Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004
 
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Светлана САМЫКИНА

Литературное чтение

(по программе В.Ю. Свиридовой, Н.А.Чураковой)

2-й класс

Задание 1

Барсучий нос

(отрывок)

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на остром челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

(К. Паустовский)

1. Прочитай отрывок рассказа вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь то место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Этот текст:
а) художественный;
б) научный.
4. Найди сравнение, обведи карандашом.
5. Подчеркни слова и выражения, делающие текст красочным.

Задание 2. Прочитай отрывки из сказок.

1. Ну вот, жили-были царь да царица. Был у них один сын – Иван-царевич. Сперва маленький был, потом в рост пошел. А царица на ту пору и померла, и царь на другой жене женился.
Растет Иван-царевич не по дням, а по часам. Вырос он и говорит отцу да мачехе:
– Я, – говорит, – жениться хочу.
– Ну что же, сынок, – царь отвечает, – дело хорошее, женись.
Вот поехал Иван-царевич со слугами в город. Пошел он там в сад, будто гуляет. А сам за куст сел. И видит – гуляют в саду девицы, между собой речи разговаривают.
– Кабы Иван-царевич на мне женился, родилось бы у нас с ним семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.

2. И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.
Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет, зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов – идет не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

1. Определи, какая из этих сказок авторская, какая народная:
а) первая – авторская, вторая – народная;
б) первая – народная, вторая – авторская.
Обведи карандашом нужный вариант.
2. Подчеркни карандашом в текстах: в одной сказке приметы старинного стиля, в другой – приметы современного стиля.

Задание 3. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

* * *

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

(А. Майков)

1. О каком времени года пишет поэт?
а) о весне;
б) о зиме;
в) об осени.
2. Найди и подчеркни строчки, которые подтверждают предыдущий ответ.
3. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо и задумчиво;
б) громко, четко, радостно;
в) на одной печальной ноте.
4. Как ты считаешь, А. Майков:
а) современный поэт;
б) поэт прошлых веков.
Обведи в тексте слова, которые помогли тебе догадаться.

3-й класс

Кот-ворюга

(Отрывок)

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: в нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.
Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.
Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

(К.Паустовский)

1. Прочитай вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Подчеркни карандашом те слова, выражения, которые характеризуют кота.
5. Как автор относится к коту:
а) с презрением;
б) с мягким юмором.

Златовласка

(Отрывок)

Иржик сел на берегу отдохнуть. Рыбаки его спрашивают:
– Куда шагаешь, добрый человек?
– Да вот ищу невесту для своего старого короля. Приказал достать ему в жены красавицу с золотыми волосами. А где ее найдешь?
Переглянулись рыбаки, сели на песок рядом с Иржиком.
– Ну что ж, – говорят, – ты нас помирил, а мы добро помним. Поможем тебе.
Красавица с золотыми волосами на всем свете только одна. Это дочь нашего короля. Вон видишь на море остров, а на острове – хрустальный дворец? Вот там она и живет, в этом дворце. Каждый день на рассвете она расчесывает волосы. Тогда занимается над морем такая золотая заря, что мы просыпаемся от нее в своей хижине и знаем, что пора нам, значит, на ловлю. Мы перевезем тебя на остров. Только узнать красавицу почти невозможно.
– Это почему же? – спрашивает Иржик.
– А потому, что у короля двенадцать дочерей, а золотоволосая одна. И все двенадцать королевен одеты одинаково. И у всех на головах одинаковые покрывала. Волос под ними не видно. Так что дело твое, Иржик, трудное.
Перевезли рыбаки Иржика на остров. Иржик пошел прямо в хрустальный дворец к королю, поклонился ему и рассказал, зачем попал на остров.
– Ладно! – сказал король. – я человек не упрямый. Отдам дочь замуж за твоего короля. Но за это ты должен три дня выполнять мои задачи. Идет?
– Идет! – согласился Иржик.

