Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

 

Изучаем процессы и затмения

Мне недавно посчастливилось побывать в школе № 9 города Казани, которая много лет работает по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Думаю, что описания двух очень интересных уроков, подготовленных и проведенных учителями этой школы, будут интересны не только специалистам, работающим по этой системе, но и педагогам, использующим другие программы. Поэтому позволю себе несколько кратких вводных комментариев.

Урок Светланы Александровны СМИРНОВОЙ – один из многочисленных уроков по теме "Процессы" (1-й год обучения). Результатами освоения этой темы учениками должны быть:

  • опыт наблюдения разнообразных природных процессов (сезонных и погодных изменений, физиологических процессов: дыхания, движения, заживания синяков и пр., роста и развития живых существ, физических процессов и пр.);

  • умение обнаруживать последовательность этапов (событий) того или другого процесса;

  • умение записывать с помощью символов и "прочитывать" схему процесса ("было", стрелка перехода, "стало");

  • развитие восприятия детей – появление навыка внимания к изменениям, а не только к статическим состояниям наблюдаемого объекта;

  • умение словесно характеризовать изменения, происходящие с наблюдаемыми объектами (развитие речи).

Урок Светланы Владимировны ГРИБОК – второй урок по теме "Затмения" (4-й год обучения). На предыдущем уроке ученики знакомились с фактическим описанием явления солнечного и лунного затмений, рассматривали изображения Луны во время затмения, затмения Солнца, анализировали свой опыт наблюдения и опыт других очевидцев: "Страшный крокодил Солнце проглотил…" и пр.

Был поставлен вопрос о механизмах затмения и исследовано, как объекты разной формы отбрасывают тени.

Что замечательно в уроке, который описан? Весь урок ученики 4-го класса занимаются фактически работой со схемами и моделями. Это могло бы показаться довольно скучным делом, если бы в классе не было того уровня учебной самостоятельности, который сложился к этому времени. Обратите внимание: дети сами определяют, какое будет у них домашнее задание; какими модельными средствами воспользоваться для решения задачи; как работать – в группе, в паре или индивидуально; кого спросить из несогласных с ними. И такой способ работы для них не новость, а совершенно привычная ситуация. Может быть, я бы и не поверила, что ученики 4-го класса на это способны. Но я была на этом уроке и видела все это своими глазами.

Большую часть урока учительница С.В. Грибок простояла рядом с последней партой. Урок разворачивался в основном по логике детской мысли, благодаря умению детей взаимодействовать и привычке содержательно работать. Учительница вмешивалась в ход урока в тех четырех ключевых точках, которые обозначены в записи урока римскими цифрами.

В чем значение развернутого моделирования, которое было сутью урока? Подобное моделирование неоднократно разворачивается на уроках в 4-х классах. Оно заставляет учеников совершать целый ряд сложных умственных действий (эти действия часто не под силу взрослым, которые так не учились, но в ходе практического моделирования осваиваются и взрослыми, и детьми). Какие это действия?

  • Действие замещения наблюдаемого объекта его подобием (схематическим изображением или "копией"). Трудность такого замещения состоит в том, что некоторые свойства реального объекта "теряются" в его копии. Например, "Солнце" не светит (мячик) или светит с одной стороны (настольная лампа).

  • Действие "проведения" воображаемых линий (и вообще воображение реально отсутствующего в модели). Например, мысленное проведение линии "тени", от не светящегося солнца.

  • Действие проверки "правильности" воспроизведения движения небесных тел в движущейся модели ("оживление" схемы, нарисованной на бумаге).

  • Де-центрация: возможность "видеть" не только с того места, на котором реально стоишь, но и с другого места ("за" партнера по движению).

  • Действие оценки: насколько в модели достигается намеченный результат (соответствует ли модель объясняемому явлению).

Все эти сложные умственные действия формируются у детишек в ходе работы, подобной той, что организовала С.В. Грибок на своем уроке. Как вы понимаете, этот результат возможен только в атмосфере учебной самостоятельности и поискового азарта, которую могли ощутить все присутствующие на уроке.

