Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА

Русский язык

(по программе А.В. Поляковой)

1-й класс

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 1

Ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

Работа 2 (вариант)

Земля, опушка, ползут, мох, стайка, эхо.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строчку.

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 3

Время, гусь, ворона, брюки, школа, работа, лед.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([р’], [...], [...]).

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 4 (орфографический диктант)

Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнезда. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Мурзик шипит на Жучку. (24 слова)

Порядок работы. Текст вначале читает учитель по орфоэпическим нормам. Потом диктует орфографически по два-три слова с паузами между словами. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написание.

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах предпоследнего и последнего предложений.

Работа 5 (диктант)

1. Вот роща.
2. Погода чудесная.
3. Миша и Петя увидели ежика.
4. В речке живут ерши.
5. Рыбы прячутся от щуки.
6. Щука – рыба хищная.
7. Денис Лапшин поймал леща.
(24 слова)

Порядок работы. Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются "ошибкоопасные" части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. Поставь ударение в словах четвертого предложения.
2. Раздели для переноса слово увидели.

На восстановление деформированного текста

Работа 6

Это заметил Алеша.
Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.
Воробей скрылся в кустах.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.
Мальчик прогнал кота
. (26 слов)

Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
2. Раздели для переноса слово воробей.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работы 1 и 2

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые можно перенести

Работа 3

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных
Не сделали звуковую запись мягких согласных

Работа 4 (орфографический диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Выделили не все буквы твердых шипящих

Работа 5 (диктант)

Не во всех словах поставили знак ударения
В слове увидели указаны не все варианты переноса

Работа 6

Текст составлен с помощью учителя
В слове воробей указаны не все варианты переноса

   

2-й класс

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 1

Наступила весна солнышко растопило снежные горы зашумели быстрые ручьи с крыши звонко падала капель уже лопаются душистые клейкие листочки друзья Илья и Кирилл ждут прилета птиц они укрепили в парке скворечник. (31 слово)

Порядок работы. Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
2. Озаглавь текст.
3. Напиши слова капель, листочки и подчеркни орфограммы. Подбери по два проверочных слова к безударным гласным.

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

Пришла дружная весна в село. На пруду лед быстро тает. Рыхлый снег лежит только вокруг деревьев в саду. А на дворе уже стоят мелкие лужицы. Молодой петушок у крыльца пьет водичку. За калиткой малыши Дима и Юра пускают кораблики в шустром ручье. (42 слова)

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова: пришла, быстро, тает, только, вокруг, калиткой, кораблики, шустром.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз проверяют ее по тексту диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

Грамматические задания

1. Подчеркни в первом предложении подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи и число.
2. Подчеркни одной чертой в последнем предложении неодушевленные имена существительные вместе с предлогом, если он есть.
3*. К слову шустром запиши близкое по значению слово (синоним), подходящее к слову (в) ручье.

На выявление умения составлять словосочетание и определять часть речи

Работа 3

Река (какая?) ...
Берег (какой?) ...
Море (какое?) ...
Волны (какие?) ...

Порядок работы. На доске заранее написаны материал и инструкция: "Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания".

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. Раздели для переноса слово волны.

Работа 4 (диктант)

Вот и настала весна. Ушли морозы. Теплые лучи солнышка согревают лес. Темный сугроб под елью заметно осел. На опушках появились проталины. На них тонкие стебельки травы буравят землю. Рядом вылез первый цветок.
На деревьях набухли почки. Они душисты. Уже вьют гнезда грачи. Хорошо в лесу!
(45 слов)

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Ясно (орфографически) диктуются слова: настала, солнышка, согревают, заметно, осел, опушках, появились, проталины, буравят, рядом, набухли, они, хорошо.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз проверяют ее по тексту диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

Грамматические задания

1. В первом предложении поставь над словами знак ударения.
2. Выпиши из третьего и последнего предложений формы родственных слов. Подбери к ним два-три однокоренных слова.
3. Подчеркни орфограммы в словах морозы, сугроб.
4*. Запиши синоним к слову буравят.
5*. Подчеркни во втором предложении слово, употребленное в переносном значении, – ушли. Что оно означает: прошли? кончились? Напиши.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество  учащихся

Работа 1

Выделили не все предложения
Не подчеркнули орфограммы
Не подобрали проверочные слова

Работа 2 (диктант)

Не подчеркнули главные члены предложения
Не надписали части речи
Не подчеркнули имена существительные
Не подобрали синоним

Работа 3

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в существительных
Не разделили слово для переноса

Работа 4 (диктант)

Не поставили знак ударения
Не выписали формы слов
Не подобрали однокоренные слова
Не подчеркнули орфограммы
Не нашли синоним к слову буравят
Не объяснили образный оборот речи

   

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв

2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

3. Родовые окончания прилагательных

4. Большая буква в именах собственных

5. Гласные после шипящих

6. Оформление предложения

7. Парные согласные на конце слов

8. Перенос слов

9. Раздельное написание предлогов

10ь разделительный

11ь в конце и в середине слова

   

3-й класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Вечернее солнце освещало высокие верхушки дубов.

