Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Зинаида НОВЛЯНСКАЯ

Литературное чтение

(Литература как предмет эстетического цикла)

1-й класс

Задание

1. Прочитай текст.

Ночная встреча

Еж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на елку наскочил
Ночью на опушке.
– Извини, –
Промолвил еж,
Еле сдерживая дрожь.
– Извини и ты, сосед, –
Елка скрипнула в ответ.
– Как твои иголки? –
Еж спросил у елки.
– Все целы.
А как твой нос?
– Целый! –
Ежик произнес.
–Что ж ты ходишь, ежик,
Ночью без дорожек?
– Я в нору хотел пройти,
Вдруг – иголки на пути.
– Проходи в свою нору,
Я иголки уберу.
Еж и елка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.

(В.Орлов)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Есть ли в этом произведении рассказчик? Если есть, то подчеркни его слова прямой чертой.

  • Найди слова, которые говорят герои. Подчеркни их волнистой чертой.

  • Как герои относятся друг к другу? Найди и подчеркни цветной линией слова, которые показывают это отношение.

2-й класс

Задание 1

1. Прочитай текст.

Вежливый ослик

Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался,
Кланялся
И "здравствуй"
Говорил.
Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
и толстяк…
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого, –
И я прошу тебя,
Дружок,
Не будь похожим
На него!

(И.Пивоварова)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Какой рассказчик в этом произведении? Подчеркни прямой чертой слова, которые подтверждают твое мнение.

  • Найди в тексте и подчеркни волнистой чертой слова героя, о котором говорит рассказчик. Какие качества героя проявляются в этих словах?

  • Как относится рассказчик к герою? Считает ли он его вежливым?

  • Какие слова рассказчика яснее всего говорят о его отношении к герою? Подчеркни эти слова цветной чертой.

Задание 2

1. Прочитай текст.

Уехал младший брат

Медведь и заяц рядом,
Забытые, лежат:
На дачу с детским садом
Уехал младший брат.
Уехал наконец-то!
Люблю я тишину!
От шумного соседства
На славу отдохну.
Вот жизнь-то! Вот подарок!
Никто не пристает,
Значков моих и марок
Без спросу не берет.
И не к кому придраться,
И не с кем передраться,
И некому сказать:
"Отстань!" Не слышно братца,
Покой и благодать.
Не заорут: "Сдавайся!",
Не заведут волчка…
Чем хочешь занимайся –
Вот жизнь-то!
Вот тоска!

(М.Бородицкая)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Какой рассказчик в этом произведении? Подчеркни в тексте прямой чертой слова, подтверждающие твое мнение.

  • Какое настроение выражено в тексте? Меняется ли оно от начала к концу произведения?

  • Подчеркни волнистой линией слова, которые яснее других подтверждают твое мнение.

Задание 3

Напиши сочинение с одним из предложенных названий: "Мечты черепахи", "Радости и печали школьной парты".

3-й класс

Задание 1

1. Прочитай тексты.

Крылатый кот

Послушайте, детки,
Про котика в клетке.
Кот сидел на жердочке
С очень грустной мордочкой,
Ловко клювом чистил перья,
Лес зеленый вспоминал,
Где среди густых деревьев
Звонко песни распевал.
Приносил он в клюве мошек
Для своих птенцов в гнезде.
Жаль, таких крылатых кошек
Вы не встретите нигде!

(Т.Шорыгина)

* * *

Суп варили Тобики,
Помогали Бобики,
Прибежали кошки,
Приносили плошки.
Стали кошки
Плошки мыть,
Выходи,
Тебе водить!

(Г.Лагздынь)

* * *

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.

(С.Маршак)

* * *

Оса на ноги боса
И без пояса.

Что рождается в ночи?

Ой, качи-качи-качи,
Что рождается в ночи?
На болоте – ветерок,
В поле – серый мотылек,
В небе – звезды и луна,
В нашем доме – тишина.

(И.Пивоварова)

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • Определи жанр каждого из прочитанных произведений. Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

  • Жанр какого из произведений тебе было труднее всего определить? Почему?

 

Задание 2

Сочини произведение в одном из малых жанров (по выбору).

4-й класс

Задание 1

1. Прочитай текст.

Шиш и трактирщица

По свету гуляючи, забрел Шиш в трактир1 пообедать, а трактирщица такая вредная была – видит – человек бедно одет, и отказала:
– Ничего нет, не готовлено. Один хлеб да вода.
Шиш и тому рад:
– Ну, хлебца подайте с водичкой.
Сидит Шиш, корочку в воде помакивает да посасывает. А у хозяйки на сковороде гусь был жареный. И задумала толстуха посмеяться над голодным прохожим.
– Ты, – говорит, – молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал, не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородкино, не знавал ли господина Гусева-Жареного?
Шиш смекнул, в чем дело, и говорит:
– Вот доем корочку, тотчас вспомню.
В это время кто-то на хорошем коне приворотил к трактиру.
Хозяйка выскочила на крыльцо, а Шиш – к печке. Открыл заслонку, сдернул гуся со сковороды, спрятал его в свою сумку, сунул на сковородку лапоть и ждет.
Хозяйка заходит в избу с проезжающим и снова трунит2 над Шишом:
– Ну, что, рыжий, знавал Гусева-Жареного?
Шиш отвечает:
– Знавал, хозяюшка. Только он теперь не в Печном уезде, селе Свовородкино живет, а в Сумкино-Заплечное переехал.
Вскинул Шиш сумку на плечо и убежал с гусем.
Трактирщица говорит гостю:
– Вот дурак мужик! Я ему про гуся загадала, а он ничего не понял… Проходите, сударь, за стол. Для благородного господина у меня жаркое найдется.
Полезла в печь, а там на сковороде-то лапоть!

(Б.Шергин)

Слова для справки:

1 Трактир – ресторан низшего разряда.
2 Трунить – высмеивать кого-то.

2. Ответь на вопросы письменно.

  • К какому роду и жанру относится это произведение? Почему? Какими чертами отличаются герои? Как относится к ним рассказчик?

3. Найди в тексте доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

* * *

Березка моя зелененькая,
Кудрявая, веселенькая!
Близ тебя, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Вода ключевая.
На тебе, березонька,
Соловьи поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • К какому роду и жанру относится это произведение? Почему?

  • Какое настроение в нем выражено?

  • Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 3

Сочини отрывок "Трудное задание" или "Погоня", пользуясь выразительными средствами волшебной или бытовой сказки.

Для выполнения одного задания учащимся предоставляется один урок.