Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2003

СИСТЕМА  Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Евгения ПОДШИВАЛОВА,
учитель-экспериментатор школы № 91
г. Москва

Продолжение. См. № 36/2003

Тетрадь открытий

Как поддерживать и развивать детскую инициативу

Мы начали разговор о том, как можно опираясь на вездесущую детскую любознательность, на желание детей задавать вопросы обо всем, создать в классе новую (для учеников) форму поощрения детских инициатив в виде авторских записей в “Тетради открытий”.

В первой части статьи, наши рассуждения о том, что фиксировать в "Тетради открытий" и КАК фиксировать, были сведены в следующую схему:

Согласно представленной классификации в первом блоке можно выделить три составляющих, вокруг которых и строятся разные типы записей: форма, временна'я ориентация и условия поиска. От их сочетаемости и зависит тип записи.

Приведу примеры согласно этой классификации.

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Вопрос

На последующие темы

Самостоятельный

 

22 сентября 1999 г.

Почему, когда мы произносим звук [ж], в горле у нас дребезжит так же, как при произношении гласных звуков?

Федя А., ученик 1 "Б" класса

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Вопрос

На последующие темы

Общеклассный

 

18 ноября 1999 г.

Вопрос возник при выполнении задания букваря на с. 100. Дан рисунок утенка и основа для звуковой схемы и буквенной записи. Задание: составь звуковую схему, обозначь звуки буквами (при этом звук [а] уже был обозначен буквой о).

Почему звук [а] обозначен здесь буквой о?

Ученики 1 "Б" класса

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Гипотезы, версии

На последующие темы

Общеклассный

23 ноября 1999 г.

На с. 91 букваря задание: продолжи предложение (задание выполняется устно). Работаем в парах, Галя Ф. и Таня X. решили записать то, что они придумали. Между ними разгорелся спор, что писать – о или а – в слове мамой. Спор детей основан только на житейском опыте, так как это только середина букварного периода, средств для его разрешения у детей нет. Алина К. попыталась доказать одну из точек зрения.

23 ноября 1999 г.

Мы играли с мам ? й.

о й
а й

Надо писать а, так как мама.

Алина К., ученица 1 "Б" класса

К этой записи мы вернулись во втором классе после прохождения темы "Проверка окончаний в словах, называющих предмет".

22 марта 2001 г.

Для работы в группах был роздан следующий текст:

В первом классе (23 ноября 1999 г.) при записи предложения "Мы играли с мам_й" возникло несколько версий написания:

с мам?й
с мамой
с мамай

Доказательство последней версии: надо писать а, так как мама.

  • Согласны ли вы с доказательством последней версии? Обоснуйте свой ответ, используйте для доказательства схемы.

  • Как вы думаете, в чем заключалась ценность догадки первоклассника? Как мог мыслить первоклассник, сделавший такой вывод?

С высоты пройденного второклассники с легкостью доказали, что правильный вариант – с мамой.
Отвечая на второй вопрос, второклассники выдвинули следующие предположения:

  • ценность догадки первоклассника заключалась в том, что, по его мнению, слова в русском языке пишутся не просто так, а по определенному правилу, и он пытался это правило найти;

  • возможно, он рассуждал так: слова во всех случаях имеют одинаковое написание – раз пишется мама, то и с мам_й пишется через а.

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Гипотезы, версии

В рамках этой темы

Общеклассный

12 января 2000 г.

В рамках темы "Буквы гласных после шипящих" в ходе общеклассного поиска Федя А. выдвинул версию, которая буквально через несколько минут не подтвердилась. Но нам она показалась очень интересной, и мы ее записали в "Тетрадь открытий".

12 января 2000 г.

Возможно, о пишется после ш, а ё после ж.

Федя А., ученик 1 "Б" класса

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Гипотезы, версии

На последующие темы

Самостоятельный

Последующие две записи объединены в один тип. Это пример самостоятельного поиска информации по интересующему ребенка вопросу. Возможно, ответ на этот вопрос он получил у мамы. Но все подобные высказывания детей (опережающие программный материал) мы заносим в "Тетрадь открытий" как гипотезы, требующие проверки.

27 января 2000 г.

После шипящих в словах, обозначающих предмет женского рода, пишется мягкий знак, в словах, обозначающих предмет мужского рода, – не пишется.

Света Г. ученица 1 "Б" класса

 

16 марта 2000 г.

