованы решить как можно больше заданий, чтобы заработать больше "нямликов".

Задания

  • Подберите правильно слово в рифму.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не …
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …
Когда же гости подошли,
То даже крошек …

(Д.Хармс, Н.Гернет. "Очень-очень вкусный пирог")

Мой первый слог –
Провал, банкротство,
Второй – синоним "невелик".
А всё с мукой имеет сходство,
Когда положишь на язык. (Крахмал)

Из писка птиц
Мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь, и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пирог)

Первое – нота, второе – то же,
А целое – на боб похоже. (Фасоль)

Мой первый слог – местоимение,
Второй же – времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвешь в лесу. (Ягода)

  • Составьте меню для завтрака (обеда).

  • Найдите ошибку.

Аппетит проходит во время еды.
Всякому хвощу свое время.
Город не тетка.
Первый блин – колом.
Проще жареной репы.

III этап – "Черный ящик"

На третьем этапе проводится аукцион. В черном ящике находится приз, который будет вручен той группе, которая сможет за него заплатить больше "нямликов". Оставшиеся "нямлики" могут быть использованы для следующей игры.

Олеся ОБУХОВА,
школа № 96,
г. Челябинск

Огородный урок русского языка

Тема. "Написание слов с непроверяемыми безударными гласными".

Цели. Познакомить учащихся со словами с непроверяемыми безударными гласными; расширить знания детей об овощах, их пользе для здоровья; формировать навык грамотного написания слов; воспитывать внимание, интерес к окружающему миру.

Оборудование. Словари, иллюстрации с изображением овощей или сами овощи.

ХОД УРОКА

I. Подготовительная часть

Учитель. Всем добрый день! Сегодня у нас необычный урок русского языка – я приглашаю вас провести его в… огороде.

Девчонки и мальчишки!
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород –
Очень интересно.

II. Знакомство с новым материалом

У. А как пишется слово "огород"? Куда можно обратиться за помощью?

Дети. К словарям – орфографическому и этимологическому.

Учитель предлагает детям прочесть этимологическую справку о слове.

"Огород – участок земли, на котором посажены овощи. Слово "огород" образовалось от "городить" – обозначать место с помощью забора.

У. Огород огородили,
Чтобы зайцы не ходили,
Чтобы куры не клевали
То, что дети посадили.

(Я.Аким)

Вот теперь мы знаем, как пишется слово "огород" и откуда оно возникло. Запишем его на доске.

Огород – огороды

– А что же растет у нас в огороде?

Подошли мы к первой грядке.
Все ли тут, друзья, в порядке?
Глянь – на грядке молодец.
Он зеленый… (огурец)

Слово "огурец" записывается на доске.

– А как запомнить написание слова?

Дети предлагают приемы запоминания: например, буква о в начале слова сама напоминает по форме огурец, на доске записывается слово с буквой о, похожей на огурец.

– Запомнить написание слова вам поможет и это стихотворение.

Я огурчик-огурец,
Я зеленый молодец!
И овальный, и красивый,
Вырос всем я вам на диво,
Чтобы грамотно писали,
Букву О не забывали.

– Огурцы очень полезны. Ведь они содержат много минеральных веществ, необходимых для нашего здоровья. Огурцы возбуждают аппетит, помогают лучше переваривать пищу. Вот они какие, огурцы-молодцы!
А теперь мы подошли к следующей грядке. Угадайте, что на ней растет? Этот овощ называли "золотым яблоком" или "яблоком любви". Цветом плоды бывают оранжевые, желтые, красные, зеленые. Это настоящий огородный светофор. "Он сигналит нам с тобой – руки мой перед едой!"
Это – помидор. Давайте запомним, как правильно пишется это слово (делается запись на доске).
Здесь вам опять поможет стишок:

Буква о вкатилась в слово,
Превратилась в помидор.
Чтоб опять не укатилась,
С буквой и соединилась.

Д. Помидоры родом из Южной Америки. Этот овощ очень полезен, ведь он содержит много полезных веществ и витаминов. Помидоры даже помогают больным людям избавиться от болезни.

У. А вот на этой грядке много зеленых домиков.

Дом зеленый тесноват –
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

– Как вы думаете, о каком овоще написано это стихотворение?

Д. О горохе.

У. Сделайте запись в своих тетрадях. Какие приемы запоминания вы можете предложить для этого слова?

Дети предлагают варианты, например, "превратить" буквы о в круглые горошинки.

– Вспомните, в каких сказках говорилось о горохе?

