Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец I четверти.

Проверочные работы по русскому языку для четырехлетней начальной школы

I четверть

1 класс*

1. Какие слова начинаются с гласных? Запиши первую букву этих слов.

Заболела эта книжка –
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.

(Б. Заходер)

(Повторяющиеся буквы не писать.)
Какие гласные отсутствуют? Допиши.

2. Печатные буквы в начале пословицы замени письменными.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Всякая дорога вдвоем веселей.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.

(Пословицы записаны на доске печатными буквами, пословицы читает учитель.)

3. С какой буквы начинается строка?

Вот потянулась
Лениво улитка.
Вот затворила
Улитка
Калитку.

Запиши заглавную и строчную буквы.

4. Запиши слова под диктовку.

лиса, кот, волк;
лист, куст, сосны;
Никита, Иван, Ната.

5. Графический диктант.

Редко светит солнце.
Стоят холодные дни.
Грустно в лесу в эту пору.
Злой ветер срывает листву.

Радостная весть облетела весь мир.
В звездные дали полетела ракета.
В космосе – посланцы нашей страны.

Была война. Аня собирала землянику.
Вдруг девочка услышала стон. В кустах лежал раненый летчик.

6. Расположи слоги так, чтобы получились слова, выдели слоги.

ва – и, ки – ре, ши – мы,
ны – сос, ли – е, дуб – ок,
ке – ра – та, ро – до – га, мос – кос.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить у учащихся умения и навыки, связанные с оформлением предложений на письме, написанием гласных после шипящих, сочетаниями чк, чн, с записью слов с мягким знаком в конце и середине слова.

Объем диктанта: 25–30 слов.

Шиповник

У дома рос куст шиповника. Куст посадили бабушка Ольга и внучка Галочка. Куст цвел яркими цветами. Хороши душистые цветы. У роз есть защита. Это их шипы. Кот Васька уколол лапу.

Слова для справок: посадили, Галочка, есть, уколол (слова четко проговариваются).

Наш лес

Лес летом полон звуков. Стучат по соснам дятлы. Трещат сороки. От ветра весело шумит листва. Мы часто ходим в лес. Там много грибов. Хорошо умеет искать грибы дядя Игорь.

Слова для справок: полон, трещат, умеет.

На море

Вот и наступили каникулы. Мы едем на машине к морю. Вот и море. Белеет парус яхты. На пляже шумно. Волны играют с малышами. Малыши рады. Во все стороны летят брызги.

Слова для справок: едем, белеет, летят.

Наш кот

Кота звали Васька. У кота темная спинка и белые лапки. Днем он часто бродил около сарая. Там живут мыши. Он пугал их. Кот ленив. Он любил поспать в тени у крыльца.

Слова для справок: около, ленив, поспать.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить умение списывать текст без пропуска и замены букв и слогов.

Объем работы: 25–30 слов.

Арина Родионовна

Вот село Михайловское. Вокруг густой парк. В маленьком домике жила Арина Родионовна. Это любимая няня Пушкина. Вечерами поэт слушал ее сказки и песни.

Примечание. Проговорить четко по слогам имя, отчество няни и название села.

Лесные игрушки

На столе стоят лесные игрушки. Ежик с ежихой, лисичка-сестричка с рыжим хвостом. А вот сова с красной шапкой на голове. Ребята принесли эти игрушки малышам в детский сад.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Цель работы: умение выделить в сплошном тексте предложения и озаглавить текст, записать ответы на вопросы, составить предложения из слов.

1. Расставь знаки препинания.

Пушистым снегом покрыта земля где найти корм вот осина кору осины любят зайчики лоси едят тонкие веточки осина выручает лесных жителей в трудную для них пору.

2. Запиши полные ответы на вопросы.

Загадки леса

Я с сыном бегу на лыжах по лесу. На каждом шагу тут загадки.
Под деревом пустые шишки и скорлупа.
– Кто грыз орешки?
– Кто в белой шубке сидит под кустом и ушки прижал?
– Какая птица уселась на макушку ели и громко каркает?

3. Составь предложения из слов на тему "Что из чего делают".

