Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2004

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лариса САЛОМАТИНА

Продолжение. См. № 31, 34, 40, 45/2003; 4, 9/2004

У природы нет плохой погоды

Занятие 27

(2 часа)

Тема. «Л.Н. Андреев "Весенние обещания" (отрывок). Спряжение глаголов в будущем времени. Временная соотнесенность глаголов в тексте».

Цели. Познакомить с творчеством Л.Н. Андреева; развить наблюдательность и чуткость к художественному произведению; наблюдать за спряжением глаголов в будущем времени; формировать представление о временноRй соотнесенности глаголов в тексте.

Оборудование. Иллюстрация с изображением синички, полевой, речной и лесной весны, церкви (колокольни), межи; карточки с текстом "Три весны" (на каждого учащегося); запись поговорок о весне на доске; портрет Л.Н. Андреева; выставка книг писателя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжаем говорить о весне. Поможет нам в этом творчество русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Мы прочитаем отрывок из его рассказа "Весенние обещания".

III. Постановка учебной задачи

У. На занятии мы понаблюдаем над спряжением глаголов в будущем времени. Вы узнаете о том, что такое временнаRя соотнесенность глаголов в тексте. Нам предстоит сделать много заданий и упражнений.

IV. Вступительная беседа

У. Мы уже говорили с вами, что весна приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. Каждая из них (ранняя, середина, поздняя весна) отображает какой-то определенный ее период.

На доске – иллюстрация с изображением синички.

– Эту любознательную синичку зовут Зинька. Зинька жила зимой в лесу. Она видела зимнюю вьюгу и чуть не погибла, а с приходом весны Зинька полетела в поле, на реку, в лес. Хотите узнать, что она там увидела?

Дети. Хотим.

У. Посмотрим на следующие иллюстрации.

На доске располагаются следующие иллюстрации.

– Вы догадались, что на них изображено?

Д. Изображена весна.

У. Подумайте, что изображено на первой иллюстрации, на второй, на третьей?

Д. На первой – поле, на второй – река, на третьей – лес.

У. Какие изменения заметила Зинька в поле?

Д. Снег стал таять, показалась земля.

У. Что поразило синичку на реке?

Д. Лед треснул, река разлилась.

У. Что происходит в лесу весной?

Д. Еще лежит снег, но уже появляются лесные проталины.

У. Ребята, кто из вас догадался, как называются три весны?

Д. Первая – полевая: снег тает первым в поле, где много солнца и открытое пространство.
Вторая – речная: солнце растапливает лед на реке и начинается ледоход, затем – половодье.
Третья – лесная: снег последним тает в лесу, появляется зелень.

V. Работа по карточкам

У. Рассказ об этом мы сейчас прочитаем.

Учитель раздает карточки с текстом "Три весны".

– Прочитайте текст и выполните задание.

Дети читают текст.

– Прочитайте рассказ. Спишите.

Три весны

Первая весна полевая. Она пришла, когда в поле показалась земля. Вторая весна – речная. Треснул толстый лед. Река вырвалась на волю. Третья весна – лесная. Последний снег растает в лесу. Лес оденется листвою.

Напишите к выделенным словам проверочные слова. Поставьте над словами знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

Дети выполняют задания. Учитель собирает работы для проверки.

VI. Работа с поговорками

У. Ребята, какие месяцы соответствуют трем периодам весны?

Д. В марте – весна полевая, в апреле – речная, в мае – лесная.

У. Какая сейчас идет весна?

Д. Полевая.

У. Объясните следующие поговорки про март.

На доске:

  • В марте день с ночью меряется.

  • В марте – вода, в апреле – трава.

  • В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Д. В марте день равен ночи. День весеннего равноденствия – 22 марта.
– Если в марте много воды, то есть снег быстро тает, солнце ярко светит, то быстрее появятся трава, цветы, распустятся листья на деревьях.
– В марте бывает еще мороз, если весна затяжная, холодно. Но мороз уже не такой сильный.

У. Какие приметы про месяц март вы знаете?

Д. Скворцы прилетели – скоро будет тепло.
– Грач прилетит на старое гнездо – весна будет дружной.
– Если в марте лед растает, зима будет долгая.
– Весна придет в марте – ранняя зима будет.
– Март теплый – лето холодное.

VII. Подготовка к восприятию текста

У. Сегодня мы прочитаем отрывок из рассказа Леонида Николаевича Андреева "Весенние обещания". Какая весна описана в этом отрывке, вы узнаете чуть позже.
Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) (учитель показывает портрет) – известный русский писатель, автор повестей, рассказов, пьес.
В своих произведениях Андреев описывает социальное неравенство, то есть бедных и богатых. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью к людям.

Учитель обращается к выставке книг.

– Обязательно прочитайте его рассказы, специально написанные для детей: "Кусака", "Петька на даче", "Ангелочек", "Гостинец" – и другие; рассказ "Весенние обещания" о кузнеце Меркулове, который жил в Стрелецкой слободе.
Сейчас я вам зачитаю отрывок из рассказа, а вы ответьте на вопрос: почему рассказ так называется?

Учитель читает отрывок из книги А.Н. Андреева "Повести и рассказы" на с. 203.

"И все, что было вокруг: далекое спокойное небо, ослепительное дрожание водяных капель на земле, просторная сияющая даль реки и поля, живой и ласковый воздух – все было полно весенних неясных обещаний. И Меркулов верил им, как верят весне все люди, молодые и старые, счастливые и несчастные. Пятидесятую весну встречал он, а была она нова и радостна, как первая весна его жизни".

– Как вы думаете, почему же рассказ называется "Весенние обещания"?

Д. Весна будто обещала людям новую жизнь, давала надежду.
– Люди связывали весну с чем-то хорошим, добрым, светлым.

У. Совершенно верно: когда наступает весна, в душе каждого из нас тоже наступает какая-то перемена. Мы связываем весну с началом чего-то нового в своей жизни.
Так чего-то нового ждал и Меркулов.
В рассказе говорится о Пасхальной неделе. Что такое Пасхальная неделя?

Д. После Христова Воскресенья (Пасхи) всю неделю еще идет Пасха: люди поздравляют друг друга. Эту неделю называют Пасхальной.

На доске – изображение церкви.

У. Ребята, где располагается колокольня?

Дети показывают.

– В обычные (непраздничные) дни двери церковной колокольни были закрыты. На Пасхальной неделе разрешили звонить всю неделю.

Вы когда-нибудь слышали звон колоколов? Хотите послушать?

Учитель включает запись со звоном колоколов.

– Какое чувство вы испытали, когда слушали эти звуки?

Д. Чувство умиления, легкости, чистоты-радости, спокойствия.

У. Какое настроение создается у вас при слушании?

Д. Хорошее.

– Радостное.
– Торжественное.

Снова включается запись, и на фоне музыки учитель читает дальше.

У. "И вот на третий день Пасхи Меркулов зашел на колокольню и устал звонить. Колокола ударяли и торжественно плыли в голубую сияющую даль... Колокола гласили..."

А вот о чем, вы узнаете, если будете внимательно слушать.

