Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2003

СИСТЕМА  Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Я изучаю окружающий мир

Методические рекомендации по работе с учебником "Окружающий мир" для 3-го класса

Данная публикация продолжает знакомить учителей с методическими подходами и приемами работы с учебником курса "Окружающий мир" в системе развивающего обучения начальной школы1.

Особенностью данного курса является реализация интегрированного подхода к ознакомлению с окружающим миром. Познание природы осуществляется во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с формированием целостного представления о мире.

Образовательные цели курса разработаны в русле концепции обновления содержания общего среднего образования (начальное звено) исходя из приоритетности задачи общего развития личности младшего школьника, его познавательных и духовных потребностей. Усвоение знаний перестает быть самоцелью и выступает как средство развития личности.

Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целостной научной картины мира, которая постепенно, от класса к классу обогащается за счет познания все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.

Задачами данного курса являются освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ми-ра и методах их познания, ознакомление с проблемами взаимодействия человека с природой, развитие кругозора, наблюдательности, мышления детей, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения, нравственных норм отношений младших школьников, а также предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста и обеспечивающие его социализацию: наша страна – Россия, государственные символы России, права граждан, источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические ценности.

При изучении учебного материала большое место занимают непосредственные наблюдения учащимися природных объектов и явлений, жизни окружающих людей, знакомство с памятниками духовной и материальной культуры, экскурсии в музеи, библиотеки, к памятным историческим местам.

Целевую направленность курсов для школьников 1–2-х классов мы кратко определили формулой: "Вглядись в этот мир". Целевую установку освоения курса 3-го класса от лица познающего мир школьника можно обозначить так: "Я открываю научную картину мира". В этой направленности выделена личностная деятельностная доминанта субъекта учения, ведущая роль научных понятийных знаний.

Программа курса соответствует обязательному минимуму содержания образования. Основаниями отбора содержания и конструирования методической системы учебника служил принцип вариативно-личностной организации обучения. Этот подход обеспечивает вариативность методических приемов, программирует многообразие познавательной деятельности школьников в процессе овладения содержанием. Благодаря вариативности приемов и заданий в учебнике обеспечиваются дифференциация и индивидуализация обучения в соответствии с разным уровнем развития учащихся, познавательными потребностями разных групп школьников, их личностными особенностями.

Средства учебника включают всех учащихся в деятельность, направленную на развитие самостоятельного подхода к добыванию знаний. Разработанная в учебнике система приемов и заданий моделирует разнообразные виды деятельности, которые "проживает" ученик, – в интеллектуальной сфере (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, поиск решений, "открытия"), духовной (оценочной, рефлексирующей), практической, коммуникативной (участие во фронтальной классной работе, общих дискуссиях, диалоги с учителем, работа в группах, защита коллективно разработанного проекта, диалоги с одноклассниками). Большое место в учебной деятельности занимает организация непосредственных наблюдений окружающих природных явлений, объектов, знакомство с историческими и культурными памятниками. Учебник выполняет функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Программный материал курса представлен в двух частях учебника и структурирован по разделам. В начале раздела дается краткое проспектное содержание раскрываемых тем.

При изучении первого раздела "Страна, где ты живешь" (4 ч) учащиеся получают первоначальное представление о государственном устройстве России, знакомятся с государственной символикой, Конституцией – Основным законом государства, правами и обязанностями граждан.

В разделе "Как изучают окружающий мир" (14 ч) учащиеся знакомятся с приборами для наблюдения и измерения, получают практические навыки использования компаса для определения сторон горизонта, пользования термометром для измерения температуры, узнают, какую роль играют органы чувств в познании окружающего мира. Школьники знакомятся также с источниками изучения истории.

Рассказы о великих географических открытиях помогают детям представить, как были получены достоверные сведения о шарообразности Земли, об открытии неизвестных материков и океанов выдающимися мореплавателями и путешественниками. Это повышает эрудицию, уровень общей культуры учащихся начальной школы.

В разделе "Разнообразие природы на Земле" (14 ч) учащиеся обогащают свои представления о растительном и животном мире жаркого, умеренного и холодного поясов земного шара, знакомятся с природными сообществами леса, луга и водоема, выявляют приспособленность живых организмов к среде обитания, закономерные связи живой и неживой природы. Во все разделы включен материал об экологической целостности природы, выделена идея охраны природы.

Во второй части учебника углубляются сведения о компонентах неживой природы: воде, воздухе, горных породах и минералах. Учащиеся получают опыт чувственного восприятия окружающего мира, овладевают методами познания естественных наук.

В разделе "Вода в природе" (16 ч) представлен материал о разнообразии форм воды в природе. Учащиеся получают общее представление о составляющих гидросферы – морях и океанах, реках и озерах, состояниях воды в атмосфере, подземных водах, воды на поверхности Земли в твердом состоянии – в виде ледников и айсбергов.

При изучении раздела "Воздух вокруг нас" (7 ч) учащиеся знакомятся с составом и свойствами воздуха, узнают о строении и роли воздушной оболочки Земли, причинах движения масс воздуха у поверхности земного шара, влияющих на изменения погоды. Учащиеся пополняют свои знания об использовании воздуха человеком, о мерах по охране воздуха, о необходимости чистоты воздуха как природной среды сохранения здоровья людей.

При изучении раздела "Горные породы и минералы" (8 ч) учащиеся получают представление об образовании горных пород и минералов, изучают свойства некоторых полезных ископаемых, их использование. Выделена проблема бережного отношения к природным ресурсам. В учебном материале раскрываются процессы изменения земной коры под воздействием воды, ветра, колебаний температуры воздуха, а также благодаря действию грозных подземных природных сил – землетрясений и извержений вулканов.

В учебник включены основные тексты по программным темам курса, а также тексты дополнительного содержания (отмечены звездочкой *) для расширения кругозора, развития познавательных интересов школьников. Учебник рассчитан на разную динамику продвижения в овладении знаниями разных групп детей. Учитель может использовать текстовой материал для организации разнообразной работы по освоению содержания: выборочный анализ текстовой информации, формулирование выводов, обобщений, на оценочную деятельность, выражение рефлексирующей позиции к изучаемым фактам, явлениям, культурным и нравственным ценностям. Рассказы дополнительного содержания делают учебник более интересным для детей. Учитель использует их для самостоятельной подготовки учащимися небольших реферативных сообщений и включает в урок рассказы детей для обогащения содержания раскрываемой темы. Эти тексты используются также для формирования умений учащихся работать с литературными источниками, служат развитию речи, умению составить план рассказа, делать краткие записи, а также толково, ясно, сжато передать содержание текстовой информации для слушателей, выделить вопросы для обсуждения. Эти формы работы развивают коммуникативные навыки, умение вести содержательный диалог.

