Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга ДАВЫДОВА,
гуманитарный колледж "Русский центр",
г. Ярославль

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

I. ВВЕДЕНИЕ

"За что Лермонтов Пушкина убил?" – так называется статья, написанная телеобозревателем "Общей газеты" Ириной Петровской. Начинается она так: "Все мои друзья и знакомые, у которых в доме произрастают дети среднего и старшего школьного возраста, констатируют печальный, но неоспоримый факт: они не читают! Вообще! А из пройденного в школе – урывками, бессистемно – в головах большинства подростков такая невообразимая каша, что хоть смейся, хоть рыдай". Правда, если вы думаете, что Ирина Петровская ратует за какие-то изменения в школьной системе, которые могли бы как-то оздоровить ситуацию, то вы ошибаетесь. Как телеобозреватель она, естественно, именно на TV находит передачи, которые помогут подросткам "если не самим прочитать Бунина или Гоголя, то хоть послушать, а там, может, и понять, какое это наслаждение – хорошая книга". Увы, боюсь, что даже на слух "Мертвые души" нынешними школярами восприниматься вряд ли будут. Ведь для этого тоже нужна какая-никакая, а подготовленная почва. Увы! Приведу отрывок из другой статьи, точнее, письма, напечатанного той же "Общей газетой" в 1999 году под названием "Почему дети ненавидят Тургенева": "У меня есть предложение – запретить в школе преподавание русской литературы как вредного предмета. Я столкнулась с этим на примере своих детей. Они не только не читают писателей, которых "проходят" на уроках, но даже простое упоминание этих фамилий вызывает у них ненависть. Например, Пушкин – "Капитанская дочка", "Дубровский"; Гоголь – "Тарас Бульба"; Тургенев – "Муму", "Записки охотника"; Короленко – "Дети подземелья"; Лермонтов – "Песнь о купце Калашникове"; Лесков – "Левша"; Есенин – "Корова". Список можно продолжить. Эти произведения писались для взрослых людей, и детям читать их просто неинтересно". Да, конечно, список можно продолжить. Видно, дети этой смелой женщины еще не доучились до девятого класса, а то бы она предложила исключить из программы и "Евгения Онегина", и "Войну и мир", и "Преступление и наказание".

До глубины души потрясенная этой статьей, я, конечно, написала ответ, но так его никуда и не послала. А зря! Ведь, в сущности, вся моя основная деятельность в школе была направлена на то, чтобы сформировать у детей ту эмоциональную отзывчивость, тот уровень владения русским языком, при которых чтение книг русской ли, зарубежной ли классики стало бы не просто ежедневной привычкой, а естественной потребностью, не просто досугом, а тем временем, когда у юного читателя "душа трудится", по выражению Н. Заболоцкого, ведь только труд души делает из человека Человека!

Вот сейчас в обществе очень остро встала проблема патриотического воспитания. В самом деле, нынешняя молодежь, по крайней мере немалая ее часть, внушает людям старшего и среднего поколений просто ужас своим отношением к системе нравственных ценностей. А если нет понимания, что нравственно, а что нет, то чего же ждать от такой молодежи? Коммунисты во всем винят последнее десятилетие, при этом забывая, что в течение семидесяти лет в нашей стране существовало тоталитарное общество, при котором хоть и существовал Моральный кодекс строителя коммунизма, сам человек был не более чем винтиком, до проблем которого никому не было дела. Однако в то время положение в образовании не было столь удручающим, как сейчас. Что привело к сегодняшнему положению дел, думаю, проанализировать было бы интересно. Но все же цель моей работы несколько иная. Для меня ясно, что нравственное самосовершенствование человека очень активно происходит во время чтения. "Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства", – писал любимый и уважаемый мною писатель К.Г. Паустовский в своей книге "Золотая роза". Ведь творчество настоящего писателя, писал он там же, "предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце". "Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой". "Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком". Но что же может дать пищу воображению? Действительность? Да, в какой-то мере. Но мир книг настолько огромен, жизнь, описанная в них, столь разнообразна, что нет другого такого могучего источника, питающего собой воображение юного читателя, как книга.

