Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда МИХЕЙКИНА,
школа "Самсон",
г. Москва

Тайны из жизни насекомых

Сегодня учитель может сам выбирать учебные пособия, по которым он будет работать. Но какой бы учебник по ознакомлению с окружающим миром мы ни взяли, в нем обязательно будет тема "Насекомые".
Разработки уроков для 1-го класса, представленные Надеждой МИХЕЙКИНОЙ, учителем начальных классов школы "Самсон" г. Москвы, могут быть использованы педагогами, работающими по программе О.Т. Поглазовой, при изучении жизни насекомых в разные времена года.

1-й класс

Тема. "Жуки и бабочки".

Цели. Закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; расширить знания о бабочках; учить наблюдать и устанавливать взаимосвязи в природе; учить выделять главное в наблюдаемом явлении; учить работать с научно-популярным текстом (умению выделять главное); воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру (в частности к насекомым).

Оборудование. Учебник "Окружающий мир. 1-й класс", автор О.Т. Поглазова; изображения оленя, носорога, жука-оленя, жука-носорога; птиц, насекомых, млекопитающих (среди которых должны быть гусеница и паук), распечатка названий групп этих животных; карточки для самостоятельной работы; физическая карта мира; цветные карандаши; коллекции насекомых; цветные отрезки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала

Учитель. Прочитайте названия групп животных, написанные на доске.

На доске:

ПТИЦЫ

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

НАСЕКОМЫЕ

– Назовите их отличительные признаки.

Дети. У птиц тело покрыто перьями, есть клюв и крылья. Тело млекопитающих покрыто шерстью, у них четыре лапы, а детенышей млекопитающие кормят молоком. У насекомых шесть лапок, три части тела, есть чувствительные усики.

У. Прикрепите карточки с изображениями животных под названием нужной группы.

– Почему паук – это не насекомое?

Д. Он не насекомое, так как у него не 6, а 8 ног.

У. Почему гусеницу отнесли к насекомым?

Д. Гусеница, хоть и не имеет признаков насекомых, относится именно к этой группе, так как она является личинкой бабочки, то есть деткой бабочки.

У. Знания признаков различных групп животных, строения насекомых вы используете при выполнении проверочной работы.

Учитель раздает карточки для проверочной работы.

– Возьмите листочки. Приготовьте синюю ручку, желтый, синий и красный карандаши. Кто уже догадался, сколько вопросов будет в проверочной работе? Я буду читать утверждения о животных, а вы их должны внимательно послушать и, если согласны, поставить под номером знак "+", а если не согласны, поставить "–".

1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Кошка относится к млекопитающим, потому что она любит молоко. (–)
3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (–)
4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)
5. У насекомых 6 ног. (+)
6. Все насекомые умеют летать. (–)
7. Паук – это насекомое. (–)
8. Признаки птиц – клюв и перья. (+)
9. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)
10. У пингвина есть клюв и перья, но он не умеет летать. Значит, он не птица. (–)
11. Закрасьте брюшко муравья желтым карандашом, голову – красным, грудь – синим.

После выполнения работы дети сдают карточки на проверку учителю.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Вы узнаете новую тему, если отгадаете загадки:

С броней, а не танк,
С крыльями, а не самолет,
Летит – шумит, а без мотора.

Д. Жук.

У. Порхает маленький цветок,
Садится сам на стебелек.

Д. Бабочка.

У. Сегодня на уроке мы будем говорить о жуках и бабочках. Цель этого урока – узнать тайны из жизни жуков и бабочек.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Для начала давайте рассмотрим жуков и бабочек из коллекции. Какие общие признаки есть у жуков и бабочек?

Д. Шесть ног, чувствительные усики, крылья.

У. Чем отличаются жуки от бабочек?

Д. У жуков 4 крыла, два из которых сложены под жесткими надкрыльями, а у бабочек два крыла и они не складываются.

У. Вы увидели, как разнообразен внешний вид жуков. Оказывается, их образ жизни может тоже очень отличаться. О жизни некоторых жуков мы узнаем из задания № 1 на с. 27.

– Прочитайте, как называется красно-черный жук с длинным телом.

Д. Жук-могильщик.

