Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Галина КУДИНА,
Зинаида НОВЛЯНСКАЯ

Литература как предмет эстетического цикла

3-й класс

Учебно-методический комплект для 3-го класса 4-летней начальной школы состоит из учебника "Литературное чтение" в 2 частях, рабочей тетради и методического пособия. Издан в 2002 году издательством "ОНИКС 21 век".

Учебно-методический комплект является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого НФПК и Минобразованием России, и имеет гриф "Допущен Министерством образования Российской Федерации".

Авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская кандидаты психологических наук, лауреаты Премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку и создание комплекта учебно-методических пособий по литературе для общеобразовательных учреждений.

Курс "Литература как предмет эстетического цикла" основан на результатах многолетней экспериментальной работы и рассчитан на полный цикл обучения в общеобразовательной школе. Его программа и учебно-методические комплекты для 3-летней начальной и основной школы (по 8-й класс включительно) давно вышли из печати и предназначены для школ, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, но используются и в других учебных заведениях. Краткая характеристика концепции курса и фрагменты учебных материалов были опубликованы на страницах нашей газеты еще в № 44/1996. Но в связи с переходом начальной школы с 3-летнего на 4-летнее обучение возникла необходимость в серьезной переработке и программы, и уже имеющихся учебных пособий.

В первую очередь необходимо было создать новое начало курса – раздел, который охватывал бы послебукварный период в 1-м классе, был адресован детям 6,5–7 лет и учитывал их возрастные особенности. Этот раздел программы пропедевтический, его цель – подготовить детей к систематическому курсу литературы. Содержание раздела отражает учебно-методический комплект для 1-го класса, вышедший из печати. Подробная информация о нем была опубликована в № 5/2002.

Соответственно был переработан и УМК для 2-го класса, который тоже вышел из печати; подробная информация о нем опубликована в № 46/2002.

Поэтому в настоящей публикации мы лишь кратко охарактеризуем основные положения концепции курса и подробнее остановимся на особенностях содержания и форм обучения в 3-м классе.

Краткая характеристика концепции курса "Литература как предмет эстетического цикла" и особенности обучения в 3-м классе

Основная задача нашего курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Исходное для нашего курса отношение – это отношение автор – художественный текст – читатель. Оно соответствует концепции М.М. Бахтина о "заочном" диалоге между читателем и писателем, о "сотворчестве понимающих". Это отношение осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в позиции автора, то в позиции читателя. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужны и литературно-критическая оценка, то есть работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребенок осваивает в позиции теоретика: ведь определенные теоретические знания – одно из необходимых средств для творческой практики автора и читателя. Задачи работы в каждой из выделенных позиций различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие ребенка-читателя.

Главная задача курса в начальной школе – поставить учеников в указанные выше позиции, помочь утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой.

Согласно концепции М.М. Бахтина перед культурным читателем стоят две задачи: 1) понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира "глазами автора"; 2) включить произведение в свой (отличный от авторского) жизненный и культурный контекст. Развитый читатель должен увидеть условный мир произведения своими глазами – "глазами читателя", выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор.

Таким образом, работа культурного (эстетически развитого) читателя заключается не просто в чтении и получении удовольствия, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста, составлении своеобразной читательской партитуры. Позиция "непосредственного" читателя сливается с позицией критика, и работа критика часто становится преобладающей, хотя бы на время, особенно в нередких ситуациях непонимания, которые возникают в любом диалоге.

Реализация читательской партитуры в форме индивидуальной письменной работы (сочинение-отзыв) приводит к новому слиянию позиций: в работу читателя-критика вплетается работа автора-читателя, который должен выразить свое читательское мнение в соответствующем тексте, то есть создать произведение литературно-критического жанра, воплощая свою оценку в определенной, законченной и культурной форме.

Иные задачи у автора-художника и автора-публициста.

Работая в позиции автор-художник, ребенок сам пытается сочинять художественные произведения. Эта работа в начальной школе – ведущая. Мы ее рассматриваем как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда-то М.А. Рыбниковой: "От маленького писателя – к большому читателю". Необходимость "бывания" в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М. Бахтин. Но собственное авторство нужно ребенку не только для того, чтобы он рос и совершенствовался как читатель художественной литературы. Оно необходимо также и для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека (Л.С. Выготский). И еще одну, не менее важную способность вырабатывает работа автора-художника: она развивает особое отношение к неповторимому конкретно-чувственному облику внешнего мира, помогает открывать за ним внутреннюю жизнь этого мира, родственную собственной внутренней жизни ребенка. Говоря словами М.М. Пришвина, практика художественного творчества развивает то "родственное внимание" к окружающему миру, на котором основано художественное видение действительности.

Задача автора-публициста близка задаче автора-художника – выразить свое мнение, свою собственную, личную и пристрастную точку зрения. Но способ и формы выражения этой точки зрения в позиции автор-публицист иные: не столько через создание художественной картины мира, сколько через личностное высказывание, эмоционально окрашенное размышление. Жизненный опыт рано ставит перед детьми довольно серьезные проблемы, им интересно размышлять о жизни, выражать свое понимание и оценку важных для них явлений и ситуаций. Эти размышления совершенствуются благодаря работе читателя-критика и автора-художника. А работа автора-публициста, в свою очередь, влияет на продвижение ребенка в других позициях, потому что заостряет необходимость не только иметь собственное мнение, но и уметь его выражать в форме понятной, интересной и значимой для других.

Главная задача работы в позиции теоретика – открытие закона художественной формы. Теоретическая работа позволяет ребенку накопить средства, необходимые для практики читателя-критика и автора. Поэтому она становится своеобразным стержнем всего курса. Особенность этого стержня в том, что он – скрытый, внутренний. Не позволяя курсу распасться на части, задавая изнутри общее движение, теория литературы внешне выступает для детей как подсобное средство, необходимое для успешной практики в качестве автора и читателя. И тут следует выполнять одно непременное условие: чтобы теоретические знания не становились формальными, а действительно служили средством решения практических творческих задач, вводить их нужно только тогда, когда дети без них не могут справиться с какой-либо задачей на практике.

Подчинение теоретических знаний творческой практике не означает, что они должны вводиться хаотично, бессистемно, по принципу "попутности", который многие годы был характерен для традиционной программы. Введение теоретических понятий требует своей внутренней логики (В.В. Давыдов).

Введение понятий начинается со 2-го класса.