Текстовой материал учебника предоставляет учителю возможность осуществлять его дифференцированное использование: намечать тексты для общей работы на уроке в классе как основной учебный текст, для закрепления материала, для самостоятельной работы дома по заданиям, как дополнительный материал для чтения, развития любознательности учащихся. В учебник включены обобщающие тексты – резюме, суммирующие знания по основным программным темам курса. Они служат для учащихся опорой при повторении и закреплении пройденного материала.

Авторы старались обеспечить эмоциональную окрашенность процесса познания окружающего мира. С этой целью в программу включены художественно-познавательные тексты, рубрики "Это интересно", "Для любознательных". В процессуальном блоке эту функцию выполняют проблемные задачи, предполагающие поиск, вариативость решений, задания, моделирующие "точки удивления", ситуации коллизий, переосмысление накопленных и вновь усваиваемых понятийных знаний. Приемы эмоциональной окрашенности обучения оказывают эффективное воздействие на усвоение содержания, обеспечивают комфортность учения, чувство успеха для разных групп детей, в том числе и для слабо подготовленных к обучению.

Разработанная система заданий обеспечивает дифференциацию обучения, программирует разнообразные виды деятельности, активизирует работу детей на уроке и при выполнении самостоятельных работ в домашних условиях. В учебнике разработаны задания на наблюдение, сравнение, моделирование связей природных объектов, на группировку, систематизацию, задания оценочного характера, проблемные задачи, практические работы, задания творческого характера. Новым подходом является построение заданий в задачной форме. С помощью заданий предусмотрено также формирование такого важного умения, как самоконтроль и самооценка, проверка результатов практических работ в сопоставлении с содержанием познавательных обобщающих текстов, а также взаимопроверка при работе в паре или группе учащихся. Указанные приемы формируют рефлексирующую позицию ученика. Разработанные задания дают возможность учителю организовать на уроке не только фронтальную, но и групповую работу, включить всех учеников в деятельность, направленную на развитие и самостоятельное добывание знаний.

В конце разделов учебника предусмотрены итоговые задания на повторение и закрепление материала. Они не только носят репродуктивный характер, но и предусматривают творческое осмысление, систематизацию учащимися полученной информации, ее практическое использование, оценку, связь с личным опытом ученика («Что ты узнал нового при изучении темы "Воздух"?»)

Красочные рисунки, слайды, схемы, модели с рисунками выполняют в учебнике познавательную и иллюстративную функции, служат источником получения учащимися новых знаний.

Таким образом, текстовой материал учебника и система заданий служат задаче активизации познавательной деятельности школьников, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся в процессе освоения содержания как в классе, так и в условиях домашней работы.

Тематическое планирование уроков (68 ч)

Часть I

Страна, где ты живешь (4 ч)

1. Твоя родина – Россия.
2. Как устроено наше государство.
3. Символика государства: флаг, герб, гимн.
4. Конституция – Основной закон страны.

Как изучают окружающий мир (14 ч)

5. Загадки и тайны окружающего мира.
6. Первые мореплаватели. Открытие Америки Христофором Колумбом.
7. Кругосветное путешествие Фернандо Магеллана.
8. Русские путешественники и их открытия.
9. Путешествия к Северному и Южному полюсам.
10. Приборы для изучения окружающего мира. Компас. Определение сторон горизонта по компасу.
11. Термометр.
12. Как люди измеряют время.
13. Значение музеев.
14. Библиотеки как источники информации.
15. О развитии жизни на Земле.
16. Человек на планете Земля.
17. Что изучает история. Исторические источники.
18. Счет лет в истории.

Разнообразие природы на Земле (16 ч)

19. Пояса освещенности земного шара.
20. Природа жаркого пояса Земли.
21. Тропический лес. Саванна.
22. Пустыни жаркого пояса.
23. Природа холодных поясов. Арктические пустыни.
24. Тундра.
25. Природа умеренных поясов Земли.
26. Природные сообщества. Хвойный лес.
27. Лиственный лес.
28. Как растения обогащают воздух кислородом.
29. Значение леса и его охрана.
30. Грибы.
31. Природное сообщество – луг.
32. Почва и ее значение.
33. Пресный водоем.
34. Сохраним живую природу.

Часть II

Тела и вещества (1 ч)

1. Что такое тела и вещества.

Вода в природе (16 ч)

2. Гидросфера.
3. Свойства воды.
4. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении.
5. Растворимость веществ в воде.
6. Очистка воды фильтрованием.
7. Переход воды из одного состояния в другое.
8. Вода в природе. Роль Мирового океана.
9–10. Реки и озера.
11. Как происходит круговорот воды в природе.
12. Какие бывают облака.
13. Как образуются осадки.
14. Чудесные фонтаны – гейзеры.
15. Ледяные бродяги – айсберги.
16. Вода и человек.
17. Загрязнение и меры охраны водоемов.

Воздух (7 ч)

18. Воздух вокруг нас.
19. Из чего состоит воздух.
20. Свойства воздуха. Практическая работа.
21. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
22. Как образуется ветер.
23. Использование воздуха человеком.
24. Чистый воздух и здоровье человека. Охрана воздуха.

Горные породы и минералы (8 ч)

25. Как образовались горные породы.
26. Полезные ископаемые.
27. Свойства полезных ископаемых. Практическая работа.
28. Как добывают и используют полезные ископаемые.
29. Почему происходят землетрясения.
30. Что такое вулканы.
31. Выветривание.
32. Как образуются пещеры.

Обобщающие уроки (2 ч)

33. Как человек изучает окружающий мир.
34. Мои открытия.

Организация уроков

При изучении первого раздела учебника "Страна, где ты живешь" учащиеся получают первоначальные представления о государственном устройстве России, знакомятся с государственной символикой, Конституцией – Основным законом страны, правами и обязанностями граждан. На первом уроке – "Твоя Родина – Россия" – дети обсуждают, как они представляют себе, что такое Родина, читают любимые стихотворения о Родине, рассказывают, что дорого каждому в представлении о Родине.

На политической карте мира учащиеся рассматривают, какую территорию занимает наша страна, где расположена, с какими государствами граничит. Работая с Физической картой России, отмечают природные особенности страны, показывают ее морские и сухопутные границы, обширные равнины, горы, крупные реки, города.

 На уроке дети знакомятся с названием нашего государства – Российская Федерация, или Россия, – страны, где они живут и гражданами которой являются. Российская Федерация – многонациональное государство, в состав которого входят несколько административных национальных подразделений и представители около ста национальностей. Каждый народ имеет свои национальные и культурные традиции. На уроке учитель вместе с ребятами может подготовить небольшие сценки об особенностях национальных праздников, традициях в разных районах нашей страны с учетом местных условий.