Порядок работы. Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение и разбери его по членам предложения и по частям речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Разбери части речи. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. Взможен и другой вариант.

Свежий ветер колышет зеленые листочки берез.

На узнавание предложения с однородными членами

Работа 2

Светит горячее солнце. Земля, трава, кусты дышат зноем.
Неожиданно повеял легкий, свежий, отрадный ветерок. Он пахнет медом, ягодами, грибами.
Вот под серым смолистым стволом елки стоит круглая, как блинок, сыроежка. На ее зеленую блестящую шляпку от ветерка посыпались старые иголки.
(40 слов)

Порядок работы. Текст записывается на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши предложения с однородными членами.
2. Надпиши один раз падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения.|
3. Напиши название однородных членов предложения, выраженных прилагательными.
4. Подчеркни образное сравнение.

На определение склонения существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Борьба развернулась на огороде около старой яблони. Только здесь белел островок снега. Он держался цепко. Ведь по ночам были еще весенние заморозки.
Все кругом ликовало, славило весну. Островок по праву штурмовали тюльпаны. Они пробили снег и поднялись над ним с помощью солнца.
Скоро над черной грядкой у изгороди засветились алые, желтые и белые огни. Тюльпаны цвели, одаривая теплым светом старую яблоню, скворцов на ней и соседний куст сирени.
(68 слов)

Порядок работы. Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз про себя.

Грамматические задания

1. Выпиши из текста имена существительные по склонениям в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе).
2. Подчеркни знакомые орфограммы в корне этих слов.
3. Разбери по составу слова: островок, заморозки, светом, сирени.

Работа 4 (диктант)

Наступило радостное, весеннее время года. По овражкам журчат ручьи. Душистой смолой пахнут почки. В редком осиннике пасутся лесные красавцы лоси. Слышно звонкое пение птиц.
Скоро лес оденется листвою. Из земли пойдут нежные стебельки молодой травки. На лесных полянах появятся голубые подснежники. Полетят из ульев в разведку первые пчелки. По тропинке в лесу побегут хлопотливые муравьи. В зелени парков засвищут соловьи.
(60 слов)

Порядок работы. Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Орфографически проговариваются "ошибкоопасные" места слов с неизученными орфограммами: наступило, овражкам, душистой, редком, осиннике, пасутся, слышно, пение, скоро, оденется, появятся, муравьи, соловьи.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Потом учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, а дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета. Ошибки в падежных окончаниях прилагательных не учитываются.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корне слов: радостное, смолой, редком, стебельки, хлопотливые, зелени. Запиши проверочные слова.
2. Из первого и четвертого предложений выпиши существительные 2-го склонения в начальной форме. Обозначь окончания.

Схема анализа проверочных и контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работа 1

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи

Работа 2

Выписали не все предложения с однородными членами
Не надписали падеж существительных
Не надписали название однородных членов предложения, выраженных прилагательными (определение)

Работа 3

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Выписали не все существительные 3-го склонения
Неверно разобрали слова по составу

Работа 4 (диктант)

Не подчеркнули орфограмму в словах:

радостное
смолой
редком
стебельки
хлопотливые
зелени

Выписали не все существительные 2-го склонения

 

   

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2. Непроверяемые написания в корне слова

3. Парные согласные в середине слова

4. ь разделительный

5. Гласные после шипящих

6. Падежные окончания существительных

7. Приставки и предлоги

8. Родовые окончания прилагательных

9. Удвоенные согласные

10. Непроизносимые согласные

11. Прочие ошибки

 

 

4-й класс

На различение простых предложений и простых предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных и глаголов

Работа 1 (диктант)

Потоки яркого солнца заливают лесные полянки. По узкой тропке бежит, булькает озорной ручеек. Теплый ветер качает ивовые сережки. Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями.
На все голоса поют синицы, овсянки, скворцы. Но вот наступает вечер. Смолкают птицы. Слышится только веселая песенка голосистого дрозда. Певчий дрозд провожает день.
(48 слов)