Вся моя деятельность в школе всегда была в большой мере посвящена тому, чтобы пробудить в детских душах отклик на те мысли и чувства, которые вложил в свою книгу писатель. Как сделать так, чтобы прочитанное принесло юному читателю наибольшую пользу: обогатило его воображение, развило память и речевую культуру? Как сделать чтение процессом не только эмоциональным, но и обдумывающим? Этими вопросами задаются многие педагоги и ищут на них ответ. Вот, например, один из подходов, описанный в статье "Это великое чудо" автором А.Кушниром, главным редактором журнала "Народное образование", кандидатом психологических наук. Описываемый им метод отождествления слова графического и слова звучащего дает возможность быстро совершенствовать навык чтения так, что "за плечами учеников начальных классов несколько десятков тысяч страниц вместо нескольких сотен", "объем чтения школьников увеличивается в 15–20 раз". Это замечательно. Но вот тесты, которые предлагаются для проверки понимания прочитанного, лично у меня вызывают недоумение. Например, детям предлагается ответить на вопросы "правильно или неправильно" такого типа: "На голубом вымпеле грот-мачты развевался английский флаг, а на верхушке бизань-мачты виднелись расшитые золотом буквы Э. Г.", (правильно?) или "Майор Мак-Наббс – двоюродный брат леди Элен" (правильно?). Как утверждает автор, "вначале ребятишки путаются, потом привыкают замечать детали, запоминать их. Такой подход к контролю чтения стремительно расширяет кругозор детей". Но вот насколько подобная методика способствует глубокому осмыслению замысла автора – это вопрос! Да, "в настоящее время нет единой методики чтения. По разным причинам эта методика распадается на три раздела: методику обучения грамоте, методику классного чтения и методику внеклассного чтения. Каждый из разделов существует как автономный комплекс знаний, умений и навыков и отрабатывается изолированно на разных уроках, разном учебном материале и разными способами. Отсутствие четких взаимосвязей между ними снижает у младших школьников уровень владения чтением как видом речевой деятельности. Чтобы ликвидировать столь ненормальное положение, надо обеспечить полное соответствие целей и задач каждого из разделов обучения чтению, выдвинув основной целью в любом разделе формирование у детей типа правильной читательской деятельности..." – пишет Н.Н. Светловская в книге "Методика внеклассного чтения".

Так как на уроках литературного чтения в Гуманитарном колледже мы, помимо учебников, читаем еще и хрестоматии, и много книг по внеклассному чтению, то мне пришлось продумать, как попытаться сформировать этот самый "правильный тип читательской деятельности", который обеспечил бы единый подход к литературным произведениям различного типа на всех уроках литературного чтения. Это и опоры для самостоятельного анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. Это и опоры для создания устного или письменного описания запомнившегося литературного героя. Это и планы для написания отзывов о прочитанных книгах в "дневнике читателя", который с первого класса ведут наши ученики. Ниже я привожу эти опоры с необходимыми в некоторых случаях пояснениями.

II. ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса. Перечень литературных произведений, которые входят в серию книг для чтения младших школьников, подготовленных Бунеевыми, в основном совпадает с теми, которые изучаются на уроках литературы в колледже "Русский центр", хотя произведения А.П. Чехова и А.И. Куприна читаются детьми уже во 2-м классе и в гораздо большем объеме, нежели это предусмотрено программой Бунеевых. Что же обеспечивает нам возможность читать и понимать такие произведения, как рассказы "Каштанка", "Мальчики", "Белолобый" А.П. Чехова и "Ю-ю", "Сапсан", "Барбос и Жулька" А.И. Куприна уже во 2-м классе? Формирование этого интереса возможно только при самостоятельной работе учащихся с текстом под руководством учителя.

Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, мной разработан план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Обычно я задаю на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Мне кажется, что этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений – один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка.

Работа по постижению поэтического замысла автора хорошо и подробно описана в книге В.Левина "Когда маленький школьник становится большим читателем". Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. Мне кажется, что проанализировать лирические произведения дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм. По-моему, в представленном плане удалось избежать ненужной дидактичности, которая убивает дух поэзии, а с другой стороны, позволяет ребенку выступить "соавтором" любого читаемого стихотворения, пережить настроение автора, "присвоить" себе его достижения и находки.

