Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2003
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
К 300-летию Санкт-Петербурга

Ирина ПОТЕМКИНА,
ГОУ № 775,
г. Москва

Уроки истории

(урок-путешествие)

3-й класс (1–4)

Тема. "Архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга".

Цели. Познакомить детей с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга; расширить словарный запас детей, вводя специальную терминологию; воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому России.

Оборудование. Иллюстрации с изображениями исторических памятников, ребусы, толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с историческими памятниками, находящимися в Москве и Санкт-Петербурге. Для этого нам придется совершить путешествие из Москвы в Санкт-Петербург.

III. Знакомство с новым материалом

У. Ребята, кто из вас бывал в центре Москвы? А где вы были? Назовите эти места.

Дети. На Красной площади. В Кремле...

У. А кто из вас бывал на Тверской площади? Вспомните, что вы видели на этой площади.

Д. На Тверской площади стоит здание мэрии.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением здания.

У. Какой памятник стоит напротив мэрии города?

Д. Памятник Юрию Долгорукому.

У. Кто такой Юрий Долгорукий? Почему ему поставлен памятник в центе города?

Д. Юрий Долгорукий – основатель Москвы, поэтому ему поставили памятник.

У. Давайте внимательно рассмотрим изображение памятника.

Дети рассматривают иллюстрацию памятника.

– А сейчас с Тверской площади Москвы мы отправимся в Санкт-Петербург. Как туда можно попасть?

Д. Полететь на самолете или поехать на поезде.

У. Мы с вами поедем на поезде. С какого вокзала мы можем уехать в этот город?

Выслушиваются ответы детей.

– Уехать можно с Ленинградского вокзала. Это название сохранилось с тех пор, когда город назывался Ленинградом. А приезжаем мы в Санкт-Петербург на Московский вокзал.

Учитель показывает иллюстрации с изображением вокзалов.

– "Находясь" в Москве, мы увидели памятник Юрию Долгорукому. "Приехав" в Петербург, я хочу показать вам один из известнейших памятников северной столицы.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением памятника Петру I.

– Чтобы познакомиться с этим памятником, составим текст.

На доске:

1. Центре, памятник, в самом, удивительный, площади, возвышается.
2. Стремительно, скалы, на, вершину, дикий, конь, разгоряченный, взлетел.
3. У края, успел, всадник, пропасти, смелый, остановить, коня, и, натянуть, поводья.
4. Отпрянул от бездны, на века, взвился, и так застыл, на дыбы, конь.
5. Петр I, коне, на, бронзовом, российский император, это гигант, основатель Санкт-Петербурга.

Дети устно составляют предложения.

– Что вы узнали из текста?

Дети рассказывают.

– Правильно. Это памятник Петру Первому. Пушкин назвал его "Медным всадником". Скульптор памятника – Этьен Фальконе. Модель головы императора создала его ученица Анна-Мари Колло.
Что общего между памятником Юрию Долгорукому в Москве и Петру Первому в Санкт-Петербурге?

Д. Это основатели городов. Они оба сидят на конях и указывают рукой на свой город.

У. Теперь отправляемся к другому историческому месту Санкт-Петербурга – реке Фонтанке.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением набережной реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Через эту речку идет один из известнейших мостов. Это знаменитый Аничков мост. Его украшают четыре скульптуры Клодта "Укротители коней". Послушайте внимательно стихотворение Н.Брауна.

На доске написано стихотворение. У детей на парте четыре изображения памятника П.Клодта "Укротители коней". Учитель читает стихотворение.

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем черным
Четыре бронзовых коня.

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
Вскочив, поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли.

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья, и храпят.

Но мышцы юношей могучих,
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор.

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня...
Так город мой смирят стихии
Воды, и стали, и огня.

Как вы понимаете первую строфу стихотворения?

Д. В ней говорится о создании мастером фигур коней.

У. Какими автор представил животных?

Д. Сильными, сердитыми, дикими.

У. Что противопоставили укротители "кипучему нраву" диких животных?

Д. Сноровку, разум, напор.

IV. Закрепление пройденного

У. Завершая наше путешествие, скажите, что объединяет все памятники, с которыми мы сегодня познакомились?

Д. В них во всех присутствовали фигуры людей и коней.

У. Чтобы проверить, как вы запомнили названия памятников и места, где они находятся, разгадайте ребусы.

У детей на партах листки с ребусами. На доске увеличенное изображение ребусов. Дети отгадывают свои ребусы и у доски.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте и вспомните, что обозначают эти термины.

На доске:

памятник
пьедестал

скульптура
статуя

При затруднении дети пользуются Толковым словарем.

Д. Памятник – архитектурное, скульптурное сооружение в память о людях, событиях.
– Скульптура – вид искусства; создание статуй путем лепки, высекания из камня, отливки из металла.
– Пьедестал – основание для скульптуры памятника, постамент.
– Статуя – скульптурное изображение человека или животного во весь рост.

V. Итог урока

У. Как нам попасть домой?

Д. Мы снова поедем на поезде.

У. С какого вокзала?

Д. С Московского. В Москву мы приедем на Ленинградский вокзал.

У. Молодцы. Вы хорошо работали.