Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2003

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Внимание, первоклассник!

Работа в течение нескольких лет методистом-психологом научно-методического центра Юго-Восточного управления образования г. Москвы и более пяти лет консультирования по проблемам школьной дезадаптации в Центре "Ликвидатор безграмотности" и Школе рационального чтения позволили психологу Галине ПАНИНОЙ накопить большой фактический материал о серьезных психологических проблемах современных школьников. Хотелось бы надеяться, что ее профессиональный опыт окажется полезным родителям и педагогам и позволит в какой-то мере преодолеть барьер непонимания между миром взрослого и миром ребенка, которому как никогда ранее нужна серьезная поддержка.

Что бывает сложно понять родителям и о чем не могут рассказать дети

Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста – и вот уже учитель записывает его ребенка в категорию "трудных". Тех, которые "...в целом абсолютно нормальны", а в систему обучения массовой общеобразовательной школы не вписываются.

А бывает, что уже с трехлетнего возраста заботливые родители начинают готовить ребенка к школе: планомерно всей семьей вместе с бабушками и дедушками учат его читать и считать. Но даже среди таких ребят нередки дети, о которых учителя говорят: "Он у вас способный, он может очень хорошо учиться, но, знаете, его бывает невозможно собрать, отвлекается, вертится на уроках". Иногда учителя, наоборот, жалуются на то, что ребенок апатичный, вялый, заторможенный. А говоря о формировании школьных умений и навыков, они отмечают трудности в счете, в письменной речи, затруднения с пересказом.

И, конечно, в таких ситуациях у родителей возникает много вопросов: "Почему так произошло с нашим ребенком? Как помочь любимому сыну или дочери преодолеть возникшие трудности и как самим справиться с нарастающей тревогой за их школьную жизнь?"

Но, пожалуй, главное – чтобы и родитель, приведший ребенка в школу, и учитель, встречающий его у порога класса, отдавали себе отчет в том, что школьные трудности не являются персональными трудностями одного только ребенка. Трудности эти – наши общие, и преодолимы они только сообща. А для этого необходимо понимание их подлинных истоков. Ведь каждый ребенок индивидуален и в своем рождении, и в своем развитии, а потому и достаточно специфичными бывают первопричины возникающих в школе проблем.

На эту тему сейчас много пишут мои коллеги – психологи и педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других регионов России.

Цель нашего сегодняшнего разговора состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни наших детей, их переживаниям и трудностям, с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

Шестилетний ребенок приходит в школу уже личностью, многое узнавшей, со своей картинкой мира, со своими радостями и горестями, страхами и, конечно, с определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И одним из серьезнейших испытаний, с которым он сразу же сталкивается, является сложность (а порой и невозможность) достижения внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, в котором он может испытывать и трудности, и скуку, и серьезные неудачи, и потребностью в сохранении любви родителей и необходимости принятия учителем, в понимании и уважении вне зависимости от того, успешен он в школе или нет.

По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Все это – естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, к другим требованиям принято называть адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает около 2–3 месяцев. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушения адаптации) является, как правило, наличие в процессе обучения стойкой психотравмирующей ситуации.

Свой приход в школу дети воспринимают как праздник и абсолютно уверены, что будут учиться только на "хорошо" и "отлично". Но вот прошла неделя или две, учитель стал делать первые замечания и проявлять недовольство поведением на уроке и результатами в тетрадках, родители стали упрекать и стыдить за... А действительно, за что? Ведь ребенок так старается, так стремится пробиться в этот "прекрасный мир знаний"!

Одна девочка, ученица 2-го класса, рассказала мне, с какой радостью бежала она после уроков к ожидающей ее у школы маме, чтобы показать той свою первую оценку (в первом классе оценок не ставили) – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что "троечницу" она встречать у школы не будет. Опыт психологической работы с детьми показывает, что подобная реакция родителей на "плохую оценку", к сожалению, не исключение, а правило.

Конечно же, мама девочки действовала из лучших побуждений. Но следует сказать, что частое непонимание, "нечувствование" родителями своего ребенка может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как его часть могут стать для ребенка непредсказуемыми, враждебными, опасными. А это, как правило, приводит, с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств, особенно среди учеников начальной школы.

Не могу не вспомнить одну из психологических консультаций, на которую пришла семья с восьмилетней девочкой – ученицей 2-го класса одной из московских школ с углубленным изучением английского языка. Большие, широко открытые глаза ребенка смотрели на меня с недоверием. О школе, учителе, своих одноклассниках девочка говорила с заметной неохотой, буквально выдавливая из себя каждое слово. Из беседы с родителями выяснилось, что в школу она пошла с большим желанием, достойно выдержав и собеседование, и тестирование. Но начиная с третьей четверти 1-го класса стала проявлять повышенную тревожность, беспокойство. Появились страх школы, боязнь ответа у доски. При этом у девочки, ранее такой жизнерадостной и открытой всем и всему, усложнились контакты с одноклассниками, она стала более замкнутой и по отношению к родителям. Хорошо успевающая по всем предметам в начале обучения, к концу третьей четверти она с трудом выполняла требования учителя. И вот в начале четвертой четверти девочка объявила родителям, что ходить в школу и учиться больше не хочет. Это совпало с тем, что она стала часто болеть и, со слов мамы, "простужалась от малейшего ветерка".

Что же произошло с этим ребенком? Что породило в нем такие страхи и резко снизило такое естественное для ребенка этого возраста желание учиться?

Результаты психологического обследования показали, что уровень развития познавательной сферы девочки полностью соответствует возрастной норме, более того, ребенок показал высокий уровень развития речи и мышления. Однако при этом были выявлены низкая самооценка (особенно по шкалам "способности", "красота", "дружба", "здоровье"), недостаточность уверенности в себе в сочетании с высоким уровнем школьной тревожности. Эпицентром формирования и раскручивания этой ситуации в жизни девочки, как выяснилось в процессе работы психолога с семьей, оказался, с одной стороны, учитель, с которым "как-то сразу не заладились отношения", а с другой стороны, сами родители, болезненно зафиксированные на оценках и обязательности успешности девочки в школе.

Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, – это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы "очень нервно" воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности. Другие же родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и "оценочном" отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания. "Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно!", "Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании!" – и т.д.

Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден "защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения". И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.

Продолжение следует