Исходное отношение нашего курса (автор – художественный текст – читатель) ориентирует учеников на воссоздание авторской точки зрения в процессе чтения и на выражение собственной точки зрения в процессе авторства. Поэтому главным понятием, вводимым во 2-м классе, является понятие точка зрения. Им владеет тот, кто практически умеет находить в авторском и выражать в собственном художественном тексте точки зрения рассказчиков и героев. Для учеников эта практическая задача оформлялась как вопрос: "Чьими устами и чьими глазами видится (рассказывается) та или иная картина жизни? Какая точка зрения (то есть мысли и чувства) выражается в этом тексте?" Эта практическая задача остается ведущей для всех последующих лет обучения, да и для всей последующей жизни эстетически развитого читателя.

Для успешности читательской работы необходима также ориентация читателя на жанровые особенности текста. Прочитав название жанра (роман, рассказ, комедия, басня и пр.), развитый читатель сразу ориентируется на задачу конкретного жанра и его особенности, приступает к чтению текста с необходимым для понимания автора адекватным читательским ожиданием, пониманием художественного текста как содержательной формы.

Введение понятия жанр начинается в 3-м классе и становится основным в этом разделе курса. Практическое освоение понятия "жанр" разворачивается на материале постепенно усложняющихся малых жанров устного народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка.

Малые жанры фольклора привлекли нас прежде всего потому, что они "малые", небольшие по объему, то есть позволяют изучать произведения целостно. Кроме того, эти жанры – прикладные. В них можно четко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни формы, которые в более сложных жанрах уходят на второй план: ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорке, метафора и сравнение – в загадке, диалог – в побасенке и т.д.

Изучение этих жанров позволяет ребенку в собственной работе открыть закон художественной формы. Во-первых, то, что в художественном произведении обычный язык становится выразительным "сплошь" – на любом уровне (от звукового до синтаксического). Во-вторых, что один и тот же уровень в произведении выступает как форма для вышестоящих и как содержание для нижестоящих уровней, что в произведениях разных жанров в зависимости от жанровых задач один и тот же уровень может выступать то как главный, то как второстепенный. (Например, в скороговорке звуковой рисунок – ведущий содержательный уровень, а в других жанрах он становится одним из выразительных средств.) В-третьих, то, что усложнение содержания влечет за собой усложнение формы (идея В.В. Виноградова).

Циклы уроков по открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от читателя (чтение произведений того или иного жанра) к теоретику ("открытие" структуры жанра), затем к автору (сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к читателю-критику (оценка результатов собственной авторской работы).

Но и на этом цикл не заканчивается: открытое детьми понятие на последующих уроках выходит за узкие рамки определенного малого жанра в широкую жизнь художественной литературы. Например, открыв ритмический рисунок в считалке, на следующих уроках дети открывали роль ритмического рисунка в авторской поэзии, а затем начинали использовать это знание как средство своей практической работы в позиции автора и читателя.

Что касается техники чтения, то ведущим методом ее совершенствования продолжает служить акцентное вычитывание текста, а также другие приемы, мотивирующие эту работу.

Следует также отметить: в связи с тем что много уроков посвящено малым жанрам народного творчества, не требующим предварительного прочтения дома, встает вопрос о домашнем дополнительном чтении. Мы рекомендуем в качестве дополнительного чтение русских народных сказок, так как в следующем учебном году детям предстоит знакомство с этим жанром. Желательно, чтобы дети прочитали следующие сказки: волшебные – "Царевна-лягушка", "Иван-Царевич и Серый Волк", "Сивка-Бурка", "Марья Моревна"; сказки о животных – "Кот, петух и лиса", "Лиса и волк", "Лиса, заяц и петух"; бытовые – "Царь и мужик", "Каша из топора", "Как поп у солдата шинель на шубу сменял", "Горшок" и др.

Полагаем также необходимым особо отметить основные условия, способствующие воспитанию эстетически развитого читателя.

Предлагаемая программа не будет реализована, если учителю не удастся создать на уроке особую теплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. Учитель задает эталон отношений, воспитывающих любовь к художественной литературе, ориентирующих на конструктивную критику, оберегающих достоинство ребенка.

Необходим систематический выпуск классных литературных журналов. Задача этих журналов прежде всего мотивационная – журналы позволяют детям осознать смысл своей авторской работы, понять, что сочинение пишется не для учителя, а имеет общественный резонанс – публикацию. Разумеется, каждой теме должен быть посвящен и урок-обсуждение.

С самого начала обучения следует закладывать определенные традиции, способствующие развитию интереса детей к курсу литературы. Такими традиционными моментами курса становятся, например, конкурсы чтецов, уроки – "праздники читательских удовольствий". Мотивационный момент имеет последний урок курса в конце каждого класса. На таком уроке читаются наиболее интересные сочинения детей, выполненные ими в течение года, и каждый ребенок получает открытки за свои лучшие работы. В конце 2-го класса дети пишут "сочинения-секреты", обсуждению которых посвящается первый урок 3-го класса. Так устанавливается традиция проведения первого урока каждого нового учебного года как урока, посвященного творчеству детей.

При выполнении творческих работ нельзя оценивать грамотность. Это условие прямо противоположно требованию традиционной методики, но вполне соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество. Об этом предупреждал в свое время Л.Н. Толстой: "Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетради, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и логике". Более того, в начальной школе следует разрешать взрослым записывать детские сочинения, не вмешиваясь в творческие поиски, а выполняя технически трудную для детей работу. Это условие тоже противоречит требованиям традиционной методики, но только его соблюдение может дать серьезные результаты в развитии детского творчества.

Оценивать в сочинении следует результат решения творческой задачи. В начале обучения при условии полной добровольности выполнения оценка должна быть всегда в целом положительной (отметки не ставить!). В 3-м классе целесообразно ввести зачетную систему (чтобы не ранжировать детей "по успешности"). В средних классах учителю, скорее всего, придется ввести отметки, но это будет вынужденной данью традиционному обучению, внутри которого осуществляется обучение предлагаемому курсу.

Не следует оценивать отметкой теоретические знания и требовать точного воспроизведения формулировок. Эти знания должны "жить" в практической работе класса; к ним следует обращаться вновь и вновь как к необходимому средству практической работы. Лучшие "теоретики" класса будут обеспечивать функционирование этих знаний до тех пор, пока подсказки станут ненужными для большинства учеников.

К концу начальной школы необходимо достижение оптимальной скорости чтения – не менее 80–90 слов в минуту. Это обеспечит в дальнейшем достижение взрослой нормы (в качестве взрослой нормы принято считать скорость 120–130 слов в минуту). Развитию скорости чтения способствуют многие виды работы внутри предлагаемого курса. Прежде всего это акцентное вычитывание, которое невозможно без гибкой ориентировки в тексте, без достаточной скорости чтения. При акцентном вычитывании скорость чтения не является самоцелью, она становится средством решения содержательных задач и поэтому, естественно, совершенствуется. Кроме того, не следует забывать, что чтение "про себя", которое необходимо для вычитывания текста и ответов на вопросы по тексту, тоже способствует совершенствованию чтения "вслух". Совершенствованию скорости чтения способствует также домашнее чтение дополнительных текстов, не включенных в обязательную программу курса, и соответствующая письменная проверка домашнего задания.