Елена ЧУДИНОВА

 Урок по курсу "Окружающий мир"

1-й класс

Тема. "Процесс. Циклические процессы".

Задачи детей.

  • Чтение схем процессов;

  • определение хода процесса по изображениям его разных стадий (работа с разрезными картинками);

  • составление схем процессов.

Задачи учителя.

  • Организовать анализ схем разных процессов (на материале процессов, происходящих в природе весной);

  • организовать работу с разрезными картинками на доске и обсуждение хода процессов (открытие циклических процессов);

  • организовать поиск свойств семени одуванчика и куриного яйца (постановку вопроса о распространении семян – работа с картой вопросов и ответов);

  • организовать индивидуальную работу детей с учебником-тетрадью.

Оборудование. Картинки с изображением разных стадий развития птицы (курицы), разных стадий роста растения (одуванчика); яичная скорлупа, семена одуванчика; учебники-тетради, клей.

ХОД УРОКА

Недавно в классе отмечали Масленицу. Поэтому урок начинается с обсуждения этого праздника.

Учитель. Целую неделю в марте на Руси празднуют великий праздник...

Дети. Этот праздник – Масленица.

У. А что пекут на Масленицу?

Д. На Масленицу принято печь блины.

У. А почему блины?

Д. Потому что блин – это олицетворение солнца.

Учитель читает загадку.

У. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.

Д. Это солнышко.

У. (Записывает на доске схему процесса.) Что я показала на схеме?

Д. Солнце зимой почти не грело, весной солнышко начинает набирать свою силу. Солнце начинает греть сильнее.

У. Какие еще процессы происходят в природе весной?

На доске:

Д. Снег весной под воздействием солнечных лучей начинает таять, превращается в воду, а вода испаряется и превращается в пар.

На доске:

Д. На деревьях весной набухают почки и распускаются листочки.

Учитель напоминает детям, что сейчас идет только первый месяц весны – март.

У. Скоро растает весь снег, появится первая молодая трава...

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Что это?

Д. Это одуванчик.

Учитель прикрепляет к доске картинки, изображающие разные стадии развития одуванчика. На них изображены: молодой росточек, одуванчик, собирающийся цвести; цветущий одуванчик; одуванчик с белой головкой; семя одуванчика – парашютик. Последовательность картинок перепутана. Учитель просит восстановить нужную последовательность.
Дети выходят к доске и пытаются выстроить картинки в правильной последовательности. При этом возникает два мнения. Одни объясняют, что сначала появляются несколько молоденьких листочков одуванчика, затем листочки растут, их становится все больше, затем на стебельке появляется бутон, по мере созревания бутон превращается в цветок, потом цветок созревает и получаются семена. Затем семена раздует ветер.
Другие дети говорят, что начинать нужно с рисунка с изображением семени одуванчика, потому что это начало жизни одуванчика.

У. А нельзя ли это как-то показать на одной схеме?

Д. Можно вот так поставить!

Ученики обнаруживают, что если расположить картинки по кругу и соединить изображения стрелками, то на схеме будут отображены оба мнения.

У. Как вы назовете такой процесс?

Д. Повторяющийся. Круговой.

У. Верно. Можно назвать и так. Еще можно назвать его "циклическим". Давайте найдем другие примеры циклических процессов.

У. На поляне зазеленела травка и после долгой зимы вышли на поляну…

Не хочу один жевать я!
Пусть скорей приходят братья!
– Где ж они? – Под старой липой!
– Как зовут их? – Цыпа-цыпа!

Д. На поляну вышли цыплята.

Учитель вывешивает на доску картинки, изображающие стадии развития курицы. Картинки в беспорядке разбросаны по пространству доски. Дети располагают картинки по круговой схеме, комментируя свои действия.
Учитель предлагает детям рассмотреть семя одуванчика и яичную скорлупу, и описать, какие они.
Ученики поворачиваются друг к другу (в четверках). Учитель раздает в каждую группу семя одуванчика и яичную скорлупу. Дети трогают, нюхают, рассматривают и обсуждают в группах замеченное ими. Затем учитель просит назвать свойства яичной скорлупы. От каждой группы называют одно свойство.