Д. "Золушка", "Мальчик-с-пальчик", "Принцесса на горошине".

У. Блюда из гороха очень полезны и питательны. В них много необходимого для роста и развития вещества – белка. Он является строительным материалом для нашего организма. Хотите вырасти побыстрее? Тогда ешьте гороховый суп, гороховую кашу и гороховый кисель.
Каким одним словом можно назвать и горох, и огурцы, и помидоры?

Д. Овощи.

III. Закрепление изученного материала

У. Полезны ли овощи для нашего здоровья и чем? Как часто нужно есть овощи?

Дети дают ответы-рассуждения.

– А вот что говорит хозяйка огорода:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Всем без исключения –
В этом нет сомнения.
Согласны ли вы с таким высказыванием?

Ответы детей.

– Посмотрите: здесь, на доске, записаны названия продуктов растительного происхождения. Какие из них относятся к овощам? Назовите их.

На доске записаны слова: яблоко, тыква, арбуз, петрушка, помидор, ежевика, чеснок, перец, огурец и т.д.

IV. Итог урока

У. С какими словами вы сегодня познакомились? Какие приемы запоминания слов вы узнали?

Д. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета. Например, горох – горошинки.
– Обращение к этимологии слова (огород – городить).
– Обращение к словарю.

Светлана КУКЕВИЧ,
г. Добрянка,
Пермская область

Хлеб на стол, так и стол – престол

Цели. Развитие представлений детей о ценности хлеба как продукта питания; формирование общего представления о технологии выращивания и изготовления хлеба; знакомство детей с народными традициями и обычаями; развитие артистических навыков.

Инсценировка может быть использована для организации самостоятельного внеклассного мероприятия, а также в рамках марафонов, недели здоровья и т.д. Возраст участников – 8–11 лет. В инсценировке в роли ведущих, исполнителей некоторых ролей могут выступить старшеклассники или родители младших школьников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Однажды в самый обычный день в самой обычной школе произошла совершенно необычная история. Хотя… хотя начало у нее тоже, к сожалению, было обычное...

Появляются двое мальчиков. Один из них достает из сумки бутерброды с сыром.

Первый мальчик. Фу! Опять мама мне хлеб положила. Просил же только сыр мне в школу завернуть! (Делает попытку выкинуть хлеб.)

Второй мальчик. Ты что! Разве можно хлеб выбрасывать? Мне бабушка всегда говорит: "Хлеб обижать нельзя, его беречь нужно!"

Первый мальчик. Да чего его беречь-то – вон его сколько в столовой! Да и стоит он дешево.

Второй мальчик. Знаешь, я тоже раньше так думал. Но вот однажды мне бабушка рассказала сказку…

На сцену выбегает Безделица.

Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, здесь случайно не видели?

Появляется Труд, в руках он несет зерно.

Труд. Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица. Легок на помине! А что это он замыслил? Ох, не к добру это все – надо ему помешать!

Безделица набрасывается на него, пытаясь отнять зернышко.

Безделица. Все равно я стану владычицей Земли! Не бывать по-твоему!

Труд. Владыкой мира будет Труд!

Безделица. Ха! Давай позовем Человека. Пусть он решит – то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд. Будь по-твоему! (Появляется Человек.) Вот тебе горсть зерен. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость…

Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем!

Человек (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия, Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают Всходы и начинают водить хоровод вокруг Человека.

Безделица. Э-э-э! Вы это откуда взялись? Надо же, всходы появились! Эх!

Надо бы морозы позвать! Эй вы, морозы лютые! Сюда, на помощь! Мороз Красный нос, Мороз Синий нос, сюда!!!

Влетают Морозы и начинают кружить над всходами. Те дрожат, закрываются от Морозов.

Труд. Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!

Дети окружают Всходы.

Морозы. Я Мороз Синий нос! Я Мороз Красный нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы!

Игра в перетягивание каната. Дети выигрывают, Морозы убегают.

Безделица. Ох, и бездельники эти морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры, ветры, суховеи! Отзовитесь, появитесь! (Вбегают Ветры). Ну, суши! Ну, губи!

Ветры пробегают мимо Всходов, те начинают склоняться.

Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение! Там вдали озеро! Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Давайте поможем всходам!

Проводится игра "Не пролей воду". На середине зала миска с водой – "озеро". Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в миску, стоящую около Всходов. То же делают и Суховеи, только они уносят воду в обратную сторону. Задача детей – наполнить миску у Всходов.

Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы солнышко нас согрело!

Безделица. Я закрыла солнце тучами с градом.