Желательно использовать и такие приемы, которые впрямую мотивируют рост скорости чтения. Например, мы организовали своего рода игру-соревнование: в классе был вывешен лист с изображением коня, птицы, черепахи и улитки, на которых "путешествовали" наши дети в зависимости от своей скорости чтения. Эта картинка оказалась для многих детей своеобразным стимулом в овладении техникой чтения. В результате выяснилось, что дети нашего класса по скорости чтения не отставали от детей контрольного класса.

Вместе с тем следует помнить, что скорость чтения хотя и необходимое, но не достаточное условие эстетического развития. Школьникам нужно регулярно не только самим читать, но и слушать чтение других – взрослых, сверстников. Такая работа осуществляется в процессе уроков – "праздников читательских удовольствий", на конкурсах чтецов, в процессе обсуждения детских сочинений и т.д.

Оптимальным количеством для освоения предлагаемого курса читателями-школьниками представляется 4 урока в неделю. В случаях отсутствия необходимого количества часов учитель может использовать время, предназначенное для уроков внеклассного чтения и развития речи.

Планирование уроков в нашем курсе не выступает в качестве точного календарно-тематического. Оно примерное.

Фрагмент учебно-методического комплекта Структура жанра "загадка"

Урок 55

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня вы начнете изучать, как построены произведения еще одного жанра народного творчества – загадки. А затем, как всегда, будете и сами сочинять произведения этого жанра. Вы все знаете загадки и любите их отгадывать, значит, легко ответите на вопрос: зачем их создавали? Какова задача жанра "загадка"?

Дети. Чтобы отгадывать.

У. А зачем надо отгадывать загадки?

Д. Для игры. Интересно.

У. Загадка весело учит угадывать задуманное. Опять перед вами такой жанр, который учит и учит интересно, то есть вы снова встречаетесь с "веселой школой". Какими качествами будет обладать тот, кто хорошо научится отгадывать загадки? Каким он может стать?

Д. Умным. Сообразительным.

У. Вот какая задача у загадки: учить сообразительности, испытывать ум. А раз этот жанр имеет не чисто художественную, а учебную задачу, то он является таким же прикладным, как скороговорка и потешка.
Откройте в учебниках раздел "Загадки" (с. 34–37) и прочитайте историю загадки.

Дети читают и отгадывают загадки.

Отгадки: 1. Курица. 2. Один – река, другой – берег, третий – ветки или камыш, трава. 3. Чайник для заварки. 4. Петух. 5. Перчатка. 6. Дудка или балалайка. 7. Клубок. 8. Пила. 9. Нитка с иголкой. 10. Снег. 11. Подушка. 12. Ведро в колодце. 13–21. Комар.

У. Загадки 13–21 имеют одну отгадку. Можно ли говорить, что это варианты одной загадки, как вы говорили про варианты потешек про сороку, считалок про зайку, или нельзя? Почему?

Выслушиваются ответы детей.
Учитель предлагает детям вспомнить загадки и загадать их классу. Дети загадывают друг другу загадки.

Урок 56

ХОД УРОКА

Учитель. Мы начали работать с загадкой. Что вам предстоит сделать, чтобы понять, как она устроена и как ее сочинять?

Дети. Выстроить схему жанра, как мы делали для других жанров. Эти схемы нам могут помочь как подсказки.

У. Давайте начнем заполнять схему жанра "загадка". Откройте в тетрадях схему 4 (на странице 5–6), а я буду заполнять схему на доске (открывает заготовку для схемы. Окончательный вид схемы см. ниже). Запишем название жанра загадка (записывают).

Схема 4

1....................................................

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост – колечком.

2....................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................

2а..................................................

Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, а повертка – в лес.

2б..................................................

Не ездок, а со шпорами; не будильник, а будит.

3....................................................
......................................................
......................................................
......................................................

Два брюшка – четыре ушка.

У. И что же вы уже открыли в загадке?

Д. Задачу жанра – весело учить угадывать задуманный предмет.

У. Верно. Вы узнали, что загадка испытывает ум и учит думать, то есть "гадать". Запишем задачу жанра – весело учит угадывать задуманное, развивает сообразительность (дети записывают).
А теперь вам предстоит узнать, как же она это делает, как ей это удается. Для этого обратимся к следующему уровню. Какому?

Д. К картине жизни.

У. Есть какие-либо особенности у картины жизни? Какой она предстает в загадках?

Д. Если не знаешь отгадки, то картина жизни непонятная.

У. Картина жизни предстает только тогда, когда известна отгадка. Что же содержится в картине жизни такого, что позволяет нам угадывать задуманный предмет?

Итог обсуждения.

Картина жизни состоит из отдельных признаков загаданного предмета.
Действительно, в каждой загадке называются те или иные признаки задуманного предмета. На их основе мы и можем отгадать загадку. Давайте запишем: картина жизни – признаки загаданного предмета (дети записывают).
Следующий вопрос – о том, как бывают представлены в загадке признаки загаданного предмета. Можем ли мы говорить о загадке как о тексте, который можно разделить на части?

Д. Похоже, что нет. Загадка, как и скороговорка, состоит обычно всего из одного предложения.

У. И хотя вы можете встретить записанные собирателями загадки из нескольких предложений, но вы уже знаете...

Д. ...что знаки препинания расставил собиратель, который записывал загадки.

У. Теперь вам придется спуститься еще на один уровень – уровень "предложение". Как же строится предложение? Какие признаки задуманного предмета и каким способом излагаются?
В ваших тетрадях под номером 1 записана такая загадка: "С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост – колечком". Легко ли ее отгадать?

Д. Легко. Отгадка – собака.

У. Эту загадку действительно легко угадать, потому что она для маленьких, а вы уже достаточно большие. А все-таки как вы догадались?

Д. В ней перечислены разные признаки собаки. Это не перепутаешь.

У. Раз вы так легко разгадали эту загадку, значит, вам будет нетрудно и разобраться в ее секретах. Как сочиняются такие загадки? С чего начал автор загадки про собаку?

Д. Наверное, сначала придумал, про кого будет загадка.

У. Первый шаг – автор задумал предмет, про который будет загадка. А следующий шаг?

Д. Выделил признаки предмета – какая она, собака. У нее хвост колечком, живет она под крылечком, сторожит дом и дружит с хозяином. Это все признаки собаки.

У. Вот вы и разгадали, как строится легкая детская загадка. Запишите в тетрадях рядом с номером 1: "Перечисление признаков загаданного предмета" (дети записывают).
А теперь возьмем загадку потруднее – загадка под номером 2: "Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, а повертка – в лес". Сначала попробуйте ее отгадать.

