Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана ЛИПИЧ,
учитель школы № 20,
г. Белгород

Запись вычитания столбиком

(урок математики)

Дети любят игры и путешествия. Если у вас есть время и возможность разместить задания из учебника на "волшебном камне", то такой урок математики создаст ученикам хорошее настроение и запомнится надолго.

Тема. "Запись вычитания столбиком".

Цели. Повторить изученный прием вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном вычитании; развивать вычислительные навыки учащихся.

Оборудование. Учебник "Математика. 2-й класс" (авт. М.И. Моро и др.); сигнальные карточки; карточки с цифрами; шкатулки; рисунки с изображениями Елены Премудрой, злой колдуньи Карчены, Булата-витязя, камня, Кощея, Змея Горыныча.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель. Сегодня на уроке мы попадем с вами в сказку. Попадем с помощью волшебного числа. Какое число в сказках встречается особенно часто?

Дети. Число 3.

У. Где оно встречается?

Д. Три желания у рыбки, три богатыря, три надписи на камне, три сестры...

У. Вот и мы выполним три движения по три раза для пальчиков и красиво напишем цифру 3 в своих тетрадях.

Пальчики потерли, размяли.

Проверили посадку, взяли ручки, приступили к чистописанию. Прописываем цифру 3 через клеточку целую строчку.

III. Сообщение темы урока

У. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще повторим способ вычитания чисел столбиком, сразимся с хитрыми задачами.

IV. Устный счет

У. Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А все потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки таинственные. Что это за знаки?

Учитель выставляет перед детьми шкатулки с карточками, на которых записаны числа.

Д. Двузначные числа.

У. Придется нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку.

Прочитайте числа, записанные на крышках.

Д. 35, 33, 73, 40, 13, 23.

У. Какое число лишнее? Почему?

Д. Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.

У. Открылась шкатулка, а там письмо.

"Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!
Расколдовать ее волшебный цветок может, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете.

Карчена"

– Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них. Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.

Дети записывают числа в тетрадях, один ученик у доски располагает карточки, снятые со шкатулок.

На доске:

73

35

33

23

13

– Перевернем наши карточки с цифрами. Что на них?

Д. Буквы.

У. Прочитайте слово, которое получилось. У  кого же спрятан волшебный цветок?

Д. Получилось слово "Кощей", значит, цветок у него.

У. Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат-витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень лежит и надпись: "Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь". Задумался Булат: "По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота".

V. Закрепление пройденного материала

У. Вот сейчас нам и пригодится все, чему вы учились на последних уроках: проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик.
Перед Булатом три дороги. У нас в классе парты стоят в три ряда. Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам.
Первый ряд по первой дороге пойдет, все камушки соберет, приметы, записанные на них, сосчитает.
Запишите примеры в тетрадь в столбик, а потом поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работы друг друга.

67 – 24
47 – 35

94 – 61
57 – 23

68 – 42
85 – 33

– У третьего ряда тропинка непростая – извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь – в пропасть не свалитесь.

Два ученика работают у доски на ее закрытых частях.

37 – 23
64 – 22

89 – 65
28 – 15

58 – 23
96 – 42

– А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, свое задание сделаем.

На доске:

20

17

14

?

?

5

– Внимательно рассмотрите запись. Найдите правило, по которому располагаются числа в ряду.

Д. Числа убывают, уменьшаются на 3.

У. Запишите этот ряд чисел полностью, удлинив его на три числа.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. 26, 23, 20, 17, 14, 11, 8, 5.
– 23, 20, 17, 14, 11, 8, 5, 2.

У. А теперь каждое число увеличьте на 20 и запишите новый ряд. А я посмотрю, как дела у третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.
Открываются записи учеников, работавших у доски. Правильность решения проверяется с помощью сигнальных карточек.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: "Раз ты смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.
В моем саду яблоня растет с золотыми и серебряными яблоками. Золотых – 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?"
Давайте поможем Булату решить эту задачу.
Решение записывается у доски с комментированием.

На доске:

– Мы еще не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам устные задания.

Задание первое.

В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей немного меньше. Сколько змей у Карчены?

Д. Мы не можем решить задачу, так как не хватает данных.

У. На сколько меньше должно быть змей, чтобы в ответе было целое число десятков? Покажите ответ с помощью карточек с цифрами.

Дети поднимают карточки с числом 8.

Задание второе.

По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных ее слуг – карликов, а навстречу им еще 4 карлика. Сколько карликов бежали к Кощею?

Д. Девять карликов.

У. А третья голова предлагает задание из учебника: "Сделайте задание – цветок добудете!"

Дети решают примеры № 4 из учебника на с. 92.

– Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно много математических операций повторили.

VIII. Итог урока

У. Какую тему мы повторили на уроке?

Д. Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.

У. Расскажите, как записываются числа для сложения и вычитания в столбик.

Дети отвечают на вопрос.

– Понравилась ли вам математическая сказка?

Д. Да!

IХ. Домашнее задание