Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2004

СИСТЕМА Л.В..ЗАНКОВА

Татьяна ПРОСНЯКОВА

Бабочка-красавица, — как она мне нравится!

Как сделать так, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя при работе с материалами не только на уроках труда, когда можно посоветоваться с учителем или с ребятами, но и когда он один дома? Как заинтересовать его ручным творчеством и включить в увлекательный процесс экспериментирования? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге Татьяны Просняковой «Бабочки», которая открывает целую серию оригинальных изданий для начальной школы "Энциклопедия технологий. Любимые образы". Эти книги предназначены для тех, кто увлекается прикладным творчеством. В первую очередь, они адресованы ученикам начальной школы. В то же время энциклопедии будут интересны и учащимся основной школы. В этих книгах даже шестилетние дети смогут найти для себя доступные и интересные технологии.
Учителя начальных классов могут использовать эти книги на уроках как дополнительный материал, педагоги дополнительного образования – организовать по этим книгам работу студии или кружка, а дети – самостоятельно заниматься дома, в кругу семьи.

В новой серии наглядно представлены и подробно описаны технологии работы практически со всеми доступными детям материалами. Многие из этих технологий являются эксклюзивными авторскими разработками. Некоторые приемы работы уже представлены в учебниках по трудовому обучению в системе Л.В. Занкова: "Умные руки", 1-й класс, авт. Н.А. Цирулик, авт. Т.Н. Проснякова; "Уроки творчества", 2-й класс Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова; "Уроки мастерства", 3-й класс, авт. Т.Н. Проснякова; "Творческая мастерская", 4-й класс, авт. Т.Н. Проснякова (издательство «Учебная литература» «Корпорации «Федоров»). Однако в энциклопедиях эти приемы будут рассмотрены более детально, применительно к другим темам, с новыми идеями и дополнениями. Есть и множество новых технологий, специально разработанных для этой серии.

Основная задача этих энциклопедий – наглядно проиллюстрировать идеи творческого развития детей, положенные в основу программы Т.Н. Просняковой "Художественный труд" в системе Л.В. Занкова, а основная задача этого курса – содействовать максимальному раскрытию творческого потенциала каждого ученика, проявлению его индивидуальных способностей. На уроке важно не только создать условия для развития у детей восприятия, воображения, образного мышления, но и показать ту палитру приемов и технологий, при помощи которых он сможет выразить себя в предметном мире, а это значит – вооружить ребенка инструментами, то есть способами действия.

Представленные энциклопедии позволяют научить детей использовать самые обычные материалы – то, что есть под рукой. Вы хотите сделать бабочку? Не спешите в магазин покупать бумагу! Посмотрите вокруг себя – дома, на даче, на улице. Пролистайте книгу и вы обнаружите десятки материалов, подходящих для создания бабочки: от обрезков кружев до бисера, от птичьих перьев до опилок и стружек, от кусочков ниточек до пластилина и пр.

Материалов много, но среди них надо найти любимые, те, к которым тянутся руки, работа с которыми согревает душу и вызывает глубокий эмоциональный отклик. Для кого-то это нитки, кому-то ближе техника оригами, а кто-то открыл для себя волшебный мир новых пластилиновых технологий. Как найти свой материал, выбрать определенную технологию? Выход один: пробовать. Тогда, возможно, какая-то из техник превратится в настоящее хобби. Безусловно, важно то, как выполняется подмена и то, из каких она материалов. Однако первичным импульсом к творчеству является желание создать какой-либо образ. Не случайно второе название энциклопедий – "Любимые образы". Есть ряд объектов живой природы, которые пользуются неизменным интересом у детей. Ребята чаще выбирают их для самостоятельного творчества, с особой любовью и симпатией относятся к выполнению таких работ. Бабочки, собачки, кошки, рыбки, цветы, птицы, слоны и бегемоты, морские животные... Именно этим образам и будет посвящена новая серия "Любимые образы".

А чтобы усилить заинтересованность детей, расширить их представления о создаваемом объекте, необходимая естественно-научная информация – увлекательные сведения и интересные факты, касающиеся того животного, которому посвящена книга, предложены в занимательной форме. Специально для этой серии Т.В. Смирнова, автор, знакомый читателям по книгам "Белка и компания", "Новые приключения Белки и ее друзей", "Экономика для детей в сказках, играх и задачках" (издательство «Учебная литература» «Корпорации «Федоров»), написала сказки о животных, в которых тонко переплетены мораль с интересными научными фактами, лиричность художественных образов и природные особенности окружающего мира.