Дети, скорее всего, не смогут отгадать эту загадку.

У. Это загадка про сороку. Вам трудно ее отгадать, потому что вы сороку-то живую близко, наверное, и не видели. А вот голубей видели вблизи. Вы заметили, какого цвета у сизых голубей перья на шее и на головке?

Д. Они переливаются. Они бывают сиреневые или зеленоватые.

У. Вот и у сороки черные перышки на голове и шейке отливают радужным зеленым цветом. Но думаю, что трудность этой загадки не только в том, что вы сороку близко не видели, не знаете, что она не только белая и черная, но еще и зеленая. А еще что?

Д. Здесь еще про ее характер есть: "Вертится, как бес, а повертка – в лес". Что она "вертится, как бес", понятно, а почему у нее "повертка в лес"?

У. Для этого надо знать образ жизни сороки. Сороки предпочитают жить в лесу, а не в деревне: как ни вертится сорока около людей, а всё норовит в лес улететь. Трудная загадка. Но есть в ее построении трудность, которая будет вам понятна, если вы сравните эту загадку с предыдущей (детской). В той загадке были названы признаки именно собаки, и больше ничьи. А в этой загадке?

Д. А в этой загадке тоже названы признаки сороки: она и белая, и черная, и зеленая, и вертится. Но при этом ее признаки сравниваются с признаками разных предметов. Получается, что сорока одновременно похожа и на снег, и на жука, и на лук, и на беса.

У. Да, сложная и запутанная получается картинка. Она как бы распадается на части, которые никак не соединишь в одно целое. А как только соединим, сразу получим отгадку. Трудность усиливается тем, что с очень уж "далекими" предметами сравнивается сорока. Ну, сравнили бы, скажем, с вороной: черна, как ворона. И та птица, и эта. А тут такие далекие предметы: сорока – и лук, и снег, и жук.
Следовательно, более трудная загадка учит нас открывать сходство между "далекими" предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем. И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел. С помощью загадки мы учимся находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах. Это очень важная особенность жанра "загадка".
Загадка поворачивает мир по-иному, раскрывает его таинственные стороны. И потому загадка не стареет: создаются новые загадки про новые предметы, рождающиеся у нас на глазах, – про самолеты, радио, телевизор. И опять человек ищет сходство в различном и не перестает этому удивляться. Об этом свойстве "похожести" написал Роман Сеф:

На свете всё
На всё
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму,
Я – на тебя,
А ты –
На маму.

У. Теперь попробуем записать все наши открытия в тетради рядом с номером 2: "Сравнение: загаданный предмет сравнивается по одному признаку с называемым "далеким" предметом и т.д." (дети записывают).

Но под номером 2 у вас записана еще одна загадка: "Не ездок, а со шпорами; не будильник, а будит". Отгадку вы, конечно, знаете?

Д. Петух.

У. А вот почему эта загадка помещена рядом с загадкой на сравнение? Ведь там нет слова "как", которое помогает нам сравнивать?

Д. В этой загадке петух тоже сравнивается с другими предметами: шпоры есть у петуха и у ездока; будить может и будильник, и петух. Только вместо слова "как" употреблено отрицание "не".

У. То есть обе загадки построены по принципу сравнения. Только первая загадка построена по принципу открытого сравнения, а вторая – по принципу так называемого отрицательного сравнения. Запишем типы сравнения над каждой из загадок рядом с номерами 2а и 2б (дети записывают).
А теперь посмотрите, как построена загадка под номером 3: "Два брюшка – четыре ушка". Что это такое?

Д. Подушка.

У. А легко ли было угадать? Или вы уже знали отгадку?

Д. Если не знаешь отгадки, то отгадать трудно. Как это так: два брюшка – четыре ушка? Такого не бывает.

У. Действительно, без знания отгадки предмет получается какой-то "невозможный", загадочный, противоречивый. Но ведь признаки загадываемого предмета названы – "два брюшка", "четыре ушка". Разве нет?

Д. Но ушки и брюшки бывают у живых существ, а не у подушки. И у живых существ не может быть два брюшка и целых четыре ушка. Зато у подушки уголки похожи на ушки, а ее бока похожи на толстые животики.

У. Вот как интересно! Действительно, ушки и брюшки есть у живых существ, а не у неживой подушки. Но подушка какими-то своими признаками похожа на живое существо. И "хитрость" этой загадки в том, что сравнение подушки с живыми существами происходит скрыто. Предмет, с которым сравниваются признаки подушки, не называется, а его признаки прямо переносятся, присваиваются подушке. Происходит переназывание признаков: стороны подушки переназываются "брюшками", а уголки переназываются "ушками". Так и рождается самый сложный тип загадки. Такое скрытое сравнение-переназывание на взрослом языке именуется метафорой. Происходит это слово от греческого "перенос". Метафора обозначает перенос признаков с одного предмета на другой.
Запишем рядом с номером 3: "Скрытое сравнение (метафора-перенос) – переназывание признаков загаданного предмета" (дети записывают).
Итак, вы открыли для себя три основных типа загадок. Встречаются и другие типы загадок, особенно среди авторских.
А теперь, когда вы выяснили, как строятся основные типы загадок, мы можем сделать короткую запись в схему: предложение – основные типы: 1) перечисление признаков загаданного предмета; 2) открытое и отрицательное сравнение; 3) скрытое сравнение (метафора).

Урок 57

ХОД УРОКА

Учитель. На прошлом уроке вы начали выяснять, как строится загадка, и заполнять схему жанра "загадка". Давайте вспомним все, что вы уже знаете про загадку.

Учитель с помощью детей восстанавливает записанные на прошлом уроке уровни.

– Молодцы, вспомнили. А сейчас проверим, как вы все это поняли. Можете ли вы отличить загадку одного типа от загадки другого типа и показать их различия? Например: "Золотое решето черных домиков полно". Что это такое?

Д. Подсолнух.

У. К какому типу относится эта загадка? Почему?

Д. Это третий тип, потому что здесь переназывание: подсолнух назван "золотым решетом", а семечки – "черными домиками". Здесь скрытое сравнение. И пока не отгадаешь, никак не можешь вообразить этот предмет, он получается какой-то противоречивый.

У. Молодцы, здесь есть метафора-переназывание, перенос признаков с одного предмета на другой. "Золотое" – прямо назван признак подсолнуха по цвету. А вот его форма действительно похожа на решето – круглый, с ячейками, но решето – "далекий" предмет, его признаки автор перенес на форму головки подсолнуха. Можно и раскрыть сравнение: подсолнух – как решето. Затем опять идет открытое называние признака семечек по цвету – "черные". А потом переназывание семечек – они превращаются в "домики" (признак формы). И если не знаешь отгадки, то действительно невозможно представить: как это могли домики уместиться в решете?
А к какому типу вы отнесете вот такую загадку: "Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет".

