Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

 Лекция 2. Разнообразный мир ветров

В лекции рассказывается о различных бурях, вихрях, ураганах, тайфунах, смерчах и правилах безопасного поведения во время этих природных явлений.

Каждый день, собираясь выйти на улицу, мы смотрим в окно, чтобы определить: какая сегодня погода?

А что такое погода? Ответ на этот вопрос ученики младших классов находят в своих учебниках по ознакомлению с окружающим миром.

В учебнике "Мы и окружающий мир" (3-й класс) Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова мы находим такое определение: "Погода – это состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц".

В учебнике "Окружающий мир" (4-й класс) под редакцией Н.Ф. Виноградовой – "Погода – состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени".

В учебнике "Мир вокруг нас" (2-й класс, ч. 1) А.А. Плешакова – "Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра".

Все перечисленные выше явления характеризуют погоду, с ними дети знакомятся на уроках.

Рассмотрим подробнее такое природное явление, как ветер.

Для младших школьников ему дается следующее определение: "Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли".

Для старших школьников – "Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха параллельно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления".

Конечно, в учебниках представлена не очень большая информация о ветрах, поэтому учителю необходимо пользоваться дополнительной литературой, чтобы удовлетворить любознательность детей и расширить их кругозор.

Итак, какие бывают ветры?

Ветер характеризуется скоростью или силой и направлением. Направление определяется сторонами горизонта, откуда он дует, и изменяется в градусах. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах.

Название ветрового режима

Баллы

Скорость, км/ч

Признаки

Свежий бриз
Сильный бриз
Сильный ветер
Буря
Сильная буря
Полная буря
Шторм
Ураган

5
6
7
8
9
10
11
12

30,6–38,6
40,2–49,9
51,5–61,1
62,8–74,0
75,6–86,9
88,5–101,4
103,0–120,7
более 120,7

Качаются тонкие деревья
Качаются толстые деревья
Стволы деревьев сгибаются
Ветви ломаются
Черепица и трубы срываются
Деревья вырываются с корнем
Везде повреждения
Большие разрушения

Для того чтобы зрительно, по движению воздуха, оценить силу ветра, в 1806 г. английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра для собственного пользования. Удобство этой шкалы в том, что она позволяет по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра. За ноль баллов было принято состояние полного штиля на море.

В 1838 г. эта шкала была принята всеми военно-морскими флотилиями мира, а с 1874 г. ею начали пользоваться все синоптики.

Сильнейшие ветры-ураганы заставили наблюдателей пересмотреть представление о максимуме силы ветра, и в 1946 г. в шкале Бофорта прибавилось еще 5 баллов, которыми можно обозначить, например, ветры со скоростью в 460 км/ч.

Бриз – несильный ветер, имеющий силу до 4 баллов.

Помимо бризов, которые придают бодрость, повышают работоспособность, улучшают самочувствие, существуют еще и другие ветры, приносящие огромные бедствия и разрушения.

Бури, ураганы и смерчи – чрезвычайно сильное и быстрое, большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха.

Бури бывают:

1) шквальные;
2) пыльные (песчаные);
3) беспыльные;
4) снежные.

Шквальные бури начинаются внезапно и так же быстро оканчиваются. Их действия характеризуются огромной разрушительной силой. Эти бури распространены повсеместно на европейской части России, как на море, так и на суше.

Пыльные (песчаные) бури сопровождаются переносом большого количества частиц почвы и песка. Они возникают в пустынях, полупустынях и распаханных степях и способны перенести миллионы тонн пыли на сотни и даже тысячи километров. Подобные бури случаются в основном летом, иногда весной и в бесснежные зимы. В России северная граница распространения пыльных бурь проходит через Саратов, Самару, Уфу, Оренбург и пригорья Алтая.
Мельчайшая пыль забивает горло, слепит глаза, забирается под одежду. Ветер налетает неожиданно, высокая темная стена, надвигаясь с севера, гасит солнце, обрушивает на поселения лавины песка и пыли. Там, где прошли пыльные бури, растения блекнут, засыхают и погибают. "Сжигающие без огня" – так прозвали люди эти злобные ветры.
В 525 в. до н.э. персы завоевали Египет. Персидский царь Камбиз решил идти дальше, через Ливийскую пустыню. Камбиз собрал войско в 50 тыс. человек. Армия покинула долину Нила и... бесследно исчезла. И только в 1977 г. исчезнувшая армия была найдена – 2,5 тысячелетия пустыня хранила свою тайну.

Беспыльные бури характеризуются отсутствием пыли в воздухе и сравнительно меньшими масштабами разрушений и ущерба. Однако по пути своего движения они могут превращаться в пыльную или снежную бурю.