VIII. Словарная работа

У. Перед чтением отрывка из рассказа "Весенние обещания" разберем слова, которые встретятся в тексте.

На доске открывается запись слов, выбранных для словарной работы.

На доске:

  • Ликует – торжествует, восторженно радуется.

  • Межа' – граница земельных участков (показ иллюстрации).

  • Каскад – естественный или искусственный поток, низвергающийся уступами.

  • Удаль – безудержная, лихая смелость.

IX. Первичное восприятие текста

У. Итак, этот отрывок из рассказа ведется от имени колоколов. Слушайте внимательно, и вы узнаете, о чем они гласили.

Учитель читает отрывок на фоне звона колоколов.

"Взгляни на прекрасную землю: радостна она, как молодая мать, и ликует под солнцем рожденное ею. Над далеким полем проносятся в вышине наши голоса, и в небе им отвечает жаворонок, а на земле блестящие ручьи. Ты слышишь их хрустальный звон? По межам, по оврагам бегут они и прорывают черные ходы под снегом и каскадом падают в реку. Вот одни из них – маленькие, и жизнь их короткая, от бугорка до ближайшей ямы, робко и нежно звенят они, и много чистой радости в их нежном лепете. Вот другие – по оврагам, глубокие бурливые, они поднимают со дна желтую глину, подмывают черный снег и обломки его несут на вольный простор реки. Силой и буйной удалью звучат их голоса, и громкой песней освободившейся земли издалека перекликаются они. Взгляни на землю: прекрасна она, как молодая мать, и радуется под солнцем рожденное ею. Ты слышишь, как растет зеленая трава и лопаются весенние почки? Вот правда жизни".

– О чем же гласили колокола?

Д. О весне, о том, как прекрасна земля весною.

У. Вы догадались, о какой весне здесь идет речь? Докажите.

Д. О полевой весне. Описывается поле, как тает снег, бегут ручьи.

Х. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям тексты отрывка из рассказа "Весенние обещания".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова же тема текста?

Д. Тема – начало весны.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. Описание с элементами рассуждения.

У. Откуда ведут свой разговор ручьи?

Д. С колокольни.

У. Как вы думаете, к кому они обращаются?

Д. К нам, к людям.

У. Как называют колокола землю?

Д. Прекрасная земля, радостная, похожая на молодую мать.

У. Почему земля сравнивается с молодой матерью?

Д. Сравнивается с матерью, которая родила ребенка. Она радуется своему малышу, только что появившемуся на свет. Земля радостна, потому что весна наступила, потому что всё, что она рождает, тоже радуется жизни.

У. Ребята, можно ли догадаться по выражению "ликует под солнцем рожденное ею", о чем конкретно идет речь: что и кто ликует?

Д. Примерно можно догадаться. Это трава, цветы.

У. Какие звуки, кроме звона колоколов, слышны в поле?

Д. Песня жаворонка, звон ручейков.

У. Какой эпитет использует Андреев при описании ручейков?

Д. Блестящие ручьи, солнце светит на них, и создается блеск.

У. Ребята, а вам когда-нибудь приходилось наблюдать такую картину, когда течет вода в реке, ручьи блестят на солнце?

Ответы детей.

– С чем сравнивается звон ручейков?

Д. С хрусталем.

У. Колокола обращаются к нам с вопросом: "Ты слышишь их хрустальный звон?" Как вы ответите на этот вопрос? Вы слышали, как звенят ручьи?

Ответы детей.

– Наше ухо порой глухо ко всему. Мы проходим мимо и не замечаем многих изменений, которые происходят в природе, не замечаем обычных вещей, не прислушиваемся к звукам, не чувствуем запахов природы. Только проницательный человек видит в обыкновенных вещах что-то необыкновенное, слышит и видит то, к чему другие остаются равнодушными.
Прислушайтесь в другой раз, как звенят ручьи. А звенят они по-разному. Сейчас вы прочитаете описание звона ручейков, а затем заполните таблицу.

Дети читают описание.

На доске:

Размер ручейков

Как звучат ручейки

Куда впадают

 

 

   

– Заполните таблицу, пользуясь текстом.

Дети заполняют таблицу:

Размер ручейков

Как звучат ручейки

Куда впадают

Маленькие
Глубокие, бурливые

Робко и нежно
Силой и буйной удалью, громкой песней

В ближайшую яму
В реку

Осуществляется проверка выполненной работы.

– Видите, какие разные ручейки, и голоса у них разные. Почему звон маленьких ручейков Андреев сравнивает с лепетом?

Д. Они робко, невнятно говорят.

У. Помните, у Бунина "лепет листьев" ("Осенний день в березовой роще")?

С чем сравнивается звон глубоких ручьев?

Д. С громкой песней.

У. Разве могут ручьи петь и у них есть голоса?

Д. На самом деле нет.

У. Это так называемые образные выражения. Весной в природе все ожило, и всему неживому стали присущи человеческие черты (земля радуется, ручьи поют и т.д.). Вам нравится описание ручейков?

Ответы детей.

– Ребята, а вы заметили, что автор два раза повторяет в тексте одно и то же предложение? Найдите его.

Д. "Взгляни на землю: прекрасна она, как молодая мать, и радуется под солнцем рожденное ею".

У. Как вы думаете, зачем, с какой целью, автор повторяет текст дважды?

Д. Колокола еще раз обращаются к нам с призывом взглянуть на прекрасную землю.

У. Это окантовка текста. Этот повтор – художественный прием. Какой еще вопрос задают колокола?

Д. "Ты слышишь, как растет зеленая трава и лопаются весенние почки?"

У. Ребята, а можно услышать, как растет трава, лопаются почки?

Ответы детей.

– Самый чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать, и как трава растет, и как листочки распускаются на деревьях. Помните, Бунин смог "услышать" запах антоновских яблок?

В чем же все-таки правда жизни, по мнению колоколов?

Д. С весною все живое рождается вновь, все оживает. Правда жизни в том, что всё, что рождается на этой земле под солнцем, прекрасно.

У. Действительно, всё, что происходит весной в природе – это не вымысел, не сказка. Можно увидеть и услышать рождение всего живого. Это и есть правда.
Ребята, я задам вам сейчас непростой вопрос. Почему обо всем этом Андреев решил сказать нам от имени колоколов?

Ответы детей.

– С вышины лучше видно пробуждение природы. Мы, люди, живущие на этой самой земле, часто не замечаем всей прелести жизни, остаемся равнодушными ко всему, что нас окружает, в особенности к природе. А вот колокола смогли увидеть всю прелесть жизни и призывают нас к этому.
Вам понравился отрывок из рассказа Андреева "Весенние обещания"?

Дети высказываются.

– Какие запахи, звуки и краски полевой весны передал нам автор?

Д. Запах травы. Звуки колоколов, жаворонка, ручьев. Автор показывает черную землю, блеск ручейков, зелень травы, голубую реку, желтую глину.

У. По описанию Андреева можно было бы нарисовать замечательную картину. Ребята, кто желает, дома может изобразить все это в красках.
Какова главная мысль этого текста?