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 – письменно.)

В каких ситуациях применяются данные опоры? Во-первых, на протяжении довольно долгого периода в 1-м классе, когда ребята устно отвечают на перечисленные вопросы или в некоторых случаях ведут записи в тетради по литературе под руководством учителя. Во вторых, во 2-м и 3-м классах, когда круг чтения сильно расширяется, и они уже самостоятельно пользуются этими опорами для того, чтобы проанализировать выбранные ими рассказ или сказку.

Но, пожалуй, самым убедительным аргументом в пользу этого универсального подхода является творческая деятельность учащихся. Ведь умение самостоятельно написать аннотацию к прочитанной книге, описать полюбившегося героя, написать сочинение-размышление на ту или иную тему, самостоятельно найти и отметить художественные достоинства стихотворения, басни, способность сочинить по заданному алгоритму подобие мифа или мюнхгаузеновской байки – вот реальные доказательства того, что метод, предложенный мной, имеет право на обсуждение. В качестве проверки я провожу еще и контрольные работы по литературе, которые также являются средством проверки сформированности правильного типа читательской деятельности.

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

  • · повествование (рассказывает);

  • · описание (показывает);

  • · рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам

1. Успенский Э. Вера и Анфиса.
2. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
3. Александрова Т.И. Кузька (сказка).
4. Волков А.И. Волшебник Изумрудного города.
5. "По дорогам сказки" – сказки писателей разных стран. Пересказ Т.Габбе и А.Любарской.
6. Чуковский К. Доктор Айболит.
7. Родари Дж. Приключения Чиполлино. Сказки по телефону.
8. Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.
9. Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
10. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим третьеклассникам

1. Харрис Д.Г. Сказки дядюшки Римуса.
2. Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.
3. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.
4. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.
5. Каверин В. Сказки города Немухина.
6. Медведев М. Баранкин, будь человеком!
7. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
8. Нессбит Э. Сказки по книге "Золотой дракон".
9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.
10. Алексин А. В стране вечных каникул.
11. Олеша Ю. Три толстяка.
12. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
13. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
6. Чему научила тебя эта книга?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим четвероклассникам

1. Осеева В. Динка.
2. Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно.
3. Трэверс П. Мэри Поппинс.
4. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса, или Приключения Сары Крю.
5. Чарская Л. Записки гимназистки. Княжна Джаваха.
6. Свифт Д. Путешествия Лемюэля Гулливера.
7. Чуковский К. Серебряный герб.
8. Льюис К. Конь и его мальчик. Принц Каспиан.
9. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
10. Прокофьева С.Л. Ученик волшебника.
11. Фарджон Э. Сказки.
12. Куприн А.И. Белый пудель.
13. Акимушкин И.И. Чудеса природы.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги. Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.
4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги.
5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?

III. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным? Мне думается, что все в один голос объявят: "Они все главные!" И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе. Итак, предметы всякие нужны, предметы всякие важны! Однако в качестве контроля за знаниями и умениями учащихся по математике и русскому языку регулярно проводятся самостоятельные и контрольные работы, дети пишут диктанты, изложения, сочинения. Что до чтения, то тут все ограничивается проверкой техники, которая осуществляется раз в четверть. Сам по себе этот критерий, несомненно, является главным показателем сформированности навыка чтения, но стоит ли им только и ограничиваться? Разве нельзя построить уроки по литературному чтению так, чтобы дети отчетливо представляли себе цель своих занятий: усвоить определенный запас знаний, которые они смогут потом показать в ходе проверочной работы. В таком случае встает вопрос: а что можно считать знаниями в литературном чтении для начальной школы?

В программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы, составленной Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой, говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. "такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного". Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:

1) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
2) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

В методическом пособии "Литература как предмет эстетического цикла", разработанного Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, говорится о необходимости для учеников решить две основные задачи: "Первая задача – понять произведение так, как понимал его сам автор, увидеть нарисованную условную картину мира "глазами автора". Вторая задача – выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором".