(Чешская сказка)

1. Прочитай текст вполголоса и про себя.
2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) волшебные цвета;
в) наличие волшебных предметов.
3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
4. Какие ситуации, события тебе уже встречались в других прочитанных тобою волшебных сказках?
Подчеркни соответствующие фразы, предложения волнистой чертой.

Задание 3

* * *

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

(Н.Некрасов)

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо и задумчиво;
б) громко, четко, радостно;
в) печально.
3. Раздели стихотворение на строфы.
4. Соедини рифмующиеся слова в 1 и 2 строфе.
5. Лирический герой воспринимает окружающий мир:
а) только глазами;
б) всеми чувствами;
Обведи нужную букву.
6. Подчеркни одной чертой те слова и строчки в стихотворении, которые подтверждают твое мнение.
7. Найди в стихотворении приемы сравнения и подчеркни волнистой линией.

4-й класс

Задание 1

Два брата

(отрывок)

И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.
В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил – братья ссорились каждый день, как чужие.
И вот однажды – было это двадцать восьмого декабря утром – позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – ее по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.
Два дня все было хорошо, а на третий Старший сел книгу читать и увлекся.
Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:
– Поиграй со мной, пожалуйста.
Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: "Оставь меня в покое!"
И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: "Оставь меня в покое!" – вытолкал его во двор и запер дверь.

(Е.Шварц)

1. Прочитай отрывок рассказа вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь то место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Это произведение:
а) устного народного творчества;
б) авторское.
4. Найди черты сказки в этом тексте, подчеркни их.
5. Обведи карандашом в тексте те выражения, на основании которых можно рассуждать о характере братьев.

Задание 2. Прочитай 4 японских хокку.

1. Крестьянин в поле
и дорогу мне указал
вырванной редькой...

2. Над заглохшей водой,
над старым колодцем белеет
слива в пышном цвету.

3. Месяц на небесах
будто скорчился весь от мороза –
похолодало...

4. Дружно слетелись
к спящему комары –
время обеда...

1. Надпишите над каждым хокку, какому времени года оно посвящено.
2. Какое хокку построено с помощью приема олицетворения?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
3. В каком трехстишии автор шутит?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
4. Почему хокку часто оканчиваются многоточием?
а) Автор хочет, чтобы читатель поразмышлял о сказанном.
б) Автор описал лишь часть своих наблюдений.

Задание 4. Прочитай фрагмент былины.

Брал добра коня он богатырского,
Брал добра коня Добрынюшка, заседлывал.
А и садился-то Добрыня на добра коня,
Да с собою брал он палицу булатную,
А не ради драки он великой,
А он брал-то для потехи молодецкой!
Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле
На добром коне на богатырском,
Тут он ездил целый день с утра до вечера
Да по славну по раздольицу чисту полю.
Похотелось молодому-то Добрынюшке,
Ему съездити во далече чисто поле,
Да ко тем горам ко Сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
И пустил он коня богатырского,
И поехал по раздольицу чисту полю!
А и день за днем – будто дождь дождит,
А неделя за неделей – как река бежит.
А и день он едет по красному по солнышку,
А и ночь едет по светлому по месяцу.
Приезжал он ко горам да к Сорочинским,
Стал он ездить по раздольицу чисту полю,
Он-то ездил целый день с утра до вечера –
Потоптал он много-множество змеенышей!..

1. Почему первые слова многих строчек – союзы "а", "и"?
а) Чтобы легче читать;
б) для напевности;
в) случайное совпадение.
2. Найди в тексте особые приемы, подтверждающие, что это былина, и отметь их соответствующими
цифрами:
1 – одинаковые начала строк;
2 – уменьшительно-ласкательные суффиксы;
3 – постоянные эпитеты (например, молодец – добрый, девица – красная);
4 – употребление устаревших слов.

Задание 5. Прочитай стихотворение.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.

(А.Блок)

1. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво, протяжно;
б) однотонно, грустно;
в) мечтательно, потом радостно, бодро.

3. Отметьте, какие звуки в последних двух строчках повторяются чаще всего. Запишите, как называется этот прием. ________________________________________