Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирэна АРГИНСКАЯ

Математика

Назначение работ

Выявить степень соответствия общим базовым требованиям к подготовке учеников начальных классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова.

Организация работы

1. Для выполнения каждой работы (или ее части) на уроке в 1-м классе отводится не более 20 минут, во 2-м – не более 30 и в 3-м и 4-м – не более 40 минут.

2. Работы выполняются на отдельных листах. На лицевой стороне указываются выходные данные ученика: фамилия, имя, класс, школа (желательно указание населенного пункта). Время оформления листов не входит во время выполнения работы (в 1-м классе оформление лицевой стороны работы выполняет учитель).

3. Текст заданий записывается на доске, прочитывается учителем и разъясняется в случае необходимости до полного понимания детьми. В ходе выполнения работы учитель может давать детям требующиеся им дополнительные пояснения, не носящие характера подсказки.

Если будет возможность, ученикам 1-го класса лучше текст работы заготовить на индивидуальных листах, крупно набрав тексты заданий.

Требования к проведению работ

1. Исключение при организации работы факторов травмирующих учеников:

а) работу в присутствии ассистента проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;

б) учитель во время проведения работы имеет право свободно общаться с учениками, ассистент может фиксировать все факты обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя, и при подведении итогов работы учитывать эти наблюдения.

2. Отсутствие регламентации общего времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников не успела завершить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

3. При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником, как выполнившим в пределах отведенного на уроке времени, так и продолжившим ее выполнение вне урока.

4. Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

5. При проверке работы учителем не исправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания указывается их количество. Работы возвращаются ученикам для самостоятельного поиска и исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырехуровневой шкале.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

3-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной;

2-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;

1-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.

Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.

Обработка результатов. Выполнение работы оценивается по пятибалльной (или другой, используемой в данной школе) шкале в соответствии с общими для всех классов нормативными требованиями. Результаты выполнения заносятся в приведенные ниже таблицы.

Схема анализа работы учеников ... класса школы №... г. (с., п., д.)...

Сводная схема анализа работ школы №... г. (с., п., д.)

Примечания. 1. Уровень сформированности самоконтролем определяется как среднее арифметическое времени (в минутах), затраченного каждым учеником класса, за исключением самого высокого и самого низкого показателей.

2. В графе "Оценка в баллах" указывается количество учеников класса, показавших данный уровень выполнения работы.

2-й класс

Вариант 1

1. Поставь к каждому условию вопрос и реши задачи1.

В одной коробке было 17 пирожных, а в другой на 6 пирожных меньше. Каждому ученику класса досталось по пирожному и лишних не оказалось.
В одной коробке было 17 пирожных, а в другой на 6 пирожных меньше. Каждому ученику класса досталось по пирожному и лишних не оказалось. Девочки съели 12 пирожных.

2. Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 2 меньше числа единиц.

3. Найди значения выражений.

24 + 35
79 – 56
46 + 13
35 + 42
46 – 35
64 – 52
53 + 42
98 – 66

В каждом выражении измени одну цифру так, чтобы появился переход через десяток.

4. Сравни.

63 дм … 63 см
47 мм … 4 см 7 мм
9 м … 19 дм
43 см … 4 дм

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

… + … = 27 х …
(80 – 50) + (17 – 8) = … – …
9 + 9 + … = … х 3
… х 5 = … + 16 + … + … + …
66 + … = (… + 10) + (… + 9)
… + … + … + … = 32 х … .

Вариант 2

1. Поставь к каждому условию вопрос и реши задачи2.

Новогодние подарки второклассникам принесли в двух сумках. В одной сумке было 12 подарков, а в другой на 3 подарка больше. Все подарки раздали всем детям по одному подарку.
Новогодние подарки второклассникам принесли в двух сумках. В одной сумке было 12 подарков, а в другой на 3 подарка больше. Все подарки раздали всем детям по одному подарку. Мальчики получили 14 подарков.

2. Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 3 меньше числа единиц.

3. Найди значения выражений.

69 + 14
25 + 58
96 – 47
36 + 25
85 – 69
63 – 25
47 + 36
74 – 36

В каждом выражении измени одну цифру так, чтобы не было перехода через десяток.

4. Сравни.

27 м … 27 дм
59 см … 5 дм 9 см
8 см … 81 мм
65 см… 6 дм

5. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства.

… + … + … = 72 х …
(80 – 50) + (16 – 7) = … – …
13 + 13 = … х 2
… х 4 = … + … + … + 6
… + 27 = (60 + …) + (9 + …)
… + … + … + … = 91 х …

3-й класс

Вариант 1

1. а) Реши задачу.