Д. Главная мысль – весеннее пробуждение природы – правда жизни.

XI. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.
Раз, два, три (наклоны в стороны),
Мелкие шажки.
Раз, два, три (наклоны вперед, назад),
Легкие прыжки.
Раз, два, три,
Вот и вся зарядка (потянулись).
Раз, два, три,
Мягкая посадка (сели).

XII. Работа над выразительным чтением текста

У. Сейчас вы должны прочитать текст так, чтобы передать слушателям всю прелесть весенней жизни, правду жизни.

Учитель разбирает с детьми, как надо читать вопросительные предложения, как прочитать предложения о звоне маленьких ручейков (тихо, спокойно, медленно), звоне глубоких ручьев (громко, темп увеличить, торжественно).

XIII. Наблюдение временной соотнесенности в тексте

У. На прошлом занятии мы наблюдали за единым временныRм планом текста. Но не всегда, как вы знаете, глаголы употребляются в одном времени. Определите время у всех глаголов в тексте.

Дети выполняют задание.

Д. В тексте употреблено 17 глаголов в настоящем времени и 2 глагола – в будущем.

У. Какие это глаголы?

Д. Призыв колоколов: взгляни.

У. Есть ли в тексте единый временной план?

Д. Наверное, да.

У. Как вы думаете, с какой целью используются глаголы в настоящем времени?

Д. Они передают движение предметов, описывают происходящие сейчас события.

У. Взгляни – это не будущее время. Это форма повелительного наклонения. С ней вы познакомитесь в средней школе. В тексте лингвистическая ошибка. Автор считает, что взгляни – это будущее время. Но это не так. Это повелительное наклонение, в котором вообще нет времени.
Итак, время глаголов в данном тексте упорядочено, соотносится одно с другим, то есть наблюдается временна'я соотнесенность глаголов.

XIV. Упражнение в спряжении глаголов в будущем времени

У. Подошел к концу первый весенний месяц. Скоро наступит апрель.

Ребята, прочитайте следующий текст.

Детям раздаются карточки.

Пчелы

Скоро настанет апрель. Вот и первая травка. Весь день слышится песня зяблика. Скоро загудят пчелы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Иван любит пчел. Он ухаживает за ними. Они дадут ему мед.

– Спишите текст. Определите время глаголов. У глаголов будущего времени определите спряжение.

Дети выполняют задание.

Д. Настанет (будущее время, I спряжение), слышится (настоящее время), загудят (будущее время, II спряжение), понесут (будущее время, I спряжение), любит (настоящее время), ухаживает (настоящее время), дадут (будущее время, I спряжение).

У. Определите тип связи в тексте.

Д. Параллельное построение сочетается с цепной связью (четвертое предложение связано с пятым, шестое – с седьмым, седьмое – с восьмым).

У. Есть ли в тексте единый временной план текста?

Д. Нет.

У. Чем можно объяснить смену одного времени другим?

Д. Автор рассказывает о том, что будет, и о том, что есть сейчас.

XV. Итог занятия

У. Вот и весна в полном разгаре. Все полнее дышит грудь, все сильнее хочется жить на этом свете. Что понравилось вам сегодня на занятии? Чем запомнился текст Андреева? Что такое временнаRя соотнесенность глаголов?

XVI. Домашнее задание

У. Напишите мини-сочинение "Звон колоколов". Используйте опорные слова: колокола, звон, слышал(а), прекрасный, душа, оставят, след, память, звонят.

Примечание. Рассказ (отрывок) взят из книги: Андреев Л.Н. Повести и рассказы. Кишинев, 1989. 624 с.

Занятие 28

(2 часа)

Тема. «Л.Н. Толстой. "Деревья дышат". Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Использование глагольного времени в переносном значении».

Цели. Совершенствовать умение анализировать художественное произведение; развивать познавательный интерес учащихся; прививать любовь к природе; развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; воспитывать эстетические чувства; формировать понятие об использовании глагольного времени в переносном значении (о синонимике времен); развивать умение использовать настоящее время в повествовании о прошлом и при описании постоянных действий и свойств предмета, будущее время – для оживления рассказа о прошлом и при описании мгновенных повторяющихся действий.

Оборудование. Учебник Т.Г. Рамзаевой "Русский язык"; портреты Л.Н. Толстого, И.И. Левитана; записи поговорок, примет об апреле; репродукция картины И.И. Левитана "Весна. Большая вода".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжаем разговор о прекрасном времени года весна. Сегодня нам в этом помогут рассказ Льва Толстого "Деревья дышат" и репродукция картины Левитана "Весна. Большая вода".

III. Постановка учебной задачи

У. Кроме того, мы будем работать над правописанием безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени, также вы понаблюдаете над использованием глагольного времени в тексте в переносном значении.

IV. Вступительная беседа

У. Ребята, вспомните, о чем мы читали на прошлых занятиях?

Дети. О прилете скворцов, грачей, о ручейках, о том, как все хорошо кругом весной.

У. Ребята, сейчас я проверю, кто внимателен на занятиях.

Учитель записывает на доске отрывок из текста А.П. Чехова "Весной" (занятие 25).

"Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат".

– Вспомните, из какого произведения эти строки? Кто автор?

Д. Антон Павлович Чехов, "Весной".

У. Молодцы! Спишите первое предложение. Разберите его по членам.

Д. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет.

У. Определите время и спряжение глаголов.

Д. Надувается (настоящее время, I спряжение).
– Темнеет (настоящее время, I спряжение).
– Проснулась (прошедшее время).
– Заревет (будущее время, I спряжение).

У. Ребята, заметьте: в одном предложении сразу три времени глагола. О чем это говорит?

Д. В данном предложении временнаRя соотнесенность глаголов.

У. Река уже заревела?

Д. Да, наступила речная весна.

V. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана "Весна. Большая вода"

У. Посмотрите на репродукцию картины Исаака Ильича Левитана (1860–1900) "Весна. Большая вода".

Учитель показывает портрет художника и репродукцию картины.

– Поэзия весны, пробуждение природы, таяние снегов – излюбленная тема русской живописи. С необычайной живописной свежестью воплотилась она в работе Левитана "Весна. Большая вода".
Работа Левитана о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света.
Нравится ли вам эта работа?

Ответы детей.

– Что вы видите на картине?

Д. Деревья, утопающие в воде, лодку, причаленную к берегу, вдали – дома.

У. Мы можем догадаться, что изображена река, которая разлилась?

Д. Можем, по лодке.
– Очень много воды – это река.

У. Река все затопила вокруг. Какие краски использовал художник при написании картины?

Д. Светлые: голубые, розовые, белые, зеленые, коричневые.

У. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Д. Радостное от того, что наступила весна.

У. Вы не догадались, почему так называется картина?

Д. Во все времена года выпадают осадки: дождь, снег. Но вот весной всегда особенно много воды. Дожди, реки вскрываются и затапливают все вокруг. Потому художник и дал такое меткое определение весне, что весна – это прежде всего большая вода.

У. Вы правильно заметили, ребята: весной всегда много воды. Иногда это оборачивается массовым бедствием для многих людей, чей кров оказывается затоплен водой. Вода смывает целые поселения.
Вы догадались, какой месяц изображен на картине?