Если слово состоит из двух слов, то между ними надо писать буквы о и е. Например, самолет.

Таня Х., ученица 1 "Б" класса

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Гипотезы, версии

В рамках изучаемой темы

Самостоятельный

13 января 2000 г.

В "Букваре" Д.Б. Эльконина на с. 154 расположена карта города Букв, где все буквы по своим характеристикам расселены на соответствующие улицы. К 13 января карта почти заполнена, идет работа над непарными согласными звуками. Самостоятельно анализируя карту дома, Таня X. сделала предположение и рассказала о своем открытии на уроке.

13 января 2000 г.

Наверное, в тупике беззвучных букв живут мягкий и твердый знак.

Таня X., ученица 1 "Б" класса

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Выводы

На последующие темы

Самостоятельный

12 апреля 2000 г.

Так же самостоятельно Федя А. открыл исключение из правил позиционного чередования.

12 апреля 2000 г.

В слове орфографического я заметил, что там за звук [в] спорят непарные согласные: орфографическо [в] о

в – г

Федя А., ученик 1 "Б" класса

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Вывод

На последующие темы

Общеклассный

12 января 2000 г.

Пример записи с этого урока уже приводился (см. 12 января. Тема – "Буквы гласных звуков после шипящих". Гипотеза Феди А.). Перед вами обобщающий результат этого урока. Так как проблема не решена, то данная запись относится к категории последующих тем.

12 января 2000 г.

Мы не знаем, какую гласную писать после шипящих, – о или ё.

Кристина Г., ученица 1 "Б" класса

Во втором классе на уроке "свободного" письма1 Федя А. в разделе "Открытия" пишет:

Я открыл способ проверки таких слов, как тяж –ё – о лый.
Раньше мы не знали, что писать после буквы ж. Но теперь я догадался: ведь мы в слове тяжесть пишем букву е и проверяем слово тяжесть словом тяж–ё – олый.
А раз буквы е и ё взаимосвязаны, то мы можем сделать вывод, что в слове тяжёлый после буквы ж мы пишем букву ё: тяжёё–олый.

Федя А., ученик 1 "Б" класса

5 февраля 2001 г.

В качестве домашнего задания детям были розданы листы со следующим текстом:

1 февраля вы писали диктант "За ж_и-е-олудями". В тексте встретилось слово ж_ё – олудь.
Федя А. в "Дневнике событий" предложил свой способ проверки данной орфограммы.
Cогласен ли ты с его способом?
Проверь свой вывод на словах:

На следующий день, работая в группах, дети обсудили вывод каждого ребенка, определили границы открытого способа, сделали общеклассный вывод и поставили перед собой новый вопрос: Какую гласную писать после шипящих о или ё, если шипящий находится вне корня?

Последующие записи составляют большинство в "Тетради открытий". Это либо выводы, к которым приходят дети, работая над какой-то проблемой, либо фиксация вновь открытого способа.

* * *

Форма

Временна'я ориентация

Поиск

Вывод

В рамках изучаемой темы

Общеклассный

 

24 января 2000 г.

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного, когда стоит на конце.

Ь – "шпион", сам ничего не произносит, но указывает на мягкость.

Стас Т., ученик 1 "Б" класса

Ь – безмолвный командир, он командует букве согласного: читайся мягко.

Федя А. ученик 1 "Б" класса

9 февраля 2000 г.

В слове маяк пишется буква я потому, что в этом слове у звука [и] та же позиция, что и в слове яма, – [й'] перед гласным.

Олег Б., ученик 1 "Б" класса

2.2. Записи – результаты общеклассных письменных работ детей

Как правило, круг детей, которые активно участвуют в поиске, выдвигают гипотезы, совершают открытия, не столь уж широк. Просмотрев "Тетрадь открытий", можно с легкостью определить эту группу. Но не менее значимо поместить в "Тетрадь открытий" как можно больше фамилий детей из класса. Тут есть несколько причин. Во-первых, нельзя, чтобы "Тетрадь открытий" превратилась в орудие самолюбования малой группы учеников, чьи имена часто встречаются в записях. Во-вторых, выделяя только узкую область записей – интеллектуальный прорыв в область незнания, мы не даем шанса некоторым детям, не входящим в число активно участвующих в поиске, получить индивидуальное признание значимости их работы, выраженное в виде записи в "Тетради открытий". Но формально подходить к решению этой проблемы нельзя, ребенок должен чувствовать, что он удостоен особой почести – его имя записано в "Тетрадь открытий". В результате анализа возможных путей решения этой проблемы был введен большой блок записей, которые отражают продвижение детей в изучаемом материале.

