Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина ЖИЛИНА,
педагог Орликовской школы Белгородской области

"Расслышать листика шуршанье"

4-й класс

Картины родной природы можно изобразить не только с помощью слов, но и используя звуки и краски. Как научить детей не оставаться равнодушными перед красотой?
Своим опытом делится Нина ЖИЛИНА, педагог Орликовской школы Белгородской области.

Тема. «"И.А. Бунин "Листопад"».

Цели. Продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина. Расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас детей. Учить детей правильному, выразительному, плавному чтению, любить родную природу, видеть ее красоту. Прививать интерес к чтению.

Оборудование. Картина И.И. Левитана "Золотая осень", толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания

Учитель. Какое стихотворение мы читали на прошлом уроке?

Дети. "Родина".

У. Кто его написал?

Д. Иван Бунин.

У. Прочитайте выразительно это стихотворение.

Два-три ученика читают стихотворение И.А. Бунина "Родина".

– Какие строки этого стихотворения затронули ваше сердце? Чем?

Выслушиваются ответы детей.

– Что вы можете сказать о поэте? О его чувствах?

Д. Поэт любит Родину.

У. Да, он страдает вместе с ней в тяжелые для нее годы. И, будучи за границей, не перестает любить ее.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад", которую он посвятил писателю Алексею Максимовичу Горькому.
Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так, как в произведении Бунина "Листопад".

IV. Словарная работа

У. Прежде чем я прочитаю стихотворение, познакомимся с новыми словами, которые нам там встретятся.

На доске:

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, темного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылек – небольшая бабочка.
Пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос; разноцветный.

V. Знакомство с новым материалом

У. Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть бунинскую осень.

Учитель читает текст.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...

(Иван Бунин)

– А теперь вчитайтесь, вдумайтесь в это стихотворение сами.

Дети самостоятельно читают текст.

– Скажите, какая осень у Бунина?

Д. Прозрачная, нарядная, красивая...

У. Найдите этому подтверждение в тексте стихотворения.

Дети выполняют задание.

У. Почему осень для писателя праздничная и нарядная?

Д. Много ярких красок.

У. Какого цвета листья на деревьях были летом?

Д. Зеленого.

У. А какие стали осенью?

Д. Желтые, красные, бордовые.

У. Как мы называем период осени, когда листья на деревьях становятся разноцветными?

Ответы детей.

– Какую осень описал поэт?

Д. Золотую.

У. Как надо читать это стихотворение?

Д. Медленно, плавно.

У. Почему?

Д. Поэт повествует о лесе. Торопливость нарушит торжественность, не даст возможности всмотреться в картины осени и почувствовать их.

У. Что же можно сказать о самом поэте?

Д. Он восхищается красотой осеннего леса. Он поражен ею. Поэт хотел передать в стихотворении какую-то сказочность осеннего леса.

У. Какие слова, выражения передают сказочность осеннего леса?

Д. "Терем расписной", "осень вступает в пестрый терем свой...", "...завороженный тишиной..."

У. Мы чувствуем теплоту чувств, с которой поэт изображает осень.

Ребята, найдите слова, в которых поэт передает нежность.

Д. Оконца, белый лепесток, воздушная паутина...

У. А только ли на праздничную нарядную осень указывает автор?

Д. Нет, чувствуется и грусть: "осень тихою вдовою", "последний мотылек", "мертвое молчание".

У. Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете это стихотворение? Подтвердите это с помощью текста.

Д. Каждое дерево поэт описывает по-своему, непохоже на другое. Все это говорит о наблюдательности поэта.

Дети зачитывают отрывки.

У. Какие краски понадобились бы вам, чтобы нарисовать осень, изображенную Буниным?

Дети отвечают.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по картине И.Левитана "Золотая осень"

У. А теперь закройте глазки и послушайте еще раз это стихотворение.

Учитель читает стихотворение.

– Откройте глазки и посмотрите, какой изобразил художник Левитан золотую осень. Русская природа – это одна из основных тем произведений художников. Всмотритесь внимательно в эту картину. На ней изображен русский пейзаж, какой вы встречали в жизни не раз, но не остановили внимания на нем. А Левитан смог подсмотреть русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием. Что вы видите на переднем плане картины?

Д. Течет спокойная неширокая речка среди пологих осенних берегов. Трава уже пожелтела, краснеют кусты у самого берега.

У. Что вы видите на пригорке?

Д. Парами стоят стройные деревья: две осинки, две березки. В траве между ними виден желтовато-красный ковер осенней травы.

У. Какие краски вы заметили вдали?

Д. Голубеет небо, оно отражается в реке. На берегу реки справа стоит пышная нарядная березка, а слева видна березовая роща. А еще дальше – зеленые озимые поля.

У. Какие краски сочетаются на картине?

Д. Больше теплых тонов, чтобы действительно показать золотую осень.

У. Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина?

Д. Художник Левитан и поэт Бунин любят осень, воспевают ее в своих произведениях.

У. Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной Левитана?

Ответы детей.

– А вы любите осень? Попробуйте описать ее, покажите, что вы ее любите.

Выслушиваются рассказы, составленные детьми.

VIII. Упражнение в выразительном, правильном чтении

1. Чтение за учителем.
2. Чтение друг другу в паре, чередуясь (от точки до точки). Последнюю часть читаем вместе.
3. Чтение в паре вслух.
4. Чтение вполголоса, выразительно, красиво.
5. Индивидуальное чтение.

Выслушиваются два-три ученика.

IХ. Итог урока

У. Какой изобразил поэт осень?

Д. Живой, доброй, праздничной, нарядной, немного грустной.

У. Мы с вами познакомились с произведением Бунина "Листопад". Дома поучитесь читать плавно, выразительно, проговаривая каждое слово. При чтении покажите красоту осени.

Х. Домашнее задание

Выучите наизусть стихотворение "Листопад".