Учитель может использовать материал этих учебных книг при подготовке к уроку, осуществляя межпредметные связи между курсами "Трудовое обучение" и "Окружающий мир".

Итак, первая книга "Бабочки". Создание произведения начинается с познавательной активности, эмоционального восприятия – с желания что-то творить самому. Далее происходит знакомство с технологией и ее освоение. А когда работа выполнена, то самое время подумать о том, что же еще, кроме бабочки, можно выполнить данным способом. В этом поможет раздел "Идея для самостоятельного воплощения", который завершает многие технологии.

В книге "Бабочки" материал представлен в трех разделах.

I. Изучаем. Познавательная информация, которая тут же находит отражение в практических технологиях.

II. Фантазируем. Самые разнообразные технологии, позволяющие создать фантастический образ бабочки.

III. Украшаем. Масса практических идей и советов с выкройками и подробным описанием работы. Как украсить бабочками свой мир – одежду, дом, предметы обихода?

Организовать работу с детьми по этой энциклопедии можно по-разному. Например, вы можете сначала прочитать научно-популярный текст и обсудить его с ребятами. Что нового вы узнали?

Какая бабочка вам понравилась больше? Почему?...

Фрагменты из книги

Защита от врагов

Упавший цветок
Вернулся на ветку?
Это – бабочка.

Моритаке

Трудно представить другие живые существа на нашей планете, которые так восхищали бы своим разнообразием, красотой и изяществом, как бабочки!
Неужели же у порхающих красавиц могут быть враги? Есть, и немало. Это птицы, ежи, летучие мыши, ящерицы, жабы, даже барсуки и свиньи, а также хищные мухи, богомолы и пауки. Средства защиты у бабочек весьма разнообразны.
Так, гусеницы, питающиеся ядовитыми растениями, накапливают яд в своем теле и передают его бабочке. Хищник, схвативший ее, получает порцию ужасного обжигающего сока. Он быстро запоминает расцветку такой невкусной бабочки и больше не охотится на ее сородичей. Окраску таких бабочек называют предостерегающей.
Большинство же бабочек не ядовиты и совершенно беззащитны. А выживать им помогает хитрость. Они научились обманывать хищников. Бабочки умеют подражать окраской, формой, а иногда и поведением несъедобным предметам окружающей среды. Их сходство с листьями, палочками порой делает их совершенно малозаметными.
У большинства дневных бабочек нижняя сторона крыльев не яркая, а окрашенная под цвет места, где бабочка обычно отдыхает.
Так, бабочки нимфалиды, обитающие в тропиках, удивительно точно имитируют в рисунках своих крыльев сухие или живые листья, копируют окраску листа, контур, прожилки и даже капельки росы!
Удивительно, что и своим поведением такая бабочка подражает падающему листу: спускаясь с дерева, плавно скользит по спирали, а коснувшись земли, мгновенно складывает крылья и склоняется на бок. Сухой лист, да и только! Такой способ защиты ученые называют миметизмом.
Иногда съедобные бабочки подражают своим сородичам – несъедобным и даже жалящим осам и шмелям. Так, у бабочки стеклянницы не только крылышки лишены чешуек и совершенно прозрачны, но даже полет ее сопровождается жужжанием. Такой метод защиты, при котором безобидное животное подражает хищнику, называется мимикрией.
А некоторые бабочки предпочитают пугать своих врагов. Они демонстрируют хищникам (в основном птицам) рисунок на своих крыльях. Красивые переливчатые пятна округлой формы удивительным образом напоминают глаза животного и приводят птиц в замешательство.
Познакомимся с некоторыми из этих бабочек.

Атрей

Атрей

Место обитания – Южная Америка. Размах крыльев достигает 16 см. Наружная поверхность крыльев этой удивительно красивой бабочки светится глубоким синим цветом. С нижней стороны – окраска охристо-коричневая. Отчетливо выделяются большие и очень яркие темные глазки в белой оправе, похожие на глаза совы. Такие "глаза" отпугивают хищника или отвлекают внимание от жизненно важных частей тела бабочки.

Совка Агриппина

Совка Агриппина

Место обитания – Южная Америка. Размах крыльев до 30 см.
Это самая большая бабочка в мире. Рисунок на ее крыльях поразительно напоминает птичьи перья. Учитывая крупные размеры Агриппины, в полете ее трудно отличить от птицы. Эта бабочка мало изучена, так как ведет ночной образ жизни в труднодоступных тропических лесах.

После знакомства с естественно-научной информацией дети знакомятся и осваивают различные техники изготовления бабочек из птичьих перьев; бабочек, замаскировавшихся под листья, кору или с выразительными пятнами-"глазами" на крыльях. Затем вы можете предложить детям сказку Т.В. Смирновой.