Д. Она твердая, хрупкая, белая, на ней пупырышки, под ней есть мягкая пленочка.

Учитель записывает то, что говорят дети символами на доске.

У. Теперь, пожалуйста, про семя одуванчика.

Д. У него есть парашютик, белые ниточки, а внизу толще, это и есть семечко, оно подвешено на тонкой нити, оно твердое, парашют не летит, потому что он засушенный.

У. Как вы думаете, зачем яйцу нужна такая оболочка? Почему у него нет парашютика? Зачем у семени одуванчика парашют?

Д. Парашют нужен, чтобы улететь. А яйцу не надо улетать, курица его должна высидеть. Поэтому у яйца твердая скорлупа. Иначе его курица раздавит.

Учитель говорит, что он все-таки не понимает, зачем семени одуванчика понадобилось куда-то лететь. Дети высказывают свои соображения, которые учитель предлагает отметить на Карте вопросов и ответов и вернуться к ним позднее (по программе тема "Распространение семян" планируется в конце 1-го класса).
Далее дети работают самостоятельно в учебниках-тетрадях на с.51 (часть 2). Из разрезного альбома вырезают картинки с разными стадиями развития курицы и составляют из них схему процесса.
Увидев в тетради линейную заготовку для схемы, дети спрашивают, какая картинка должна быть первой. Учитель разрешает начать с любой стадии, главное – наклеить их в правильной последовательности.

Домашнее задание.

1) Придумать, как можно записать символически процесс развития курицы.
2) Исследовать свойства куриной скорлупы (узнать, пропускает ли она воду и воздух).

Светлана СМИРНОВА
учитель школы № 9, г. Казань

Урок по курсу "Естествознание"

4-й класс

Тема. "Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения".

Оборудование. Мячи, пластилиновые шарики, фонарики; учебники-тетради.

Задачи детей.

  • Развернутое моделирование солнечного и лунного затмений;

  • обсуждение механизма затмения.

Задачи учителя.

  • На материале домашнего задания организовать обсуждение механизма затмений, сравнение солнечного и лунного затмения;

  • на материале анализа и сопоставления схем, объясняющих полнолуние и лунное затмение, организовать развернутое моделирование этих явлений (использование разных модельных средств).

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Ребята на схемах, данных на Т 21, показывали дома тени, отбрасываемые небесными телами.

У. С домашним заданием справились? Кому было трудно?

Дети рук не подняли, из чего учитель заключил, что, видимо, затруднений не было.

У. Что сейчас будем делать?

Д. Мы сейчас будем сверять домашнее задание.

У. Как будем сверять?

Д. Мы будем сверять домашнее задание в парах.

Дети смотрят, как выполнено домашнее задание соседом по парте.

У. Совпало ли ваше мнение и мнение соседа?

У кого мнения совпали, поднимают руки домиком.

При проверке домашнего задания у некоторых детей возникли вопросы, которые в паре они решить не смогли и попросили помощи у класса. Другие ребята предложили им нарисовать схемы, с которыми они не справились дома, на доске. Ученики нарисовали.

Д. Затмения изображены на 2- и 4-й схемах.

У. Как вы определили?

Д. На этих схемах небесные тела выстроены в одну линию (дорисовывают линии на схемах).

У. В чем различие этих затмений?

Д. На одной схеме Луна закрывает Солнце от Земли.

У. Покажи на схеме.

Ученик рисует тень, отбрасываемую Луной на Землю, – линии, соединяющие Луну и Землю.

Д. На другой схеме тень Земли закрывает Луну (рисует полоску тени, которую отбрасывает Земля).

У. Скажите, чем отличается затмение звезды и затмение планеты?

Д. При затмении звезды ее закрывает небесное тело. При затмении планеты – она попадает в тень небесного тела.

У. Подпишите под схемами вид затмения.