Как видно, авторы этих программ ставят общие цели и решают сходные задачи. В результате выпускники начальной школы должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Для того чтобы ученики смогли приобрести все эти навыки, мне кажется необходимым ввести контроль за их формированием. Те несколько контрольных работ, которые я предлагаю на ваше рассмотрение, с одной стороны, позволяют более целенаправленно проводить уроки литературного чтения, а с другой – активизируют читательскую позицию детей. Ведь теперь, самостоятельно составляя план прочитанного произведения, давая оценку поступкам героев, выделяя главные качества их характера, обогащая свой язык новыми словами и понятиями, запоминая эпитеты и метафоры, они по-новому вдумчиво относятся к каждому уроку, зная, что в итоге их ждет контрольная работа. Проверочные и контрольные работы носят различный характер. Некоторые из них выполняются после того, как в течение нескольких уроков велась работа по анализу какого-то крупного, значительного произведения. В другом случае это обобщающая работа по сравнению нескольких произведений одного и того же писателя (по произведениям А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна). Контрольные работы по литературному чтению целесообразно проводить и за полугодие, и за год, чтобы в процессе подготовки к ним дети могли систематизировать полученные знания.

Творческие работы, такие, как сочинения "Братья наши меньшие", "Осень", "Волшебница зима", являются результатом совместных поисков, анализа творчества писателей и поэтов, композиторов, художников, глубокого сопереживания миру творческих исканий этих авторов, после чего школьники учатся выражать свое отношение к миру природы и людей.

Думается, что не стоит объяснять, почему я выбираю те или иные виды заданий. Для опытного учителя ясно, что те знания, которые ученики должны показать в ходе работы, тесно связаны с умениями, необходимыми выпускнику начальной школы.

Хочу добавить, что не считаю проверочные и контрольные работы самоцелью. Нет, естественно, это лишь один из способов вызвать большую заинтересованность учеников и одно из средств контроля за осознанным чтением.

Контрольная работа по теме "Рассказы и сказки  К.Г. Паустовского" для 2-го класса

1. Напиши подробный план сказки "Квакша".
2. Вспомни главных героев рассказов "Барсучий нос", "Заячьи лапы", сказки "Квакша". Напиши, какой у каждого из них характер.
3. Напиши, в чем, по-твоему, заключается идея каждого из этих произведений. Что ты понял, чему научили тебя эти рассказы и сказка?
4. Напиши, какое из произведений тебе понравилось больше всего, объясни почему.

Контрольная работа по теме "Рассказы А.П. Чехова"для 2-го класса

1. Вспомни главных героев рассказа "Белолобый", опиши их характер. За кого ты больше переживал?
2. Кто из мальчиков в рассказе "Мальчики" понравился тебе больше, а кто – меньше? Объясни почему.
3. Опиши качества характера главных героев – животных в рассказе "Каштанка". Напиши, в чем главная идея этого рассказа.
4. Можно ли сказать, что А.П. Чехов очеловечивает своих героев-животных? Если да, то докажи это несколькими примерами из текста.

Контрольная работа по теме "Стихи Н.А. Некрасова"для 2-го класса

1. В чем особенность каждого из трех произведений Н.А. Некрасова:

"Генерал Топтыгин";
"Мороз, Красный нос";
"Дедушка Мазай и зайцы"?

2. Опиши черты характера деда Мазая и Мороза, доказывая эти качества примерами из текста.

3. Закончи следующие строки из стихотворений:

а) "Нагоняет ямщичок...";
б) "Ладит вывернуть кольцо,
Вот и встала тройка...";
в) "И яркое солнце играет...";
г) "Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под...";
д) "Где шумные быстрые воды
Недавно свободно текли,
Сегодня прошли пешеходы...";
е) "Уж под ними осталось...".

4. Вспомни, в каких еще сказках тебе встречался Мороз?

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ ОТРЫВКА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Вспомним одну из важнейших идей теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка: то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно. Текст, который мы предлагаем ученику для пересказа, – это своеобразная помощь взрослого в сложном деле обучения построению высказывания.