Д. Апрель.

VI. Работа с поговорками и приметами о весне

У. Какие приметы, поговорки об апреле вы знаете?

Ответы детей.

– Посмотрите: на доске записаны приметы и поговорки об апреле. Прочитайте и объясните их.

На доске:

1. Апрель водою славен.

2. Апрельские ручьи землю будят.

3. Апрельский цветок ломает снежок.

4. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

5. Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

6. В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.

7. В апреле заготавливали соковицу – сладкий березовый сок, поэтому в Древней Руси апрель назывался "березозол".

Дети выполняют задание.

VII. Подготовка к восприятию текста

У. Какие изменения можно наблюдать весной на реке?

Д. Река темнеет, надувается, трескается лед, река разливается, затапливает все вокруг.

У. Послушайте внимательно строки Баратынского и скажите, о каком явлении природы здесь идет речь.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

У. Итак, о каком явлении весенней природы здесь идет речь?

Д. О ледоходе.

У. Что такое "ледоход"?

Ответы детей.

– Чтобы подробнее узнать об этом явлении, мы обратимся к учебнику "Русский язык" на странице 202, упражнение 470.

Дети читают текст.

– Ребята, а что означают слова "половодье" и "паводок"?

Дети отвечают. При затруднении учитель оказывает помощь.

Д. Половодье – разлив реки при вскрытии.

– Паводок – большое скопление воды от таяния снега и льда (от ливней), иногда влекущее за собой наводнение.

У. Итак, река разлилась.

Обратимся вновь к отрывку Чехова (текст записан на доске). Спишите второе предложение в тетрадь.

Дети записывают предложение.

"Деревья голы, но уже живут, дышат!"

– Ребята, как вы думаете, могут ли деревья дышать, как люди? Чем они дышат?

Дети высказывают свои предположения.

– Поможет нам разобраться в этом вопросе текст Льва Толстого (учитель показывает портрет писателя) "Деревья дышат".

VIII. Словарная работа

У. В тексте встретится слово "наст". Что оно означает?

Д. Наст – твердая кора на снегу, образующаяся после оттепели.

У. Объясните значение слова "обындевеют".

Д. Покроются инеем.

IХ. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно прослушать рассказ Толстого "Деревья дышат". Затем ответьте на вопрос: чем же дышат деревья?

Учитель зачитывает рассказ.

"Ребенок был болен. Он бился, метался, потом затих. Мать думала, что он заснул; посмотрела – а он не дышит.
Она стала плакать, позвала бабушку и говорит:
– Посмотри, у меня ребеночек умер.
Бабушка говорит:
– Погоди плакать, может быть, он только замер, а не умер. Вот, дай приставим стеклышко к ротику, если отпотеет, значит, дышит и жив.
Приставили стеклышко к ротику. Стеклышко отпотело. Ребенок был жив.
Он проснулся и выздоровел.
Великим постом была оттепель, да не согнала всего снегу, и опять заморозило, и сделался туман.
Рано утром пошел я по насту в сад. Смотрю – все яблони пестрые: одни сучки черные, а другие точно посыпаны белыми звездочками. Подошел я ближе – посмотрел черные сучки – все сухие, посмотрел на пестрые – все живые и все по почкам облипли инеем. Нигде нет инея, только на самых на кончиках почек, на ротиках, там, где раскрываться начали, точно как усы и борода у мужиков обындевеют на морозе.
Мертвые деревья не дышат, а живые деревья дышат, так же, как люди. Мы ртами и носами, они – почками".
– Итак, чем дышат деревья?

Д. Почками.

Х. Работа с текстом

Учитель раздает детям текст рассказа "Деревья дышат".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова тема этого отрывка?

Д. Деревья дышат.

У. К какому типу текста относится этот рассказ?

Д. Повествование с элементами описания и рассуждения.

У. Подумайте внимательно, на сколько частей можно разделить этот текст?

Д. На две части.

У. Прочитайте вслух первую часть.

Дети читают со слов "Ребенок был болен..." до слов "...выздоровел".

– Что однажды случилось с ребенком?

Д. Он заболел.

У. Что вдруг заметила мать, когда ребенок затих?

Д. Ребенок не дышит.

У. Испугалась ли мать? Как вы догадались?

Д. Она стала плакать, подумала, что он умер.

У. Бабушка решила ее успокоить – ведь у нее было больше жизненного опыта. Что она предложила? Прочитайте.

Д. "Погоди плакать, может быть, он только замер, а не умер. Вот, дай приставим стеклышко к ротику, если отпотеет, значит, дышит и жив."

У. Проверили ли они?

Д. Да, приставили стеклышко, оно отпотело: ребенок был жив, он проснулся и выздоровел.

У. Конечно, хорошо, что так закончилась эта история. Но бывали случаи, когда дети, смертельно заболев, умирали.
Очень обрадовалась мать того ребенка. Спасибо мудрой бабушке.
Ребята, вы теперь тоже знаете, как можно проверить, дышит человек или нет.
Если человек дышит, то он живет. Без дыхания нет жизни. Попробуйте закрыть рот, прикрыть нос и не дышать. Долго ли вы так сможете?

Дети экспериментируют.

– Как вы думаете, может прожить человек без воздуха долгое время?

Д. Нет, он умрет.

У. А без воды, пищи?

Ответы детей.

– Слышали вы когда-нибудь выражение "нечем дышать"? Что оно означает?

Д. Когда бывает большое скопление людей, не хватает кислорода, трудно дышать.

У. Для этого нужно чаще проветривать помещения, чтобы воздух был чистым и свежим. Это влияет на работу легких.
Ребята, подумайте, случайно ли Лев Николаевич Толстой начинает свой рассказ со случая о больном ребенке? Почему?

Д. Не случайно. Сначала в первой части он показал, как дышат люди, как можно проверить это, а затем рассказал о деревьях. Дальше он напишет: "Живые деревья дышат, так же, как люди". Мертвые люди и деревья не дышат. Вот если бы ребеночек умер, то стеклышко не отпотело бы.

У. Прочитайте вторую часть рассказа и посмотрите, где наблюдал за дыханием деревьев автор?

Дети читают вторую часть.

Д. Толстой наблюдал за дыханием яблонь в саду.

У. Как же смог понять Толстой, что деревья дышат?

Д. Черные сучки – мертвые. Там, где почки были облеплены инеем, были живые деревья, они дышали.

У. Как он назвал почки?

Д. "Ротики".

У. С чем автор сравнил кончики почек?

Д. С усами и бородой, которые покрыты инеем.

У. Почему на морозе волосы покрываются инеем?

Д. На улице холодно, человек дышит, и выделяющийся пар оседает на волосах, усах, бороде, мочит их, а мороз покрывает инеем, замораживает.

У. Какое сравнение использует Толстой, когда говорит о заиндевелых почках?

Д. Деревья посыпаны белыми звездочками.

У. Красивое выражение, не правда ли?
Итак, мы узнали, что деревья тоже дышат, как люди. Только мы – ртами и носами, а они – почками.
Кому понравился рассказ, что нового вы узнали для себя?