Порядок работы. Текст читает учитель, орфографически проговаривая части слов: потоки, озорной, ландыша, только. Эти же слова следует записать на доске.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).
2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
3. Выдели безударные окончания глаголов 3-го лица в единственном числе.
4*. В первом предложении подчеркни выражение, употребленное в переносном значении.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописание глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (выборочный диктант)

У нас весна длится три месяца. Весенние изменения следуют в строгом порядке. Никогда стриж не прилетит раньше жаворонка. Ландыш не зацветет раньше подснежника. В апреле поются одни песни, в мае раздаются другие.
На берегу лесной речки можно услышать соловья. Он любит прятаться в густых зарослях. Чyдными звуками начинают заполняться все окрестности.
Соловей прижимается к ветке, старается вытянуться во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят.
Во всем мире не услышишь песен красивее соловьиной
. (81 слово)

Порядок работы. Сначала весь текст выразительно читает учитель, затем диктует слова, выделенные в предложениях. На доске выписать слова: изменения, зарослях прижимае..., старае.... Ученики записывают группу слов каждого предложения через запятую.

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Разбери по составу слова стриж, крылышки.

На определение спряжения глаголов

Работа 3

1. Одной рукой и узла не завяжешь.
2. Без заботы и репу не вырастишь.
3. Как называются цветы, когда в руках их держишь ты?
(Букет)
4. Ударишь – не плачет, а скачет и скачет. (Мяч)
5. В апреле земля преет.
6. В доброй беседе всяк ума копит.
7. Кто дружбу водит, тот счастье находит.
8. Не шагает, а ходит.
(Дверь)
9. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
10. Кто любит науки, тот не знает скуки.

Порядок работы. Пословицы и загадки записываются на доске с пропуском букв на месте окончаний глаголов (завяж...).
В тексте выделены места пропуска букв. Написанное читает учитель.

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы в две группы по спряжениям.
2. Напиши неопределенную форму данных глаголов 1-го спряжения.
3. Есть ли здесь глаголы-исключения? Напиши, если есть.

Работа 4 (диктант)

Вышла из леса лосиха с маленьким лосенком. Задремала на тёплом весеннем солнышке. Учится бегать малыш. Спотыкаются о высокие кочки длинные ножки.
Ласково пригревает в редком лесу солнце. Уже вздулись на деревьях душистые клейкие почки. Из берёзовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок. На опушке расцвела ива. Скоро и старый клён покроется узором юной листвы.
Чутко слышит лосиха каждый звук. Резвится у её ног лосёнок. Ему не надо бояться. Мать не даст его в обиду.
(74 слова)

Порядок работы. Учитель читает весь текст, привлекает внимание учащихся к тому, что необходимо очень внимательно подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы, правильно расставить знаки препинания.
Затем учитель читает текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки. Орфографически проговариваются отдельные места в словах: спотыкаются, ласково, берёзовой, пригревает, сочится, расцвела, юной.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются. Ошибки в правописании наречий и местоимений в косвенных падежах не учитываются.

Грамматические задания

1. Четвертое предложение разбери по членам предложения.
2. Над глаголом слышит надпиши время и спряжение.
3. Разбери по составу слово солнышке.
4*. В предложении о клёне подчеркни выражение, употребленное в переносном значении.

Схема анализа проверочных и контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работы 1 и 2

Выделили не все окончания прилагательных
Указали не все падежи прилагательных
Выделили не все окончания глаголов 3-го лица
Не выделили предложения с однородными членами
Не разобрали слова по составу

Работа 3

Выписали не все глаголы 1-го спряжения
Выписали не все глаголы 2-го спряжения
Не написали неопределенную форму данных глаголов 1-го спряжения
Не написали глагол-исключение

Работа 4 (диктант)

Подчеркнули не все члены предложения
Над глаголом не надписали время
Над глаголом не надписали спряжение
Неверно разобрали слово по составу

 

 

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы и пунктограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2. Парные согласные в середине слова

3. Приставки

4. Предлоги

5. Падежные окончания существительных

6. Падежные окончания прилагательных

7. Безударные личные окончания глаголов

8. Орфограммы -тся

9. Орфограммы -ться

10. Непроизносимые согласные

11. Удвоенные согласные

12. Перенос слов

13. Пропуск, замена, вставка букв

14. Прочие ошибки

 

 

На написание диктанта отводиться один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы необязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут от урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки детей вашего класса.


* Здесь и далее звездочкой обозначается задание, диагностирующее уровень развития ребенка. Оценивая контрольную работу в целом, учитель не учитывает качество выполнения такого задания.