Выбегают две Тучи – девочки в темно-синих костюмах с широкими рукавами. Тучи пытаются накрыть Всходы.

Человек. А мы разгоним твои тучи!

Дети начинают дуть на Тучи, и те убегают.

Безделица. Горе мне, горе, ничего у меня не вышло – придется искать мне другое место (убегает со сцены).

Ведущий. Так закончилась эта сказка. Не удалось Безделице победить Труд. Да и мальчик, считавший, что хлеб можно бросать, изменил свое мнение. Но я хочу, чтобы вы знали: суховеи, бураны, засухи бывают не только в сказках. Нелегок труд земледельца. В каждый кусочек столько сил вложено! А когда мы едим хлеб, эти силы нам передаются. Вот почему в народе говорят: "У кого хлебушек, у того и счастье".
А много ли вы знаете о хлебе? Я предлагаю вам принять участие в конкурсе "Чудо земли – хлеб". Тут вы сможете и свои знания показать, и новое от своих товарищей узнать. Но для этого нам нужны две команды – "Колоски" и "Зернышки".

Дети делятся на команды. Каждая команда получает значок с изображением зернышка или колоска.

Ведущий. Мы отправляемся в путешествие. И первая остановка на нашем маршруте – станция "Народная мудрость". Ее девиз – "Ум и смекалка – что брат с сестрой". Тут мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки о хлебе.

Каждая команда получает задание – за три минуты придумать как можно больше пословиц и поговорок о хлебе.

  • Хлеб – всему голова.

  • Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

  • Что летом родится – зимой пригодится.

  • Лето – припасиха, зима – подбериха.

  • Горька работа, да хлеб сладок.

  • Весна красна цветами, а осень – снопами.

  • Что посеешь, то и пожнешь.

  • Снег на полях – хлеб в закромах.

  • Не шуба греет, а хлеб.

  • Хлеб на стол, так и стол – престол.

  • У кого хлебушко, у того и счастье.

  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Ведущий. Следующая станция нашего маршрута – "Почемучка". Ее девиз – "Хочу все знать!". Каждая команда получает по 2 вопроса, обсуждает их и находит ответ. Отвечает на вопрос представитель команды. За каждый ответ – 1 балл.

Вопросы конкурса
  • Какие крупы можно получить из пшеницы? (Пшеничную, манную.)

  • Почему яровые хлеба, которые выращиваются весной и летом, т.е. когда много солнечных дней, так называются? (От старинного названия Солнца – Ярило.)

  • Какие продукты необходимы для того, чтобы испечь хлеб?

  • Почему озимые хлеба так называются? (Они вызревают под снегом – зимой.)

Ведущий. Теперь мы отправляемся на станцию "Загадочная".

Каждой команде по очереди будет загадываться загадка. Если команда не может ее отгадать, право ответа переходит к соперникам. Побеждает та команда, которая отгадает больше загадок.

  • Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)

  • Отгадать легко и быстро – мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает – подгорелый. (Хлеб)

  • Маленький, горбатенький, все поле перебежал и весь хлеб повалил. (Сноп)

  • Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – пять плугов тащит. (Трактор)

  • С неба солнце золотое золотые льет лучи, в поле дружною стеною – золотые усачи. (Пшеница)

  • Широко, а не море, золото, а не деньги, сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб)

  • Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)

Ведущий. Ну, теперь пришло время стихов. На нашем маршруте следующая станция – "Поэтическая-артистическая". Задача команд – вспомнить стихотворение о хлебе и прочитать его.

Проводится конкурс чтецов.

Ведущий. А теперь приглашаю вас поиграть. Ведь мы с вами находимся сейчас на станции "Игрища деда Хлебоведа". Девиз игры – "Сметку, ловкость, верный глаз разовьет игра у нас".
Задача команд – вспомнить и провести одну из народных игр. Дед Хлебовед оценит, как хорошо вы знаете правила игры и как умеете взаимодействовать друг с другом.

Команды организуют игры, например, "А мы просо сеяли", "Петухи", "Золотые ворота".

Ведущий. Наше путешествие близится к завершению. Наверное, вы уже немного устали. А что может поднять дух, если не песня?! Тем более, что мы прибываем на станцию "Песенная". Командам нужно будет вспомнить песню, прославляющую хлеб.

Проводится конкурс. Затем жюри подводит итоги и награждает участников. После конкурса все приглашаются на чаепитие. Стол украшен хлебными изделиями, испеченными родителями.