Но изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если, во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только доступен учащимся, но и может повести их за собой, т.е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся, а во-вторых, если пересказ будет выполняться осознанно, по следам проведенного анализа. Ученик при этом воспроизводит текст не механически, опираясь лишь на свою память, а отдает себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание, какие средства в тексте удачны, и потому он их использует. Поэтому при системном внеклассном чтении, когда ученики читают книги, которые предлагает в качестве обязательных учитель, представляется возможным и интересным для учеников изложение одного из самых захватывающих отрывков прочитанного произведения. И, соответственно, в оценке произведения обязательно должно быть отмечено, насколько близко удалось каждому ученику постичь и передать особенности каждого данного текста. Среди авторов, произведения которых читались детьми, можно назвать Л.Воронкову, А.Н. Толстого, Е.Шварца, К.Паустовского и других. Работа над изложением будет не механической, а творческой, захватывающей и, соответственно, принесет лучшие результаты. В пользу такого вида работы говорит также и то, что ученики уже в начальной школе знакомятся с особенностями передачи на письме прямой речи.

По старой методике изложение обычно проводилось так: учитель, читая текст, задавал два-три вопроса по содержанию. После этого второго прочтения предлагал составить план или давал его готовым. Затем проводилась орфографическая подготовка, и текст пересказывался несколькими учениками (по частям или целиком). Но при этом, как мне кажется, пересказ доверяется наиболее сильным ученикам, а для остальных большой пользы он не приносит, так как они остаются пассивными слушателями. Значит, надо провести аналитическую работу так, чтобы даже слабые ученики сумели справиться с передачей текста, со вторичным синтезом.

Из чего же обычно складывается анализ текста?

1. Беседа по содержанию, цель которой – проверить, поняты ли текст в целом, его основная мысль, задача автора. При этом, как мне кажется, это должно четко фиксироваться учениками на листе для изложения, учителем на доске.

2. Анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием и редакцией предложенного. Выбор заголовков для каждого пункта плана.

3. Анализ использованных средств языка (при открытых книгах), который включает наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слова, фразеологизмов, синтаксических конструкций; сопоставление различных глаголов, уточнение разницы в значении каждого из них. Сюда же можно отнести и работу по предупреждению речевых недочетов, таких, как: несогласованность глаголов по временам, назойливые повторы, употребление однокоренных слов в одном предложении, неудачные словосочетания, неправильный подбор пар предлогов, неточные по смыслу прилагательные. Эта работа (по отбору примеров) с текстом должна быть проведена учителем заранее и накапливаться в особой картотеке. Систематичность подобной работы приносит ученикам несомненную пользу.

4. Самостоятельное прочитывание текста, при котором обращается внимание на написание слов и знаки препинания; коллективное обсуждение, какие слова для написания являются наиболее трудными и поэтому должны быть вынесены на доску. Синтаксические конструкции лучше всего оформлять в виде готовых схем и вывешивать подходящую схему для данного предложения. Сюда относятся члены предложения и схемы по передаче прямой речи.

5. По ходу записи учащиеся в некоторых словах вместо букв, в написании которых они сомневались, оставляли пропуски, чтобы потом посмотреть в книге или в словаре, как пишется это слово.

6. Самоконтроль как проверка написанного. Рекомендуется детям несколько раз перечитывать свой текст, каждый раз имея в виду определенную цель:

– оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить, привлечь внимание и т.п.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;
– решить, удачно ли сформулированы все мысли, т.е. нет ли тех самых речевых недочетов, о которых речь шла ранее;
– проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста – заключить в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст – в соответствующем месте поставить значок "V", потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении порядка слов в предложении, последовательности предложений – воспользоваться цифрами, при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене и перестройке предложения – поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется, каким-то условным значком, например звездочкой ("*"). Понятно, что обязательное условие правки – аккуратность. Умение контролировать свою речь и вносить в нее коррективы положительно влияет в целом на речевую деятельность человека, в частности на его способности говорить и писать.

