Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Анна ЕГОРОВА,
Людмила ЗЕМСКОВА,
Елена ЧУДИНОВА

Окружающий мир

2-й класс

Задание 1

Дополни текст знаками и дай ему название.

"_______________________________________________________________________"

Жители Цитры Мули, Рули и Вули любят воду.

Вули любит воду зимой, когда она такая (запиши значком или словом).

Рули любит воду летом, когда она такая (запиши значком или словом).

Мули любит воду в воздухе, когда она такая (запиши значком или словом).

Обозначь на стрелках условия перехода воды из одного состояния в другое:

Задание 2

Любознательные Мули, Рули и Вули приехали в столицу России, которая называется___________ ______________________, и пошли в музей. Там они увидели старинный прибор без таблички. Что он измеряет?

Нарисуй современный прибор для измерения того же свойства и объясни, как он работает.

________________________________________
_________________________________________
___________________________________________
_________________________________________

Задание 3

Путешествуя по Москве, Рули, Мули и Вули заспорили, как надо переходить через дорогу. Вули сказал: "Не надо смотреть направо и налево, главное – смотреть под ноги, чтобы не упасть". Рули сказал: "Надо переходить на красный сигнал светофора. Все остановятся, а я перейду". Мули сказал: "Надо переходить через дорогу на красный сигнал светофора для машин и на зеленый сигнал для пешеходов".

Кто из друзей может попасть в больницу? ________________________________________.

Задание 4

Хозяйственные Мули, Рули и Вули пошли за ягодами в лес и договорились вернуться к обеду.

Мули вернулся в половине второго. Рули вернулся в тринадцать тридцать. Вули вернулся в час тридцать. Кто из них опоздал к обеду? __________

_____________________________________________________________________.

У бабушки не было часов, но она вовремя приготовила обед. Как она могла узнать время обеда? __________________________________________.

Задание 5

Исследуя воздух, Мули, Рули и Вули решили проверить, что:

1. Помоги друзьям составить план опыта для проверки любого из предположений (одного).

Гипотеза _______________________________

2. В кружочках обозначь свое согласие или несогласие с утверждениями. Если ты не знаешь, верно это или нет, поставь знак вопроса.

3. Тебе стало известно об этом? Запиши или нарисуй значок способа в прямоугольнике.

Задание 6 (дополнительное)

Трудолюбивые Мули, Рули и Вули решили вырастить горох.
Мули положил горошины в банку, плотно закрыл и поставил на подоконник.
Рули положил горошины в банку с небольшим количеством воды и поставил в холодильник.
Вули положил горошины в банку с небольшим количеством воды и спрятал в шкафу.
У кого горох прорастет? _____________________________________________
У кого – нет? ________________________________________
Почему? ________________________________
Через 10 дней друзья увидели, что у Мули растения _________________________,
у Рули растения _________________________,
у Вули растения _________________________.
Почему ты так думаешь? _________________________________________

Комментарии к работам

Задание 1 проверяет знание учениками трех агрегатных состояний воды и условий ее перехода из одного состояния в другое (в соответствии с требованием проекта образовательного стандарта). Кроме этого, оно показывает умение ребенка работать со схемой.

Задание 2 проверяет знание и понимание учениками принципов устройства измерительных приборов (на примере термоскопа и термометра – приборов для измерения температуры). В этом задании ученик может проявить и конкретные знания о работе термометра, и владение общим способом оценки условно измеряемых свойств объектов.

Задание 3 проверяет требования образовательного стандарта по безопасности жизнедеятельности. Однако правильное выполнение задания свидетельствует не только о знании правил дорожного движения, но и об умении работать со сложным текстом. Неправильное выполнение задания может свидетельствовать о трудностях работы с текстом. Последующее уточнение знания ребенком правил дорожного движения поможет различить эти две причины.

Задание 4 проверяет умение учеников определять время по часам, сообщать о нем. Также оно выявляет понимание учениками способа измерения времени.

Задание 5 проверяет знание учениками свойств воздуха (в соответствии с требованием проекта образовательного стандарта). Кроме этого, оно позволяет оценить умение строить план опыта и уровень рефлексии (умение отделить известное от неизвестного и выявить основания собственных знаний).

Задание 6 (дополнительное) проверяет знание учениками условий прорастания семян и условий, необходимых для роста растений (Госстандарт). Хорошие результаты могут показать те ученики, которые участвовали в проведении и обсуждении соответствующих опытов, а не только читали тексты в учебнике.

