Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана ЛЮЛЬКОВА,
пос. Воздвиженка,
Амурская обл.

Ча, чу, че, чи, чо

Урок обучения грамоте

1-й класс

Тема. Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Цели. Познакомить с новым звуком [ч] и новой буквой ч; упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой, учить распознавать новый звук в словах; продолжить формирование навыков сознательного чтения; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся; формировать убеждение о необходимости беречь каждую минуту; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование. Учебник "Азбука" (автор В.Г. Горецкий), иллюстрации часов (солнечные, водяные, часы из свечки, часы с маятником, песочные, наручные (механические, электронные), будильник), макет часов, карточки с ребусами, схемы для звукового анализа слов, карточки с текстом В.Орлова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Послушайте внимательно загадки и подумайте, о чем в них говорится.

  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит, не догонишь его.

  • Вчера было,
    Сегодня есть
    И завтра будет.

  • Что возвратить нельзя?

Дети. О времени.

Если возникли трудности в нахождении отгадки, можно предложить детям найти ее, разгадав один из ребусов.

 

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Будем учиться правильно читать слова с этой буквой, но помните: всему свое время.

III. Повторение пройденного

У. Составьте схему слова время.

На доске:

 

– Сколько в этом слове слогов? Как определили?

Д. В слове время два гласных звука [э] и [а], поэтому в этом слове два слога.

У. Назовите первый слог. Какой это слог?

Д. Слог вре-. Он ударный.

У. Дайте характеристику согласным звукам в этом слоге. Найдите в них общее и отличное.

Выслушиваются ответы детей.

– Назовите второй слог.

Д. Слог -мя.

У. Сколько всего звуков и букв в этом слове?

Д. Пять звуков и букв.

У. Слово время произошло от старого русского слова вертемя. Произнесите вслух несколько раз это слово. Что вы услышали? Действительно, можно услышать и время, и вертеть. В природе многие события повторяются, словно бы вертятся. Какие, например?

Д. День и ночь, времена года.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Отгадайте загадку:

У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются...

Д. Часы.

У. Составьте схему этого слова.

Д.

У. Выделите новый звук.

Д. Звук [ч’].

У. Дадим ему характеристику.

Д. Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий.

У. Звук [ч’] – всегда мягкий, твердым не бывает. Назовите слова со звуком [ч’] в начале, в середине и в конце.

Интонационно звук выделяется.

– Посмотрите на букву, которой мы обозначаем звук [ч’]. Что она напоминает по форме?

Выслушиваются ответы детей.

– А можно букву ч найти на циферблате часов?

Дети находят на макете часов или на иллюстрациях цифру четыре.

– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Найдите эту букву в кассах. Для чего нужны две буквы?

Д. С большой буквы начинаются предложения, имена, фамилии, названия городов...

У. Определите место этой буквы на ленте букв.

Дети выполняют задание.

– Делу время, потехе час. Как вы понимаете значение этой пословицы?

Д. Основное время делам, а забавам, веселью – только немного.

У. Пришло время немного отдохнуть.

V. Физкультминутка

У. Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.

(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.

(Дети раскачиваются в такт маятника.)

Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе. На счет "раз" дети наклоняют голову к правому плечу, потом – к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

VI. Закрепление нового материала

У. Откройте "Азбуку" на с. 128–129. Что вы видите на рисунке?

Д. Часы.

У. Перед вами много разных видов часов. Можете ли вы назвать их?

Д. Это механические часы, часы с маятником.

У. Какие еще вы знаете часы?

Д. Электронные, ручные, будильники.

У. О часах мы поговорим позже, а сейчас прочитайте слоги на правой странице.

Д. Ча, чо, че, чу, чи.

У. С какими гласными нет слогов?

Д. С гласными ы и я.

У. Как вы думаете, почему?

Д. В русском языке нет слов, в которых встречается сочетание чы.

У. Правильно. Также нет в словах сочетания чя. Звук [ч’] всегда мягкий, и поэтому не нужна специальная буква я для его смягчения. В русском языке пишется сочетание ча.

Теперь договорите предложенные слоги до слова.

Д. Ча...ща, чу...лок, че...ловек, чи...жи.

У. Я предлагаю вам составить слова из готовых слогов.

Сначала дети читают слоги, а затем из них составляют слова. Двигаться может только минутная стрелка, а часовая стоит на слоге ча.

На доске:

 Д. Часы – часочек.
– Часок – часовня.
– Часик – часовой.
– Часики – часовщик.

По ходу составления слов и их печатания проводится лексическая работа.

  • Часовня – небольшое церковное здание с иконами, в отличие от церкви, без алтаря.

  • Часовой – тот, кто стоит на часах (стояние на карауле).

  • Часовщик – мастер, занимающийся изготовлением и починкой часов.

У. Что в словах общего?

Д. Часть "час".

У. Чем они отличаются?

Д. Второй частью слова.

У. Из слов, которые мы составили, выделите "лишнее" слово и объясните, почему оно "лишнее".

Д. Это слово "часовня". Оно не имеет отношения ко времени.

У. Из этих слов составьте предложения.

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь потренируемся правильно произносить звуки. Послушайте скороговорку и повторите ее:

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Выслушиваются 6–7 учеников.

– Посмотрите на запись на доске. Вам даны начала слов и их конец. Найдите общую середину и назовите получившиеся слова.

На доске:

Д. Общая середина – час. Получились слова участок, счастье, участник, запчасти.

У. Прочитайте текст на правой странице учебника.

Дети читают рассказ, соотносят прочитанное с иллюстрацией.

– Часы – прибор для отсчета времени. Они бывают самые разные. Первые часы были солнечными. (Показ иллюстрации.) Но ведь солнце светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами и даже часами из свечки. (Показ иллюстрации.)
Но время, которое определяли по этим часам, было неточным. Сейчас в каждом доме, конечно, есть часы. И скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать в школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. А на кухне можно встретить и песочные часы. (Показ иллюстраций.)

Учитель раздает карточки с дополнительным текстом.

– Прочитайте текст.

Дети читают:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

(В.Орлов)

У. Как вы понимаете выражения "часы стоят", "часы спешат", "часы идут", "часы отстают"?

Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог.

– О часах мы говорим "стоят", когда они бездействуют, "спешат", когда они показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма; "идут" – действуют, "отстают" – показывают неверное время из-за замедленного хода механизма.

VII. Итог урока

У. Да, часы иногда могут стоять на месте, опаздывать, а время никогда. Оно идет только вперед.
Незаметно пролетело время, отведенное на урок. Что нового узнали? Чему научились?

Выслушиваются ответы детей.