Один из важных вопросов – как ставить отметку за изложение. Методика рекомендует ставить одну отметку, которая подводила бы итоги правильности изложения с точки зрения речевой культуры и с точки зрения грамотности. Поэтому получить пятерку удается только самым способным ученикам. Думается, что правильнее было бы оценивать работу двумя отметками: в этом случае хороших оценок станет больше, и у учеников появится дополнительный стимул писать изложения. Для проведения изложения требуется 2 часа (1 час русского языка плюс 1 час риторики), отметка ставится одна по риторике, другая – по русскому языку.

Тематика творческих работ (изложений и сочинений) во 2-м классе НОУ "Гуманитарный колледж", разработанная учителем русского языка и литературы в начальных классах О.В. Давыдовой

1. Творческий урок "Как устроены веселые стихи" (урок смоделирован по книге В.Левина "Когда маленький школьник становится большим читателем").
2. Изложение "Почему коньки назвали коньками" по учебнику В.В. Репкина "Русский язык" (2-й класс).
3. Устное изложение по сказке Х.К. Андерсена "Чайничек".
Домашнее задание: придумать собственную историю, похожую на прочитанную сказку.
4. Знакомство со стилем делового общения: инструкции, рецепты:

а) на Рождество воспроизведение инструкции – сказки из книги "Введение во храм слова" по памяти с предварительным составлением плана в классе;
б) к 8 Марта – конкурс лучших рецептов, составленных в классе.

5. Учимся сочинять сказку. Попробовать сочинить конец сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".
6. Развиваем представление о том, каким неисчерпаемым богатством является родной язык. "Что может глагол?" Рисуем с помощью глаголов. Изложение "Жук-носорог" или "Приключения жука-носорога" по отрывку из сказки К.Г. Паустовского.
7. Знакомство с усложненными конструкциями предложения, умение пользоваться ими в речи. Изложение по кульминации сказки К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".
8. Изложение с элементами рассуждения по притче о Сеятеле из книги "Введение во храм слова".
9. Сочинение-размышление по рабочей тетради "Времена года", беседы о поэзии на тему "О чем со мной разговаривают звезды?".
10. Сочинение подсказала картина. "Что любит художник И.Левитан в этом мартовском дне?"
11. Свободное изложение с элементами сочинения по картине А.Саврасова "Грачи прилетели".
12. Контрольный текст "Весна": дополнить опорные слова до связного текста.
13. Изложение-описание по отрывку из рассказа "Ю-ю" А.И. Куприна.
14. Итоговое изложение по теме "Мой четвероногий друг". Итоговое, так как, кроме собственных наблюдений, у детей накоплен опыт вдумчивого и наблюдательного читателя – ведь они прочитали такие рассказы, как "Каштанка", "Белолобый" А.П. Чехова, "Желтухин" А.Н. Толстого, "Сапсан", "Барбос и Жулька", "Ю-ю" А.И. Куприна.
15. Ведение "Дневника читателя", где ученики учатся анализировать текст, ставя вопросы к прочитанному.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью всех представленных мной работ является развитие навыка внимательного и осмысленного прочтения художественного произведения. При этом у учеников развиваются и память, и эмоциональная отзывчивость, и художественный вкус, и умение самостоятельно анализировать любой текст. Наши уроки литературного чтения построены таким образом, чтобы переход к изучению литературных произведений в средней школе был естественным и привлекательным. Ведь ученики уже привыкли к чтению больших произведений, научились видеть в литературном произведении те особенности стиля, замысла, те художественные достоинства, которые делают его особенным и неповторимым. Конечно, в создании планов анализа литературных произведений я опиралась на уже имеющийся методический опыт. Это в первую очередь система работы по вопросам, представленная в книге "Родное слово", экспериментальный учебник русской словесности для 2-го класса начальной школы Г.М. Грехневой и К.Е. Кореповой, где обращается внимание учеников на выявление нравственной позиции автора, на раскрытие глубинного смысла произведения, на богатство и выразительность языка художественного произведения. Во многом мне помогла книга "Введение во храм слова" С.Ф. Ивановой, где система комментирующего, совместного, поэтапного чтения нацелена на глубокое понимание произведения. Также много полезного дала книга Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла"; их система творческих работ, акцентированное вычитывание во многом определили систему работы на уроках литературного чтения. По сути дела, я попыталась объединить все эти подходы и представить их в форме планов, для того чтобы дать возможность любому ученику продуманно работать с текстом так, чтобы прочитанное надолго запомнилось, чтобы формировался художественный вкус. А главное – чтобы они полюбили литературу как источник эмоциональных переживаний и собственных раздумий.