На других уроках учащиеся получают общее представление о том, как устроено наше государство, узнают, что главой нашего государства является президент и чтоR представляют собой главные органы управления страной. Это Федеральное Собрание, или парламент, принимающий законы, по которым живет вся страна. Правительство ответственно за исполнение законов, которые обеспечивают спокойную и достойную жизнь всем гражданам. Система судов контролирует исполнение законов. Учитель может продемонстрировать схему ветвей власти в нашем государстве, которая представляет единую систему.

Учитель и школьники приводят отдельные факты заботы правительства о гражданах России: принятие законов о пенсионном обеспечении пожилых и нетрудоспособных людей, предоставление возможностей для физического и интеллектуального развития молодежи и т.д.

Большое значение для воспитания патриотических чувств имеет знакомство с символикой нашей государственности, которая имеет многовековую историю. Уважение к флагу, гербу России должно воспитываться у школьников с детства. Учащиеся узнают об особенностях триколора российского флага, историю рождения символа Российского государства, в рабочих тетрадях выполняют аппликацию флага. Помещенные в учебнике слайды конкретизируют представления учащихся о Москве – столице нашего государства.

На последующих уроках учащиеся знакомятся с Конституцией – Основным законом страны, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. Учитель может познакомить школьников с некоторыми статьями Конституции, где декларированы основные права и свободы. На пропедевтическом уровне осваиваются понятия: "гражданин Российской Федерации", "права человека и гражданина". В нашей стране строится правовое государство. Его становление и развитие во многом зависят от воспитания и обучения молодого поколения в духе гуманистических ценностей, уважения к свободе и человеческому достоинству. Формирование культуры прав человека – одна из важнейших задач школы всех ступеней обучения. Учитель может познакомить школьников также с Декларацией прав человека – основным международным документом, который провозглашает неотъемлемость и неприкосновенность прав всех людей на Земле. Следует учитывать, что осмысление основных человеческих прав и свобод в начальных классах, по существу, только начинается, этот процесс будет продолжаться весь период обучения в школе. Учитель должен организовать общение, деятельность детей, чтобы уважение, справедливость, доброжелательность в отношениях стали частью их жизни. Это поможет решить задачу воспитания культуры прав человека.

Первый урок раздела "Как изучают окружающий мир?" – "Загадки и тайны окружающего мира" – строится как вводный к содержательному раскрытию последующей тематики раздела. Учитель может начать беседу с вопросов: для чего люди изучают окружающий мир? Какими способами получают новые знания? Какие дети знают профессии людей, которые изучают звезды и планеты, поверхность Земли, материки и океаны, жизнь людей?

Важно, чтобы дети рассказали о своих мечтаниях, об интересующих их открытиях, о предполагаемых путешествиях.

Учитель предлагает прочитать проспект содержания раздела, просмотреть, какие темы включены в него, как они иллюстрированы в учебнике. Дети просматривают первую часть учебника, делятся своими впечатлениями, общаются друг с другом, вступают в диалог. Учитель должен ценить такие моменты сосредоточенности, заинтересованности детей, не спешить с направленными заданиями.

Статья "Что изучают науки о Земле" и иллюстрации к ней дают общее представление о содержании разных областей научных знаний. Эти сведения включены в программу для общего ознакомления, а не для заучивания учащимися определений, что изучает каждая из наук – астрономия, география и др. Учащиеся приводят известные им примеры об исследованиях геологов, океанологов (экспедиции Ж.Кусто), открытиях жизни обитателей морей и океанов, которые они почерпнули из книг, телепередач ("Диалоги о животных" и др.).

В рамках планируемых уроков учитель найдет время и место для обзора данной статьи, рассмотрения иллюстраций, дающих образные представления о содержательном наполнении разных областей научных знаний.

Вторая часть урока ставит цель заинтересовать третьеклассников содержанием учебного материала, который будет развертываться по программе в последующих разделах учебника. Учащиеся читают статью "Загадки и тайны окружающего мира", где в занимательной форме обозначен ряд проблемных задач. В тексте не содержатся отгадки тайн воды, Земли, и школьники могут высказать только предположения по обозначенным проблемам. В этом случае появляется мотивация разгадывания загадок и тайн природных явлений с научных позиций. Ответы на поставленные вопросы дети будут находить при изучении последующих тем.

Можно дать учащимся задание подготовить, например, материал по теме "Отчего вымерли динозавры", что тоже представляет для ученых не разгаданную до конца загадку природы.

Дети очень любят эту тему. Учитель побуждает школьников принести на урок книги, иллюстрации, подготовить самостоятельные сообщения – по желанию.

В конце урока можно предложить ответить на вопрос: что школьники (именно данного класса) хотели бы узнать об окружающем мире? Возможно, не все ученики смогут сформулировать, что их интересует в познании окружающего мира, но определенное стимулирующее значение для расширения их кругозора, развития любознательности будут иметь диалоги в классе, рассказы других детей, как интересно и важно изучать окружающий мир.

Подраздел учебника "Путешествия по материкам и океанам Земли" объединяет материал четырех уроков (см. поурочное планирование). Чтение рассказов о выдающихся мореплавателях и путешественниках, первооткрывателях материков и океанов повышает уровень общей культуры младших школьников, открывает для детей незнакомую страницу великих географических открытий. Учащиеся начинают понимать, что во все времена человеку было свойственно стремление к познанию неизвестного, с какими бы трудностями это ни было связано.

Младшие школьники воспринимают окружающий физический мир как данность. Дети знают, что на поверхности Земли расположены материки и океаны, они обозначены на карте. Полноводные реки на разных континентах текут к морю, и все они имеют свои названия. Высятся горные хребты, а отдельные большие вершины достигают нескольких тысяч метров – они имеют собственные имена, и многие из них покорены людьми. Статьи учебника дают представление о том, как человек открывал мир. В этом случае мир открывается перед детьми как непрерывный процесс человеческих исканий, познания неизвестного. Можно обратиться к Карте полушарий, чтобы учащиеся нашли именные обозначения открытий, которые навсегда вошли в историю географии: Магелланов пролив, море Амундсена и др. За всеми этими открытиями стоят смелые люди – первопроходцы. Чтение текстов следует связать с работой по карте, прослеживая маршруты выдающихся путешественников.

Мы наблюдали интересный урок, построенный в виде драматизации двух экспедиций – Скотта и Амундсена – к Южному полюсу. Учитель предложил учащимся заранее прочитать текст учебника. Урок, по существу, вели сами третьеклассники. Они использовали дополнительную литературу, принесли иллюстрации и двумя командами "отправились в путешествие". В рассказах капитанов и участников освещались те трудности, с которыми сталкивались экспедиции. Каждая группа активно работала с картой: ребята прокладывали маршруты от мест высадки до конечной точки путешествия – к Южному полюсу, изготовили два национальных флага – Норвегии и Великобритании (стран – участников экспедиций) и водрузили их на самой южной (по карте) точке Земли. Ребята привели дополнительные сведения о трагической гибели британской экспедиции и о том, как она впоследствии была обнаружена.

