Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ЖАВОРОНКО,
учитель школы № 13,
г. Белгород

Изучаем существительное по "Азбуке города"

Урок по русскому языку, предложенный Еленой ЖАВОРОНКО, учителем начальных классов школы № 13 г. Белгорода, позволяет повторить не только материал по теме "Имя существительное", но и правила поведения на улице. Умело подобранный материал позволяет решить все поставленные перед детьми задачи и сделать урок интереснее и полезнее.

3-й класс

Тема. "Имя существительное".

Цели. Закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме; активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; развивать мышление; закреплять представления детей о назначении светофора; повторять правила поведения на улице при переходе дороги; воспитывать желание стать грамотным пешеходом, интерес к изучению дорожной азбуки.

Оборудование. Кроссворд; карточки с текстами; рисунок светофора; конверт; плакат с текстом стихотворения; веер с гласными.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Назовите тему последних уроков русского языка.

Дети. Имя существительное.

У. Сегодня мы проведем урок, посвященный знанию Азбуки города, и продолжим работать с именами существительными.

Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.

Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок.

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.

Д. Это светофор!

III. Чистописание

На доске:

У. К какой части речи относится это слово?

Д. К имени существительному.

IV. Повторение ранее изученного материала

У. Что такое имя существительное?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

У. Как изменяется имя существительное?

Д. По числам и падежам.

У. Что вы еще знаете об имени существительном?

Д. Имя существительное бывает мужского, среднего и женского рода.
– Одушевленное и неодушевленное.
– Собственное и нарицательное.

V. Знакомство с историей слова

У. Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нем знаете?

Д. Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

У. Ребята, а вы знаете, почему он так называется?

Д. Нет.

У. Это слово составлено из двух частей "свет" и "фор". Первое слово вам хорошо известно. А "фор" произошло от греческого слова "форос", что означает "несущий". Вместе "светофор" значит "носитель света". Он и несет свет трех разных цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.

Ученик.

Утром проснешься ты,
Выйдешь из дому –
На перекрестке твой
Старый знакомый.
Он огоньком тебе
Красным мигнет,
Скажет: "Опасно!
Закрыт переход".
Желтый зажжется:
"Чуть-чуть подожди".
Вспыхнет зеленый:
"Спокойно иди!"

У. Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зеленый. А в Москве светофор появился в 1929 году.
Важно ли уметь понимать сигналы светофора?

Д. Да. Они помогают перейти дорогу.

У. Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них?

Д. Желтый свет – предупреждение.
– Зеленый свет – можно переходить дорогу.
– Красный свет – путь закрыт.

У. Зная эти правила, мы сможем избежать аварий и сохраним свою жизнь.

VI. Словарная работа

У. У нас в гостях Светофорчик, который хорошо знает правила дорожного движения.

Светофорчик приготовил вам кроссворд. Он хочет проверить, помните ли вы наши беседы.

1. Как называется часть загородной дороги?

2. Как называется место, где ожидают транспорт?

3. Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть –
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я – так и знай.

4. Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?

5. Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?

7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?

8. На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.

9. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.

Ответы:

1. Обочина. 2. Остановка. 3. Велосипед. 4. Пешеход. 5. Шоссе. 6. Перекресток. 7. Тротуар. 8. Светофор. 9. Дорога.

У. Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д. Это слово "инспектор".

У. Кто такой автоинспектор?

Д. Самый главный человек на улице, регулирующий движение транспорта и пешеходов.

Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали,
Вы видали?
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.

(Я.Пишумов)

У. Инспектор – должностное лицо, осуществляющее надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения.
Рассмотрите внимательно свои ответы. К какой части речи относятся слова?

Д. К имени существительному.

У. На какие группы можно разделить слова, записанные по горизонтали?

Д. На одушевленные и неодушевленные. По родам.

У. Какое слово "лишнее"?

Д. Пешеход, потому что все слова неодушевленные, а слово пешеход – одушевленное, отвечает на вопрос кто?