Ответы детей.

– Определим главную мысль текста.

Д. Главная мысль – живые деревья дышат, как люди, только почками.

ХI. Физкультминутка

У. Проведем небольшую гимнастику для дыхательного аппарата.

1) Взмахни руками в стороны, вверх, вдох глубокий; вниз – выдох. Повторить 5–7 раз.
2) Набрать воздух, задержать дыхание, постепенный выдох. Повторить 3–4 раза.
3) Дышать глубоко с закрытым ртом (20–30 с).
4) Приложить руку к животику и глубоко дышать.

ХII. Наблюдение над использованием глагольного времени в переносном значении

У. Сегодня мы продолжаем работать над временноRй соотнесенностью глаголов. На примере текста Толстого будем учиться объяснять выбор той или иной формы глагольного времени.
Возьмите карандаш и прямо в тексте отметьте время всех глаголов.

Дети выполняют работу.

– Какое время глаголов использовано в тексте?

Д. Настоящее, прошедшее, будущее. Все три формы. Большинство глаголов – в прошедшем времени.

У. Как вы думаете, почему вдруг в повествовании о прошлом глаголы прошедшего времени сменяются глаголами настоящего и будущего времени?

Ответы детей.

– Глаголы настоящего времени используются для передачи действий, происходивших в прошлом. Например: ребенок не дышит, бабушка говорит, я смотрю, деревья дышат. Такие глаголы (в настоящем времени) при описании событий, уже происшедших, всегда оживляют повествование, придают ему большую изобразительность.
Глаголы настоящего времени помогают нам представить, что это происходит сейчас, стать участниками событий.
Также, к примеру, настоящее время глаголов в повествовании о прошлом может использоваться для обозначения постоянно совершающихся действий, постоянных свойств предмета или лица.
Например, мертвые деревья не дышат, а живые деревья дышат, так же как люди.
Деревья же всегда дышат (если они живые) или не дышат (если они мертвые). В этом случае глагол "дышать" обязательно должен стоять в настоящем времени.
Будущее время (приставим, отпотеет, обындевеют) используется для обозначения мгновенных повторяющихся действий в настоящем и прошлом.
Таким образом, действия, описанные Толстым в рассказе, происходили в прошлом. Но писатель не ошибся, употребив глаголы и в настоящем, и в будущем времени. Он использовал их для живости рассказа о прошлом.

ХIII. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

У. Выпишите из текста глаголы настоящего и будущего времени в два столбика, выделите окончания, определите спряжение.

Дети вспоминают правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Глаголы I спряжения

Глаголы II спряжения

отпотеет



смотрю (ударное окончание)

не дышит обындевеют
говорит (ударное окончание)
приставим
дышим

– Почему глаголы дышит и смотрю относятся ко II спряжению?

Д. Это глаголы-исключения.

У. Мы с вами на прошлом занятии говорили о том, что снег уже тает, побежали ручьи, разлилась река.
Сейчас мы прочитаем текст упражнения 481 на странице 207 учебника и узнаем еще что-то новое о весенних ручьях.

Дети читают текст.

Весенние ручьи

Весенн... ручьи говорят, говорят...
У каждого ручья свой голос. Один чуть шепч...т, а другой звонко кр...чит. И каждый о своем.
Хоч...шь лесные, п...левые и болотные тайны узнать – сядь у речк... на б...режок. Может, чего и услыш...шь.

– Что нового вы узнали о ручейках?

Д. У каждого ручья свой голос. Можно послушать и узнать разные тайны.

У. Дома вам надо будет написать продолжение этого рассказа. Начните словами: "Однажды я подслушал разговор двух ручейков..."
Сейчас вам нужно списать этот текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы и определить спряжение глаголов в настоящем и будущем времени (с ударными и безударными окончаниями).

Дети выполняют задание.

– Проверим, как вы определили спряжения глаголов.

Д. Говорят (наст. вр., II спр.), шепчет (наст. вр., I спр.), кричит (наст. вр., II спр.), хочешь (наст. вр., I спр.), услышишь (будущ. вр., II спр.).

ХIV. Итог урока

У. Вот и подошло к концу наше очередное занятие. Что нового и полезного вы узнали для себя? Что особо запомнилось и произвело впечатление? Чем дышат деревья? Как деревья помогают дышать нам?

Ответы детей.

У. Мы должны беречь и приумножать зеленые насаждения нашей необъятной России, очищать леса от больных и мертвых деревьев.
Зачем нужна смена времен в повествовании о прошлом?

Д. Для живости повествования.

ХV. Домашнее задание

У. Напишите продолжение рассказа "Весенние ручьи".

Примечание. Рассказ взят из книги: Толстой Л.Н. Книга для детей / Рассказы. Сказки. Басни. Описания. Рассуждения. М.: Политиздат, 1991. 319 с.

Занятие 29

(2 часа)

Тема. «И.А. Бунин "Сосед" (отрывок). Правописание глаголов в прошедшем времени».

Цели. Продолжать изучать творчество И.А. Бунина; воспитывать любовь к природе; совершенствовать умение чутко понимать художественное слово; развивать умение осознавать идею текста, чувство прекрасного; закреплять знания об особенностях глаголов, употребленных в прошедшем времени.

Оборудование. Портрет И.А. Бунина, иллюстрации с изображением проселка, межи, подснежников, ландыша.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. О чем мы продолжаем говорить сегодня на занятии?

Дети. О весне.

У. Поможет нам в этом отрывок из рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Сосед".

III. Постановка учебной задачи

У. Сегодня нам многое предстоит сделать: прочитать и проанализировать текст, вспомнить все, что мы знаем о глаголах прошедшего времени, а также выполнить много других интересных заданий.

IV. Вступительная беседа

У. Ребята, вспомните, куда приходит весна в первую очередь?

Д. В поле.

У. А затем?

Д. На реку.

У. Где поселяется третья весна?

Д. В лесу.

У. Вот мы с вами и отправимся на прогулку в лес. И может быть, еще рано говорить о лесной весне (ведь она бывает в мае), но вот о том, как изменился лес, как он выглядит именно в апреле, мы можем узнать. И поможет нам в этом, конечно, художественное произведение, написанное Буниным, которое называется "Сосед".
В этом рассказе говорится о том, как однажды Бунин во время одной из вечерних апрельских прогулок вместе со своей дамой сердца зашел в гости к соседу, живущему в поместье Дубровка в небольшом домике под тесовой крышей.
Мы прочитаем начало рассказа о том, как Бунин прогуливался по Дубровке, а затем заглянул на огонек к соседу.

V. Словарная работа

У. В тексте вам встретятся непонятные слова. Разберем их.

На доске:

  • Просёлок – грунтовая дорога между второстепенным пунктом, в отличие от большой дороги.

  • Седло' – сиденье для всадника.

  • Межа' – граница земельных владений. Нераспаханная узкая полоса между полями.

  • Жнивьё – поле, где сжата рожь или другие зерновые хлеба.

  • Опу'шка – край леса.