Хлеб, пух, мука, пекут, вяжут, платки, сахар, варят, свекла.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить умение выделять в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, в соответствии с этим ставить знаки препинания; проанализировать, как идет закрепление материала по пройденным ранее темам (безударные гласные в двусложных словах, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак, звонкие и глухие согласные в конце слова).

Объем диктанта: 35–45 слов.

Помоги друзьям

К пруду вела тропа. Наступили морозные дни. Пухлый снег укрыл землю. Пруд – любимое место отдыха для ребят. Вокруг пруда растут клены и дубки. Там всегда много птиц. Братья Алеша и Володя повесили кормушки на деревца. Жадно клевали зерна птицы. Помоги и ты пернатым друзьям!

Слово для справки: клевали.

Богатырь

Частыми дождями заплакало небо. Ветер срывал с берез листок за листком. Дождь утих. Я отправился в лес. Устал, присел на пенек. В кустах я заметил красную тарелку. Откуда она здесь? Это был гриб. Около гриба суетились улитки, жучки. Живи, богатырь, в лесу, радуй жителей леса.

Слова для справок: присел, заметил, суетились (предупредить о постановке запятых).

Пора в школу

Я встал ночью и долго лежал с открытыми глазами. Все спали. Первые лучи солнышка разбудили маму. Мы пьем чай. На столе хлеб и пирог. Восемь часов. Пора в школу. Я иду с сестрой Анной. Она учится в первом классе.

Слово для справки: учится.

Чудесный лен

Бабушка Настя повела меня в поле. Там рос лен. У льна мелкие листья и голубые цветы. Бабушка долго любовалась льном и радовалась. Какой чудесный лен! На стебле льна были длинные и прочные волокна. Из них делают нитки. Красивые будут блузки, рубашки у ребятишек.

Слова для справок: повела, волокна, из них.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить умения списывать текст без ошибок и проверять написанное.

Объем работы: 35–45 слов.

О сказках

Ты любишь сказки? Многие люди считают, что сказку сочинить просто. Взял и придумал то, чего в жизни не бывает. Это будет не сказка, а зеленая тоска.

Все чудеса, волшебные палочки, ковры-самолеты рассказывают про то, что в жизни бывает. В каждой сказке всегда говорится о верности, отваге, доброте.

Слова для справок: рассказывает, говорится.

Золотой лес

В темном лесу на опушку вышла береза вся золотая, и за ней пониже, как детки, виднелись голенькие, в золотых шапочках, другие березки.
Каждый день у золотой матери прибавлялось деток. Вот теперь на том месте, где зубчиком виднелся темный хвойный лес, стоит лес золотой, березовый.

(М. Пришвин)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: продолжить текст по вопросам и записать; воспроизвести готовый текст, соблюдая логическую последовательность; составить и записать предложения, различные по цели высказывания.

1. Прочитай, запиши ответы на вопросы.

Жила-была девочка Катя. И не было у нее друзей. А без них жить очень трудно.
И вот однажды собрала Катя в свой рюкзачок игрушки и отправилась в путь-дорогу – друга искать.

Кого девочка встретила на пути?
Чем они ее порадовали?
Кто стал другом Кати?
Озаглавь свой текст.

2. Свободный диктант (или обучающее изложение).

Умный дятел

Дятел сел на березу. Там была его мастерская для шелушения шишек. Добежал он по стволу с шишкой в клюве до своего места.
Дятел остановился, там была старая шишка. Как быть? Как выбросить старую шишку?
Дятел зажал новую шишку между грудью и деревом. Выбросил свободным клювом старую шишку. Новую поместил в мастерскую.
Вот такой он умелый, деловой!

(По М. Пришвину)

Слова для справок:

I часть: шелушения, добежал, до своего.
II часть: остановился, выбросить.
III часть: выбросил, свободным, поместил.
IV часть: деловой.

3. Составить и записать предложения:

– повествовательное,
– вопросительное,
– побудительное,
– восклицательное.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проанализировать, как дети усвоили новую тему "Однородные члены предложения", как идет совершенствование навыка письма по темам: "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением", "Звонкие и глухие согласные в корне слова", "Удвоенные и непроизносимые согласные".

Объем работы: 60–65 слов.