Р. БАГАУТДИНОВА,
школа № 48, г. Красноярск

 

 

 

Вкусные старты

Цели. Закреплять знания о правильном питании; развивать мотивацию здорового образа жизни; способствовать развитию взаимодействия между взрослыми членами семьи и детьми.

Участники – семейные команды (дети 8–10 лет, родители).

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня у нас необыкновенное соревнование. Мы назвали его "Вкусные старты". Каждый из вас сможет показать, хорошо ли он знает законы правильного питания, а также узнать что-то новое от своих товарищей.
В соревновании у нас принимают участие семейные команды, а судить их будет строгое, но справедливое жюри.
И вот первое задание для наших команд – придумать и представить свое название. Важно, чтобы из названия было понятно – команда за здоровый образ жизни и правильное питание!

Команды придумывают свои название и девиз.

Ведущий. Следующий конкурс – на сообразительность. Команды получают текст, в котором зашифрованы названия 14 ягод и фруктов. Задача команды – найти эти названия.

Игра в футбол

Вечер никак не наступал. Ребята продолжали свою игру, шалили. "Мы принесли вам мяч!" – крикнули Моника и Люба. На них были кеды, а на Насте кроссовки. Видимо, они задумали начать игру в футбол. "Давай, Вадик! Беги, Костя! Диман! Диман!" – "Гол!!" – кричали девчонки. Они рады тому, как ловко Костя сделал передачу Димке. Счет уже 4:0! Игра на том и закончилась. "Воды, няня, – попросил дома усталый Дима. – А где же Вика?" – "Она уже спит…"

(Зашифрованы названия: черника, груша, слива, лимон, банан, ананас, киви, малина, айва, манго, кокос, гранат, дыня, ежевика.)

Ведущий. Ну что же, вы нашли все ягоды и фрукты. А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете молочные продукты. Я приглашаю по одному представителю от каждой команды (ученика). Представители команд получают необычные математические примеры, где складывать и вычитать нужно буквы. Если соревнующиеся справятся с заданием, у них получатся названия молочных продуктов.
А пока представители команд решают примеры, остальные члены команд должны вспомнить как можно больше пословиц и поговорок, в которых говорится о молоке и продуктах из него, и записать эти пословицы на листках.

Представители команд за отдельными столами решают математическую шараду, затем жюри проверяет, сколько примеров решено верно. Правильное решение затем демонстрируется на стенде.
Жюри также подсчитывает количество пословиц и поговорок, которые вспомнили члены команд. Команде, записавшей большее число пословиц, присуждается дополнительный балл.

Конкурс "Молочные продукты"

КЕМ–М+ФИЛ–Л+Р – (КЕФИР)

МОК–К+ЛО+КОЗ–З – (МОЛОКО)

СМ+МИ+Е+Т–ИМ+А+Н+А – (СМЕТАНА)

ЛАС+ЛИВ+У–А–ЛУ+КИ – (СЛИВКИ)

Й+ОГИ+УМ–МИ+РТ – (ЙОГУРТ)

САМ+Р–А+ЯЖ+ЕН–МС+КА – (РЯЖЕНКА)

Ведущий. Следующий наш конкурс – артистический. От каждой команды нам нужны три артиста. В руках у меня волшебный мешочек с пословицами. Артисты из каждой команды должны вынуть из мешка табличку с какой-то из пословиц и в течение пяти минут придумать пантомиму. Эту пантомиму артисты показывают своей команде. Задача команды – отгадать, какая пословица изображается, и назвать ее. Если команда не может справиться с задачей, право ответа переходит к соперникам.

Варианты пословиц

  • Сыт – весел, а голоден – нос повесил.

  • Хороша ложка к обеду.

  • Мухомор красен, да для здоровья опасен.

  • Кашу маслом не испортишь.

  • Лук – от семи недуг.

  • Без хлеба нет обеда.

  • Ужин не нужен, был бы обед.

  • Где блины, тут и мы.

  • Пока есть хлеб да вода – всё не беда.

Ведущий. Соревнование – дело непростое и требует немало сил. Наверное, вы все уже проголодались. Пора столы накрывать. Давайте проверим, знают ли наши команды правила сервировки. Перед вами посуда, столовые приборы, салфетки и т.д. Задача команды – накрыть свой стол к чаю. Жюри будет выбирать не только самый "правильный" стол, но и самый красивый.

Конкурс столов

"Столы" угощают друг друга кулинарными изделиями, заранее подготовленными мамами учащихся.

Ведущий. Пора к столу. Приятного аппетита!

Елена ШИТМАН,
школа № 5,
г. Арзамас, Самарская область