Учитель должен обратить внимание на воспитательный аспект раскрываемой тематики. У детей формируется чувство гордости в оценке научного вклада открытий русских первопроходцев, смелых путешественников. Важно, чтобы учебный материал учащиеся как бы "пропустили через себя". Задания направлены на формирование умения рассуждать, приводить доказательства высказанных утверждений, давать собственную оценку. Учитель может организовать дискуссию, обсудить с ребятами, какое значение имеют, например, кругосветные путешествия в наше время в связи с чтением рассказа о Федоре Конюхове. Дети высказывают свою позицию – какие личностные качества они считают важными для исследователей труднодоступных мест земного шара, а также какие качества характера, поведения школьник хотел бы воспитать в себе.

Основное внимание на уроке по теме "Компас" должно быть уделено знакомству с устройством и использованием компаса – прибора для определения сторон горизонта. Во 2-м классе учащиеся научились определять стороны горизонта по солнцу. Некоторые ребята знакомы с компасом, рассказывают, как им можно пользоваться. Далее читают по учебнику текст об устройстве компаса и принципе его действия. Учитель дает пояснения: синий конец магнитной стрелки при свободном вращении (или плавании) обращен к северу, обозначен буквой С; красный – на юг (Ю), деление 180°; деление 90° обозначает восток (В); 270° – запад (З). Это основные стороны горизонта. Компас помогает определить также промежуточные стороны горизонта.

После того как в классе учащиеся научатся определять стороны горизонта по компасу и направления расположения отдельных предметов (от пользователя), учитель переводит учащихся к практической работе на местности. Ознакомление с компасом не ограничивается одним уроком. Ребята могут пользоваться компасом во время экскурсий, прогулок по городу, по родному краю.

В качестве дополнительной информации учитель может познакомить школьников с историей компаса, а также для любознательных детей может рассказать, как легко самому сделать компас. Компасом служит намагниченная игла, которая подвешивается на нитке. Один конец ее будет показывать на север (можно его покрасить синим цветом), другой – на юг. Можно предложить детям решить ряд проблемных задач, например:

Как ориентироваться без компаса.

1. На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса?
2. Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удается определить направление на север и юг?
3. Как по муравейникам узнать стороны горизонта?
4. Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев?

На уроке "Как люди измеряют время?" важно, чтобы третьеклассники поняли принцип измерения времени, в основе которого лежат астрономические меры: время обращения Земли вокруг Солнца – год и вокруг воображаемой оси – сутки. Рассказы знакомят школьников с историей создания солнечных часов, которые появились несколько тысячелетий тому назад. Безусловно, все ребята умеют пользоваться часами – настенные часы в школе или наручные часы точно показывают время суток без всяких вычислений. Электронные часы обозначают месяц, последовательность дней недели. Но сам принцип измерения времени восходит к глубокой древности.

На уроке учащиеся получают общее представление о лунном и солнечном календарях, а также вспоминают меры времени.

Уроки о значении музеев, библиотек "Значение музеев и библиотек как источников информации" открывают перед школьниками новую страницу истории материальной культуры человечества. Тексты содержат яркий фактический материал. Эти рассказы помогают детям представить себе тот путь, который прошло человечество, например, от создания первых рукописных книг на пергаменте, на изготовление которых уходили годы труда, до современных источников информации – книг в виде микрофильмов, содержание которых может уместиться в спичечном коробке. Выборка необходимой информации из сети Интернет также может быть моментально представлена на дисплее компьютера.

Поражают детей – мы судим об этом по их реакции на уроках – сведения о "прикованных" книгах, которые представляли большую ценность. Книгами в старину могли пользоваться только избранные – священнослужители, знатные люди. Учитель может драматизировать эти сюжеты (по типу телепередач историка Э.Радзинского), рассказать детям, как в старину в слабоосвещенном подвале монастыря при свете свечи писцы (большей частью монахи) вели счет временных лет – переписывали источники исторических событий или тексты Священного Писания (религиозные сюжеты).

Учитель должен прививать детям навыки культурного обращения с книгой, бережного отношения к историческим источникам и экспонатам во время экскурсий в музеи. Учащиеся также выполняют в учебнике задания, рассказывают, в чем они видят значение музеев и библиотек, делятся впечатлениями о том, в каких музеях они побывали, с какими экспонатами познакомились. Тексты рубрики "Для любознательных" ("Первый музей в России") дополняют содержание раскрываемой темы и стимулируют активность познавательной деятельности школьников.

8.jpg (20419 bytes)

В разделе учебника "Разнообразие природы на Земле" учащиеся знакомятся с растительным и животным миром жаркого, умеренного и холодного поясов земного шара. В учебном материале раскрываются связи неживой и живой природы. Схематический рисунок иллюстрирует распределение солнечной освещенности на земном шаре. Школьники показывают пояса освещенности на Карте полушарий, выполняют ряд упражнений:

  • Определи, какие материки находятся в жарком поясе.

  • Сделай вывод, какой материк самый жаркий.

  • Определи, бо'льшая часть какого океана находится в жарком поясе.

  • Сделай вывод, какой океан самый теплый.

  • На Карте полушарий покажи несколько стран мира, которые находятся в жарком поясе.

Учащиеся должны усвоить основные характеристики поясов освещенности. В жарком поясе поверхность земного шара получает больше всего солнечного тепла. Солнечные лучи падают на поверхность вертикально и сильно согревают ее. Только в жарком поясе можно наблюдать солнце в зените, когда оно находится точно над головой наблюдателя. Климат – многолетнее состояние погоды – вблизи экватора не только жаркий, но и очень влажный. Большие пространства занимают тропические или дождевые вечнозеленые леса.

Холодные пояса Земли получают меньше всего солнечного тепла. Полгода солнце не показывается над горизонтом, наступает полярная ночь. А во время другой половины года – полярного дня – солнечные лучи скользят по поверхности Земли, почти не согревая ее. Главная особенность умеренных поясов в том, что в них четко выражены четыре сезона года: основные – холодная зима и теплое лето – и переходные – весна и осень. Ознакомление с природными особенностями умеренного пояса следует связать с накопленными школьниками наблюдениями явлений природы той местности, в которой они живут.

