Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Надежда МАЛЫШЕВА,
ТОУ № 1626,
г. Москва

"Рисуем" нитками

Рисунок нитками, натянутыми в определенном порядке на твердой поверхности, получил название "изонить". Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребенок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

Сначала научимся заполнять ниткой углы, затем круг.

На изнаночной стороне картона начертим угол. Начиная от вершины угла, разметим на равные части обе его стороны (0,5–1,5). Проставим цифры, как показано на рис. 1, и проколем места разметки шилом или иглой. Нужно учитывать, что очень толстая игла оставляет большие отверстия, и работа может порваться.

Вдев в иглу нитку (лучше вышивать нитками мулине, ирис) и завязав узелок на конце, вводим иглу в точку 1 (по любой стороне угла), оставив узелок с изнанки. По лицевой стороне делаем длинный стежок к точке 1, расположенной по другой стороне угла, натянув нить по изнанке к ближайшей точке 2. Далее по лицевой стороне – к другой точке 2, а по изнаночной – к ближайшей точке 3 и т.д., пока не заполнится нитками весь угол. Если нить при работе сильно укоротилась и ею неудобно шить, ее следует закрепить с изнанки на двойной узелок и ввести новую нить в следующее по счету отверстие на той же стороне угла. При заполнении угла на лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны к другой (рис. 1), а на изнаночной стежки располагаются строго по сторонам угла (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Окружность разделим на 12 частей (пример – циферблат часов), окружности большего размера – на 16, 24 или 32 части. На изнаночной стороне нанесем направление движения работы (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Нитку вводим с изнанки в любое отверстие на окружности. На лицевой стороне делаем длинный стежок. Между его концами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и двигаемся по часовой стрелке (рис. 4 а, б, в). С изнанки вводим иглу в ближайшее отверстие по стрелке. Если длинный стежок проходит через середину круга (количество отверстий слева равно количеству отверстий справа), получится "снежинка" (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Прямые, кривые линии выполняем швом "вперед иголка" в два приема.

Если освоены основные методы работы, попробуем более сложные. Заполним нитками дугу, овал, прямоугольник по кругу, разметим овал: с одной стороны расстояния между точками – 0,5 см, с другой – 1,5 см; наложим один цвет ниток на другой (проколем дополнительные отверстия на уже заполненном нитками круге). Попробуйте придумать свои способы заполнения разных геометрических фигур, чередования цвета в одной фигуре и пр.

Составим и начертим композиции из разнообразных углов и кругов, разместив эскиз в центре картона.
Выполним изонить, применяя разные методы работы (рис. 6 а, б, в, г, д).

Рис. 6а

Рис. 6а

Рис. 6б

Рис. 6б

Рис. 6в

Рис. 6в

Рис. 6г

Рис. 6г

Рис. 6д

Рис. 6д

Приближаются праздники 8 Марта, 1 и 9 Мая. Предложите своим ученикам методом изонити творчески оформить поздравительные открытки для пап и дедушек (ракета, самолет), мам и бабушек (ваза с цветами, птичка, бабочки).

Своими идеями самых различных поделок из материалов, не требующих специальных затрат, Надежда Александровна Малышева с удовольствием поделится с вами на мастер-классе "В мире разных поделок", который состоится 21 апреля 2004 года в Доме учителя.