Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2004

В СОЮЗЕ СПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Стихотворная рифмовка

В педагогическую копилку учителя

Фото В.Алексеева

Мы уже рассказывали вам, уважаемые учителя, об использовании речевой ритмики на уроках в начальной школе. Сегодня нам бы хотелось обогатить ваш педагогический опыт и рассказать об использовании на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения рифмовок – специально составленных стихотворных текстов, построенных по законам ритма и рифмы. Они помогают учителю не только направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка. Рифмовки, и это отслежено многими педагогами, повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы.

И все же почему именно рифмовки мы предлагаем активно использовать на уроках в начальной школе, особенно в 1-х и 2-х классах? Да потому, что работа с ними на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения имеет ряд преимуществ.

Прежде всего – ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно. "Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению движением, к правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство сопровождается удовольствием, у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств", – так писал о ритме видный педагог Ц.П. Балталон.

Рифмованные упражнения, которые мы вам предлагаем использовать в своей работе, служат прекрасным средством воспитания у первоклассников чувства ритма, необходимого им в настоящей и будущей учебной деятельности.

Лужи, лыжи, камыши,
Мыши, жимолость, чижи,
Шимпанзе, шипы, машина,
Шишки, ежики, пружина.

В слоге жи и слоге ши
Только букву И пиши!

А рождаются рифмовки от настоящей детской поэзии, связанной так или иначе с нуждами школы, желанием облегчить детям трудности познания и привить им интерес к знаниям, и прежде всего к родному языку.

Схема работы с рифмовками может быть достаточно разнообразной. Но нам бы хотелось обратить ваше внимание, уважаемые учителя, на рекомендации известного педагога, доцента кафедры начального обучения Шуйского государственного педагогического института Н.М. Бетеньковой.

Рифмовка записывается на доске. Сначала стихи читает учитель, а ребята следят за чтением глазами. Затем стихи читаются хором не только громко, но и шепотом – читаются с разными интонациями (радость, грусть, удивление, раздражение и т. д.), при этом отрабатывается четкость артикуляции. Далее в стихотворении отыскиваются знакомые и незнакомые буквы, а затем, уже на более поздних этапах обучения – знакомые или незнакомые орфограммы.

Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу!

Ча и ща, ща и ча
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЩА, и ЧА!

При хоровом чтении рифмовок ученики могут совершать естественные непроизвольные ритмические движения головы, рук, плеч, легкое постукивание ногой под партой. В конце чтения можно разрешить детям хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть. Естественные ритмизованные движения не только не мешают, но и значительно интенсифицируют процесс обучения. Еще Л. Выготский писал: "Движения ума ребенка начинаются только тогда, когда есть движения его тела, его руки".

Хорошо известно, как непросто заставить первоклассника читать, не отвлекаясь, первые слова и предложения. Прочтет ученик несколько слов – и нужен отдых, разрядка. Рифмовка своим волшебным ритмом заставляет детей читать без отдыха сразу 8–16 слов.

Лара, Лиза, Лида, Лена,
Гера, Гоша, Галя, Гена,
Соня, Саня и Семен,
Ася, Аня и Антон.

После чтения рифмовок у детей не только не возникает усталости, но и, напротив, возникают удовлетворение, подъем, желание работать дальше. А на уроках материала прочитывается в 3–4 раза больше, чем при традиционной системе обучения.

Кроме того, и это очень важно, ритмические тексты помогают значительно раньше перевести детей со слогового чтения к чтению целыми словами.

Таковы преимущества, которые дает учителю работа с ритмическими стихотворными текстами.

А теперь расскажем о возможных видах рифмовок. В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, педагог Н.М. Бетенькова разделила их на четыре группы и дала каждой условное название.

Первую группу составили "рифмовки-запоминалки". Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. "Запоминалки" не подменяют правила учебника, а читаются задолго до знакомства с ними. Многократное чтение таких рифмовок позволяет гораздо легче усвоить любое орфографическое правило.

Сочетанья ща и ча
В слове пища и свеча,
Чаща, дача и печать
Нужно с буквой А писать,
Потому что ча и ща
Пишут только с буквой А.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши –

Запомни слоги жи и ши.

Вторая группа упражнений – это своеобразные "рифмовки-тренажеры", которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило.

Кошка Маришка, котенок Тишка,
Щенок Дружок, цыпленок Пушок,
Корова Буренка, коза Найденка,
Поросенок Хрюша и бычок Гаврюша –
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!

Упражнения этой группы можно проводить в различных вариантах. Например, рифмовку можно написать на доске так:

Кошка Маришка, котенок...

Тишка

Щенок Дружок, цыпленок...

Гаврюша

Корова Буренка, коза...

Пушок

Поросенок Хрюша и бычок...

Найденка

Все их клички до одной
Пишут с буквы…

Детям предлагают подобрать животным клички из записанных справа. Последнее слово рифмовки дети припоминают сами. Затем можно вообще стереть все клички животных и попросить ребят вспомнить или подобрать их самим. В дальнейшем рифмовку можно оформить на отдельных карточках и проводить в игровой форме: кто быстрее подберет клички названным животным.

В следующей статье мы продолжим знакомить вас, уважаемые учителя, с этой формой работы и другими видами рифмованных упражнений.

Рекомендуемая литература: Н.М. Бетенькова Орфография в рифмовках.

Продолжение следует