Д. Это загадка первого типа. В ней перечислены признаки самой кошки, какая она: мохнатенькая, усатенькая. Она еще молоко пьет. Это все признаки кошки, ее ни с кем не сравнивают. Правда, на самом деле она песенки не поет. Она мурлыкает, как будто поет. Наверное, этот признак содержит скрытое сравнение – перенос признака с человека на животное. Мурлыкание переназвано пением.

У. Похоже, что вы действительно поняли главное. А теперь продолжим наши открытия. Пойдем вниз по схеме. Какой у нас следующий уровень?

Д. Слово.

У. Если картина жизни состоит из признаков загаданного предмета, то легко определить особенности уровня "слово". Какие же слова должны быть прежде всего в загадке?

Д. Должны быть такие слова, которые называют признаки и действия предметов.

У. Конечно. Запишем: слова, называющие признаки и действия предметов (дети записывают).
Следующий уровень?

Д. Звуковой рисунок.

У. Какую роль звуковой рисунок играет в художественном произведении прежде всего?

Д. Он создает красоту звучания, придает речи выразительность.

У. А как он помогает в понимании картины жизни?

Д. Он может помочь услышать звукоподражание.
А еще он может помочь представить картину жизни. Так было в скороговорке про топот и пыль: повтор мягкого звука [л'] и протяжность гласного звука [и] помогает представить полет пыли, ее легкость, мягкость.

У. Хорошо, вот и попробуем выяснить, какую роль может играть звуковой рисунок в загадке. Сделаем схему звукового рисунка в загадке.

На доске:

Ни зверь, ни птица, а нос – как спица.

[ Н' И З В' Э Р' Н' И П Т' И Ц А А Н О С К А К С П' И Ц А ]

Д. Здесь повтор звуков подражает писку комара: [з], [и], [с].

У. А вот отгадайте загадку и подумайте: какую роль в ней играет звуковой рисунок?

На доске:

Черный конь прыгает в огонь.

[ Ч' О Р Н Ы Й К О Н' П Р Ы Г А Й' И Т В А Г О Н' ]

Д. Это кочерга. Здесь повтор звуков [р], [ы], [н], [н'] помогает представить, какая кочерга, как она прыгает в огонь.

У. Молодцы. Но в этой загадке есть еще одна хитрость. Сейчас я подчеркну в ней несколько слогов (подчеркивает слоги на доске), а вы догадайтесь, почему я именно эти слоги подчеркнула:

Черный конь прыгает в огонь.

Д. Получается отгадка! Если переставить эти слоги, то и получится – "кочерга".

У. Видите, как интересно загадка ответ спрятала. Сделаем запись:
"Звуковой рисунок – выразительный повтор звуков" (дети записывают).
А теперь спускаемся еще ниже. Какой следующий уровень?

Д. Ритмический рисунок.

У. И какой же он: стихотворный или прозаический?

Д. Все загадки записаны в строку, как проза. Но и скороговорки были так записаны. А записывают собиратели. Но ясно, что можно в некоторых загадках найти стихотворный ритм.

У. Попробуем нарисовать схему ритма некоторых загадок.

Далее работа идет уже привычным способом. Учитель читает загадку, дети хлопают в момент произнесения ударных слогов, учитель отмечает ударные слоги на схеме.

На доске:

Пять чуланов – одна дверь.

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять.

Для выяснения ритма следующей загадки лучше записать ее стихотворным способом:

На доске:

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Одна рука –
И та на спине.

– Основная стихотворная единица: два ударных слога в каждой строке. А самая длинная по количеству слогов строка – "на голове – пупок" – как бы подчеркивает самое яркое противоречие в картине жизни. Запишем в схему: "ритмический рисунок – стихотворный" (дети записывают).
Что еще вам осталось проверить?

Д. Есть ли рифмы.

У. И что же мы запишем?

Д. В загадке про чайник – нет рифм. А в других загадках есть внутренние рифмы.

У. Приведите примеры.

Дети приводят примеры.

На доске:

Два брюшка – четыре ушка.

[ Ш К А = Ш К А ]

Черный конь прыгает в огонь.

[ K О Н' = Г О Н' ].

В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает – скачет.

[ С Л А= С Л' И ] ;

[ П Л А– Ч' И Т = С К А – Ч' И Т ]

У. Запишем вывод: "рифма – может быть" (дети записывают).
И последнее, что вы должны сделать, – это выяснить...

Д. ...какой уровень ведущий.
А раз задача – угадывать, то главным уровнем будет картина жизни. Ведь в ней называются признаки, которые нужны для отгадки.

У. Молодцы. Так и запишем (дети делают соответствующую запись).

Получившаяся схема жанра

ЗАГАДКА

Задача жанра. Весело учить угадывать задуманное, развивать воображение.

Ведущий уровень

Картина жизни. Признаки загаданного предмета.

Предложение. Основные типы: 1) перечисление признаков загаданного предмета; 2) открытое и отрицательное сравнение; 3) скрытое сравнение (метафора).

Слово. Слова, называющие признаки.

Звуковой рисунок. Выразительный повтор звуков.

Ритмический рисунок. Стихотворный ритм.

Рифма. Может быть.

Урок 58

Сочинение загадок

Коллективная творческая работа

ХОД УРОКА

Учитель. Вы серьезно поработали с загадками. Вы узнали, как они устроены, каковы их основные типы. Думаю, теперь вы вполне готовы сочинять загадки сами. Но прежде чем вы будете делать это дома, давайте попробуем поработать вместе. Что вам поможет?

Дети. Схема загадки. Типы загадок.

У. Да, у вас есть подсказки, с помощью которых вы можете сочинять и оценивать то, что получилось. Откройте схему жанра "загадка". С чего начинается сочинение загадки?

Д. Сначала надо задумать какой-то предмет.

У. Давайте задумаем апельсин. Что необходимо теперь сделать?

Д. Выделить какие-то признаки.

У. И какие же признаки вы можете выделить у апельсина? Что вы можем сказать о его цвете, форме... еще о чем-то?

Д. Круглый.

У. Разве? Ведь круг – плоский.

Д. Шар. Желтый. Сладкий. У него кожура есть, а внутри – дольки.

У. Хорошо. Попытаемся теперь отобрать те признаки, которые нужны для разгадки. Важно, чтобы признаков было достаточно для узнавания. Вот, например: "Не крапива, а жжется". Что это такое?

Д. Огонь. Медуза.

