Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Инна БОГАТЫРЕВА,
учитель средней школы № 125,
г. Москва

В гостях у леса

3-й класс

Цели. Активизировать знания учащихся о природе; способствовать развитию у детей чувства товарищества, взаимного уважения, учить их взаимопомощи.

Оборудование. Таблички с названиями этапов, карточки с текстами, гербарий, картинки с изображениями птиц, зверей, листы с текстами задач.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра проводится в лесопарке. Класс делится на команды. Каждая из них выбирает капитана. У каждой команды – маршрутный лист с указанием порядка прибытия на этапы.

Маршруты составлены таким образом, чтобы несколько команд не могли встретиться на одном этапе.

Команда 1

Команда 2

Маршрут

 

 

На каждом этапе дежурит родитель с заданиями для команд.

На каждом этапе в маршрутный лист команды выставляются баллы за ответ.

"Лесная грамматика" – максимально 14 баллов, за каждую ошибку отнимается 1 балл.

"Лесная аптека" – по 1 баллу за каждое правильно определенное растение и 5 баллов за рассказ об его использовании в медицине.

"Солнечная полянка" – по 5 баллов за каждую исполненную песню.

«Фотоателье "Зоркий глаз"» – по 5 баллов за каждую узнанную птицу.

"Лесная математика" – по 1 баллу за каждую решенную задачу.

"Справочное бюро" – по 1 баллу за каждый вопрос и по 5 баллов за правильный ответ на каждый вопрос.

"Хозяева леса" – максимально 5 баллов.

По условию игры участники передвигаются от одного этапа к другому только командами. После прохождения всего маршрута команды собираются для подведения окончательных итогов.

Этап I. "Лесная грамматика"

Для каждой команды заготовлена карточка с печатным текстом и заданием: вставить пропущенные буквы.

Карточка

яг...дная п..ляна
б...резовая рощ...
с...сновые ш...шки
к...дровые ...рехи

мягкая тра...ка
ни...кая коч[?]ка
у...кая доро...ка

Этап II. "Лесная аптека"

Дежурный раскладывает листы из гербария. Дети должны узнать лекарственное растение по его цветку или листу, рассказать об использовании этого растения в народной медицине.

Этап III. "Солнечная полянка"

Каждая команда должна вспомнить и дружно исполнить песню, в которой упоминаются какие-либо явления природы.

Этап IV. «Фотоателье "Зоркий глаз"»

По описанию надо узнать птицу и найти ее среди предложенных картинок.

Эти птицы ведут оседлый образ жизни, лишь изредка совершая кочевки на близкие расстояния. Гнезда строят в дуплах дятлов, углублениях и щелях гнилых стволов и пней из тонких веточек, сухих стебельков, трав, мха. Внутри выстилают его конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями, паутиной. Питаются личинками и взрослыми насекомыми, семенами хвойных растений, разными плодами. Любят несоленое сало.
Название птицы возникло, очевидно, в связи с сине-голубой окраской части перьев. (Синица)

Эта птица хорошо лазает по деревьям. При этом она все время долбит кору в поисках насекомых и их личинок. Сильный, прямой и острый клюв не только разрушает кору, но и разбивает древесину, делая в ней углубления. Зимой птица питается семенами хвойных деревьев.
Птица имеет пеструю окраску из сочетания белых и черных тонов, у самцов – красный затылок. (Дятел)

 

Кормятся эти птицы семенами ольхи, ясеня, клена, липы. В садах и парках поедают древесные почки. Особенно привлекают их плоды рябины.
Обладает ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Самки отличаются более скромным серым оперением.
Эти птицы прилетают к нам в октябре на зимовку. Отсюда, вероятно, и название. (Снегирь)

 

Эти птицы общительные, селятся колониями. Образуя стайки, легче замечают опасность и скорее находят корм. Ведут оседлый образ жизни, так как круглый год могут добывать себе пропитание. В шумных драках самцы оспаривают места для гнезд.
Окраска перьев этих птиц серо-коричневая со светлыми полосками на крыльях. (Воробей)

Этап V. "Лесная математика"*

1. Продолжительность жизни ежа 10 лет, а зайца на 2 года меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?

2. Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л. На сколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза?

3. Масса медвежонка 1 кг, а взрослого медведя в 350 раз больше. Чему равна масса взрослого медведя?

4. Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка за
2 часа?

5. Бурый медведь весит 350 кг, а белый медведь на 150 кг тяжелее. Какова масса белого медведя?

Этап VI. "Справочное бюро"

Дети должны придумать интересные вопросы о жизни леса и его обитателях и ответить на вопросы: как "залечить" рану на дереве? Как поступить, если нашли раненого зверька?

Этап VII. Хозяева леса

Надо по изображению животного (лиса, волк, белка, медведь – по выбору учителя) дать его описание.


В зависимости от подготовки класса содержание и числовые данные задачи могут меняться.