Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Основные положения проведения контрольных (проверочных) работ

Главное условие проведения проверочных (контрольных) работ – полное исключение стрессовых ситуаций как до проведения работы, так и во время ее проведения.
На практике это означает следующее:

  • недопустимо до проведения работы нагнетать нервозность в классе – наоборот, следует вселить в них уверенность в успешном выполнении работы;

  • работу должен проводить хорошо знакомый, близкий детям учитель;

  • в процессе выполнения работы дети имеют право на общение с учителем, на дополнительные исчерпывающие разъяснения, не носящие характера прямой подсказки;

  • важнейшим условием проведения проверочных (контрольных) работ является предоставление каждому ученику возможности работать в своем темпе. Только в таком случае можно получить объективную картину. Если не учитывать это условие, то на качестве работы могут отразиться медлительность ребенка, нервозность, плохое самочувствие в момент проведения работы, другие причины. Главное – чтобы фактор времени не стал травмирующим;

  • каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления;

  • недопустимо значительно изменять сроки проведения работ: например, работу, рассчитанную на конец учебного года, нельзя проводить в самом начале следующего учебного года, так как после летних каникул учащиеся оказываются на более низком уровне, чем в конце учебного года;

  • недопустимо также проведение работ, предназначенных для четырехлетней школы, в классах, обучающихся по трехлетнему варианту, а также в сроки, когда материал, включенный в работу, еще недостаточно изучен. В классе, обучающемся по системе Л.В. Занкова, содержание проверочной работы обязательно должно быть согласовано с программой данного учебного предмета. К сведению: все программы и учебники, разработанные авторами ФНМЦ им. Л.В. Занкова, рекомендованы Министерством образования РФ;

  • если цель проверяющего – сравнить результативность обучения в разных системах, сравниваемым классам следует предлагать одинаковые работы, соответствующие изученному программному материалу.

Данные положения не противоречат общим установкам Министерства образования РФ по оценке успешности обучения детей в общеобразовательной школе.