Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

 

Коротко о системе Л.В. Занкова

Леонид Владимирович Занков (1901–1977) относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Аспирант и последователь Л.С. Выготского. Разработчик теории и практики новой дидактической системы обучения. Председатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.

Теоретические и практические результаты исследования

  • Была доказана зависимость результатов обучения от уровня общего развития школьников, установлено, что развитие личности ребенка требует кардинальной перестройки всей образовательной системы: не только ее содержательного компонента, но и процесса обучения и характера отношений учитель – ученики – родители.

  • Создана новая дидактическая система обучения, соответствующая современным образовательным задачам. Это целостная система, разработанная во всех ее частях: цель, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, система изучения успешности обучения и развития школьников, полный учебно-методический комплект для начальных классов. Она дает учителю технологию развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. С 1996 года система стала государственной наряду с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Основные особенности дидактической системы общего развития школьников

  • Методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое определяет объектом познания не отдельные факты или явления, а прежде всего их существенные, взаимообусловленные связи, на раскрытие которых нацеливается мысль ребенка.

  • Дидактическая система выстроена в ходе комплексного исследования проблемы соотношения обучения и развития школьников с опорой на знания о ребенке, которые дают смежные науки: психология, физиология, дефектология, социология.

  • Л.В. Занков первым назвал важнейшим компонентом, определяющим эффективность системы, сотрудничество учитель – ученики – родители и реализовал его в процессе обучения.

  • Он первым выдвинул и обосновал положение о том, что в школе нет главных и неглавных учебных предметов – каждый из них имеет свое важное значение для общего развития ребенка.

  • Он ввел в педагогику понятия "прямые" и "косвенные пути учения школьников", доказав доминирующую роль в их соотношении косвенных путей.

Авторы системы ввели перекрестное изучение результативности обучения и развития школьников:

1) по трем генеральным линиям отношения человека к действительности: наблюдение, мышление, практические действия;
2) по уровням общего развития: мышление, воля, чувства школьника;
3) по уровням самоконтроля;
4) по уровням усвоения знаний, умений и навыков.

За прошедшее десятилетие

  • Система признана педагогической общественностью России. Она широко востребована творчески работающими учителями: ее используют около 30% учителей начальных классов во всех регионах России. За время существования системы она показала свою высокую эффективность в городских и сельских школах при обучении детей с 7 и 6 лет.

  • Проверена особенность функционирования системы в условиях 4-летней начальной школы при обучении детей с 6 лет; создано и рекомендовано Министерством образования четвертое поколение учебно-методических комплектов; комплекты стали победителями конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого НФПК и МО РФ.

  • Начато исследование особенностей реализации системы в основном звене школы, разрабатываются соответствующие учебно-методические комплекты; комплекты для 5-го класса стали победителями конкурса на звание "Учебник нового поколения" 2003 года.

  • Организована очная и очно-заочная переподготовка работников образования на базе АПКиПРО и во время выездов на места.

  • Объединение профессионалов, содействующих развитию системы общего развития Л.В. Занкова, издает журнал "Практика образования"; регулярно проводит детские олимпиады, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки учителей; проводит конференции и конкурсы учителей России.

Таким образом, в России есть проверенная временем целостная дидактическая система, соответствующая современным требованиям и запросам модернизации образования.

Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих развитию системы общего развития Л.В. Занкова.

Возможности развития каждого ученика при обучении по дидактической системе Л.В. Занкова вы сможете обсудить на круглом столе "Как учить каждого школьника." Проведет обсуждение научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования АПКиПРО Нечаева Наталья Васильевна.
Во встрече примут участие представители всех поколений исследователей и учителей-занковцев:
Антонина Владимировна Полякова,
Ирэн Ильинична Аргинская,
Нинель Яковлевна Дмитриевна,
Татьяна Николаевна Проснякова,
Наталия Александровна Цирулик,
Светлана Геннадьевна Яковлева.