Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

 

Второй Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе общего развития Л.В. Занкова, при поддержке Министерства образования Российской Федерации, журнала "Начальная школа", газеты "Начальная школа", сетевого объединения методистов Федерации интернет-образования Издательства "Учебная литература", Корпорации "Федоров" проводят Второй Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРАФОНА

1.1. Способствовать распространению и популяризации идей системы общего развития Л.В. Занкова.
1.2. Выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей.
1.3. Продолжить знакомство учеников-занковцев из разных регионов России и ближнего зарубежья, включив их в деловое сотрудничество.
1.4. Способствовать обмену опытом и повышению квалификации преподавателей.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА

В марафоне могут принимать участие ученики 4-х классов. Марафон включает в себя три тура. На I туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями учеников из всех желающих принять участие в марафоне. II тур выявляет из числа победителей I тура тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своих школы, города, области на заключительном туре-финале в Москве. Первые два тура проводятся учителями-занковцами на местах по предоставленным заданиям, которые объединяют проблемный материал по курсам литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира. Все задания для марафона составлены авторами учебных курсов, разработанных в рамках системы общего развития Л.В. Занкова для 4-х летней начальной школы. III заключительный тур интеллектуального марафона проводится в последних числах марта 2004 года на базе школы № 641 Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

3. ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

1. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих.

2. Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы.

3. Продолжительность работы – 1 ч 40 мин (100 мин).

4. Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

5. Работы участников проверяются не дежурным по аудитории, а членами жюри.

6. Правильное выполнение заданий по каждой предметной области оценивается 18 баллами независимо от количества заданий в работе. Например, правильное выполнение одного задания по литературе  оценивается 18 баллами, как и правильное выполнение трех заданий по русскому языку – 18 баллами.

7. Необходимо вовремя (до 10 февраля) прислать заявку на участие в III туре с приложением работ учащихся-победителей, в Объединение профессионалов, содействующих системе общего развития Л.В. Занкова, по адресу:

125315, г. Москва, ул. Часовая, д. 21б,
тел.: (095) 258-7511, 746-7453,
e-mail: zankov@mto.ru
или в ФНМЦ им. Л.В. Занкова по адресу:
125212, г. Москва, Головинское ш., д. 8, корп. 2, комн. 309. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, тел. 452-4900 (доб. 130)

I тур

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дорогие юные филологи!

Вы уже знакомы с таким "малым" жанром народного творчества, как пословицы. Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) и переносный (скрытый, подразумеваемый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из известных литературных произведений.

Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений. Вам предстоит:

1) распределить высказывания на две группы в зависимости от их происхождения: пословицы (происходят из фольклора, не имеют автора); крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора);

2) для крылатых выражений указать автора и название произведения;

3) раскрыть переносный смысл каждого высказывания.

  • Бабушка надвое сказала.

  • Чует кошка, чье мясо съела.

  • А Васька слушает да ест.

  • Остаться у разбитого корыта.

  • Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

  • От радости в зобу дыханье сперло.

  • Большому кораблю – большое плавание.

  • А ларчик просто открывался.

Ответы на задания

1 группа. ПОСЛОВИЦЫ

Бабушка надвое сказала.
Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.
Большому кораблю – большое плавание.
Говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслуженно получает возможность проявить свои незаурядные способности, кому поручают ответственное дело.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.
Чует кошка, чье мясо съела.
Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.

2 группа. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

А Васька слушает да ест (И.А. Крылов. "Кот и повар").
Человек продолжает делать что-то плохое, не обращая внимания на увещевания и уговоры. Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Остаться у разбитого корыта (А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке").
Ничего не вышло, мечты не осуществились.

От радости в зобу дыханье сперло (И.А. Крылов. "Ворона и Лисица").
Человек от неожиданной радости, от изумления не может произнести ни слова.

А ларчик просто открывался (И.А. Крылов. "Ларчик").
Все оказалось неожиданно просто, нашлось простое объяснение происходящему.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1. Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов.
русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный

Задание 2. Подбери антонимы к многозначным словам.
мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет)

Задание 3. Прочитай и отредактируй предложения. Запиши их правильно.
Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой город
России.
Обои захохотали.
На березах сидели снегири, они были занесены снегом.

Ответы на задания

1. Род – мужской, древний, средний, русский, язык – русский, длинный, звук – гласный, длинный.
2. Глубокий бассейн, крупный дождь, черствый хлеб, старый журнал, твердый воск, яркий свет.
3. Здесь фотографируют детей на пони и фотографии отправляют по любому адресу в любой город России.
Обе захохотали
(или оба захохотали).
На березах, которые были занесены снегом, сидели снегири.

МАТЕМАТИКА

Задание 1. Два землекопа за 3 часа выкопали канаву длиной 2 м. Сколько землекопов за 5 часов выкопают канаву длиной 5 м?

Задание 2. Трех подружек спросили, как их зовут. Первая сказала: "Меня зовут Марина", вторая: "А меня Катя", – а третья добавила: "А меня зовут Марина или Лена". Как зовут каждую девочку, если все они сказали неправду о своем имени, но имена всех трех названы верно?

Задание 3. До начала XVIII века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел:
532 – ФЛВ, 544 – ФМД, 122 – РКВ, 645 – ХМЕ, 335 – ТЛЕ.
Определи, каким числам соответствуют записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ.