В русле раскрытия темы идет дифференцирование понятий "погода" и "климат". Учитель обращает внимание на то, что в умеренном поясе климат не везде одинаковый. Учащиеся знакомятся с особенностями морского и континентального климата, анализируют географические обозначения поясов освещенности на Карте полушарий. Границами жаркого пояса служат Северный и Южный тропики, Северный полярный круг и Южный полярный круг. Дети определяют границы северного и южного умеренного поясов, от территории которых в направлении к Северному и Южному полюсам расположены холодные пояса Земли. Учитель не нацеливает школьников на запоминание названий географических координат, но эти обозначения помогают учащимся более точно показывать пояса освещенности на карте.

Кроме уяснения причин, определяющих природные условия разных поясов освещенности, учащиеся также должны получить конкретно-образные представления – что такое Арктика и Антарктика, жаркая пустыня, тропический экваториальный лес и пр. Рассказы учебника включают фактические данные о температурном режиме разных территорий, приспособлении растений и животных к условиям среды обитания. Учащиеся как бы становятся путешественниками в арктической и жаркой пустынях, непроходимых тропических лесах Амазонии, в образах и красках запечатлевают картины разнообразия природы на Земле. Учитель может использовать также дополнительный фактический материал, включенный в методические рекомендации.

На уроках учащиеся делятся накопленной информацией. Раскрытие каждой темы начинается с вопроса: что ты знаешь о ... (пустыне, Арктике, Антарктике и т.д.)? Приведенные детьми факты, сведения уточняются и систематизируются в русле темы.

Учитель может предложить учащимся подготовить реферативные сообщения по названным подтемам в виде рассказов-путешествий, что разнообразит методы ведения урока, активизирует учащихся. Необходимо также использовать дополнительный иллюстративный материал к учебнику – таблицы, рисунки иллюстрированных изданий, энциклопедии для детей.

Углублению представлений служат задания на сравнение природных условий, например, Арктики и Антарктики, растительного и животного мира саванны и пустыни, тропического леса и лесов умеренного пояса. Учащиеся уясняют идею разнообразия природы и в то же время уясняют закономерность существования этого разнообразия, обусловленную неравномерностью солнечной освещенности. Они пополняют имеющиеся знания, которые получили во 2-м классе, – о значении Солнца для жизни на Земле.

Приводим ответы детей на уроках: "Солнце – это главная звезда для планеты Земля. Солнечные лучи у полярных областей не нагревают Землю, поэтому там очень холодно. Ни в Арктике, ни в Антарктике ничего не растет. Кругом лед. Животных мало, растений нет. Это холодный пояс"; "Вдоль экватора очень жаркий пояс. В тропическом лесу не пройдешь. От земли до вершин деревьев высотой 30–40 м – сплошная стена различных растений, лиан. Лианы бывают толщиной с тело человека. Даже животным трудно пробираться через них, когда они прокладывают тропы к водопою. Много солнца и дождей – тропический лес; много солнца и нет воды – жаркая пустыня, все выгорает, засыпано песком"; "Мы живем в умеренном поясе, на границе Европы и Азии".

Ответы учащихся школы Пермской области: "Какая у нас богатая природа! И леса, и горы, и реки! Лето очень теплое, мы купаемся и загораем. Зимой, правда, холодно – морозы –25°...–30°С"; "Я раньше думал, что, если двигаться на юг (показывает на карте), не может быть холодного пояса. А теперь знаю, почему у Южного полюса холодно, даже лед не тает".

В работе с картой "Пояса освещенности" учащиеся определяют, по каким континентам проходит умеренный пояс в Северном и Южном полушариях. Природные особенности умеренного пояса следует ограничить рассмотрением материковой части Северного полушария.

Подраздел учебника знакомит учащихся с природными сообществами. Школьники называют природные сообщества окружающей местности, рассказывают о своих впечатлениях от общения с природой в лесу, у реки или озера. Следует подвести учащихся к раскрытию понятия "природное сообщество". Учитель опирается на накопленные детьми наблюдения природных комплексов. Младшие школьники неоднократно бывали в лесу на экскурсиях, прогулках, во время летнего отдыха; они имеют представление о смешанном лесе, густом ельнике, светлой березовой роще, видели открытые места в речных долинах, заросшие травянистой растительностью, где нередко пасется скот, – это луга. Там не встречается высоких деревьев. Особый природный мир дети наблюдали в окрестностях болота, где преимущественно распространена травянистая растительность, кочки, поросшие жесткой травой осокой, зарослями рогоза. Иногда на болотах растут чахлые невысокие березки, редкие сосновые деревца. Это примеры природных сообществ с особым миром живых обитателей.

Учитель сообщает, что в природе растения живут не одиночно, а группами, образуя растительные сообщества, которые могут быть как естественными, так и искусственными. В каждом сообществе много различных растений, способных жить совместно в сходных условиях – в ельнике или дубраве, на поле.

Обобщая приведенные детьми описания, учитель вводит определение, что такое природное сообщество ("Природное сообщество – это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих часть суши или водоема, участок леса, ручья, пруда, представляющих собой определенное экологическое единство). Существуют тесные взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных. Это понятие учащиеся осваивают в процессе изучения темы по мере накопления и систематизации фактического материала об особенностях разных природных сообществ. Дети называют природные сообщества ближней местности, наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Учитель может не ставить задачу полного воспроизведения определения "природное сообщество". Важно, чтобы учащиеся осознали существенные взаимосвязи, экологическое единство всех компонентов в названных природных комплексах.

Достаточно распространенными для территории нашей страны являются природные сообщества леса. В лесу встречаются разные виды растений, животных, которые связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Вначале следует остановиться на выявлении связей "растения – растения". Учитель, используя накопленные учащимися знания, предлагает назвать самые высокие деревья, которые встречаются в лесу, далее – те виды, которые образуют второй ярус, располагаются ниже. Под пологом деревьев растут кустарники и еще ниже – травы и мхи. Очень важно отметить, что растения в сообществе приспособились получать определенное количество солнечной энергии, а также влаги и не угнетают друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что ярусность создается самими растениями и что благодаря ярусности на одной и той же территории растительного сообщества размещается очень большое количество видов растений. По рисункам дети отмечают представителей разных ярусов леса.

Особенно отчетливо ярусное строение выражено в лиственных лесах, а также в сосновых борах. Из текстов школьники извлекают информацию, что растения верхних ярусов всегда более светолюбивы, чем растения нижних ярусов, лучше приспособились к резким колебаниям температуры и влажности. Ветер переносит пыльцу и распространяет плоды, семена. В более нижнем – кустарниковом – ярусе леса могут развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения. В то же время кроны высоких деревьев защищают их от резкого перепада температур и ветра.

Еще более теневыносливы растения самых низких ярусов, затеняемые не только деревьями, но и куста рниками. Широкие темно-зеленые листовые пластинки, белая окраска цветков, самоопыляемость свидетельствуют о приспособлении этих растений к жизни в нижних ярусах.