У. Жук-могильщик – природный санитар, он питается падалью. Чтобы обеспечить пищей личинок, он закапывает в землю мелких мертвых животных, например, мышей, птичек. Соедините линией изображения жука и его пищи.
Прочитайте название следующего жука. Как вы думаете, почему он так назван?

Д. Красотел пахучий так назван потому, что у него красивое тело и он, наверное, сильно пахнет.

У. Верно. Красотел пахучий истребляет вредителей лесов – гусениц непарного шелкопряда. Поэтому он даже был ввезен с юга России в США, когда там появилось много гусениц и они грозили уничтожить огромные леса Америки.
Божья коровка всем знакома. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука, то он выпустит из брюшка яркую желтую каплю с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так, взрослые жуки уничтожают вредителей растений – тлей.
Колорадский жук родом из Северной Америки. Личинки этого жука могут полностью уничтожить листья картошки и погубить все поле.
Соедините изображения жука и его пищи. Кого из этих жуков мы можем назвать полезными? Почему?

Д. Полезными можно назвать божью коровку, красотела пахучего, так как они защищают растения от тлей и гусениц. Жук-могильщик тоже полезен, так как закапывает погибших животных и таким образом не позволяет размножаться болезнетворным микробам.

У. Что может произойти, если исчезнет божья коровка?

Д. Если исчезнет божья коровка, то тли могут уничтожить листья растений и они погибнут. Тогда может погибнуть весь урожай в какой-либо местности.

У. A с какими жуками люди борются? Почему?

Д. В деревнях люди борются с колорадским жуком, так как он губит картофель.

У. Прочитайте статью на с. 21 и скажите, что нового вы узнали о жуках.

Дети читают текст.

Среди насекомых много жуков. Жуки быстро бегают, могут летать. Среди них есть листоеды, короеды и хищники. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Божья коровка помогает огородникам спасать растения от тли. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных. Их называют "санитарами".

 Каких жуков называют санитарами? Почему?

Д. Санитаром называют жука-могильщика, так как он спасает нас от вредных микробов. Санитаром можно назвать и красотела пахучего, так как он спасает лес от разных гусениц.

У. К каким насекомым можно отнести божью коровку?

Д. К хищникам, ведь она питается другими насекомыми.

У. Хотите познакомиться с жуками-рекордсменами? Откройте учебник на с. 28 и рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, почему такие удивительные названия у жука-оленя, жука-носорога, дубового усача, жука-геркулеса и жука-голиафа?

Учитель прикрепляет на доску изображения оленя и носорога.

Д. Эти жуки так названы из-за своего внешнего вида. У жука-оленя рога, как у оленя; жук-носорог похож на носорога своим единственным рогом; дубовый усач имеет длинные усы, а живет, видимо, в дубовых лесах.

У. А вот жук-голиаф и жук-геркулес получили свои названия из-за огромных размеров, которыми напоминают мифических силачей – Геркулеса и Голиафа.

 Давайте прочитаем текст на с. 28.

Дети читают текст по частям.

В наших лесах можно встретить жука-оленя. Его длина вместе с "рогами" бывает 8 сантиметров. Дубовый усач знаменит своими длинными усами. Жук-носорог защищает свои владения большим "рогом". Жук-голиаф обитает в Африке. Его длина достигает 11 сантиметров. Один из самых крупных жуков – жук-геркулес. Его длина бывает до 18 сантиметров, причем половина приходится на его рог. Обитает этот жук в Южной Америке.

Рассмотрим, чем похожи и чем различаются изображенные на рисунках жуки.

На доске:

Чтение 1-го и 2-го предложений.

У. Покажите на линейке размер жука-оленя, проведите линию такой длины возле изображения жука в учебнике.

Учитель помещает на доску цветной отрезок.

Чтение 3-го, 4-го предложений.

У. Как вы понимаете слово владения?

Д. Место, где кто-то живет, считает его своим.

У. Для чего жуку-носорогу рог?

Д. Он защищает рогом свою территорию.

Чтение 5-го, 6-го предложений.

У. Каков размер жука-голиафа? Найдите число 11 на линейке.

Учитель помещает цветной отрезок на доску.

– Где он живет?

Д. В Африке.

Учитель показывает места обитания жука на карте мира.<

Чтение 7–9-го предложений.