  • Со'вка – бабочка с мохнатым телом темного цвета. Летает в сумерки или ночью.

  • О'ко – глаз (архаизм).

  • Гри'фель – палочка для писания на аспидной доске.

  • Подсе'д – нижний слой растений.

  • Усту'п – выемка земли.

  • Па'водок, половодье – разлив реки при таянии снега, льдов.

  • Вальдшнепиный притон: ва'льдшнеп – крупная лесная птица; притон – место сборищ.

VI. Первичное восприятие текста

У. Послушайте внимательно, как Бунин описывает лес весной. После прочтения скажите, как изменился лес с приходом весны.

Учитель зачитывает отрывок.

Одна из вечерних прогулок...

Ясный апрельский закат, еще не набитый серый проселок, весенняя нагота полей, впереди еще голый зеленоватый лес. Еду на него, спокойно и распущенно сидя в седле.
От переката беру к лесу целиком, по широкой меже, по грани среди жнивья. Она вся зеленая, но еще по весеннему мягкая, – чувствуется, как вдавливается в нее копыто. А возле леса, на жнивье под опушкой, еще тянется длинный островок не чистого и затвердевшего снега. И ярко-голубые подснежники, – самый прелестный, самый милый в мире цветок, – пробиваются из коричневой, внизу гниющей, влажной, а сверху сухой листвы, густо покрывающей опушку. Листва шумно шуршит под копытами, когда я въезжаю в лес, и нет ничего радостнее этого напоминания о прошлой осени в соединении с чувством весны.
Шуршит и лесная дорога, – она тоже вся под листвой, – и далеко слышно это шуршание по лесу, еще сквозному, раскрытому, а все-таки уже не зимнему. Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. Солнце село, но вечер светлый, долгий... Внезапно, как кол, свалилась со старой осины мохнатая совка, плавно метнулась и с размаху села на березовый пень, – просыпаясь, дернула ушастой головкой и уже зрячим оком глянула кругом: здравствуй, мол, лес, здравствуй, вечер, даже и я теперь не та, что прежде, готова к весне и любви! И, как бы одобряя ее, на весь лес раскатился где-то близко торжествующим цоканьем и треском соловей. А под старыми березами, сквозящими своей кружевной наготой, на сероватом, но легком и глубоком вечернем небе уже торчат тугие и острые, глянцевито-темно-зеленые трубки ландышей.
Проезжая нивы, смотрю вбок, вдоль оврага, густо заросшего грифельным безлиственным осинником, – там, за лесом, нежно, слабо разлился погожий закат. По дну оврага, среди темной чащи, среди подседа орешников, падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает еще не иссякший паводок. Самый вальдшнепиный притон этот овраг! Потом, все так же шумно нарушая весеннюю тишину леса шуршанием копыт в листве, поднимаюсь по лесной дороге в гору, по глубоким глинистым колеям, промытым половодьем. Потом еду по широким полянам, где стоят, красуются в отдаленье друг от друга вековые ветвистые дубы".

У. Понравилось ли вам описание леса?

Ответы детей.

– Как изменился лес с приходом весны?

Д. Растаял снег, появляются первые цветы, запели песни...

VII. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Сосед".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова тема?

Д. Вечерняя прогулка по весеннему лесу.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. К описанию.

У. От чьего имени ведется рассказ?

Д. От имени автора.

У. Постараемся представить, что мы вместе с ним на коне совершаем эту вечернюю прогулку. Проследим его путь, постараемся ничего не пропустить, услышать все звуки, почувствовать все запахи. В какое время суток прогуливался герой рассказа?

Д. Вечером, на закате.

У. Это одно из самых приятных и красивых времен суток, как и восход солнца. Вы только представьте себе ясный апрельский закат! Вы когда-нибудь наблюдали закат солнца?

Ответы детей.

– Все вокруг озаряется красновато-золотым светом. Красота! Автор едет в лес. Что открывается его взору?

Д. Серый проселок, нагота полей, лес – впереди.

У. Почему автор называет лес зеленоватым?

Д. Деревья еще не оделись листвою. Автор хотел показать оттенки цвета, а не сам цвет.

У. Есть ли еще снег в лесу?

Д. Только возле леса. Снег уже грязный и затвердевший.

У. С чем сравнил этот снег автор?

Д. С островком.

У. Итак, автор едет по зеленой меже вдоль леса. Что еще встречается ему на пути?

Д. Ярко-голубые подснежники.

Учитель показывает иллюстрацию.

У. Как называет автор эти первые милые цветы?

Д. "Самый прелестный и милый в мире цветок".

У. Ребята, а вы знаете, что подснежники занесены в Красную книгу?

Д. Да, и их ни в коем случае нельзя срывать.

У. Наконец герой въезжает в лес. Что он сразу ощущает, чувствует?

Д. Осеннюю листву под ногами лошади. Внизу она коричневая, гниющая, влажная, сверху – сухая.

У. Кто был в лесу весной, тому доводилось наблюдать подобную картину. Найдите и зачитайте предложения, где описано шуршание листвы.

Д. Листва шумно шуршит под копытами...
– Шуршит и лесная дорога...

У. Какой прием помогает автору передать нам ощущение шума листвы при чтении?

Д. Звукопись. Звук [ш] в словах "шумно", "шуршит", о "прошлой", "шуршанье" помогает нам тоже услышать шум листьев.

У. Попробуйте выразительно перечитать эти предложения, создав эффект шуршанья листьев.

Дети выполняют задание.

– О чем напоминает автору шум листьев?

Д. Об осени.

У. Почему это напоминание автор называет радостным?

Д. Оно соединяется с чувством весны.

У. Листья помогают находиться одновременно на стыке двух времен года: осени и весны. Ведь зима и весна могут встретиться, весна и лето, лето и осень, осень и зима. А вот осень с весной, лето с зимой, пожалуй, никогда. И вот эту необычную встречу заметил писатель. Ведь на самом деле листья напоминают об осени, а лес уже весенний. Жизнь в нем другая.
Видите, как прозорливый глаз художника слова замечает все необычное.
Автор пишет, что лес молчит. Тишина ли на самом деле была в лесу?

Д. Нет.

У. Какие звуки удалось услышать герою? Прочитайте второй и третий абзацы и ответьте на поставленный вопрос.

Дети читают текст.

Д. Совка кричала и радовалась весне.
– Цоканье соловья.
– Журчанье паводка.
– Крик вальдшнепов.

У. Вот сколько звуков услышал герой рассказа в лесу!

Что еще он заметил?

Д. Ландыши, которые "торчали" на сероватом вечернем небе, под старыми березами.

– Вековые дубы на широких полянах.

У. Выехав из леса, герой отправился в гору, потом – в поле. На этом заканчивается описание прогулки.

Какие звуки он услышал в лесу?

Д. Шуршанье листьев, голоса совки, соловья, вальдшнепов, журчанье паводка.

У. А какие запахи?

Д. Гнилой влажной листвы, свежей зелени, ландышей.

У. Ландыши, ребята, тоже занесены в Красную книгу.