VII. Физкультминутка

Учитель показывает сигналы. Дети их выполняют. Красный – стоят тихо, желтый – хлопают в ладоши, зеленый – топают ногами, как будто идут.

VIII. Закрепление изученного материала

На доске:

автмобиль
пссжир
трллейбус
вдитель
клесо
дрга
шссе

грд
вгн
мшина
шфер
остновка
стянка
тртур

Учитель делит класс на три группы.

У. Следующее задание вы будете выполнять по группам.

  • Группа 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

  • Группа 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы и распределите данные слова на три группы.

  • Группа 3. Используя эти слова, составьте предложения.

Дети выполняют задание. Далее осуществляется проверка.

  • Группа 1. Используя веер, дети объясняют написание слов.

  • Группа 2. Ребята зачитывают слова, распределенные на три группы: существительные женского, мужского и среднего рода.

  • Группа 3. Ученики зачитывают составленные предложения.

Д. По улицам города едут автомобили, троллейбусы, автобусы, трамваи. И дорога для пешеходов бывает опасной. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать. При переходе дороги главное – внимательно посмотреть по сторонам, потому что дорога обманчива.

У. Светофорчик предлагает вам следующее задание: найдите ошибку и прочитайте с интонацией.

Учитель раздает карточки с текстом.

Карточка 1

Эй, мошины, полный ход!
Я премерный пишиход:
Торапиться нелюблю,
Вам дарогу уступлю.

Дети выполняют задание.
Учитель открывает на доске правильный текст и предлагает учащимся проверить и объяснить написание слов.

На доске:

Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

– Чтобы вы поняли из этого стихотворения?

Д. Когда я буду переходить дорогу, я не буду торопиться.

IX. Самостоятельная работа

У. Сегодня нам пришло любопытное письмо от инспектора.

Учитель раздает ученикам карточки с текстом.

– В нем говорится о правилах поведения на дороге. Но некоторые существительные пропущены. Вставьте их и укажите падеж.

Дети работают. В конце урока "цепочкой" читают вслух по одному предложению из письма.

Карточка 2

Широкая _________ словно разделена пополам. На каждой ее половине машины бегут в одну сторону. Тебе нужно перейти ______. На перекрестке нет ни светофора, ни регулировщика. Прежде чем ступить на _________ , выбери самое безопасное место, где ________ хорошо просматривается в обе стороны. Обязательно остановись на краю ________ или ________ . Прислушайся, внимательно осмотри _______ . Не появилась ли откуда машина, не мчится ли мотоцикл? Если поблизости нет транспорта, начинай переход. Переходи по прямой. Постоянно следи за ____________ , пока не закончишь ______ .

Твой друг инспектор.

Слова для справок: дорога, тротуар, обочина, проезжая часть, переход (написаны на доске).

– Среди имен существительных, вставленных вами в текст, найдите такое, которое при изменении в нем ударения станет другой частью речи.

Д. Доро'гадорога', существительное стало прилагательным.

У. Какие советы инспектора вы возьмете себе на вооружение?

Выслушиваются ответы детей.

Х. Итог урока

На плакате:

АЗБУКА ГОРОДА

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над головой,
Знаки навешены над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

(Я.Пишумов)

У. Прочитайте текст про себя. Выберите главные, на ваш взгляд, строчки.

Д. Я думаю, в этом стихотворении главные три последние строчки. Город постоянно требует от нас знаний правил дорожного движения.

У. Как вы понимаете, что обозначает слово мостовая.

Д. Мостовая – это дорога, по которой едут машины.

У. Первоначально слово "мостовая" обозначало мощеную улицу (то есть крытую деревянными мостками), затем стало обозначать проезжую часть улицы.
Правила существуют везде. И на дорогах тоже. Им нужно подчиняться, чтобы не случилась беда.
Что вам понравилось на уроке? Чему он вас научил?
Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить о правилах дорожного движения.