У. Каков размер жука-геркулеса? Найдите число 18 на линейке.

Учитель помещает на доску цветной отрезок и показывает места обитания жука на карте мира.

– Сравните размеры жуков с помощью отрезков. Какой жук больше?

Д. Больше всех жук-геркулес.

V. Физкультминутка

Учитель называет насекомых, если это жуки – дети складывают руки за спиной и жужжат, остальных насекомых показывают прыжками.

У. Кузнечик, божья коровка, муравей, комар, красотел пахучий, колорадский жук, светлячок, дубовый усач.

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Мы узнали удивительные тайны из жизни жуков. А о ком вы еще хотели бы сегодня узнать?

Д. О бабочках.

У. Чем бабочки отличаются от жуков?

Д. Бабочки не могут складывать крылья, у них нет жестких надкрылий.

У. Рассмотрите рисунок бабочки махаона на с. 29. Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастет плод: яблоко, груша, огурец.
Почему говорят, что если бабочек прогнать, урожая не видать?

Д. Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая.

У. Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка-махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу – в ней собраны названия животных, которым грозит исчезновение.
Рассмотрите рисунки художника на с. 29 и попробуйте объяснить, почему сейчас встречается очень мало бабочек.

– Как мы можем помочь бабочкам выжить?

Д. Насекомых надо беречь, не ловить их, чтобы полюбоваться, а смотреть не дотрагиваясь. Не надо уничтожать гусениц, ведь со временем из них могут вырасти красивые бабочки.

VII. Подведение итогов

У. Какие тайны из жизни насекомых вы узнали?

Д. Мы узнали, чем отличаются жуки от бабочек, чем они питаются, где живут. Теперь мы знаем, почему многих жуков и бабочек надо охранять.

У. Рассмотрите иллюстрации на с. 27–29. Какое насекомое произвело на вас самое сильное впечатление?

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Домашнее задание

У. С помощью статей на с. 27, 28, 30 подготовьте рассказ о понравившемся насекомом.

Тема. "Муравьи и пчелы".

Цели. Закрепить знания отличительных признаков насекомых; познакомить с жизнью пчел и муравьев; учить устанавливать взаимосвязи в природе, выделять главное в наблюдаемом явлении; воспитывать интерес и уважение к окружающему миру.

Оборудование. Учебник "Окружающий мир. 1-й класс", авт. О.Т. Поглазова; карточки с названиями групп животных и их признаками; видеофильм о пчелах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала

На доске помещены карточки с названиями групп животных и карточки с их признаками.

У. Давайте вспомним, какие группы животных мы изучили.

Д. Млекопитающих, птиц, насекомых.

У. Подберите признаки к каждой группе животных.

Дети выходят к доске, берут и читают карточку с признаками животных и прикрепляют ее под названием нужной группы. В результате получается следующая схема:

– О каких понравившихся вам на прошлом уроке насекомых вы хотите рассказать?

Учащиеся по желанию рассказывают о двух-трех насекомых.

III. Сообщение темы урока

У. Отгадайте загадки.
Что за домик, мне скажите,
В нем летает каждый житель.
Кто в том домике живет,
Запасая сладкий мед?

Д. Пчелы.

У. Под сосною – горки-домики.
В них живут шестиногие гномики.
Чем выше гора,
Тем больше гномов семья.

Д. Муравьи.

У. О жизни каких насекомых мы узнаем сегодня на уроке?

Д. О жизни пчел и муравьев.

У. Что вы о них уже знаете?

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Сначала мы с вами отправимся на пасеку – место, где люди выращивают пчел. Откройте учебники на с. 31, рассмотрите рисунки. Найдите домик, который человек сделал для пчел. Как он называется?

Д. Улей.

У. Запишите название "улей" в специальное окошко над ним. Вход в улей называется "леток". Как вы думаете, почему?

Д. Потому что пчелы через него влетают в улей.

У. Кто живет в улье?

Д. Пчелы.

У. Какой звук ударный в этом слове?

Д. Звук [о].

У. Записывая это слово, обратите внимание на написание ударного слога: слышится звук [о], а пишется буква ё. В пчелином улье каждая пчела имеет свою "профессию". В улье только одна пчела-матка*, это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчелы. Найдите пчелу-матку на рисунке в задании № 1.
Пчела-матка живет в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Как же она питается?