Литература

1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991.
2. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: Магистр, 1993.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы.
4. Первова Г.М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности. – Начальная школа, 1996, № 5.
5. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей. – Начальная школа, 1991, № 7.
6. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Контрольные работы в начальной школе. 1–3-е классы. – М.: Дрофа, 1996.
7. Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение нач. школа. Тесты. – М.: Дрофа, 2000.
8. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Родное слово. – М.: Космополис, 1994.
9. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. М., 1993.
10. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. – М.: ИЦ "Гарант", 1992.
11. Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Введение в поэтику. – СПб.: Специальная литература, 1996.
12. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Контрольная работа по теме "Былины"для 3-го класса

1. Чем былина отличается от сказки? Что в них общего?
2. Расскажи, как Илья Муромец богатырем стал (понятно и кратко).
3. С кем сражались:
Алеша Попович,
Никита Кожемяка,
Илья Муромец?
4. Чей богатырский бой тебе запомнился больше всего? Опиши его.
5. Кто из героев-богатырей тебе больше всех понравился? Перечисли качества его характера.
6. Напиши несколько пословиц и поговорок, которые относятся к теме защиты Родины.

Контрольная работа по теме "Мифы Древней Греции" для 3-го класса

1. Перечисли наиболее запомнившихся тебе героев мифов.
2. Опиши (кратко) чудовищ, которых создало воображение древних греков.
3. Напиши, какие качества наиболее присущи:
Алкмене;
Гераклу;
Гере.
4. Кого сумел победить Тесей?
5. Какие подарки помогли Персею победить Медузу Горгону?
6. Чему научил людей Дедал?
7. Какой из мифов о Геракле тебе больше всего понравился и почему?

Контрольная работа по теме "Библейские сказания и легенды" для 3-го класса

1. Почему Моисей не был счастлив во дворце фараона?
2. Какова главная мысль в легенде о Каине и Авеле?
3. Почему фараон отпустил рабов?
4. Напиши о десяти заповедях. Почему люди радовались этим заповедям? Какая из заповедей кажется тебе наиболее важной, почему?

Литература XIX–XX веков. Поэзия

1. Назови, каких поэтов XIX–XX веков ты помнишь.
2. Стихотворение какого автора запомнилось тебе больше всего? Чем оно тебе понравилось?
3. Какие стихи тебе больше нравятся: лирические или юмористические?

Распредели стихи в колонки:

Юмористические

Лирические

   

Токмакова И. Разговор старой ивы с дождем.
Хармс Д. Иван Иванович Самовар.
Бунин И.А. Ангел.
Черный С. Жеребенок.
Барто А. Помощница.

Вспомни еще несколько стихов.

4. Выпиши из прочитанных строк только метафоры:

Буря мглою небо кроет.
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Жизнь кипит.
Звезда полей во мгле заледенелой.
Остановившись, смотрит в полынью.

5. Какие чувства рождаются после прочтения стихов А.Барто "Веревочка" у читателя? Какие чувства испытывает Лидочка?

6. Выпиши эпитеты из стихов Ф.Тютчева и С.Есенина.

Контрольная работа по теме "Басни И.А. Крылова" для 3-го класса

1. Что такое басня?
2. Запиши мораль любых четырех басен И.А. Крылова в виде отрывка из басни либо передай мораль своими словами.
3. Объясни значения следующих слов:
укоряет;
смиренство;
вздорный;
ремесло;
невидаль;
осрамиться;
наглец;
досуг;
лгу;
внимать.

4. Объясни значения фраз из басни своими словами:

дело мастера боится;
по куме тризну правил;
дал волю слов теченью;
велико ль подлинно твое уменье;
еще б ты боле навострился.

5. Напиши по 5 качеств любых двух героев изученных басен.