Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004
 
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

"Окружающий мир"

(по программе И.П. Товпинец)

Оценка выполнения работы

При обработке результатов проверочных и контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого уровня соответствует отметке "5", среднего уровня – "4", низкого уровня (без грубых ошибок) – "3" баллам. Практика показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценивать по двухбалльной системе: "выполнено" – "не выполнено" ("правильно" – "неправильно"). При оценке сочинений учащихся допускается оценка "Тема раскрыта полностью" или "Тема раскрыта не полностью".

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления детей, что приведет к снижению качества ответов.

Количество проверочных заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дается дополнительно время, эти случаи фиксируются.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Задание 1. Дополни предложения и запиши их.

  • Я живу в городе (селе)________________ .

  • Расскажи о своем городе (селе).

Наш город (наше село) _________________ .

  • Рассмотри рисунок.

Это ________________________________ .

Он сооружен в _______ в память о _______ .

Задание 2. Сделай рисунок растения и укажи его части: запиши словом или обозначь соответствующей цифрой.

1. Корень
2. Стебель
3. Лист
4. Цветок
5. Плод

Задание 3. Охарактеризуй погоду, которую ты наблюдал весной. Запиши признаки погоды знаками.

Задание 4. Из каких природных материалов ты сможешь сделать изделие (вещь, украшение) для себя или в подарок друзьям? Ответ запиши. Можешь сделать рисунки.

Задание 5. Сделай рисунок уличного светофора. Запиши, что означают световые сигналы: красный, желтый, зеленый.

Запиши, что обозначают дорожные знаки.

Оценка выполнения заданий

Задание 1

Учащиеся правильно называют город (село), где они живут, дают его краткую характеристику.
Первая часть задания оценивается по принципу "выполнено" – "не выполнено".
Вторая часть. Учащиеся правильно (в разной формулировке) называют символику данного момента ("Памятник неизвестному солдату", "Памятник погибшим воинам"). Указывают, что такие памятники сооружены в Москве, в других городах в знак памяти о воинах, погибших в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень. Учащиеся не раскрывают символическое знание данного монумента.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно называют и обозначают основные части растения на рисунке.

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень. Задание не выполнено.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся адекватно используют известные им знаки для характеристики погоды (весной).

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень выявляет неумение учащихся в самостоятельной работе использовать принятые знаки характеристики погоды.

Задание 4

Предусматривает творческий уровень выполнения с опорой на приобретенные знания, личный опыт.

  • Высокий уровень. Учащиеся называют несколько видов природных материалов (дерево, ткани, глина), из которых они могут или готовы сделать различные изделия, полезные вещи.

  • Средний уровень. Учащиеся в своих ответах сосредоточиваются на вопросе изготовления изделий из какого-либо одного природного материала (глина, дерево).

  • Низкий уровень. Учащиеся сосредоточиваются на перечне двух-трех изделий, указывая, из чего они сделаны.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно обозначают световые сигналы светофора и значение дорожных знаков.

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень. Ответы неверные.

2-й класс

Звезды и планеты

Задание 1. Что ты узнал о роли Солнца для условий жизни на Земле? Ответ запиши.

Задание 2. Дополни предложения.

Звезды – это небесные тела _____________

Планеты – это небесные тела ___________

Задание 3. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.

Работа с картой

Задание 4. Каким цветом на карте изображают поверхности суши?

Каким цветом на карте изображена водная поверхность?

Сезонные наблюдения природы

Задание 5. Запиши план наблюдений сезонных изменений в природе (5–6 пунктов).

Задание 6. Назови условия, необходимые для роста и развития растений. Ответ проиллюстрируй данными наблюдений и опытов.

Многообразие растений

Задание 7. Составь таблицу разнообразия групп растений. Назови представителей (2–3 примера) разных групп.

Группы

Представители группы

   

Охрана природы

Задание 8. Назови меры охраны природы в нашей стране. Приведи известные тебе факты.

Оценка выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень. В ответах выделена роль Солнца для существования живых организмов – Солнце освещает и согревает нашу планету. Благодаря солнечной освещенности происходит нагревание воздуха от поверхности Земли, что служит условием существования всего живого. В ответах обозначена также роль солнечной освещенности для развития растений – первого необходимого звена существования живых организмов на Земле.

  • Средний уровень. Ответ неполный.

  • Низкий уровень. В ответах только констатируется без обоснования причинно-следственных связей, что Солнце освещает и нагревает (ответ неточный) Землю.

Задание 2

  • Высокий уровень. В ответах выделены существенные признаки данных небесных тел (звезды излучают свет; планеты отражают свет Солнца).

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень. Ответы неточные.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся раскрывают причину смены дня и ночи как следствие вращения Земли вокруг своей оси и попеременного освещения полушарий Солнцем.

  • Средний уровень. Ответ неполный.