Второй линией раскрытия взаимовлияния природных компонентов в сообществах является характеристика взаимосвязи "растения – животные". Растения – основная пища для растительноядных животных, которые питаются листьями, побегами, почками, хвоей, плодами, семенами. Растения служат не только пищей, но и домом, убежищем для многих животных. В чаще леса устраивают лежку лоси, в дуплах деревьев обустраивают гнезда белки, куницы, дятлы. Из веточек, листьев деревьев вьет свой "гамачок" иволга, скрывая гнездо в листьях берез. Учащиеся приводят известные им факты из жизни лесных обитателей, приносят и показывают всем ребятам иллюстрации.

Учитель побуждает школьников также привести примеры обратной связи "животные – растения", рассказать, например, как животные помогают расселению растений. Ребята вспоминают из прочитанных рассказов, что белки, птицы кедровки делают запасы семян, орехов, которые остаются неизрасходованными и потом прорастают в разных местах. Сойки растаскивают опавшие плоды дуба – желуди, которые, попав на землю, могут дать жизнь новой поросли дубков. Поедаемые дроздами и другими птицами плоды и находящиеся в них семена проходят через кишечник, не теряя всхожести, и расселяются в ареале обитания пернатых. Бабочки, пчелы опыляют растения, насекомые являются также очень важным звеном в воспроизведении популяций растений.

Учитель ставит цель повысить научный уровень накопленной учащимися информации и взаимодействия природных компонентов в сообществах. Он может изобразить на доске схему существующих в любом сообществе взаимосвязей. Первое звено – "растения – организмы-производители"; второе звено – "организмы-потребители – растительноядные животные". И, наконец, третье звено – "организмы-разрушители". Любое сообщество не может существовать без организмов-разрушителей. Эту роль выполняют бактерии и грибы. Они разрушают отмершие части растений и животных до минеральных веществ, которые вновь используются растениями.

Характеризуя природное сообщество, учащиеся должны уметь приводить примеры взаимосвязей растений, животных, грибов, составлять в виде моделей цепи питания живых организмов. Такие задания включены в учебник.

Иллюстративный и текстовой материал дает представления о своеобразии растений и животных в разных природных сообществах. Школьники проводят сравнение растительного и животного мира хвойного и лиственного леса, леса и луга, моделируют цепи питания, выделяют приспособления животных к жизни около водоемов. Задания по решению проблемных и практических задач помогают более углубленному пониманию сложившихся природных связей. Например, знакомство с ярусами лиственного леса выявляет перед учащимися явления приспособленности растений к интенсивности солнечной освещенности как условия их полноценного развития. Учитель предлагает дать объяснения по выполнению каждого задания:

  • Нарисуй в тетради схему ярусов лесной растительности. Включи в схему названия растений твоей местности.

  • Объясни, почему в лиственном лесу больше трав, чем в хвойном.

  • Составь в тетради схемы цепей питания животных хвойного и лиственного лесов.

При выполнении заданий учитель должен привлекать личный опыт учеников, их наблюдения, впечатления, полученные на экскурсиях в природу.

Учитель заранее называет учащимся темы уроков, просит подготовить материал о растениях и животных леса, узнать, какие породы деревьев, кустарников, трав растут в лесах разных регионов страны, той местности, где расположена школа. На уроке можно предложить задания на моделирование – "населить" лес растениями и животными. Учащиеся могут работать группами по нескольку человек, потом рассказывают о своем "макете" леса всему классу. Для рассказов об обитателях леса, складывающихся природных связях животных и растений дети используют тексты, рисунки из учебника, дополнительную литературу.

Предусмотрены самостоятельные творческие работы: например, учащимся предлагается записать свои наблюдения, впечатления о жизни леса, водоема в виде небольших рассказов и сделать к ним рисунки. Реализуется задача развития творческих способностей детей.

Учащиеся учатся кратко, точно формулировать ответы, систематизировать усваиваемые знания, привлекать личный опыт, материал по экологии края.

Можно предложить учащимся выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

1. В нашей местности преобладают _________ леса. В лесах растут _________________________ .
2. Растения дают пищу многим животным, которые поселились в наших лесах. Среди них можно встретить __________________________________________________ .
3. Враги леса: _____________________________________________ .
4. Охранять лес – долг каждого человека. Для этой цели нужно _____________________________ .
5. Мое отношение к лесу: ___________________________________ .

Проверка включает уровень применения усваиваемых знаний. Учащиеся выполняют задания на группировку, на систематизацию растений по природным сообществам – леса, луга, болота, поля, искусственного природного сообщества (с использованием гербария, красочных рисунков).

Мы уже указывали, что в учебнике реализован деятельностный подход в организации усвоения содержания. Курс ориентирован на активное участие всех детей в разнообразных видах деятельности. При освоении данного и других разделов предусмотрено коллективное выполнение заданий – организация работы в небольших группах (4–5 человек). В этом случае формируется распределительно-ролевая деятельность. Учащиеся выполняют работу в группе, например рисуют (моделируют) содержание плаката "Берегите лес!" и организуют конкурс плакатов. Школьники учатся работать сообща, корректировать и свою работу, и работу товарищей, учатся оценивать ее, участвовать в работе конкурсного жюри и т.д. Такие задания формируют опыт коммуникативного взаимодействия как важное качество деловых отношений людей.

К раскрытию вопроса о значении леса учащиеся подходят путем обобщения сведений личного опыта, текстовых материалов, анализа обобщенных схем учебника.

Важным ракурсом освещения значения леса являются темы: лес и здоровье, лес как положительный эмоциональный фактор взаимодействия человека с природой.

Учитель может дифференцировать меру трудности выполнения заданий. Например, вначале можно предложить учащимся самим рассказать о значении леса, суммируя полученные знания и используя рисунок-схему в учебнике (лес как строительный материал, дары леса и пр.). Если задание окажется достаточно трудным, информацию по теме учащиеся извлекают из текста "Значение леса" и дополняют примерами по рисункам, из жизни.

Тема "Природные сообщества" раскрывается также в аспекте "Природа и человек". В природе происходит смена растительных сообществ по ряду причин, в числе главных факторов – влияние человека. Это могут быть вырубка леса, лесопосадки, осушение болот, регулярное кошение трав. Учитель знакомит учащихся с примерами положительной, бережной и рачительной деятельности человека на Земле: лесоразведением, закреплением оврагов и подвижных песков, профилактикой противопожарной безопасности в лесу.

