Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ЗВЕРЕВА,
учитель начальных классов гимназии "Жуковка"

2-й класс (1–4)

Тема. Знакомство с творчеством Юрия Владимирова.

Цели. Формировать правильную читательскую деятельность, проанализировать произведение Ю.Владимирова "Ниночкины покупки" с точки зрения авторской идеи; учить выбирать нужную смысловую интонацию, чувствовать ее изменение в процессе развития сюжета.

Оборудование. Учебник литературного чтения для 2-го класса (1–4), авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "Маленькая дверь в большой мир"; маршрутные листы; Толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Поднимите руки, кто любит смешные книжки. Какие авторы для нас их создавали?

Дети. Н.Носов, В.Драгунский, Э.Успенский, Г.Остер.

У. Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение?

Д. Они нас учат, высмеивают недостатки, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться.

У. Каким бывает авторский смех?

Д. Гневным, осуждающим, если речь идет о сатире; иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – речь идет о юмористических произведениях.

III. Объявление темы урока

У. Сегодня мы познакомимся с произведением Юрия Владимирова. Прочитайте, как оно называется.

Д. "Ниночкины покупки".

У. Интересно, чему научит нас это стихотворение?

Дети высказывают предположения.

– Почему наш класс сейчас похож на магазин?

Д. Чтобы нам легче было представить себя на месте героев произведения.

У. Давайте попробуем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, по иллюстрации к нему.

Какие странные товары! Мясо в бутылке, спички рассыпаны, из бумажного кулечка льется какая-то жидкость. Как такое могло произойти в магазине?

Дети высказывают предположения.

IV. Работа с текстом

У. Прочитайте текст про себя, карандашом подчеркните слова, значение которых вам непонятно.

Чтение детьми текста про себя.

– Оправдались ли ваши предположения? Что же случилось в магазине? Давайте разберемся вместе.

Я за вами наблюдала, вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет нам его понять и прочитать выразительно.

Итак, начинаем!

Мама сказала Нине:
– Нина, купи в магазине
Фунт мяса...

– Кто подчеркнул слово "фунт" и уже прочитал, что оно обозначает?

Д. Старинная мера веса.

У. ...бутылку кваса,
Спичечный коробок,
Сахарный песок,
Масло и компот.
Деньги – вот.

С какой интонацией нужно читать эти строки?

Д. Спокойно, небыстро...

У. Почему?

Д. Нина должна была запомнить все, что ей нужно купить.

У. Прочитайте так, как надо.

Дети выполняют задание.

– Кто запомнил, что надо было купить Нине? Перечисляйте по памяти.

Дети перечисляют по памяти.

– Что ответила Нина?

Д. Нина сказала:

– Несусь!

У. Почему Нина так сказала, как вы думаете?

Д. Была исполнительная.

У. Что это значит?

Д. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью.

У. Бежит и твердит наизусть... Что значит "твердить"?

Д. Постоянно говорить одно и то же, чтобы заучить, запомнить.

У. Почему Нина в дороге все время повторяет, что ей нужно купить?

Д. Чтобы не забыть.

У. Как мы будем читать вторую строфу?

Д. Быстро.

У. Почему?

Д. Нам задают темп слова "бежит", "твердит".

У. Что же случилось с Ниной дальше? Давайте читать:

Народу в лавке масса...

В какой такой лавке? Я просила посмотреть в Толковом словаре все значения этого слова. Что же обозначает здесь слово "лавка"?

Д. Слово "лавка" обозначает небольшой магазин.

У. И еще просила посмотреть значение слова "масса". Что же здесь обозначает это слово?

Д. Множество, большое количество.

У. Значит, как-то по-другому можно сказать фразу "Народу в лавке масса"?

Д. В магазинчике очень много народу.

У. Обрадовало ли это Нину?

Д. Нет.

У. Как же нужно прочитать эту строчку?

Д. С сожалением, с удивлением...

У. Прочитайте. Что ж, придется Нине долго стоять в очереди! Продолжаем читать.

...Перед Ниной шесть человек,
А Нине нужен чек
На фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги – вот.

Почему автор опять повторил эти строчки?

Д. Девочка и в очереди твердит одно и то же.

У. Что же дальше?

Наконец очередь Нинки!
Нина твердит без запинки...

Стоп! Когда твердят без запинки?

Д. Когда очень спешат рассказать то, что отлично знают.

У. Что же она твердит?

Д. Дайте фунт,
Бутылку мяса,
Спичечный песок,
Сахарный коробок,
Масло и компот.
Деньги – вот.

– Почему мы смеемся?

Д. Нина все от спешки перепутала.

У. Автор сочетает несочетаемые вещи, и мы смеемся! Как нужно прочитать эти строчки?

Д. Очень быстро и уверенно.

У. Попробуйте. Как вы думаете, после такой просьбы кассир сразу станет выбивать чек?

Д. Нет.

У. Какая реакция будет у кассира?

Д. Немой вопрос, удивление...

У. Покажите.

Д. Кассир смотрит на Нину вопросительно, не поймет, что ей нужно.

У. Что необходимо сделать при чтении после Нининой просьбы?

Д. Паузу.

У. С какой интонацией будет отвечать кассир?

Д. С удивлением, вопросительно, может быть, с недоумением.

У. Прочитайте!

Дети читают.

– Почему вышла такая забавная ситуация у Нины?

Д. Не следила за своей речью, очень спешила...

V. Работа в группах

У. Вот интересно, как вы запомнили развитие действия в стихотворении? Сейчас посмотрим. Возьмите маршрутные листы и найдите задание с театральной маской.

Задание 1

Без слов, при помощи мимики и жестов покажите, как развивается действие в стихотворении.

Дети выполняют задание.

У. Вижу, что вы очень хорошо проникли в смысл стихотворения. Теперь сможете прочитать его с нужной смысловой интонацией.

Задание 2

Подготовьте чтение в лицах.

Дети в группах готовят чтение стихотворения в лицах.

К доске выходят по одному представителю от каждой группы и зачитывают свои роли.

V. Итог урока

У. У нас осталось итоговое задание для групп. В маршрутных листах оно отмечено звездочкой (задание 3).

Дети выполняют задание.

– Может быть, кто-то вспомнил похожую ситуацию из собственной жизни?

Если остается время, то ставится сценка (участники – автор, мама, Нина, продавец).

VII. Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение, по желанию – выучить наизусть.

Приложение