В поле

Стояло жаркое лето. Хлеб уродился отличный. Раз отец взял меня в поле. Там он убирал пшеницу. Плывет комбайн, словно по морю, по золотым волнам пшеницы. За комбайном остается широкая гладкая дорога. Скосил комбайн колосья, обмолотил их. Быстро подъезжают и отъезжают грузовики. День и ночь везут машины по дорогам зерно. Зерно очищают, сушат и везут на мельницу. Я часто вспоминаю этот день. Теперь я знаю, где хлеб родится.

Слова для справок: убирал, остался, родится.

Примечание. Предупредить о постановке запятых в пятом и последнем предложениях.

На лугу

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливались запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки.
Порхают над цветами легкие бабочки. Наш пес Барс бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бывать на лугу.

Слова для справок: вьется, льются.

Помощь геологам

Ребята подружились с жителями палатки. Они оказались веселыми, добрыми людьми. С геологами был большой пес по кличке Верный.
Вместе с геологами ребята обшарили берега Тихой речки, ходили на болото. Однажды зашли к дальним Синим озерам. Они искали особую глину. Раньше глина казалась ребятам просто грязью, а теперь они знали, что глина – это сырье. Из нее будут делать металл. Ребята помогали геологам, указывали притоки Тихой речки.

Слова для справок: геологи, из нее.

Грибная пора

Наступила грибная пора. В лес потянулись грибники с лукошками, корзинами, ведрами. Хорошо в лесу в ранний час. Я люблю ходить с братом за грибами. Тихо шелестит листва деревьев. Мокрая кора берез блестит на солнце. Крупные капли росы падают с листьев, с травы.
Я нашел кучку мохнатых волнушек. Прямо у дорожки стояли в ряд молоденькие подберезовички. В траве прятался гриб с золотой головкой. Это был белый гриб.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить навык самоконтроля, умение списывать без ошибок.

Чудеса

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. От холода даже зубы стучат.
Вдруг чувствую, кто-то мне пятки под водой щекочет! Кто-то за пальцы хватает. Нагнулся, прикрыл глаза от света и увидел ершей. Окружили они мои ноги со всех сторон. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде добычу ищут, мои ноги "на зубок" пробуют. Ну и чудеса!

(По Н. Сладкову)

Дружи с книгой!

Какое чудо самое удивительное на свете? Это книжка! В книжках живут сказки, рассказы, удивительные истории. В книге прячутся и море, и корабли, и ветер, сказочные герои.
Были перед нами только белые страницы. Вдруг появилось бурное море, ветер надувает паруса, поднимаются могучие волны. Помогут нам увидеть чудо волшебные знаки – буквы. Страницы книг рассказывают нам об отважных героях, о волшебстве, о далекой старине. Дружи с книгой!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить умение изложить последовательно готовый текст, выделить в нем законченные части.

1. Изложение по плану.

Ромашки

Стоит теплый солнечный день. Я с сынишкой иду по лугу. Сколько здесь ромашек!
Я вспомнил и рассказал сыну сказку о цветах. По сказке, ромашки в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномов. Пойдет дождь, гномик сорвет цветок и шагает с ним. Дождь стучит по зонтику, струйки стекают с него. А гном оставался сухим.
Мне кажется, что ромашки похожи на удивительные глаза. Они смотрят в небо, стараются понять движение облаков, звезд, планет.

ПЛАН

Ромашки на лугу.
Легенда о ромашках.
Удивительные глаза.

Слова для справок: с ним, с него, кажется, похожи, смотрят, стараются.

2. Свободный диктант.

Топор

Пошел топор в лес. А в лесу березка росла кудрявая, веселая. Увидел он березку и начал рубить, только щепки летели во все стороны.
Испугалась березка, золотыми слезами заплакала, веточки опустила. Повалилась березка и легла на зеленую траву.
Ухватил ее топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост.
Рассердился мост, жалко ему стало своих сестер. Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый мост.
Топор шлепнулся в воду и потонул. А березка поплыла по реке к морю.

(По А. Толстому)

Слова для справок: пошел, увидел, идти, рассердился.

3. Что бы ты добавил к этому тексту? Как озаглавил?
Любишь ли ты осень? Оглянись вокруг. Вот дубок протянул свою веточку. Замечал ли ты, что упрямый дубок позже других деревьев поддается осени?