Новый наряд

Жила-была бабочка Капустница. А дружила она больше всех с бабочкой Лимонницей. Весело порхали они с цветка на цветок и лакомились сладким нектаром. Только когда в саду появлялся Черный Дрозд, подруги расставались: желтая Лимонница быстро садилась на одуванчик, а бледная, невзрачная Капустница летела на капустную грядку.
– Жаль-жаль! – говорил Черный Дрозд, – опять все попрятались. И он улетал прочь из сада.
Однажды к ним в сад залетела Павлиноглазка.
– Ах, какие красивые у тебя крылышки! – воскликнула Капустница.
– Но Павлиноглазка даже не посмотрела в ее сторону.
С того дня загрустила Капустница. Уж не радовали ее цветы, не грелась она на солнышке... Все вспоминала чудесный наряд Павлиноглазки. И так мечтала о нем, так мечтала...
– Возьми у меня немного желтых чешуек, – предложила добрая Лимонница.
Капустница обрадовалась и тут же приклеила к себе на крылышки желтые чешуйки. Очень ей понравилось. Но все же это было не то... У Крапивницы она выпросила красных чешуек, у Репейницы черных и белых, а у Махаона – синих.
И стала Капустница ни на кого не похожа. Крылышки яркие, пестрые – издалека заметно.
– Как же ты теперь прятаться будешь? – сокрушалась Лимонница.
– Как-нибудь! – беспечно отзывалась Капустница, любуясь своим новым нарядом. И тут вдруг Черный Дрозд – скок на дорожку. Клюв разинул, прицелился...
Лимонница сразу же села на одуванчик. Крылышки сложила, замерла.
А Капустница по привычке полетела на свой капустный лист.
– Что за бабочка такая? – удивился Дрозд, разглядывая Капустницу, которая ярким пятном выделялась на бледно-зеленом листе. – Можно ли ее съесть? А вдруг она ядовитая? Надо посоветоваться, – решил, наконец, Дрозд и улетел.
– Ну и страху же я натерпелась! – призналась Капустница, подлетая к подруге, – помоги-ка мне открепить все яркие чешуйки.
Они трудились до самого вечера, пока Капустница вновь не стала такой же бледной и невзрачной, как раньше. И все обошлось как нельзя лучше.

Безусловно, вы проанализируете с детьми этот текст. Вы можете использовать такие вопросы:
– Понравилась ли тебе эта сказка? Чем?
– Что ты можешь сказать о капустнице?
– Жалко ли тебе ее, ведь природа наградила ее таким невзрачным нарядом?
– Почему дрозд не съел ее? Правильно ли он поступил?
– Что ты уже знаешь про ядовитых бабочек? …
Вы можете вернуться к рассмотрению содержания предыдущего текста и поговорить с детьми о защите бабочек от врагов, предложить им найти новую информацию. А можете предложить ученикам поразмышлять и записать свои мысли о том, что будет рассказывать капустница своим знакомым или своим детишкам о таком «невзрачном наряде», которым одарила их природа. Обратите внимание детей на то, как она будет говорить им об этом? С какой целью? Важно спросить у учеников, – каким будет этот рассказ? Смешным, страшным, может ли это быть рассказ обиженной или напуганной бабочки, а может ли этот рассказ стать поучительной историей?...
Далее ребята выбирают любую из предложенных технологий. Мы вам предлагаем сделать ажурную бабочку.

Ажурная бабочка

Технология: симметричное вырезание.

Материал: тонкая белая или цветная бумага; картон или плотная бумага для основы; клей ПВА; ножницы.

Сложите бумажный квадрат 4 раза. Сторона квадрата не менее 20 см. Для того чтобы узоры не искажались при вырезании из-за толщины слоев бумаги, советуем складывать ее таким способом:

Нарисуйте узоры. При определенных навыках можно вырезать крылья бабочки сразу, без рисунка.

Разверните узорчатый круг. (На схеме узоры внутри круга не показаны). Разрежьте его пополам и от каждой половины отрежьте по 3 сектора.

Вырежьте туловище из бумаги, сложенной пополам, и накладки на передние крылья из бумаги, сложенной вчетверо.

Приклеивайте крылья с одной стороны – плоскостью сектора, а с другой – в торец, сохраняя при этом выпуклый гофрированный объем крыла.
(Жирными линиями показаны места приклеивания "в торец", а штриховкой – плоскостью сектора.)

Вариантов узоров может быть множество. Эффектно смотрятся также белые бабочки на цветном фоне.