  • Низкий уровень. Учащиеся констатируют явления смены дня и ночи на земном шаре, не раскрывая причины этого явления.

Задание 4

  • Высокий уровень. Учащиеся полно характеризуют цветовые обозначения поверхности суши на карте полушарий (горы – коричневым цветом разной интенсивности; равнины – зеленым и желтым цветом; разная глубина морей и океанов, водоемы суши обозначаются синим цветом разной интенсивности).

  • Средний и низкий уровень. Ответы недостаточно полные, учащиеся допускают ошибки (например, указывают, что зеленым цветом на карте обозначены леса).

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют до 5 содержательных пунктов плана наблюдений сезонных изменений в природе.

  • Средний уровень. Учащиеся записывают до 4 позиций характеристики сезонных изменений в неживой и живой природе.

  • Низкий уровень. Ответ неполный.

Задание 6

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют 3–4 условия, необходимых для роста и развития растений. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия некоторых условий, (деятельности людей), влияющих на развитие растений.

  • Средний уровень. Учащиеся неполно характеризуют условия, необходимые для жизнедеятельности растений.

  • Низкий уровень. Учащиеся неполно характеризуют условия, необходимые для жизнедеятельности растений; ответы не конкретизируются.

Задание 7

  • Высокий уровень. Учащиеся справляются с заданием оформления таблицы, обозначают пять групп систематизации растений, приводят примеры.

  • Средний уровень. Учащиеся нуждаются в помощи при оформлении ответа в виде табличной записи; задание выполняют в полном объеме.

  • Низкий уровень. Учащиеся нуждаются в помощи при оформлении таблицы; ответы неполные.

Задание 8

  • Высокий уровень. В ответах содержательно (4–5 суждений) раскрываются меры охраны природы в связи с усиливающимся негативным влиянием человека на природу деятельности людей. Ответы иллюстрируются конкретными примерами охраны природы. Выражена позитивная эмоционально-ценностная ориентация ученика.

  • Средний уровень. В ответах содержится 3–4 суждения о мерах охраны природы.

  • Низкий уровень. Ответы неполные.

3-й класс

Тела и вещества

Задание 1

Назови тела природного происхождения (4–5 примеров).
Назови тела неприродного происхождения (4–5 примеров).
Заполни пропуски:

Все тела состоят из одного или нескольких_ .

Вещества находятся в _______ , __________ и _________ состоянии.

Вода в природе

Задание 2. В каком состоянии находится вода в природе? Приведи примеры.

Задание 3. Кратко (схематично) запиши, как происходит круговорот воды в природе.

Вариант выполнения данного задания: напиши сочинение на тему "Путешествие капли воды в природе" ("Круговорот воды в природе").

Задание 4. Какие нужно помнить правила безопасного поведения у водоемов?

Воздух вокруг нас

Задание 5

Назови свойства воздуха.
Приведи примеры использования воздуха человеком.

Полезные ископаемые

Задание 6. Составь таблицу "Как используют полезные ископаемые".

Группы полезных ископаемых

Использование полезных ископаемых

   

(Учитель дает пояснения: для правой части таблицы следует оставить больше места, чем для левой.)

В школе и в семье

Задание 7. Сформируй и запиши важные для тебя правила поведения и общения в школе и дома, в семье.

Оценка выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.

  • Средний уровень. Ответы недостаточно полные.

  • Низкий уровень. В ответах имеют место ошибки.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся называют три состояния воды в природе, приводят в среднем по три примера форм воды в жидком и твердом состоянии.

  • Средний уровень. Учащиеся называют три состояния воды, в ответах в среднем содержится по два примера форм воды в жидком и твердом состоянии.

  • Низкий уровень. Ответы учащихся неполные.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся обозначают явления круговорота воды в природе с любого этапа превращений (4–5 позиций).

  • Средний уровень. Учащиеся недостаточно полно характеризуют явления круговорота воды в природе.

  • Низкий уровень. В ответах не раскрыта или нарушена последовательность освещения этапов круговорота воды в природе; ответы неполные.

Как альтернативный вариант проверки знаний по теме оценивается творческая работа учащихся – сочинение на тему "Путешествие капли воды в природе" – по двум критериям: "Тема раскрыта полно" и "Тема раскрыта неполно".

Задание 4

Учащиеся в свободной форме обосновывают правила безопасного поведения у водоемов. В ответах высокого уровня школьники обосновывают в среднем три позиции.

В ответах среднего и низкого уровня учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правил безопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанных утверждений.

Задание 5

Первая часть

  • Высокий уровень. Учащиеся называют 4–5 свойств воздуха.

  • Средний уровень. Учащиеся называют 3–4 свойства воздуха.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют в среднем 3 свойства воздуха.

Вторая часть

  • Высокий уровень. Учащиеся обосновывают 4–5 значимых для раскрытия темы примеров использования воздуха человеком в разных сферах деятельности.