Для новогодних подарков третьеклассникам купили 9 кг мандаринов по 47 р. за килограмм и 7 кг яблок по 59 р. за килограмм. Что стоило дороже – мандарины или яблоки – и на сколько?

б)3 Поставь к тому же условию такой вопрос, чтобы в последнем действии решения нужно было выполнить сложение.

2. Найди значения выражений.

821 – 7 х 8
675 – (359 – 271)
972 : (36 : 4)
538 + 129 х (21 : 7)

3. Где возможно, поставь знаки сравнения (* обозначает любую цифру).

69* … 710 – *
6* х 4 … 2**
3*1 + 3** … 600
8* х * … 70

4. Реши уравнения.

8 х х = 72
24 : а = 6
у : 8 = 79
637 – к = 259

5. а) Периметр квадрата равен 24 см. Найди площадь этого квадрата.
б) Какой длины стороны может иметь другой прямоугольник с такой же площадью, если они выражены целым числом сантиметров? Найди периметры таких прямоугольников.

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

Для украшения класса к празднику Нового года принесли 8 коробок гирлянд по 14 гирлянд в каждой и 9 коробок мишуры по 12 ниток в каждой. Сколько таких украшений принесли в класс?

б) Поставь к тому же условию такой вопрос, чтобы в последнем действии решения нужно было выполнить вычитание.

2. Найди значения выражений.

483 – 7 х 8
714 – (932 – 297)
728 : (64 : 6)
298 + 128 х (45 : 9)

3. Где возможно, поставь знаки сравнения.

910 – * … 89*
3* х 5 … 2**
30* + 3** … 72*
9* х * … 80

4. Реши уравнения.

у х 8 = 48
27 : е = 9
с : 7 = 75
р – 689 = 257

4-й класс

Вариант 1

1. а) Реши задачу.

Для упаковки новогодних подарков школа закупила ленты двух цветов – красные и синие, всего 904 м. Когда часть подарков была упакована и лент каждого цвета было израсходовано поровну, осталось 144 м красной, а синей на 24 м больше. Сколько метров ленты каждого цвета израсходовали?

б) Измени вопрос задачи так, чтобы решение стало короче.

2. а) Определи порядок выполнения действий и найди значение выражения.

200 412 – (180 252 : 9 + 7 592) – (4 384 – 256) х 14 + 864

б) Измени расположение скобок в выражении так, чтобы получилось выражение с другим значением. Найди значение нового выражения.

3. Реши уравнения.

56х + 240 = 520
90у – 74 = 196
7 х (72 – к) = 448

4. Запиши в порядке возрастания все трехзначные числа, у которых в разряде единиц стоит 8, а в разряде сотен 3.

5. Начерти фигуру по описанию и найди ее площадь.

К прямоугольнику со сторонами 5 см и 2 см приложен прямоугольный треугольник со сторонами, образующими прямой угол, равными 2 см и 8 см. Из получившегося многоугольника вырезали квадрат со сторонами 5 см.

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

Для новогодних подарков было куплено 112 книг двух наименований – сказок и рассказов. Когда часть книг подарили, использовав поровну книги обоих наименований, сказок осталось 38 книг, а рассказов на 24 меньше. Сколько книг каждого наименования подарили?

б) Измени вопрос задачи так, чтобы решение стало короче.

2. а) Определи порядок выполнения действий и найди значение выражения.

(300 618 – 210 438) : 9 + (11 388 – 6 576 – 384) х 14 + 1 296

б) Измени расположение скобок в выражении так, чтобы получилось выражение с другим значением. Найди значение нового выражения.

3. Реши уравнения.

84х + 360 = 780
135у – 111 = 294
6 х (108 – к) = 624

4. Запиши в порядке убывания все трехзначные числа, у которых в разряде единиц стоит 5, а в разряде сотен 8.

5. Начерти фигуру по описанию и найди ее площадь.

К прямоугольнику со сторонами 7 см и 5 см приложен прямоугольный треугольник со сторонами, образующими прямой угол, равными 4 см и 5 см. Из получившегося многоугольника вырезали квадрат со сторонами 4 см.


1 Ученикам, которые не смогли поставить к условиям вопросы, учитель предлагает на выбор несколько вопросов: Сколько всего пирожных? Сколько пирожных во второй коробке? Сколько учеников в классе? Сколько мальчиков в классе? Cколько девочек в классе?

2 Ученикам, которые не смогли поставить к условиям вопросы, учитель предлагает на выбор несколько вопросов: Сколько приготовили подарков? Сколько во втором классе учеников? Сколько девочек во втором классе? Сколько мальчиков во втором классе?

3 В обоих вариантах в заданиях, имеющих пункты а и б, пункт б является заданием повышенной трудности и не учитывается при оценке базовых знаний.