Ответы

1. Два землекопа.
2. Первую девочку звали Лена, вторую – Марина, третью – Катя.
3. ХКД – 624, СЛВ – 232, ТЛГ – 333.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Задание 1. Какие изменения произойдут с природой Земли, если ее ось из наклонной станет вертикальной?

Задание 2. Летом группа путешественников отправилась в полет на воздушном шаре. В конце полета им пришлось идти на вынужденную посадку. Приземлились они на поляне в незнакомом лесу. При аварийной посадке поломалась часть оборудования, в том числе разбился компас. Путешественники взглянули на часы. До заката солнца оставалось не больше часа. Но они помнили, что перед аварией мелькнул поселок в юго-восточном направлении от их курса. Как путешественники могут определить путь к поселку?

Ответы

1. Основной смысл ответа: на Земле исчезнет смена сезонов года. Вокруг полюсов будет вечная зима, в умеренных поясах – весенне-осенний сезон, в районе экватора – вечное лето. Температура в каждом из районов будет постоянной, совершенно изменится на Земле растительный и животный мир.

2. Основной смысл ответа: нужно встать лицом к солнцу – это западное направление, значит, за спиной будет восток, а слева – юг. Искомое направление будет по средине между югом и востоком.

II тур

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Уважаемые исследователи!
На уроках вы занимались в "Мастерской стиха" (Н.А. Чуракова. "Литературное чтение".
4-й класс. 5 глава), учились понимать язык поэзии, "расшифровывать", что хотел выразить поэт и как он добивается задуманного. Вам уже знаком поэт Максимилиан Волошин (Н.А. Чуракова. "Литературное чтение". 4-й класс. Часть I. С. 156).

Ваша задача:

1) угадать название стихотворения;
2) определить, как поэт добивается того, чтобы мы "увидели" ясную картину происходящего. Перечислить средства, с помощью которых поэту удается создать нужное впечатление.
Задание потребует от вас внимательного и вдумчивого перечитывания стихотворения.

Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщик, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня…
Снова вагоны едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.
Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.
Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес...
Жизнь... работа...
Где-то, кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та... то-та...

(М.Волошин)

Ответы на задания

Название стихотворения – "В вагоне".
Впечатление езды по железной дороге создается следующими средствами:
1) звукопись, звуки, копирующие стук колес;
2) тематическая лексика;
3) передача слуховых, зрительных и двигательных ощущений – монотонные приглушенные звуки, становящиеся все более четкими, полумрак, качание. Это ощущения человека, находящегося в вагоне, а не просто стоящего на перроне;
4) ритм стихотворения, изображающий движение поезда, – длинные строки сменяются короткими, предложения становятся отрывистыми, словно оборванными, с многоточиями, длинные слова сменяются короткими, четкими, звукоподражательными. Создается впечатление ускорения;
5) перекрестная рифма сначала перемежается, а потом сменяется парной, скорость чтения и восприятия возрастает;
6) слова, стоящие отдельно на строке, усиливают впечатление отрывистых движений, заставляют держать ритм при чтении стихотворения;
7) образ жизни как вечной дороги, втягивающей человека в общее движение, хотя бы и помимо его воли.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1. Составь и запиши предложения с данными словами.
Ро(т), ду(ш)ка, гру(с’)(т’), ле(с’)ть.
Оформить как транскрипцию.

Задание 2. Найди фразеологизмы-синонимы. Выпиши номера, составляющие каждую пару.

1. Тьма кромешная.
2. Глядеть в оба.
3. Поминай как звали.
4. Держать ухо востро.
5. Ни зги не видно.
6. И след простыл.
7. Кот наплакал.

К фразеологизму без пары допиши соответствующий фразеологизм-синоним.

Задание 3. Запиши, как называют людей, которые живут: в Москве, на Волге, в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Пскове, в селе, на острове, на хуторе.

Ответы

1. В ответе должны быть использованы все слова: рот, род, душка, дужка, грусть, груздь, лесть, лезть.
2. 1–5, 2–4, 3–6, с гулькин нос...
3. Москвичи, волжане, петербуржцы, костромичи, псковитяне, сельчане, островитяне, хуторяне.

МАТЕМАТИКА

Задание 1. Знайка перемножил все целые числа до двухсот включительно. Сколько цифр он получил в значении произведения?

Задание 2. Трехзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значений, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трехзначное число записано одинаковыми цифрами, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?

Задание 3. Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты поросята.

Ответы

1. Одна цифра, так как значение произведения равно 0.
2. 147 и 111.
3. У Ниф-Нифа куртка и шапка желтые, у Нуф-Нуфа куртка сиреневая, а шапка оранжевая, у Наф-Нафа куртка оранжевая, а шапка сиреневая.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Задание 1. В приведенном списке слов названы объекты и явления природы, распространенные в разных районах мира. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назовите:
чернозем, устье, остров, волк, краснозем, русло, снег, подзол, излучина, исток, вулкан.

Задание 2. Маловодность рек в степной и пустынной зонах объясняется следующими причинами:
1) малое количество годовых осадков;
2) высокая испаряемость в течение продолжительного времени;
3) равнинность рельефа местности;
4) глубокое залегание грунтовых вод;
5) большой расход воды на орошение.
Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение. Почему другие ответы неверны?

Ответы

1. Чернозем, краснозем, подзол – виды почвы. Устье, русло, излучина, исток – части реки.
2. № 1, 2, 5.