Д. Ее кормят другие пчелы.

У. Правильно. Эти пчелы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчелы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, который потом перерабатывают в мед. Также рабочие пчелы* собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.
За яйцами и личинками пчел ухаживают пчелы-няньки.* Есть в пчелиной семье пчелы-уборщицы,* следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни* – это пчелы, которые ничего не делают, только едят мед. Когда в улье становится мало меда, пчелы выгоняют трутней-бездельников.
Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчелы занимаются сообща. Так, в жару пчелы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчел – только для защиты, а не для нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает.
Вот так и живет пчелиная семья. О каких "профессиях" пчел вы узнали?

Д. О "профессиях" пчелы-матки, рабочей пчелы, пчелы-уборщицы, пчелы-няньки.

У. Как относятся к трутням в пчелиной семье?

Д. Их выгоняют, так как они ничего не делают, а только едят мед, добытый другими пчелами.

У. Кто теперь сможет объяснить, каких людей называют трутнями?

Д. Тех, кто сам ничего не делает, а пользуется результатами чужого труда.

У. Верно. А теперь давайте посмотрим видеофильм, чтобы лучше представить жизнь пчелиной семьи. Посмотрев фильм, скажите, о какой новой профессии пчел вы узнали?

Просмотр фрагментов видеофильма.

– Какая "профессия" еще есть у пчел?

Д. Пчела-строитель – она строит соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки-личинки.

У. Молодцы! Вы уже много узнали о пчелах.

V. Физкультминутка

У. Давайте повторим "профессии" пчел. Я буду называть "профессию" пчелы, а вы жестами показывайте, что делает эта пчела.

Учитель называет "профессию" пчелы, а учащиеся показывают ее работу.

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Что случится, если не будет пчел?

Д. Не будут опыляться растения, и не будет урожая; исчезнут некоторые лекарства; не будет меда – важного источника необходимых людям полезных веществ.

У. Как вы поступите, если на поляне, где вы играете, вам встретится множество пчел?

Д. Мы не будем махать руками, прогонять пчел, дадим им собрать нектар.

У. А если вас вдруг укусит пчела, вам пригодится полезный совет на с. 31. Прочитайте о том, как можно ослабить зуд кожи.

Д. Место укуса пчелы можно смазать соком одуванчика.

У. Какие насекомые, кроме пчел, тоже живут дружными трудолюбивыми семьями?

Д. Муравьи.

У. В муравьиной семье тоже распределены обязанности. Прочитав стихотворение на с. 33, 35, мы узнаем "профессии" муравьев и сравним их с "профессиями" пчел.

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

(С.Михалков)

Учитель и ученики читают вслух стихотворение.

– Как называется дом муравьев? Кто его делает?

Д. Дом муравьев называется муравейник, его строят рабочие муравьи.

У. Какие "профессии" муравьев прозвучали в стихотворении?

Д. Бойцы, няньки, рабочие муравьи.*

У. У муравьев еще много других занятий. Рассмотрите рисунки на с. 33, скажите, занятие какого муравья вызывает у вас удивление.

Д. Муравей, играющий на дудочке.

У. Оказывается, среди муравьев есть так называемые пастухи*. Только пасут они не коров, а тлей. Эти маленькие тли, как зеленые коровки, которые выделяют капельки сладкой жидкости – "молочко". Его очень любят все муравьи.
Какие "профессии" вы еще не встречали у пчел?

Д. "Профессии" воина, охотника, пастуха.

У. Чем занимаются насекомые этих "профессий"?

Д. Воины* защищают муравейник от врагов, пастухи пасут тлей, охотники* ходят на охоту за едой для других муравьев: гусеницами, жуками.

VII. Подведение итогов

У. Почему муравьев и пчел называют дружными тружениками?

Д. Они трудятся на благо всего улья и муравейника, не ссорятся, делают все дружно.

У. Скажите, чем похожа жизнь муравьиной и пчелиной семей?

Д. И муравьи, и пчелы живут очень дружно, в одной семье, насекомые имеют разные "профессии".

VIII. Домашнее задание

У. Нарисуйте дома картинку, на которой будет изображено какое-либо занятие муравьев или пчел.