  • Средний уровень. Учащиеся приводят 3–4 примера использования воздуха человеком.

  • Низкий уровень. В ответах содержится 2–3 примера использования воздуха человеком.

Задание 6

Задание предусматривает выявление сформированности у младших школьников общеучебных умений переводить усвоенную текстовую информацию в табличную запись, что помогает систематизировать учебный материал.

  • Высокий уровень. Учащиеся самостоятельно включают в таблицу названия изученных групп полезных ископаемых и кратко раскрывают возможности их использования. Ответы содержат до 4–5 примеров. Учащиеся, ответы которых относятся к среднему и низкому уровню, нуждались в помощи при организации оформления результатов. Школьники выделяли в обобщенном виде группы (строительные, рудные, горючие) полезных ископаемых. В ответах, соответствующих низкому уровню, содержится до двух позитивных характеристик использования полезных ископаемых, учащиеся затрудняются выделить группы полезных ископаемых по их использованию в хозяйстве.

Задание 7

При характеристике выполнения данного задания важно оценивать не количество суждений, а выражение позитивной гуманистической личностной позиции ученика как установки в общении с окружающими людьми и поведения в общественных местах. Такие ответы можно отнести к высокому уровню ценностных ориентаций школьников.

4-й класс

Наша страна Россия. Россия на карте

Задание 1. При выполнении задания используй карту. Заполни пропуски.

Наша страна Россия расположена на материке ___________________________________ .
Уральские горы делят территорию России на _______________ и ________________ части.
Моря России являются частью океанов:
на севере _____________________________
на ___________________________________
на ___________________________________
на ___________________________________

Задание 2. Назови крупные портовые города восточного побережья России. Запиши, на побережье каких морей они находятся. Используй карту.

Природные зоны

Задание 3. Составь и запиши план характеристики природной зоны.

Задание 4. Назови природные богатства Сибири.

Задание 5. Назови события, которые произошли в истории России в следующие годы: 1941–1945, 1812, 1242, 1380. Запиши их в хронологической последовательности.

Задание 6. Какие уроки можно извлечь из истории ослабления и распада могущественного государства Древняя Русь? Ответ запиши.

Задание 7. Назови имена героических защитников Отечества, выдающихся полководцев, прославившихся в истории России.

Задание 8. Напиши, как ты понимаешь слова великого полководца Александра Невского: "Кто с мечом на Русскую землю придет, от меча и погибнет".

Дополнительные задания

(выполняются по желанию учащихся)

1. Поясни, для чего, по-твоему, важно изучать историю своей Родины в прошлом и настоящем? Ответ запиши.

2. Какие ты сделал для себя открытия при изучении в начальной школе учебного предмета "Окружающий мир"? Ответ запиши.

Оценка выполнения заданий

Задание 1

Можно дать суммарную оценку выполнения всех частей задания.

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные ответы по первой, второй и третьей части.

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень. Ответы неполные, имеются ошибки.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся называют 2–3 портовых города, правильно указывают, на побережье какого моря они расположены.

  • Низкий уровень. Учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации при работе с картой; нуждаются в помощи; ответы неполные.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют до 6 позиций характеристики природной зоны в определенной содержательной последовательности.

  • Средний уровень. Учащиеся выделяют не все важные компоненты характеристики природной зоны.

  • Низкий уровень. Ответы неполные, не выдержана содержательная последовательность обозначения важных характеристик природной зоны.

Задание 4

  • Высокий уровень. Учащиеся дают разностороннюю характеристику природных богатств Сибири (лесные, водные ресурсы, запасы полезных ископаемых, уникальность растительного и животного мира, города как промышленно-торговые центры).

  • Средний уровень. Ответы неполные.

  • Низкий уровень. Ответы неполные, в основном характеризуются полезные ископаемые региона.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно называют исторические события по памятным датам, записывают их в хронологической последовательности.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно называют исторические события по памятным датам но не выполняют требования хронологической последовательности их перечисления.

  • Низкий уровень. Ответы неполные, не выдержано требование хронологической последовательности перечисления исторических событий.

Задание 6

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют основную причину ослабления и распада Древней Руси – политика разобщенности, междоусобные войны русских княжеств и земель.

  • Низкий уровень. Учащиеся констатируют факт ослабления Древней Руси в ХII–ХIII веке, недостаточно определенно формулируют основную причину распада государства.

Задание 7

  • Высокий уровень. Учащиеся называют известные из изученных важнейших исторических событий, имена выдающихся полководцев, героических защитников Отечества.

  • Средний и низкий уровень. Ответы неполные.

Задание 8

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильную интерпретацию изречения выдающегося русского полководца Александра Невского.

  • Низкий уровень. Учащиеся пересказывают изречение без выражения собственной позиции.

  • Дополнительные задания используются по усмотрению учителя. Они служат показателем уровня развития учащихся определенной компетентности, формирования рефлексирующей позиции у младших школьников.