Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Продолжение. См. № 2/2004

Стихотворная рифмовка

В педагогическую копилку учителя

Фото В.Алексеева

Использование рифмованных упражнений поможет учителю оживить урок, сделать его не только познавательным, но и радостным для учеников. Рифмовки повысят их настроение, объединят и организуют своим ритмом, помогут многим почувствовать удовлетворение от работы и создадут желание идти по пути познания дальше.

В первой части статьи (cм. № 2/2004) мы рассказали вам, уважаемые учителя, почему именно рифмовки – специально составленные стихотворные тексты – так важно использовать в начальной школе на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения. Мы говорили о том, что в зависимости от роли, которую могут выполнять рифмовки, их можно разделить на четыре группы, у каждой из которой есть свое символическое название. Вы уже познакомились с "рифмовками-запоминалками" и "рифмовками-тренажерами", а также опытом работы с ними известного педагога, доцента кафедры начального обучения Шуйского государственного педагогического института Н.М. Бетеньковой, в книге которой "Орфография в рифмовках" дан богатый практический материал по этой теме.

А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с еще одним видом рифмовок тренировочного характера на очень важную для первоклассников тему "Мягкий знак – показатель мягкости на письме".

Лак, лук, лось, лень,
Так, тук, ток, тень,
Сом, соль, мел, мель,
Нос, нес, ел, ель.
Назови, в каких словах
Написал ты мягкий знак?

После хорового или индивидуального – "жужжащего" – чтения дети называют слова с мягким знаком и без него. Можно провести эту работу и по-другому: девочки читают слова с мягким знаком, мальчики – без мягкого знака.

Заинтересует ребят и такой вариант работы с ритмизованными текстами. Учитель от имени Незнайки делает ошибки – пишет мягкий знак там, где писать его не следует, стирает там, где мягкий знак необходим. Затем он предлагает ребятам прочитать получившийся текст. Ученики всегда при этом смеются, наглядно убеждаясь в необходимости мягкого знака в данных словах.

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!

Еще одна группа упражнений называется – "рифмовки-контролеры". Они служат средством контроля и самоконтроля при осваивании умений и навыков орфографически правильного письма. Вот одно из таких упражнений.

Все обдумай, не спеши,
А потом уже пиши:

Ча/чя-йка        е-жи/жы-ки
чи-жи/жы        да-ча/чя
щу/щю-ка        камы-ши/шы

Знаешь, как писать? Теперь,
Так ли думаешь, проверь:

чайка    ежики    чижи
дача    щука    камыши.

Если так хотел писать,
Получай отметку – пять!

Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет над этим подумать. Такой подход способствует обострению орфографической зоркости у младших школьников. Здесь очень важно, что ошибка становится для ребят предметом анализа, не зря говорят: "На ошибках учатся"!

Вторая часть содержит ответ: дает возможность прочитать те же слова, записанные правильно.

Подобную форму "рифмовок-контролеров" следует использовать только тогда, когда ученики хорошо поработали с "запоминалками", упражнениями-"тренажерами" и практически усвоили, как пишутся жи-ши и ча-ща.

А вот пример рифмовки, которая дает возможность повторить правила написания большой буквы в начале предложения и в именах собственных. Кроме того, как показывает практика, такая рифмовка помогает развивать у учеников мотивацию к аккуратному письму.

С заглавной буквы, без сомненья,
Мы начинаем предложенья
И имя папы, мамы, дочки,
Чтоб четко выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Мы писали, мы старались,
Чтоб слова легко читались.

Большинство "рифмовок-контролеров" составляются учителями для проверки какой-либо одной орфограммы. Вот одно из упражнений, используемых для контроля за написанием безударных гласных в корне:

М_рской, р_чной, г_ристый,
Ст_льной, р_дной, л_систый.
Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье!
Проверь слова, да не сп_ши,
Красиво, грамотно сп_ши!

И, наконец, последняя группа упражнений – так называемые "орфографические пятиминутки". Они особо выделяются авторами рифмовок, потому что выполняются, как правило, по завершении букварного периода, во втором полугодии. Проводятся они с учениками устно в виде коллективного соревнования – кто больше орфограмм найдет:

Жимолость, ландыши, щука, часы,
Чудо, машина, огонь, камыши,
Девочка Ира и мальчик Илья –
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

Орфографические пятиминутки – это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма в конце или в самом начале занятия. Их следует использовать многократно, чередуя вместе с другими стихотворными упражнениями.

Точка, бочка, шишка, друг,
Песик Булька и утюг,
Класс, аллея, телеграмма –
Кто нашел все орфограммы?

Для этой работы можно использовать отрывки стихов известных детских поэтов, в которых есть изучаемые орфограммы.

Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться...
Она лежит, не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На пролетавшего грача.

(А.Барто)