Все, что ученики выполняют сверх требований проекта стандарта, является желательным, но не обязательным требованием.
Если ученики испытывают затруднения при построении плана опыта, можно предложить им решить эту задачу в паре.

3-й класс

Задание 1

Бен и Невис переходили через дорогу навстречу друг другу и столкнулись, потому что Бен на середине дороги по привычке остановился и посмотрел налево, а Невис, перебегая дорогу, в него врезался. Оба в это время ели мороженое – вафельный рожок.

Им не повезло – часть мороженого упала на асфальт. У Бена в руке остался вот такой кусок:

А у Невиса – такой кусок мороженого:

1. Покажи на вафельном рожке линии разлома мороженого у Бена и Невиса. Обозначь их буквами Н и Б.

2. Какие нарушения правил дорожного движения вы заметили у Бена и Невиса?

Бен ____________________________________
А нужно было ___________________________
Невис __________________________________
А нужно было ___________________________

Задание 2

1. Размести номера живых существ в ячейках таблицы.

Обитатели суши

Обитатели вод

Животные

 

Растения

 

2. Опиши рыбу, используя таблицу.

_________________________________________

3. А в какую ячейку (ячейки) ты поместишь насекомых? Каких насекомых ты знаешь? Напиши названия любых трех насекомых:

_____________________________________________
____________________________________________
___________________________________________

Задание 3

Папа, мама и Оля в феврале переболели гриппом. Наверху разными линиями нарисованы графики болезни мамы (...............), папы (__ __ __ __) и Оли (________).

1. Кто заболел первым?
2. У кого в среду была температура 39?
3. У кого к пятнице была самая высокая температура?
4. Подпиши графики и название второй оси.

Задание 4

А. Прочитай текст.
Б. Озаглавь его.
В. Вставь пропущенные слова.
Г. Составь план своего рассказа по тексту с помощью картинок, схем или ключевых слов.

"____________________________________________________________"

Гранит – это камень строителей. А свое ______ получил от слова "гранум". Так на древнем языке – латыни – звучит слово "зерно", "зернышко". Если ты внимательно посмотришь на гранит, то сможешь увидеть много каменных зерен. Они разного вида и разного цвета. Гранит состоит из трех разных камней – блестящего прозрачного кварца, темной слюды и полевого шпата. Полевой шпат бывает разного цвета: красного, серого. Шпата в граните много, поэтому и _________ нам кажется красным или серым.

План рассказа по тексту:

__________________________________________
__________________________________________
___________________________________________

Какие еще горные породы ты знаешь?
___________________________________________

Задание 5  (дополнительное)

Миша готовился отмечать свой день рождения. 1/10 всего времени он потратил на уборку и приготовление еды. Еще 1/10 времени ушло на то, чтобы переодеться к празднику. Все оставшееся время он сидел за компьютером.

Отметь все доли на диаграмме.

Посмотри на диаграмму. Что ты можешь сказать о том, как мама готовилась ко дню рождения Миши?

________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________

"Ты все время сидишь за компьютером", – сказала Мише старшая сестра. Права ли она? ______

Какую часть времени Миша не сидел за компьютером? ___________________________________

Комментарии к работам

Задание 1 проверяет знание учениками правил дорожного движения для пешеходов: не перебегать проезжую часть, смотреть сначала налево, затем, дойдя до середины дороги, – направо (требование образовательного стандарта). Кроме того, задание выявляет умение ученика работать с разрезами. Если ребенок плохо выполняет задание на определение места разреза, это может свидетельствовать также о некоторой недостаточности пространственного мышления.

В задании 2 можно обратить внимание на знание ребенком разных насекомых, различение растений и животных (требование стандарта). Кроме того, это задание проверяет умение учеников работать с таблицами.

Задание 3 проверяет умение учеников работать с графиками, а именно – читать данные по графику.

Задание 4 проверяет умение работать с текстом: умеет ли ребенок вчитываться в текст, выделять в нем смысловые части, основную мысль, восстанавливать значение слова по контексту, составлять план рассказа. Кроме того, задание проверяет знание учениками горных пород (требование стандарта).

Задание 5 проверяет умение детей работать с круговой диаграммой: строить диаграмму по имеющимся данным, считывать данные с диаграммы. Это задание занимает довольно много времени, поэтому его рекомендуется давать детям как дополнительное в том случае, если они успевают сделать все остальное.

Все, что ученики выполняют сверх требований стандарта, является желательным (в рамках данной программы), но не обязательным требованием.