У. Отгадкой может быть и то и другое, следовательно, в загадке не дано необходимого количества признаков, чтобы отгадка была однозначной. Итак, какие из перечисленных вами признаков должны войти в загадку обязательно, чтобы мы могли точно сказать, что загадан именно апельсин?

Д. Желтый шарик. Сверху кожура, а внутри – дольки. На вкус – сладкий.

У. Если бы вы сочиняли детскую загадку, вам бы осталось только превратить этот набор признаков в художественное произведение – придать ему поэтическую форму. Но это слишком легкая для вас работа. Лучше сразу попытаться сочинить загадку по второму типу – через сравнение с другими предметами. Как же вам следует работать?

Д. Каждый выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета, который надо назвать в загадке.

У. Итак, признак по цвету – оранжевый. На что похоже?

Д. На мандарин.

У. Даже очень похоже. Но будет ли интересной загадка, где сравниваются близкие родственники? Если бы сороку сравнили по цвету не с жуком, а с вороной, хорошо бы получилось?

Д. Нет, нужен дальний родственник.

У. Какой же? Есть ли у апельсина далекий-далекий родственник по цвету?

Д. Песок.

У. Допустим. А по форме? Что еще имеет шаровидную форму? Только нужен дальний родственник.

Д. Мячик. Солнышко.

У. А солнышко только по форме похоже на апельсин? Или еще есть сходные признаки?

Д. По цвету.

У. И это очень удачно, когда можно сравнить предметы не по одному признаку, а по нескольким. Для какого типа загадки это может пригодиться?

Д. Для третьего, где переназывание.

У. Действительно, если апельсин назвать солнышком, то это может стать началом загадки с переназыванием. Только хорошо бы было добавить еще какой-то признак, чтобы без отгадки картина жизни была противоречивой. Какие еще у нас выделены признаки?

Д. Сладкое солнышко.

У. Молодцы! Вот вам и основа загадки третьего типа. Ведь сладким солнышко не бывает, это представить невозможно. А когда знаешь отгадку, то все просто.
Теперь будет нетрудно сочинить загадку второго типа – сравнение по отдельным признакам далеких предметов. И можно сочинить целых две загадки – с открытым сравнением и с отрицательным сравнением:

Желтый, как ... Не ..., а желтый
Круглый, как ... Не ..., а круглый
Сладкий, как ... Не ..., а сладкий

У. Теперь, я думаю, вам понятно, как надо сочинять загадки. Этим вы и займетесь дома, а сейчас еще потренируемся – попробуем найти признаки для сравнения далеких родственников. Итак, на что похож светофор?

Тата. Три цветных глаза.

Оля. Сова трехглазая.

Саша. Один глаз открыт – идут, другой – стоят, а на третий – приготавливаются.

Сережа. Похоже на домик и квартиры.

Павлик. Один говорит: "Стой". Другой говорит: "Приготовиться". Третий говорит: "Иди".

Дима. Человек на столбе висит и глядит.

Наташа. Стоит дракон, на одной шее – три головы. Одна голова дышит красным, вторая – зеленым, а третья – желтым.

Данила. Три дерева: летом, ранней осенью, поздней осенью.

Аналогичным образом дети обсуждают другие предметы: молоток, бабочка, червяк, арбуз, молния и пр.

Домашнее задание. Сочинить загадку.

Урок 59

Сочинения-загадки

Обсуждение

ХОД УРОКА

Учитель. Не зря вы серьезно учились разбираться в загадках. Среди ваших загадок очень много интересных. Послушаем и оценим, что же получилось. Кем вы будете?

Дети. Критиками.

У. Что вам поможет в работе?

Д. Нам поможет схема структуры загадки.

Дети открывают схему загадки в своих тетрадях, учитель – в классной книге.

У. А если вы попробуете помочь автору довести начатый замысел до воплощения, то кем будете?

Д. Тоже авторами.

У. Со-авторами. Вот какая интересная работа нам предстоит. Начнем.

Четыре лапы, чуткий нос
И умный, добрый взгляд.
Прочтем сначала АКАБОС,
Перевернем – ...

У. Нравится вам эта загадка?

Выслушиваются ответы детей.

У. К какому типу загадок она относится? Достаточно ли признаков?

Д. Это первый тип – детская загадка, в ней нет сравнения с другими предметами, перечислены все признаки самого' загаданного предмета – собаки: четыре лапы, чуткий нос, и даже слово "собака" написано наоборот. Признаков для отгадывания достаточно. Отгадать легко.

У. А теперь оцените загадку про светофор: "На одной ноге стоит, тремя глазами моргает".

Д. Мы про светофор на уроке сочиняли.

У. Да, но на уроке вы не создавали саму загадку, а только набирали материал для нее – выделяли необходимые и достаточные для отгадывания признаки. А сейчас перед нами уже законченная загадка. Определите, к какому типу она относится?

Д. Здесь переназывание, скрытое сравнение. Светофор переназван по его признакам, но так, что если не знаешь отгадки, то создается противоречивая картина жизни – кто же такой может быть на одной ноге и с тремя глазами?

У. Верно. Когда загадка строится на открытом сравнении, там берется один признак загадываемого предмета и сравнивается с одним признаком называемого предмета с помощью слова "как" или отрицательных слов "не", "а не". А здесь выделен сразу ряд признаков загаданного предмета, и получается очень интересное переназывание, создающее как бы невозможную картину жизни. Пока не отгадаешь. Так что автор воспользовался результатами нашей общей работы, но сумел превратить их в загадку трудного третьего типа. Следующая загадка – про слона: "Большие уши, да не заяц, ноги толсты, но не медведь, нос длинен, да не комар".

Д. Эта загадка построена по второму типу. Здесь берется по одному признаку от разных предметов и сравнивается с загаданным: по величине ушей – с зайцем, по толщине ног – с медведем, по длине носа – с комаром. И особый вид сравнения – отрицательное.

У. Итак, среди своих работ вы нашли все три основных типа загадок, с которыми вы познакомились. А в загадке про щенка даже есть элементы, с которыми вы не работали. Автор сам догадался использовать такой прием, когда отгадка записывается буквами в обратном порядке.

Еще следует отметить, что многие авторы стремились сочинять загадки стихами. И естественно, что они записывали их не в строчку, а в столбик.

Дальнейшая работа ведется аналогично. Читаются и обсуждаются загадки Димы (1), Дины (2), Марины (3), Миши (4), Юли (5), Мани (6).

(1) Летом журчит,
А зимой молчит.
В небе кружится,
На землю ложится.

(Вода, снег. Тип 1)

Примечание. Основой для автора послужила народная загадка: "Летит – молчит, лежит – молчит, как умрет, так заревет". В этой загадке "молчит" дано в паре с "ревет", то есть молчит живой, а ревет – мертвый. Народная загадка построена по третьему типу. Переназывание опирается на такие признаки, которые без знания отгадки вступают в явное противоречие: живой – молчит, а когда умрет, то ревет. Как это может быть?