Лес весной ожил. Все ждет новой жизни. Птицы и травы радуются весне.
Как приятно совершить прогулку по весеннему лесу!
Чтобы мы ярче представили лес, почувствовали его прелесть, писатель использовал такие слова и выражения, чтобы приблизить к нам это описание.

Ребята, а ради чего автор дает это описание в своем рассказе?

Д. Чтобы подчеркнуть главную мысль – как прекрасен лес весной на закате дня.

VIII. Физкультминутка

У. Мы много поработали. Отдохнем.

Это правая рука (показывают).
Это левая рука (показывают).
Справа – шумная дубрава (указывают вправо).
Слева – быстрая река (указывают).
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

IХ. Словесное рисование

У. Представьте, что вы художники, у вас есть кисти, краски, холст. Что мы нарисуем на картине?

Д. Можно поле, вдали лес.

– Можно лес.

У. Как расположим объекты на картине? Если это лес, то где будут располагаться деревья, цветы, листья, птицы? Какие краски выберем?

Д. Зеленые, коричневые, голубые, сероватые, красноватые, ярко-голубые, белые, желтые...

У. Какая будет погода?

Д. Тихая, безветренная, теплая.

Х. Упражнение в определении глаголов в прошедшем времени

У. Вспомните, как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени?

Д. По вопросам и суффиксу -л-.

У. Выпишите из текста все глаголы в прошедшем времени, определите их число и род.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, зачем в тексте используются глаголы прошедшего времени?

Д. Они описывают события, которые уже произошли.

У. Почему остальные глаголы использованы в настоящем времени?

Д. Они используются для того, чтобы оживить рассказ о прошлом. Автор пишет об уже происшедших событиях, а мы представляем, что они происходят сейчас.

ХI. Творческая работа

У. В своем рассказе Бунин говорит о первых весенних цветах: подснежнике и ландыше. Рассмотрим внимательнее эти цветы.

Учитель показывает иллюстрации.

– Попробуйте сочинить описание, сравнение ландыша и подснежника.

На работу дается 10–15 минут, затем работы проверяются (дети зачитывают вслух).

ХII. Итог занятия

У. Что нового сегодня вы узнали на занятии?

Ответы детей.

– Перечитайте те места в рассказе, которые вам особенно понравились, запомнились.

Дети зачитывают.

– Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени?

Д. По вопросу и суффиксу -л-.

ХIII. Домашнее задание

У. Сегодня после занятий, когда вы выйдете из школы, не спешите – остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки весны, но и запахи... Чем пахнет весна?
Дома напишите сочинение "Звуки и запахи апреля".

Примечание. Рассказ (отрывок) взят из книги: Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: Роман и рассказы. М.: Сов. Россия, 1982. 336 с.

Занятие 30

(2 часа)

Тема. «К.Д. Ушинский "Ласточка". Предложение (повторение)».

Цели. Совершенствовать умение анализировать художественный текст; развивать познавательный интерес учащихся, умение распознавать однородные члены предложения; обогащать словарь учащихся; совершенствовать знания учащихся о видах предложений по цели высказывания и интонации; воспитывать любовь к природе.

Оборудование. Потрет К.Д. Ушинского "Весна", звукозапись "Голоса весеннего леса", иллюстрации с изображением поля, трактора, грача, иволги; чучело скворца, ласточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы продолжаем изучать творчество великого педагога и детского писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Сегодня мы познакомимся с его рассказом "Ласточка".

III. Постановка учебной задачи

У. С сегодняшнего занятия мы начинаем повторять по русскому языку все, что вы узнали в этом году на уроках и на факультативных занятиях. Мы выполним творческую доработку текста. Будьте внимательны и сосредоточенны.

IV. Вступительная беседа

У. Подходит к концу месяц апрель, второй весенний месяц. Мы с каждым днем замечаем новые изменения, которые происходят в природе. Появляются новые цветы, все больше птиц возвращается к нам из теплых стран, вылезают из своих норок жучки, паучки, просыпаются животные.
Ребята, а можно весну назвать волшебницей?

Дети. Можно, она разукрашивает все вокруг в яркие цвета, на глазах все зацветает, распускается. Мир, словно сказочное царство, преображается.

У. Посмотрите, вот и сама Весна пожаловала к нам в гости.

На доске – иллюстрация с изображением весны в образе девушки с венком из цветов на голове, в руках платочек.

– Вот сейчас взмахнет Весна платочком, и мы окажемся – догадайтесь, где?

Учитель включает звукозапись "Голоса весеннего леса".

Д. Мы оказались в лесу.

У. Попробуйте угадать голоса птиц. Чему так радуются птицы?

Д. Теплу, весне.

У. Приятно слушать пение птиц. Вы, ребята, попробуйте остановиться на улице и послушайте голос птицы. Угадайте, кто это поет.

Весна взмахивает платочком во второй раз. Мы окажемся...

Д. В поле.

На доске – иллюстрация с изображением грачей, трактора, пашущего в поле.

У. Отгадайте загадку.

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

Д. Грач.

У. Ребята, а почему чаще всего в поле можно увидеть грачей?

Д. Они ищут себе корм.

У. Можете ли вы сказать, что это за птица?

Учитель показывает чучело скворца.

Д. Это скворец.

У. А кто делает домик для скворца?

Д. Люди.

У. Кто из вас этой весной сделал или поправил старый домик для скворца?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, а ведь есть птицы, которые сами строят себе домики. Как называются эти домики?

Д. Гнезда.

У. Где могут построить гнезда птицы?

Д. На деревьях, на земле, под крышей дома.

У. А из чего делает ласточка свое гнездо, мы узнаем, прочитав рассказ Ушинского. Рассмотрим ласточку.

Учитель показывает чучело ласточки.

V. Словарная работа

У. Разберем значение некоторых слов и поработаем с картой.

На доске:

Ил – вязкая масса на дне реки, озер или морей, образующаяся из отложений минеральных или органических веществ.

Помера'нцевая роща – цитрусовая (апельсиновая) роща.

Все географические названия (Южнорусские степи, Крымские горы, Черное море, Малая Азия, Средиземное море, Африка, Южная Германия, Франция, Италия, Греция, река Нил) показываются на карте. Можно еще раз во время чтения указывать на карте место, о котором идет речь.

VI. Первичное восприятие текста

У. Послушайте рассказ внимательно и скажите, из чего же ласточки делают себе гнезда.

Учитель зачитывает текст.

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетали.
– Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец, – весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела: ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышки, то стебелек моха.
Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно.
"Видно, наносила яичек и сидит теперь на них", – подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам! Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил свое удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
– Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, легким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть, вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то какие бы диковинки рассказала она тебе – о южнорусских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Черном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где все цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнездышко и ловила мошек, пока у нас стояли крещенские морозы.
– Я не думал, что ласточки улетают так далеко, – сказал мальчик.
– Да и не одни ласточки, – продолжал отец. – Жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелетными, также улетают от нас на зиму в теплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции; другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь еще дальше, перелететь все Средиземное море, чтобы вывести и накормить детей где-нибудь на берегах Нила.
– Отчего же они не остаются в теплых странах целый год, – спросил мальчик, – если там так хорошо?
– Видно, им недостает корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре верст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

У. Понравился ли вам рассказ?

