Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

 

ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ

Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".

Татьяна ПЕТЕРС,
г. Усолье-Сибирское

Озеро Байкал

Тема. "Водоемы нашего края. Озеро Байкал".

Цели. Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширить словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование. Карта Иркутской области; видеофильм "У Байкала" (3-я часть); карта ветров Байкала; изображения персонажей: Сибирячок, старец Байкал; макет яхты, флажки, таблички с числовыми данными; бортовой журнал Сибирячка; рисунки с изображениями рыб: омуля, осетра, голомянки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о водоемах. Что человек называет водоемом?

Дети. Реку, озеро, пруд, море.

У. Правильно. К нам на урок пришел маленький веселый и очень любознательный человечек. Он герой детского сибирского журнала, с которым он никогда не расстается (учитель вывешивает рисунок). Кто он?

Д. Сибирячок!

У. Правильно. Сибирячок пришел к нам не просто так, а что-бы помочь нам раскрыть тайну одного водоема. Сибирячок сейчас загадает вам загадку:

Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем.
Как все это назовем?

Д. Это озеро Байкал.

У. А вот как на этот вопрос ответил иркутский поэт Марк Сергеев.

Трое заранее подготовленных детей читают наизусть стихотворение.

Ученик 1.

А что это такое –
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За солнце зацепилось,
По скалам покатилось
И на землю стекло?

Ученик 2.

А что это такое –
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало
Закрыв свои глаза?

Ученик 3.

А что это такое –
Все время в непокое.
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!

У. Ребята, кто из вас был на Байкале? Что вам особенно запомнилось?

Д. Байкал был очень красив летом.
– На Байкале было очень много солнца и красивая голубая вода.
– А я запомнила, как на Байкале дул сильный ветер и был шторм.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с главным водоемом нашей области – озером Байкал. Вместе с Сибирячком на этой прекрасной яхте мы отправимся в путешествие по Байкалу. У нашей яхты еще нет названия, и в конце урока вы должны дать ей название. Вы готовы? Тогда в путь!

III. Знакомство с новым материалом

У. Сибирячок живет всего в тысячи шагах от Байкала. Однако каждый шаг сделать непросто. Байкал слишком велик и таинствен.
Для начала обратимся к географической карте.

Учитель прикрепляет на доску карту Иркутской области.

– Вот он какой, Байкал! На карте озеро имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса.
Свое путешествие мы начнем из поселка Листвянка (учитель ставит флажок). Именно здесь расположен лимнологический научно-исследовательский институт, который изучает Байкал. Наука, которая изучает озера, называется лимнология.

На доске:

Лимнология – наука об озерах.

– Байкал – одно из древнейших озер планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют "батюшкой", и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод.
Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья. Они то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10–20 километров.
Вот еще некоторые данные об этом озере. Прочитайте их.

На доске:

Длина Байкала с севера на юг – 636 км

Средняя ширина Байкала – 47 км

Длина береговой линии – 2000 км

Глубина Байкала – 1631 м

– По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.
Но такая глубина не везде.
Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.

Учитель ставит флажок.

– Здесь будет наша первая остановка.
Как вы думаете, почему Байкал называется Байкалом?

Д. Потому что он очень большой.
– Потому что он очень красивый.

У. Русские люди появились на Байкале 400 лет назад. Это был отряд казаков во главе с Курбатом Ивановым. И вот они-то и узнали, почему Байкал называют Байкалом.
Народы, населявшие берега озера, – буряты, эвенки – называли его Байкюль, что значит "богатое озеро". И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром.
Однажды в день своего рождения Сибирячок решил вместе с учеными погрузиться на подводном аппарате "Пайсис" в подводное царство озера. Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме!
Все, что увидел Сибирячок, он записал в бортовом журнале и сегодня принес его к нам на урок. Некоторые записи, которые он сделал, мы сейчас прочитаем.

Заранее подготовленные дети читают страницы журнала. Учитель показывает рисунки с изображениями омуля, осетра, голомянки.

На доске:

Глубина – 150 м

Ученик 1. Справа – скалистые стенки. На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 сантиметров, вес – до 5 килограмм.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.