Учащиеся должны уяснить значение леса, луга, водоема, болота как среды для осуществления хозяйственной деятельности людей, использования богатств дикой природы – заготовка даров леса, луга, водоема для питания, обеспечения кормом домашних животных (скашивание сена). Учитель может предложить детям дать собственную оценку значения леса, объяснить, почему говорят: "Лес – родной дом и кормилец лесных зверей и птиц" или "Человеку лес – самый щедрый друг". Учителю важно остановиться также на теме "Лес и здоровье". Учащиеся должны знать некоторые лекарственные растения леса, уметь объяснить значение зеленых растений для обогащения воздуха кислородом.

В учебник включен материал об экологической целостности природы, затронуты вопросы необратимости последствий нарушения сложившихся природных связей. Выделены вопросы охраны природы. По рисункам учащиеся запоминают тех животных, которые перестали существовать на Земле, и редких животных, которые нуждаются в защите. Учащиеся продолжают знакомство с Красной книгой. Учитель организует обсуждение вопроса, который содержится в статье о личной ответственности каждого человека за судьбу окружающей природы. Учащиеся получают задание собирать материал об охране природы в своем регионе, периодически готовить сообщения о проводимых мерах.

Подбор текстов, стихотворных произведений о природе, иллюстраций природных ландшафтов, репродукций картин художников помогают учителю приобщить учащихся к эстетическому восприятию природы. Учитель обращает внимание на значение природы для хорошего самочувствия и настроения человека. Этот подход формирует у детей чувство любви к родной природе и бережное к ней отношение.

Методические подходы в изучении разделов второй части учебника "Вода в природе", "Воздух вокруг нас", "Горные породы и минералы" реализуют направление классической методики естествознания (М.Н. Скаткин). Изучение компонентов неживой природы основывается в первую очередь на непосредственных наблюдениях учащихся, выявлении свойств веществ в процессе демонстрации опытов и проведения практических работ. Авторы считают, что в последние годы в методических рекомендациях изучения учебных предметов "Природоведение", "Окружающий мир" недостаточное внимание уделяется практическим занятиям, задаче развития практических действий. В итоге младшие школьники зачастую не умеют работать руками, применять полученные знания в повседневной жизни.

В инструкциях по проведению практических работ в разработанном авторами учебнике обозначены задачи и этапы микроисследований, что дает ученику план действий. Но не описаны предполагаемые конечные результаты опытов. Школьники учатся самостоятельно формулировать выводы из наблюдений и экспериментов. Обобщающие тексты-резюме служат самопроверке сделанных заключений. Схематические рисунки опытов учитель использует в качестве технологической опоры организации практических действий с установкой "Делай так". При демонстрационных опытах учащиеся не остаются пассивными зрителями, а ведут целенаправленные наблюдения, перед ними обозначена задача сделать определенные умозаключения из наблюдений.

На базе чувственного восприятия учитель должен строить дальнейшее освоение научных понятийных знаний. Осуществляется работа над понятиями: что такое вещество, состояние и свойства вещества, физические свойства компонентов неживой природы – воды, воздуха, полезных ископаемых, – а также над выявлением закономерностей превращений воды (круговорот воды в природе), процессов преобразования горных пород на поверхности Земли (выветривание), движения воздуха в атмосфере (ветер).

Аспект "Человек и природа" входит как составляющая содержания во все разделы о неживой природе. Учитель организует обсуждение фактов отрицательного влияния человека на окружающую природную среду, материал которых содержится в текстах учебника, и предлагает детям дополнить их известными примерами из жизни.

В учебном материале в качестве приоритетной обозначена проблема экологической ценности природы и сохранения природных ресурсов: охрана вод Земли, тема рационального использования рек, морей и океанов в хозяйственной деятельности человека, бережного отношения к полезным ископаемым. Актуальность проблемы охраны природы всеми людьми планеты подкрепляется приведенными в учебнике впечатляющими фактами (нехватка природной питьевой воды для трети населения земного шара, сведения о повышении температуры воздушного слоя у поверхности Земли из-за вредных выбросов в атмосферу, опасность глобального потепления и т.д.). Важно обратить внимание детей на такой вопрос: каковы последствия загрязнения воздуха, воды, поверхности Земли, влияющие на состояние здоровья людей.

Изучение разделов, знакомящих с компонентами неживой природы, учитель может строить по следующему плану: ознакомление со свойствами, значение в природе, значение в жизни людей, отрицательные последствия деятельности людей и охрана природы.

Учебный материал позволяет очень органично использовать его для формирования основ безопасности жизнедеятельности и культуры поведения младших школьников во взаимодействии с природой. Эти сведения изложены во многих темах в виде правил-запретов, выделены в рамках для зрительного восприятия, сопровождаются знаком "Обрати внимание".

  • Не пей сырую воду из озера, пруда или реки.

  • Не разжигай костер в лесу.

  • Не подходи к болоту и торфоразработкам на болотистой местности и др.

Учитель останавливается на обсуждении с детьми этих правил, предлагает сделать памятки с рисунками.

На первом уроке при изучении раздела "Вода в природе" после чтения вводной статьи "Водная оболочка Земли" школьники получают общее представление о том, в каких формах встречается вода в природе: реки и озера, облака, осадки – дождь и снег, ледники, подземные воды, моря и океаны. Диаграмма наглядно иллюстрирует соотношение суши и водной оболочки Земли.

Учитель должен держать в поле своего внимания при работе с учебным материалом эмоционально-ценностный аспект в рассмотрении данного многогранного природного объекта: "Вода – краса природы". Задания побуждают воспроизвести те картины природы, связанные с водой, которые запечатлелись в памяти, нравятся детям.

Далее следует серия практических работ, которые учитель может чередовать с чтением текстов по обозначенным темам.

В учебнике достаточно четко изложена технология проведения практических работ с соблюдением максимальной самостоятельности учащихся, нацеленных на развитие исследовательских навыков и умений. Предложенная методика ограничивает также излишнюю опеку со стороны учителя, регулирует на оптимальном уровне меру дозированной помощи с соблюдением принципа высокого уровня трудности. Школьники постепенно наращивают навыки самостоятельного выполнения практических действий, умение работать руками, у них формируется готовность интерпретировать полученные в эксперименте результаты без готовой подсказки.

Практические работы организуются как микроисследования по этапам:

1. Перед учащимися обозначена исследовательская задача.
2. Краткая инструкция дает план технологического решения задачи.
3. Выполнение действий.
4. Наблюдение процесса или свойств объекта в условиях эксперимента.
5. Вывод (что получилось).
6. Формулирование результата опыта. Запись вывода.
7. Проверка результата с опорой на выводы из учебника.

Учитель может предложить учащимся записать в кратком виде план выполнения практических работ, что будет способствовать выработке важных умений планирования практических действий, самооценки полученных результатов.