(2) Не рыба, а плавает,
Не лягушка, а прыгает,
Не спортсмен, а в мяч играет,
Не собака, а человека любит.

(Дельфин. Тип 2)

(3) Много цифр, но не книга,
Показывают, но не руками,
Ходит, но не человек,
Будит, но не петух.

(Часы. Тип 2)

(4) Белый снег летом упал.

(Тополиный пух. Тип 3)

(5) Железная рука к потолку приросла.
Всех освещает, никому не мешает.

(Люстра. Тип 3)

(6) Пушистое мороженое весной потекло.

(Снег. Тип 3)

У. А теперь оцените еще одну загадку (записывает на доске):

Полосатый, но не зебра,
Он на пуговку похож!
Он на грядке, на картошке,
Не боится он Антошки!

(Колорадский жук)

Д. Интересная загадка. Первые две строки сделаны по второму типу: сравнение – полосочками похож на зебру, похож на пуговку по форме. А дальше прямо названы его признаки – где живет (на грядке, на картошке). И почему-то он не боится Антошки. Здесь не очень понятно, почему не боится.

У. Загадка интересная, но не все удалось автору. Давайте попробуем ему помочь, чтобы получилась загадка второго типа.

Д. "Полосатый, но не зебра". Здесь все в порядке: признак нужный и понятный. "Он на пуговку похож" – тоже нужный и понятный признак.

У. А еще оказывается, что он живет на грядке и любит картошку. Как об этом можно было бы сказать?

Д. На грядке живет, но не...
– Картошку любит, но не ...

У. Думаю, теперь автору понятно, как ему еще надо поработать, чтобы оформить свой замысел, чтобы получилась загадка второго типа.
А если попытаться оформить ее по третьему типу? Есть ли в этой загадке что-то подходящее для переназывания? Как можно назвать по-другому колорадского жука, используя слова этой загадки?

Д. Пуговка.

У. Не простая пуговка. А какая? Какое еще свойство есть у этой пуговки?

Д. Полосатая пуговка.

У. Молодцы. Теперь надо еще добавить какие-то признаки, чтобы они показали, что это именно колорадский жук. И чтобы эти признаки вступили между собой в противоречие, создали невозможный в реальной жизни предмет. Каким признаком не может обладать настоящая пуговица, но каким обладает колорадский жук?

Д. Пуговка не может любить картошку.

У. И как бы это оформить, чтобы звучало как завершенная загадка?

Артем. Полосатая пуговка картошку ест.

Оля. Полосатая пуговка картошку любит есть.

Гриша. Пуговка полосатая на грядке живет, картошку жует.

У. Идея, думаю, ясна автору. Надеюсь, что вы ему помогли, и он теперь поработает еще над своей загадкой. И тогда ее можно будет поместить в наш журнал.

Домашнее задание. Прочитать в учебнике стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер" и выучить его наизусть.

Урок 60

Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня вам предстоит прочитать наизусть стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер". Какую предварительную работу должен проделать чтец, чтобы выразительно прочитать стихи?

Дети. Сначала понять картину жизни, настроение рассказчика. Если это стихи, то выявить ритм, если есть – рифмы: они помогают выразительному чтению. Рифмы надо немного выделять голосом.

У. Закон "конца строки" помогает чтецу понять, где делать паузы. Рифмы подчеркивают эти паузы. Но профессиональные чтецы, актеры знают много и других авторских секретов. И вы тоже открываете их один за другим. Попробуйте и сегодня, прежде чем читать стихи наизусть, открыть для себя новые секреты, которые помогут вам читать выразительно.
Начнем, разумеется, с понимания картины жизни.

Строфа 1. Рассказчик-герой (РГ) – потому что есть слова "к нам" – начинает с описания зимней вечерней бури ("Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя"). Эта буря вызывает у РГ грустное, тяжелое настроение: "То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя".

У. Обратите внимание: в этой строфе РГ не просто описывает саму бурю, ее признаки, но и сравнивает ее. С кем? И зачем?

Д. "То, как зверь, она завоет" – это вызывает чувство страха. "То заплачет, как дитя" – жалостное чувство. "То, как путник запоздалый, / К нам в окошко застучит" – ожидание, чувство одиночества.

У. Вы недавно встречались со сравнением. Где?

Д. В загадке.

У. А с какой целью загадка использовала сравнение?

Д. Чтобы мы могли отгадать загаданный предмет.

У. В загадке указывался признак загадываемого предмета, но не назывался сам загаданный предмет. А Пушкин тоже хочет загадать нам загадку с помощью сравнения? Что-то прячет?

Д. Нет, он не прячет, а называет предмет – "буря", а затем пишет, что она воет, как зверь, как дитя, как стук запоздалого путника.

У. Следовательно, в авторской поэзии сравнение играет какую-то другую роль, иную, чем в загадке. Какую же?

Итог обсуждения. Сравнение в загадке играет особую роль – "загадать" предмет через другие предметы, сходные с ним по признакам. То есть сравнение помогает решать задачу жанра, прямо на решение этой задачи и направлено. А в других жанрах художественной литературы сравнение решает другую задачу – помогает автору лучше выразить свои чувства и мысли, вызываемые картиной жизни. И читатель должен уметь понять и прочувствовать роль сравнений. Они не случайны, а очень важны. Без них пропала бы вся выразительность первой строфы. Именно сравнения передают нам настроение РГ. Понимая их роль, их значение, чтец-декламатор сможет лучше, выразительнее прочитать стихотворение.

У. Но в этой же строфе поэт воспользовался еще одним приемом, вам уже известным. И этот прием тоже помогает лучше представить себе картину жизни. Какой это прием? (Перечитывает строфу 1, несколько акцентируя звуковой рисунок.)

Д. Здесь звуковой рисунок помогает передать звуки бури, ее завывание: повтор [за], [зв] – завывание; [ш] – шум соломы; стук – [п], [т], [д], [к]; рев бури – [р], [у], [и].

Строфа 2 содержит обращение РГ к старушке. Оно тоже проникнуто печалью ("Наша ветхая лачужка / И печальна, и темна" – повтор союза и усиливает печаль). РГ беспокоится, почему же "приумолкла старушка". "Или бури завываньем / Ты, мой друг, утомлена, / Или дремлешь под жужжанье / Своего веретена?" Он относится к ней ласково, любовно, тревожится о ней, называет ее "мой друг", "старушка".

Строфа 3. РГ надеется на перемену настроения и у себя, и у "доброй подружки" своей юности. Он ждет веселья и от песен. Он давно знает их, любит и надеется, что любимые песни развеселят сердце.