Дети подписывают схемы в тетради на Т 21.

II. Постановка новой задачи

У. Теперь вы все сможете распознать схему, на которой изображено затмение?

Дети показывают знаки согласия. Учитель предлагает две схемы. На одной схеме изображено положение Луны, Солнца и Земли в момент затмения Луны, на другой – положение Луны, Солнца и Земли во время полнолуния.

У. Одна схема вам знакома, она показывает ситуацию полнолуния. Напомните, что такое полнолуние?

Д. Во время полнолуния Луна видна нам как целый круг.

У. Вы видите, что на обеих схемах Луна, Земля и Солнце расположены на одной линии. Как такое может быть? Это вопрос, на который вам предлагается ответить. Покажите, как вы будете работать.

Некоторые ученики берутся за руки, показывая, что хотят работать парами. Желающие работать в группе – образуют цепь из сомкнутых рук. Желающие работать индивидуально подняли правую руку.

У. Сколько времени вам нужно на обсуждение этого вопроса?

Дети предлагают время: семь минут, десять минут.

У. Хорошо, десять минут.

Д. Можно нам взять мячи?

У. Все, что вам нужно, вы можете взять со стола.

Фото 1
Фото 1
Фото 2
Фото 2
Фото 3
Фото 3
Фото 4
Фото 4

Дети подходят к учительскому столу, на котором лежат приготовленные мячи, пластилиновые шарики, фонарики. Участники разных групп выбирают для себя разные модельные средства.
Некоторые не подходят к столу, выходят всей группой на свободное пространство класса и начинают договариваться о том, как построить "живую" модель – встать так, чтобы один человек был за Солнце, другой – за Луну и т.д. Заканчивая работу, ученики поднимают руки.
Представители групп по очереди рассказывают о своем решении. Другие участники групповой работы помогают им, действуя с мячами и лампой, пластилиновыми шариками, показывая на "живой" модели, как все происходит (см. фото 1, 2).
Основным в обсуждении становится вопрос о том, как может наблюдаться с Земли полная Луна, если Солнце, Земля и Луна стоят на одной линии и в этот момент должно быть лунное затмение, то есть Луны вообще на небе не должно быть видно.
Дети вспоминают вид лунного затмения (материал предыдущего урока).

Д. Лунное затмение как раз бывает хорошо видно, если полная Луна, тогда на ней появляется круглая тень.

– Нет, наверное, неправильная схема. Если только чуть-чуть подвинуть Землю или Луну, они уже не будут на одной линии, но все равно будет полнолуние.

Дети показывают это на "живой" модели – девочка приседает – теперь она ("Земля") не заслоняет Луну и "Луна" (девочка с косичками) "освещена Солнцем" (девочка с большим бантом), то есть Луна видна с Земли как полная (видно все лицо – "освещенная сторона Луны"). (см. фото 3)

Участники другой группы разъясняют это друг другу с помощью пластилиновых шариков (см. фото 4).
Ученики формулируют общий вывод.

– При затмении Луны все три небесных тела выстраиваются на одной прямой. При полнолунии мы такого не наблюдаем.

III. Самостоятельная работа

У. Как вы полагаете, сможете ли вы сейчас сами найти положение внешней планеты, при котором с нее наблюдается затмение светила?

Дети показывают знаки согласия.

У. Откройте тетради на Т 22. Прочитайте задание. Работайте в группах, парах или индивидуально, кому как удобнее.

Группа, выполнившая работу первой, выносит свой результат на доску.
Другие показывают знаки "согласия", "несогласия".
Если кто-то не соглашается, то ученик, стоящий у доски сам спрашивает: "С чем ты не согласна, Маша? У тебя есть возражения, Костя?" Общими усилиями схема корректируется.

IV. Домашнее задание.

У. Какое домашнее задание вы можете предложить?

Д. Доделаем Т 22. Составим свои подобные задания на карточках.

У. Ни у кого нет возражений? Запишите домашнее задание.

Светлана ГРИБОК
учитель школы № 9, г. Казань