Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана ЛЮЛЬКОВА,
с. Возжаевка Амурской области

Что такое спряжение глаголов и каким оно бывает?

Урок русского языка

4-й класс

Изучение одной из сложнейших тем русского языка "Глагол" в начальной школе выпадает на весну – время года, когда все оживает, тает, расцветает.
Знакомство со спряжением глаголов на уроке учителя Светланы ЛЮЛЬКОВОЙ из с. Возжаевка Амурской области проходит таким образом, что дети не только получают новые знания, но и наблюдают пробуждение природы.

Тема. "I и II спряжение глагола".

Цели. Познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения; развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся.

Оборудование. Карточки с личными окончаниями глаголов в конвертах; капельки с частями слов; планы рассуждений (плакаты).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то, что вы уже знаете об этой части речи.

III. Повторение изученного материала

На доске:

Ласково сияет весеннее солнце.
Веет теплый ветерок.
По овражкам звенят весенние ручейки.
На старой березе строит гнездо черный грач.

У. Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах.

Дети. Это глаголы третьего лица настоящего времени.

У. Что вы знаете о глаголе? Ответьте на несколько вопросов: что такое глагол? Что он означает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется глагол?

Выслушиваются ответы детей.

– На какие две группы мы можем разделить эти глаголы?

Д. На глаголы в единственном и множественном числе.

IV. Чистописание

У. А сейчас – каллиграфическая минутка. Буква, написание которой мы сегодня вспомним, находится в одном из глаголов 3-го лица единственного числа и обозначает непарный звонкий, твердый согласный звук.

Д. В глаголе стоит буква р.

У. Определите написание букв и элементов в строке.

На доске:

Дети прописывают строчку по образцу.

V. Изучение нового материала

У. А сейчас я предлагаю вернуться к тому тексту, с которого мы начали нашу работу. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами светит, дует, журчат, вьет.

– Определите лишнее слово.

Д. Лишним является слово журчат, так как этот глагол во множественном числе, а все остальные – в единственном.

У. Сравните глаголы светит, дует, вьет по плану.

На доске:

План

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

Д. Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.

У. Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Подобно тому как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить: что же такое спряжение?

Д. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

У. Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределенную форму.

Д. Дуть, вить, журчать, светить.

У. Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания.

Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают у доски.

На доске:

У. Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.

Д. Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания , -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.

У. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых двух столбиках?

Д. Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

У. Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, относятся к I спряжению.

Учитель помещает карточку на доску.

– Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.

Дети отвечают.

– Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.

Д. Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

У. Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.

Учитель помещает карточку на доску.

– А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Д. Они ударные и безударные.

У. Обобщите наши рассуждения по плану.

На доске:

План

Какого спряжения бывают глаголы?
Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

У. Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое. Что записано на карточках?

Д. Личные окончания глаголов.

У. Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям.

Дети выполняют задание на партах, два ученика – с обратной стороны доски. Затем работа проверяется.

У. Март, говорит наш народ, – парник, капельник.
С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает... Сложите из частей капельку, прочитайте полученные слова, определите спряжение.

Детям предлагается игра "Найди свою пару".

У каждого ребенка половинка капли, на которой написана только часть слова. Один ребенок выходит к доске, показывает свою половинку капельки и находит себе пару. Дети совместно читают слово, определяют спряжение глагола по его окончанию, и один ученик записывает его на доске в нужный столбик.

На доске:

I спряжение

шагают
цветёт
плывёт
сбегает
поют
трещит
шумит
будят
любят

II спряжение

светит
строят
звенят
спешит
стучат

У. Глаголы какого лица отсутствуют в столбике I спряжения?

Д. Глаголы первого и второго лица.

У. Что объединяет глаголы II спряжения?

Д. Время и лицо – настоящее время, третье лицо.

У. Весна – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о весне. Попробуйте прочитать одну из них и записать в тетрадь.

На доске:

3 л., ед.ч., I спр.
Весной
3 л., ед.ч., II спр.

Слова для справок расположены на доске под пословицей.

На доске:

Дети выполняют задание.

VIII. Обобщение знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения

У. Еще раз вернемся к нашему плану и повторим все то, что мы узнали о спряжении глаголов.

Дети обобщают изученный материал.

IХ. Домашнее задание