У. Но в этой строфе опять есть выражения, начинающиеся словами "как": "как синица тихо за морем жила", "как девица за водой поутру шла". Это тоже сравнения?

Д. Нет, здесь ничего не сравнивается. РГ хочет, чтобы старушка спела ему песню про то, как жила синица, как шла за водой девица.

У. Здесь лишь внешнее совпадение – слово "как". Но употреблено оно не в значении сравнения, а в значении "о том", "про то". И надо быть очень внимательным к авторскому тексту, чтобы не перепутать эти значения.

Строфа 4 очень интересно построена. В чем ее особенность? Сравните ее с предыдущей.

Д. Она состоит из двух частей. Первая часть повторяет первую часть первой строфы, а вторая часть повторяет первую часть третьей строфы.

У. Зачем Пушкин соединил два кусочка из предыдущих строф? Что, у него фантазии, что ли, не хватило? Или он сделал это специально?

Д. Специально. Это последняя строфа. Она как бы завершает все стихотворение и своим повтором усиливает показ настроения рассказчика от злой бури. Как бы круг получается – конец смыкается с началом. РГ тем самым подчеркивает свою надежду избавиться от печального чувства, вызванного бурей. Он надеется развеселить свое сердце.

У. Мы, конечно, могли бы еще посмотреть и ритм, и рифмы, но думаю, что чтецы уже с этим дома сами поработали. И теперь мы можем послушать и оценить их чтение.

Дети читают стихотворение наизусть, класс оценивает чтение. Того, кто не успеет прочитать, учитель обязательно выслушает во внеурочное время.

Домашнее задание. Прочитать в учебнике отрывок из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" – "Опрятней модного паркета..." – и выучить его наизусть.

Урок 61

Сравнение и метафора в авторской поэзии

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня вам снова предстоит выразительно читать стихи Александра Сергеевича Пушкина. На этот раз – отрывок из его знаменитого романа в стихах "Евгений Онегин". Отрывок маленький, поэтому трудно сказать что-нибудь определенное о рассказчике. Вы можете лишь отнестись к этой мимолетной картинке. Какое настроение она вызывает у рассказчика?

Дети находят слова, выражающие настроение рассказчика.

Настроение у рассказчика радостное, веселое. Он любуется природой: "Опрятней модного паркета / Блистает речка, льдом одета". Его радуют мальчишки: "Мальчишек радостный народ / Коньками звучно режет лед". Он подсмеивается над гусем: "На красных лапках гусь тяжелый, / Задумав плыть по лону вод... Скользит и падает" ("лоно" – открытое место). И заканчивает он веселым любованием: "...веселый, / Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег". По-старинному звучащие слова придают тексту торжественность (чтецы-декламаторы должны это учесть).

У. А теперь обратим внимание на некоторые приемы, которыми пользуется Пушкин. Как понять: "Опрятней модного паркета блистает речка..."?

Д. Речка как будто покрыта блестящим паркетом. Лед блестит, как паркет.

У. Здесь, оказывается, речка сравнивается с паркетом, но почему-то нет привычных для сравнения слов "как", "словно". А почему же мы сразу догадываемся, что здесь сравнение?

Д. Это видно по слову "опрятней" – сравнение спряталось в самом слове.

У. Пушкин само слово "опрятный" поставил в сравнительную форму, чтобы подчеркнуть любование рассказчика картиной замерзшей речки.
Речка не просто сравнивается с паркетом, а превосходит его: лед чистый, праздничный. А почему Пушкин говорит, что речка "льдом одета", а не покрыта или просто замерзла?

Выслушиваются ответы детей.

У. Он же подчеркивает, что она праздничная. Она надела сверкающий наряд, нарядилась, как модница. Но ведь речка не человек, она же не может "одеться"! Если Пушкин так говорит, то в каком значении он употребляет слово – в прямом или в переносном?

Д. В переносном.

У. Этот прием вам уже знаком по загадке. Что это?

Д. Переназывание.

У. Метафора-переназывание.
В загадке это помогает спрятать загаданный предмет за его признаками. А Пушкин тоже что-то скрывает?

Д. Нет, ничего не скрывает. Он же называет сам предмет – речка. Просто говорит, что она "оделась", как человек одевается.

У. Метафора, как скрытое сравнение в художественном тексте, помогает сделать картину жизни выразительной, передать чувства рассказчика. Есть ли еще в этом тексте метафоры?

Д. Снег "падает звездами". Снежинки Пушкин переназывает "звездами", а на самом деле они не звезды, а похожи на звезды.
Снег "веселый". Веселым может быть человек, а не снег. Но снежинки так мелькают, вьются, как будто танцуют, как веселые люди.

У. Молодцы. Оказывается, что приемы открытого сравнения и скрытого сравнения, которые вы открыли, занимаясь загадкой, применяются и в художественной литературе, но не с целью что-то загадать, спрятать. Предмет, о котором идет речь, называется открыто. А сравнение помогает автору передать свои чувства и мысли читателю. И это очень-очень важно.
И вот еще что интересно: сравнения и метафоры живут и в обычной речи. Приходишь домой и говоришь: "Есть хочу, как волк!" Вот вам и использование сравнения.
И метафоры мы по сто раз на дню употребляем, но не замечаем этого совершенно. А вы задумайтесь! Мы говорим: "Солнце встало, зашло, село". Да разве солнце может встать или сесть? Мы говорим: "сладкая улыбка", "железная воля". Разве в самом деле улыбка сделана из сахара, а воля – из железа? Это все переназывания. Они так прочно вошли в нашу речь, что мы и не замечаем их.
А в художественной литературе наоборот. Если автор употребит метафору, которая живет в обычной речи (например, "солнце село"), то мы ее не заметим. А если он употребит поэтическую метафору, которая живет только в художественной литературе, или сам придумает какую-то необычную, новую, настоящий читатель это сразу заметит и порадуется или погрустит вместе с автором. Именно для этого автор и придумывает свои метафоры. И когда Пушкин сочинял свою мимолетную картинку, то ждал, что читатель заметит и то, что речка блистает опрятней, чем модный паркет, и что она льдом одета, и что снег – веселый, и что падает он звездами. И это создает особое настроение. Чтецы должны попытаться все это передать в своем чтении.

Примечание. Следует учитывать склонность детей ставить знак равенства между "метафорой" и "олицетворением" и корректировать эту особенность. Нужно почаще приводить им примеры метафор разных типов.

Учитель предлагает детям самостоятельно выявить необходимые для выразительного чтения особенности звукового рисунка, ритмического рисунка и рифмы.
Урок заканчивается выразительным чтением текста.

По вопросам приобретения учебников обращайтесь в Издательский дом "ОНИКС 21 век".