Д. Да.

– Из чего же ласточки делают свои гнезда?

Д. Из глины, ила, пуха, перышек, мха.

VII. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст рассказа К.Д. Ушинского "Ласточка".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите его тему и тип.

Дети читают текст.

– О чем этот текст?

Д. Тема – возвращение ласточек в родные места.

У. К какому типу текста относится этот рассказ?

Д. Повествование с элементами описания.

У. Что однажды хотел натворить мальчик?

Д. Он хотел осенью разорить птичье гнездо.

У. Как вы думаете, зачем он это хотел сделать?

Д. Он подумал, что ласточки сюда больше не вернутся. Он плохо хотел поступить.

У. Кто его остановил?

Д. Отец.

У. Зачитайте обращение отца к сыну, передайте соответствующую интонацию обращения: отец не ругался, не кричал, а спокойно объяснил сыну, почему этого делать не следует.

Д. "Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец, – весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик".

У. Каким предложением передано обращение отца?

Д. Повествовательным, оно произносится спокойно.

У. Послушался ли мальчик?

Д. Да. Он хорошо поступил.

У. Когда прилетели ласточки? Зачитайте.

Дети зачитывают отрывок от слов "Прошла зима, и в конце апреля..." до слов "...стебелек моха".

– Почему ласточки носились вокруг старого гнездышка?

Д. Они выражали радость, что нашли его.

У. Работа закипела. Почему именно этот глагол использует Ушинский? В каком значении?

Д. В переносном, он означает – быстро взялись за работу, много сделали.

У. Расскажите, как ласточки обустроили свое гнездышко.

Дети рассказывают.

– Что делал в это время мальчик?

Д. Он наблюдал за всем происходящим.

У. Что он заметил?

Д. Одна только ласточка вылетает из гнезда. Мальчик догадался, что вторая высиживает птенцов.

У. Догадки мальчика оправдались. Зачитайте то место, когда ребенок увидел птенцов.

Д. "В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!"

У. Обрадовался ли мальчик? Почему?

Д. Он понял, какую ошибку мог бы совершить! А теперь он был рад.

У. Теперь эти ласточки стали ему еще ближе и дороже. Он целыми часами наблюдал за ними. О чем это говорит, о какой черте характера?

Д. О терпеливости, выносливости, настойчивости, наблюдательности.

У. Видите, наш герой не такой уж и плохой, как мы подумали в самом начале рассказа. Как же ласточки добывали пищу своим деткам?

Д. Заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек.

У. Каким предложением выражена неутомимая забота ласточек?

Д. "Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам!"

У. Предложение восклицательное, оно выражает удивление и восторг от работы ласточек. Что больше всего удивляло мальчика?

Д. Как ласточки не устают летать целый день.

У. Отец ответил мальчику на этот вопрос. Давайте вместе с вами подробнее разберем ответ отца.

Учитель держит в руках чучело ласточки.
Дети читают текст со слов: "Посмотри, какие у ласточки..."

– Ребята, где зимует ласточка? Прочитайте про себя.

Дети перечисляют географические названия и показывают их на карте.

– Знали ли вы, что ласточка, да и другие птицы улетают так далеко?

Ответы детей.

– Чему мы можем больше всего удивляться?

Д. Ласточки, пролетая четыре тысячи верст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо.

У. Вы только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаруживает своего жилища. Каково ей? Вот поэтому вы всегда должны помнить, что разорять птичьи гнезда нельзя. Как вы думаете, мальчик это понял?

Дети высказываются.

– Какова главная мысль рассказа?

Д. Главная мысль – никогда нельзя разорять птичьи гнезда.

У. Ребята, что нового вы узнали из рассказа?

Ответы детей.

VIII. Физкультминутка

У. Устали? Немного отдохнем.

Дети имитируют движения ласточки.

Я маленькая птичка,
Ласточкой зовут меня.
Хочу весь день кружиться
Над домом у тебя.
Кружиться буду долго –
Почуяла я дождь,
А вы дождя не бойтесь –
Пройдет и солнце вновь!

– Ребята, а вы знаете, что ласточки предсказывают дождливую погоду? Как?

Д. Ласточки низко летают.

IХ. Упражнение в повторении сведений о предложении

У. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания?

Д. Повествовательные, восклицательные, вопросительные.

У. Понаблюдайте по тексту, какие предложения использовал Ушинский.

Д. Все три типа, в основном повествовательные. Ушинский рассказывает, вспоминает случай из жизни. Вопросительные (2) передают вопросы мальчика и отца. Восклицательные (2) радость (1-е) и удивление (2-е).

У. Разные по цели высказывания предложения позволяют передать разный характер высказывания.
Понаблюдайте, какие предложения – простые или сложные – используются в этом тексте?

Д. И те и другие, в основном – сложные.

У. Выпишите себе в тетрадь два предложения:

Мальчик послушался отца.

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек.

Какие это предложения – простые или сложные?

Д. Первое – простое, второе – сложное.

У. Разберите их по членам. В первом предложении определите все члены предложения, во втором – только главные.

У. Чем выражены подлежащие?

Д. Именем существительным (в первом предложении), именем существительным и местоимением (во втором).

У. Что еще интересного вы заметили во втором предложении?

Д. Две группы однородных членов: первая – носились и ловили, вторая – мух, комаров и мошек.

У. Вспомните, для чего мы используем в речи однородные члены предложения?

Д. Речь получается более краткая и четкая.

– Чтобы не было повторения. Ласточки носились. Ласточки ловили. Эти предложения заменяются одним благодаря использованию однородных членов.

У. Итак, однородные члены предложения помогают живо и образно нарисовать картину происходящего.

Х. Творческая доработка текста

Детям раздаются карточки с текстом.

У. Прочитайте текст.

Деревья и кусты освободились от снежного плена. Показалось солнце. Ожила земля. Радует слух пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Птица ловко лепит его из земли и глины. У иволги гнездо сделано из травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на птиц. Грустно жить без них.

– О чем этот текст?

Д. О птицах – ласточке и иволге.

Учитель показывает иллюстрацию иволги.

У. Что нового вы узнали из него?

Ответы детей.

– Вам сейчас предстоит следующая работа.

Если вы заметили, в тексте в основном встречаются простые предложения. Есть нераспространенные. Ваша задача – изменить этот текст так, чтобы он был более выразительным. Можете дополнить предложения второстепенными членами, простые предложения превратить в сложные, повествовательные предложения сделать восклицательными, а также дополнить текст своими предложениями. Не забудьте озаглавить текст.

Дети выполняют задание.

ХI. Итог занятия

У. Что нового и интересного вы узнали на занятии? Почему нельзя разорять птичьи гнезда? Какую роль в тексте играют повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения?

Ответы детей.

ХII. Домашнее задание

У. Напишите текст-рассуждение на тему "Почему нельзя разорять птичьи гнезда?".

Примечание. Рассказ взят из книги: Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. М.: Детская литература, 1986. 159 с.