Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лариса КУЗЬМИНА,
школа № 34,
г. Стерлитамак

Осень — золотая Волшебница

Урок-подготовка к написанию сочинения

В процессе обучения русскому языку наиболее трудными считаются уроки по развитию речи, на которых дети учатся писать творческие работы. К ним, как правило, требуется тщательная подготовка.
В начальной школе уже стало традицией написание сочинений по временам года – об осени, зиме, весне, лете. Готовясь к такой работе, дети используют свои наблюдения, полученные на уроках по ознакомлению с окружающим миром, литературный материал, накопленный благодаря урокам чтения, и словарный запас, отработанный на уроках русского языка.

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям по теме "Осень – золотая волшебница"».

Цели. Формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; систематизировать собранный к написанию сочинения материал.

Оборудование. Рисунки и аппликации детей на тему "Осень", аудиозапись музыки П.И. Чайковского "Времена года".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по теме: "Осень – золотая волшебница".

III. Вводная беседа

Учитель.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Кто написал это стихотворение?

Дети. Стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.

У. О чем говорится в этом стихотворении?

Д. О том, что осень – унылая, но очаровательная пора.

У. Осень воспевали многие писатели, поэты, композиторы. Послушайте, как Петр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы.

Дети слушают аудиозапись.

– Что вы представили себе, слушая эту музыку?

Дети отвечают.

– Этому прекрасному времени года посвящено много рассказов, стихотворений, других произведений. А какие вы знаете?

Дети читают отрывки из стихотворений Ф.И.  Тютчева, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Фета.

– Тютчев называет осень "дивной порой", Некрасов – "славной", у Лермонтова осень вызывает ощущение печали, а Фет прямо говорит о желании скорее расстаться с ней.
Но мы любим осень. Я думаю, что, наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.

IV. Подготовка к написанию сочинения, составление плана сочинения

У. Настало время начать подготовку к сочинению. Что мы уже успели собрать?

Д. Мы собрали языковой материал по теме, наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсию в парк, рассматривали осенние пейзажи, наблюдали за изменениями в природе.

У. Приступим к составлению плана сочинения. Напоминаю, что план будет состоять из трех частей.

На доске:

ПЛАН

I. Вступление

II. Основная часть

1.
2.
3.
...

III. Заключение

По мере составления плана дети записывают его в тетрадях.

– О чем нужно написать во вступлении?

Д. О том, что наступила осень...

У. Вы можете при ответе на вопрос пользоваться собранным языковым материалом. Какая осень? Почему?

Д. Волшебница золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, печальная, дождливая, хмурая, чародейка, как и зима.

У. О чем мы должны написать в основной части сочинения?

Д. Мы должны описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени.

У. Когда мы будем описывать осеннюю природу, придется ли нам немного фантазировать?

Д. Да, конечно.

У. Дайте название основной части сочинения.

Д. Осенняя фантазия, осенняя зарисовка, осенняя сказка.

У. Мы должны представить себе осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени?

Д. Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом.

У. Какие листья вы видели осенью?

Д. Красные, желтые, бурые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные, пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые.

У. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как падают листья?

Д. Да, конечно...

У. Как такое явление называется в природе?

Д. Такое явление называется листопадом.

У. С чем можно сравнить листопад?

Д. Листопад можно сравнить с золотым дождем.

У. Что вам показалось особенно красивым во время листопада?

Д. Если вдруг ветер налетит, то закружится пестрый смерч, а если ударит по дереву, то хлынет сверкающий водопад.

У. Листья падают. А какие еще слова, называющие действия, можно будет использовать в своей работе?

Д. Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут.

У. Да, полетели листья, как птицы по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
А если прислушаться, то что можно услышать осенью?

Д. Как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами.

У. Да, куда ни взглянешь, листья вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и везде. Вот листья, красиво покачиваясь на "крыльях ветерка", опускаются на воду тихо и плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные кораблики, они плывут по реке – желтые, красные, оранжевые.

Как можно назвать ту часть плана, в которой мы будем рассказывать о листьях?

Д. Осенний ковер.
– Осенний наряд.
– Осень – художница, мастерица, искусница.

У. Гуляя в парке, бывая в лесу, мы с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья мы обращали внимание? Красивы ли они?

Дети отвечают.

– Да, только осенью можно по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому я предлагаю дать название следующей части плана, в которой мы будем описывать красоту осенних деревьев.

Д. Деревья осенью.
– Деревья в осеннем наряде.

У. В народных песнях рябину часто ласково называют рябинушкой. Как она выглядит осенью?

Д. Рябинка, словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными.

У. Да, в народе про рябину говорят: "Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы".
Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный день листья дрожат?

Д. У осинки дрожат листики, будто все время шепчутся.

У. 

В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки.

(В.Степанов)

Как выглядит осинка осенью?

Д. Осенью она превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-желтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, почти черными.

У. Да, ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок, как осина.
А как осенью выглядят березки и клен?

Д. Березки словно в золоте.
– Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.

У. В чем красота их осеннего наряда?

Дети отвечают.

– Отгадайте, о каком дереве идет речь.

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

Д. Это сосна или ель.

У. Что изменилось в их жизни с приходом осени?

Д. Ничего в их жизни не изменилось, они по-прежнему зеленые.

У. Деревья не забывают ель и сосну, дарят им подарки. Вот ива засыпала их тонкими золотыми рыбками, а березка – желтыми сердечками. На глазах ели и сосны превратились из колючих и хвойных в мягкие и лиственные. Все в золоте, багрянце, бронзе, нарядные и разноцветные.
Осенью можно бесконечно восхищаться красотой деревьев. Но лучше всего любоваться деревьями на закате, когда солнышко уже спряталось.
Почему Пушкин назвал осень унылым временем года?

Д. Природа грустит, ждет прихода зимы.

У. Когда нам становится грустно?

Д. Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается темными, свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется погода и нельзя погулять.

У. Осень делится на два периода: первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко вслед за ними начинается теплая, сухая погода – возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером и ночью становится холодно. И вскоре после погожих сентябрьских, октябрьских деньков начинают лить осенние дожди, а за этими дождями нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?

Д. Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая, и тогда становится скучно.

У. Да, под ногами в такое время слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный, нудный дождь, дует сильный ветер.

Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Под навесом прячутся грустные грачи...

(Г.Ладонщиков)

– И хорошо, что осень в конце концов пройдет, наступит зима. Мы говорили о том, что осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто бывают дожди, и нам от этого становится грустно. Грустит и природа в ожидании нового художника. Да, даже после листопада деревья красивы – тихи, задумчивы, величавы. Как можно назвать эту часть плана?

Д. Природа ждет нового художника.

У. Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как осень влияет на ваше настроение?

Дети отвечают.

– За что вы любите это время года?

Д. За красоту, необыкновенную прелесть.
– За то, что осень дарит нам много радости.
– За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.
– За то, что грибов много.

V. Выбор эпиграфа к сочинению

У. К сочинению можно подобрать эпиграф.
Эпиграф – это точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения.
В качестве эпиграфа можно использовать отрывки из стихотворений русских поэтов, которые вы подобрали дома.

Дети зачитывают отрывки из стихотворений об осени. Выбираются наиболее удачные. Выбранный эпиграф записывается после плана в тетради.

VI. Итог урока

У. Каждый по-своему видит осень, поэтому сочинения будут разные: каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания.

На втором уроке проводятся орфографическая подготовка детей и написание сочинения.