Основой для данных записей стали результаты диагностики способности ребенка к орфографическому сомнению2. Диагностика проводилась в форме испытаний3, все результаты отображались в "Тетради открытий". Записи фиксировали как общеклассное, так и индивидуальное продвижение детей.

21 марта 2000 г.

Вчера 18 учеников нашего класса проходили уроки-испытания принцессы Грамотессы на разрешение обозначать буквами безударный звук [а] в окончаниях названий предметов женского рода. Особого разрешения принцессы Грамотессы удостоены 9 учеников:

1. Вадим Б.
2. Антон К.
3. Максим Б.
4. Галя Ф.
5. Ксюша М.
6. Алена Б.
7. Данил Л.
8. Вера П.
9. Кристина Г.

Они прошли испытание без ошибок. Поздравляем и желаем успешно пройти следующее испытание через две недели.

Имена Данилы Л. и Веры П. появились в "Тетради открытий" впервые.

Кроме записей, в которых зафиксирован результат работы детей, важно в "Тетрадь открытий" заносить размышления детей о собственном продвижении в изучаемом материале.

4 апреля 2000 г.

17 учеников нашего класса после повторного испытания принцессы Грамотессы попытались ответить на вопрос: "Стал ли я грамотней, узнав больше про орфограммы?" Вот какие размышления получились.

Далее идет список детей класса с их высказываниями. Конечно, не все записи равнозначны по глубине понимания вопроса и содержанию ответа. Так Андрей Ф., Лиза Ф., Галя Ф. и Таня X. показали высокую степень осознания сути вопроса, их ответы отличает рефлексивная позиция по отношению к себе, как к ученику.

"Да, только чуть-чуть, потому что не могу почти правильно писать".

Андрей Ф., ученик 1 "Б" класса

"Да, потому что 24 февраля я написала с ошибками, а 3 апреля я написала без ошибок".

Лиза Ф., ученица 1 "Б" класса

"Да, если я сомневаюсь, я могу сделать пропуск, и тогда не будет ошибок. Вот почему я стала грамотной!"

Галя Ф., ученица 1 "Б" класса

"Не знаю, потому что у меня иногда ошибки".

Таня X., ученица 1 "Б" класса

Ответы Вадима Б. и Юли П. говорят о том, как они написали работу, но себя как ученика – знающего или незнающего, умеющего или неумеющего – они еще не выделяют из учебной ситуации:

"Да, потому что я написал контрольную принцессы Грамотессы без ошибок".

Вадим Б., ученик 1 "Б" класса

"Да, потому что я получила медаль".

Юля П., ученица 1 "Б" класса

Как в течение года, так и в последующих классах записи этого раздела помогут учителю объективировать продвижение детей в предметном материале, чтобы дети могли реально видеть, как они из незнающих, неумеющих становятся грамотными, знающими, умеющими.

2.3. Записи в "Тетради открытий" как обобщение пройденного материала

Последний блок записей представляет результаты совместной работы детей по обобщению пройденного материала. Данные записи по своему содержанию близки к справочному материалу.
В качестве примера приведу запись от 25 января 2000 г.

25 января 2002 г.

Всё ли я знаю о Ь (мягком знаке) на конце слова?

Итак, данная структура "Тетради открытий" предполагает решение более широкого класса задач, нежели простая фиксация вопросов, ответов на которые у нас сейчас нет. А именно – отслеживание продвижения детей (как на индивидуальном уровне, так и на общеклассном); организация работы, направленной на объективацию самоизменения детей (я незнающий, неумеющий – я знающий, умеющий).
Как можно видеть, изменение структуры "Тетради открытий" связано с тем, что расширился круг задач, которые решаются с ее помощью. Таким образом, можно сказать: "Тетрадь открытий" со временем станет для детей "Тетрадью открытий самого себя".


1 О данной форме работы см.: Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. № 3. С. 3–14.

2 Подробнее см.: Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – С. 167

3 Уроки по русскому языку в 1-м классе по теме "Сильные и слабые позиции фонем" представлялись как путешествие в страну Живых Слов, которой управляют граф Орфограф и принцесса Грамотесса и куда можно попасть, написав без единой ошибки клятву Грамотея.