На доске:

Глубина – 200 м

Ученик 2. Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50–60 лет и более, достигают 100–130 килограммов веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу.

На доске:

Глубина – 380 м

Ученик 2. Вот она! Это же и есть голомянка! Она бледно-розового цвета. Голомянки не мечут икру, а производят на свет живых личинок до 2–3 тысяч штук. Тело голомянки прозрачное. Сквозь хвостовую часть даже можно читать крупные черные буквы на белом фоне. Рыбаки не ловят голомянок, потому что при теплой температуре она тает. БоRльшую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах.

На доске:

Глубина – 500 м

Ученик 3. За иллюминатором серебристые голомянки и планарии. Очень красиво. Мы их снимаем на цветную камеру.

На доске:

Глубина – 1000 м

Ученик 3. "Пайсис" осторожно встает на грунт. Взяли пробу воды. Всем уже хочется наверх, в ушах щелкает. Это давление дает себя знать. Встретимся наверху!

У. Вот какие записи сделал Сибирячок в своем журнале. Что вам запомнилось из записей?

Д. Какие необычные рыбы голомянки.
– Что омуль любит чистую воду.
– Я узнал, что осетр – это царь-рыба Байкала.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Мы прощаемся с островом Ольхон. А впереди нас встречают Ушканые острова (учитель ставит флажок).
Именно здесь обитают самые интересные животные Байкала. Их еще называют чудом Байкала. Что это за животные, вы узнаете, посмотрев фрагмент видеофильма "У Байкала".

Дети смотрят видеофильм о нерпах.

– Какое животное называется чудом Байкала?

Д. Нерпа.

У. Это животное живет на озере 18 миллионов лет.
Наше первое путешествие по Байкалу подходит к концу. Мы возвращаемся в Листвянку.
Ребята, мне кажется, нашу яхту стало качать. Байкальские ветры с давних пор хорошо известны населению. О них сложены сказки и песни. Всего на Байкале дует около 300 ветров. Но самых главных четыре ветра.

Учитель вывешивает карту ветров Байкала.

Юго-западный ветер Култук. Свое название ветер получил по месту рождения – заливу Култук. Зарождаясь на юге, он несет жестокие штормы и дождливую погоду на северное побережье озера.

Северо-восточный ветер Баргузин – ветер смелых, воспет в легендах и песнях. Его характер крут. Зарождаясь в Баргузинской долине, могучим, широким потоком пересекает озеро в направлении к озеру Ольхон.

Северо-западный ветер Сарма, вырывается из долины реки Сармы, впадающей в Малое море. Скорость его превышает 40 метров в секунду. Люди, находящиеся в это время на озере, торопятся скорее спрятаться от сармы.

Юго-восточный ветер Шелонник – теплый позднеосенний ветер, даже чаще зимний. Он пересекает Байкал с юго-востока, со стороны хребта Хамар-Дабан.

Вот, кажется, и кончился ветер.

А наша яхта стоит у Листвянки. Мы сходим на берег.

VI. Итог урока

У. В древнейшие времена, когда человек был гораздо ближе к природе, чем сейчас, люди поклонялись солнцу, звездам. Несомненно, поклонялись и Байкалу. Старый эвенк, прежде чем срубить старую березку для костра, просил у нее прощения за то, что губит ее по необходимости. Наверное, если бы и мы с вами так относились к природе, не было бы загрязненных рек и озер, замусоренных лесов, вырванных с корнем цветов.

Прочитайте ритуальное обращение бурят к Земле и Воде.

На доске:

Земля, по которой ходишь, – наша!

Вода, раскинувшаяся морем, – наша!

– Нам доверено жить на Байкале, и мы в ответе за него перед всем миром.
Наше путешествие закончилось. Что интересного вы сегодня узнали из нашего путешествия?

Д. Я узнала, что Байкал – самое глубокое озеро.
– А я узнал, что на Байкале живет нерпа.
– Мне запомнились рыбы Байкала.
– А мне понравилось заклинание бурят.

У. Ребята, а как мы назовем нашу яхту?

Д. "Принцесса Байкала".
– "Баргузин".
– "Сарма".

У. Хорошие названия. Мы еще подумаем об этом и выберем для нашей яхты самое лучшее название.