Все изучаемые темы о свойствах воды раскрываются в учебнике в аспекте их практического значения в жизни людей, обогащают жизненный опыт младшеклассников. Вопросы о значении тех или иных изучаемых свойств объектов или наблюдаемых явлений учитель должен включать в каждый урок. Нередко вопросы задают сами ребята. Например, обсуждают, какое значение имеет свойство прозрачности воды для проведения исследований океанологов или что может произойти, если воду в закрытой емкости (колба, котел) нагревать до кипения и т.д. Важно побуждать учащихся оценивать полученные знания для их практического применения. Например, после проведения опыта фильтрования воды учащиеся должны объяснить по схеме, как очищают воду для питья в системе водопровода. Возможно, дети более осознанно и аккуратно станут выполнять правила экономного расходования воды и запретов питья некипяченой воды из разных источников. Как выводы в виде полезных советов третьеклассники должны уметь объяснить, почему нельзя доливать до краев воду в кастрюлю при нагревании (кипячении) или оставлять на морозе соки, компоты в стеклянных банках и пр. Учащиеся в данных объяснениях используют знания о расширении воды при нагревании, увеличении объема воды при замерзании.

В статьях учебника содержатся определения новых терминов по темам, что способствует формированию научных понятий у школьников (река, исток, приток, устье, море, озеро и пр.).

При знакомстве с океанами как главными составляющими гидросферы вначале учащиеся работают с картой, сравнивают океаны по занимаемой площади. Можно вспомнить материал о великих географических открытиях выдающихся мореплавателей, открытии и обозначении на карте морей и океанов.
У школьников отчасти уже сложилось определенное представление о природных особенностях океанов в связи с характеристикой разных поясов освещенности, в которых они расположены. Учителю следует обратить внимание на новое картографическое обозначение – выделен Южный океан, омывающий Антарктиду. С целью активизации учащихся до чтения текста учитель может предложить детям рассказать о том, что они знают о роли океанов в природной экосистеме планеты Земля, а также охарактеризовать значение Мирового океана в жизни людей. Текст служит формированию системного представления о данном природном комплексе.

Знакомство по красочным рисункам и текстовым пояснениям с животным миром морей и океанов открывает незнакомую большинству детей картину богатств океана, разнообразия животных подводного мира: рыб, моллюсков, млекопитающих. Океан – колыбель зарождения жизни, как считают ученые. Известно, что бо'льшая часть массы живых организмов Земли в настоящее время обитает в морях и океанах. При изучении жизни таких удивительных млекопитающих, как киты, дельфины, глубоководных рыб и других животных следует остановиться на характеристике приспособления организмов к жизни в условиях водной среды обитания (обтекаемая форма тела, наличие чешуи – для скорости передвижения, защитная или отпугивающая окраска и пр.). Учащиеся получают широкий круг сведений о значении океанов для судоходства, водном, морском и речном транспорте, что расширяет их кругозор.

Тему об удивительных озерах нашей родины учитель раскрывает в аспекте воспитания у детей любви к родной природе, чувства понимания прекрасного, оценки уникальности, неповторимости, красоты таких природных объектов, как Байкал, Селигер, или местного озера, которое видели ребята. Задания составить описательную характеристику объектов, творческий рассказ, включающий личные впечатления ученика, очень важны для развития общеучебных умений, творческих способностей. При воспроизведении учебного материала учитель может также использовать ситуацию творческой интерпретации школьниками усваиваемой информации: дать задание составить рассказы от лица путешественников или художников, которые описывают, например, красоту и дикий "нрав" озера Байкал, или от лица ученого-географа, исследующего истоки реки Волги, и пр. В этом случае усиливается мотивация ученика к более полному воспроизведению усваиваемого материала учебника и его эмоционально-ценностной оценке.

Виды заданий к программным темам курса достаточно разнообразны, выявляют репродуктивный и творческий уровень усвоения и применения знаний в новых нестандартных условиях, включают следующие задания:

  • Сравни океаны по занимаемой площади.

  • Покажи на глобусе и на карте самый большой и самый малый океаны.

  • Дай сравнительную характеристику равнинной и горной рекам (по рисункам).

  • Рассмотри рисунки. Расскажи, как приспособлены морские животные к водной среде обитания.

  • Расскажи, как по виду облаков можно составить прогноз погоды (выпадения осадков).

Включены задания типа самостоятельных работ – подготовка реферативных сообщений с использованием материала учебника и дополнительной литературы, творческие сочинения ("Составь рассказ о путешествии капли воды в природе"), где преломляются вновь полученные научные знания и их интерпретация школьником.

Важной темой в раскрытии научной картины мира и взаимосвязей компонентов неживой и живой природы является выявление закономерностей круговорота воды в природе. Демонстрируемый опыт превращения воды служит моделью осмысления постоянно происходящих глобальных явлений в гидросфере – водной оболочке земного шара. Вначале, до чтения текста, следует предложить учащимся обсудить ряд проблемных задач, например: как появляются в небе облака? Почему идет дождь (или снег)? Откуда берется вода в реках? Почему не высыхают моря в жарком поясе Земли? Учащиеся рассматривают и комментируют представленную на развертке учебника цветную схему, иллюстрирующую круговорот воды, объясняют цепочку превращений воды и связь звеньев этой цепочки. И только после проведенной детьми самостоятельной работы учитель обращает внимание школьников к тексту учебника, раскрывающему общую картину данного природного явления.

У учащихся формируются правильные с научной точки зрения представления о компонентах гидросферы и их взаимосвязи: роли Мирового океана, водоемов суши, лесных массивов, антропогенного фактора в явлении круговорота воды в природе. Учебный материал должен раскрываться так, чтобы учащиеся еще глубже осознали глобальную первопричину данных превращений на Земле – роль солнечного излучения для обогрева поверхности нашей планеты и всех последующих происходящих процессов в водной оболочке Земли.

Раздел "Вода в природе" включает также темы дополнительного содержания, отвечающие познавательным потребностям детей, расширяющие кругозор младших школьников: "Чудесные фонтаны – гейзеры", "Ледяные бродяги – айсберги".

Методические рекомендации по организации уроков и работе с учебником "Окружающий мир" могут быть творчески использованы учителями в опыте при изучении данного учебного предмета.

______________

1 Работу по курсу "Окружающий мир" обеспечивают учебники и пособия:
Товпинец И.П. Я и окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1-го класса. М.: Просвещение, 2001.
Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса. М.: Просвещение, 2002.
Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Окружающий мир в 1–2-х классах. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2001.
Товпинец И.П., Крылова О.В. Окружающий мир. Учебник для 3-го класса. М.: Просвещение, 2003.
Товпинец И.П., Борзова Н.В. Методические рекомендации по изучению курса "Окружающий мир" в 3-м классе. М.: Просвещение, 2003.