Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталья ЦИРУЛИК

Трудовое обучение*

2-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку методом аппликации точно повторив расположение деталей.

Цель задания

1. Оценить умение планировать работу.

2. Оценить умение повторить образец и контролировать работу.

3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Образец в течение урока постоянно прикреплен к доске, чтобы дети могли контролировать ход работы и результат.

У детей на парте бумажная основа, цветная бумага любого цвета, два шаблона кругов радиусами 2 и 3 см, карандаш, ножницы, клей.

Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой одноцветной бумаги.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – ученик разметил с помощью шаблона на цветной бумаге три больших круга и три маленьких (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик разметил один большой круг, два маленьких; половинки кругов нарисовал (планирование полное);

  • 2-й уровень – ученик разметил один большой круг, два маленьких. Вырезал их, наклеил. Половинки размечал и вырезал потом (планирование неполное);

  • 1-й уровень – размечал по одной детали: сначала разметил один круг, вырезал, наклеил. Затем другой и т.д. (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец и контролировать свою работу (проводится после окончания работы)

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – два элемента расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости (умения вырезать)

  • 4-й уровень – детали вырезаны точно по линии контура;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими отклонениями от контура;

  • 2-й уровень – детали вырезаны с сильными отклонениями от контура;

  • 1-й уровень – вырезанные фигуры не соответствуют заданным шаблонам.

Задание 2

Придумай свой вариант бабочки из сложенных "гармошкой" геометрических фигур1.

Цель задания

1. Оценить развитие творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Дети приносят на урок те материалы, которые можно сложить "гармошкой": обертки от конфет, металлизированную бумагу, например пакетики "Зуко", яркие страницы журналов.
Учитель работает с классом по с. 48–49 учебника. Каждый ученик должен сложить "гармошкой" все пять геометрических фигур. Фигуры обводят по шаблонам (овал, треугольник, ромб), чертят по линейке или циркулем.
В конце урока дети получают задание придумать бабочку, отличающуюся от нарисованных в книге не только расцветкой, но и конструктивно.
Дети пробуют соединять "гармошки" по-разному, пока не остановятся на понравившемся варианте.

Оценка творческого воображения

  • 4-й уровень – соединяя по-разному детали, ученик подобрал такое сочетание, которого нет в учебнике. Работа полностью творческая;

  • 3-й уровень – ученик переставил местами те детали, которые есть на рисунках;

  • 2-й уровень – не пытаясь создать свой образ, ученик соединил две детали так же, как в учебнике, т.е. он повторил образец.

  • 1-й уровень – готовая работа повторяет образец, но выполнена небрежно.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество складывания "гармошкой" высокое;

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество ниже среднего;

  • 1-й уровень – складывать "гармошкой" не умеет, работа выполнена на низком уровне.

 3-й класс

Задание 1

Повтори мозаику из частей круга2.

Цель задания

1. Оценить ручную умелость.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение повторить образец и контролировать свою работу.

Организация работы

Предложите детям склеить любую фигурку, которую они еще не выполняли. Обязательное условие – все детали расположить точно как в учебнике.
У каждого ученика на парте бумажная основа, бумага цветная с двух сторон или чисто-белая, копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – разметил детали круга, вырезал все детали, разложил их на основе и только после этого приклеил;

  • 3-й уровень – разметил все детали, вырезал их и сразу стал наклеивать;

  • 2-й уровень – круг разметил, вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал вырезать другие;

  • 1-й уровень – сделал разметку, вырезал и наклеивал по одной детали.

Оценка умения повторить образец и контролировать свою работу (оцениваем уже готовую работу)

  • 4-й уровень – работа выполнена точно, все детали расположены как на образце;

  • 3-й уровень – одна деталь расположена неверно, остальные правильно;

  • 2-й уровень – 2–3 детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – полученный образец не соответствует первоначальному образцу.

Оценка ручной умелости (умения вырезать)

  • 4-й уровень – все детали вырезаны идеально;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Придумай собственный образ, соединив объемную форму (коробочку, баночку) с плетением (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация "Федоров", 2003. С. 46).

Цель задания

1. Оценить уровень развития творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Работа рассчитана на два урока. Предложите ее детям после того, как они на предыдущих уроках освоят технологию складывания "гармошки" из двух полосок бумаги.
На первом уроке рассмотрите, как сделан "человечек". После этого дети придумывают свой вариант поделки. На этом же уроке они плетут "гармошки", необходимые для работы. Дома подбирают коробочки или баночки и на следующем уроке заканчивают работу.

Оценка творческого воображения

  • 4-й уровень – ученик придумал свой образ, работа полностью творческая;

  • 3-й уровень – образ заимствован, но в него внесены существенные изменения;

  • 2-й уровень – работа повторяет образец с небольшими изменениями;

  • 1-й уровень – ученик точно повторил образец.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое, "гармошки" сплетены точно, работа аккуратная;

  • 3-й уровень – работа имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качественная сторона работы на среднем уровне;

  • 1-й уровень – качество работы низкое: "гармошки" сплетены неточно, работа небрежная.

4-й класс

Задание 1

Повторить на бумаге в клетку этапы выполнения шва "петельки3.

Цель задания

1. Оценить умение повторить этапы выполнения образца.

Организация работы

У каждого ребенка листок в крупную клетку (как в 1-м классе), нитки мулине, ирис или шерстяные, иголка с большим ушком, ножницы.
Сначала рассмотрите открытку с елкой, пусть ребята ответят на вопросы. Затем переходите к освоению технологии.

Оценка умения повторить образец

  • 4-й уровень – ученик правильно выполнил все пять этапов;

  • 3-й уровень – ученик правильно выполнил четыре этапа;

  • 2-й уровень – ученик правильно выполнил только три этапа;

  • 1-й уровень – ученик смог выполнить только два этапа.

Задание 2

Из кусочков проволоки придумать свой образ и закрепить его на пластилиновой основе.3

Цель задания

1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Ученики приносят на урок пластилин, картонную основу, кусочки проволоки, которая хорошо сгибается.
Сначала дети рассматривают готовые поделки, отвечают на вопросы. В конце урока каждый придумывает свой образ.

Оценка творческого воображения

  • 4-й уровень – работа полностью творческая, ученик придумал достаточно сложный образ, которого нет в учебнике;

  • 3-й уровень – работа полутворческая, ученик частично использовал образы на рисунках в учебнике;

  • 2-й уровень – образ, созданный учеником, слишком простой;

  • 1-й уровень – работа полностью повторяет один из рисунков учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое;

  • 3-й уровень – качественная сторона работы имеет некоторые погрешности;

  • 2-й уровень – работа выполнена небрежно;

  • 1-й уровень – работа выполнена крайне небрежно.


* В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик "Трудовое обучение. Программа для четырехлетней начальной школы", необходимо изучить успешность обучения по трем линиям:

1. Развитие ручной умелости;
2. Развитие умения ориентироваться в задании;
3. Развитие умения планировать и контролировать свою работу.

Предлагаем детям два вида заданий. Первое – на точное повторение образца; второе – на создание собственного образца по заданным условиям.
Работы полностью самостоятельные, рассчитаны на один урок.

1 Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества: Учебник для 2-го класса. Самара: Корпорация "Федоров", 2002. С. 48–49.

2 Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик. Ручное творчество. Учебник для 4-го класса. Самара: Корпорация "Федоров", 2003. С. 16–17.

3 Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик. Ручное творчество. Самара: Корпорация "Федоров", 2003, с. 75.