Снежные бури характеризуются большой скоростью ветра и перемещением по воздуху огромных масс снега. Продолжительность таких бурь колеблется от нескольких часов до нескольких суток. В России снежные бури большой силы бывают на равнинах европейской части и в степной части Сибири.

В 1960 г. в США снежная буря привела к гибели 237 человек. Было нарушено электроснабжение, на дорогах образовались гигантские автомобильные пробки.

В 1980 г. в Монголии во время снежной бури погибло более 500 тыс. голов крупного рогатого скота.

В 1985 г. буря, пронесшаяся над Смоленской областью России, повредила десятки километров линий электропередач, тысячи деревьев были вырваны с корнем.

В 1985 г. в Сочи шквальная буря смела с побережья в море легковые автомобили и палатки. Десятки человек получили травмы.

В 1990 г. жертвой снежной бури стали жители
г. Воркуты и окрестных населенных пунктов. Было нарушено электроснабжение, повреждены крыши зданий, остановлен транспорт. Погибли 9 человек, еще 17 были обморожены.

3 октября 2001 г. в г. Южно-Курильске Сахалинской области сильным ветром в 20 жилых домах была повреждена кровля, выбиты стекла. Из-за короткого замыкания в жилом доме возник пожар, погиб 1 человек.

1 сентября 2002 г. в деревне Ширяево Шатурского района Московской области из-за сильного ветра огонь с горящей травы перекинулся на жилые строения. Сгорели 12 домов.

26 октября 2002 г. в Приморском крае из-за сильного ветра и снега с дождем без электроснабжения остались 69 населенных пунктов.

19 апреля 2003 г. в Ставропольском крае из-за сильного ветра, сопровождающегося пыльными бурями, в 10 районах уничтожены посевы на площади более 28 тыс. га. Проводился пересев сельскохозяйственных культур.

Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 120 км/ч. "Живет", т. е. двигается, ураган обычно 9–12 суток. Синоптики присваивают ему имя, чтобы удобнее было с ним работать.

Ураган разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сносит легкие строения, обрывает провода, повреждает мосты и дороги. По разрушительной силе его можно сравнить с землетрясением.

Родина ураганов – океанские просторы в приэкваториальной области затишья. Насыщенные водяными парами циклоны отсюда уходят на запад, все более закручиваясь и увеличивая скорость.

Диаметры этих гигантских вихрей – несколько сотен километров. Наиболее активны ураганы в августе и сентябре.

"Великим ураганом" называют страшный ураган, разразившийся в октябре 1780 г. в Атлантическом океане у берегов Америки. Тогда ветер поднял гигантские волны, достигавшие высоты в 60 м.

Ураган налетел на Антильские острова. На острове Барбадос были разрушены все населенные пункты. Свыше 400 судов потопил этот ураган. Его жертвами стали десятки тысяч людей.

Самая разрушительная катастрофа произошла в 1970 г. в Бангладеш. В один миг 10-метровая волна "погубила" четверть миллиона человек. Изуродованный стихией район оказался отрезанным от остального мира. Началась эпидемия. От холеры в день умирало по нескольку тысяч человек. Общий итог трагедии составил более 300 тыс. человек.

В нашей стране ураганы чаще всего бывают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах. Один из сильнейших ураганов на Камчатке был ночью 13 марта 1980 г. Были выбиты стекла и двери в тысячах квартир, ветер погнул светофоры и столбы, с сотен домов сорвал крыши. Из строя вышло электроснабжение Петропавловска-Камчатского, и город остался без тепла и воды.

В 1996 г. небывалой силы ураган обрушился на Чувашию и Мордовию. Десятки тысяч домов были разрушены.

Сильный ураган пронесся 12 апреля 1997 г. над Красноярским краем. Штормовым ветром 3 судна были сорваны с якорных стоянок и выброшены на мелководье.

В результате урагана, пронесшегося над Москвой в июне 1998 г., упал башенный кран, были сорваны с куполов монастыря кресты, погибли 7 человек, придавленные обломками строений и деревьями, более 120 получили ранения.

25 февраля 2003 г. в Краснодарском крае из-за ураганного ветра остались без электричества 7 населенных пунктов в районе Новороссийска.

Циклоны и смерчи – это вертикальные вихри; шквалы – чаще горизонтальные, входящие в структуру циклонов.

Слово "смерч" – русское и происходит от слова "сумрак", то есть мрачная, грозовая обстановка. Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление, и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути движения смерча. При его приближении слышен оглушительный гул. Двигается над землей смерч со средней скоростью 50–60 км/ч. Смерчи недолговечны. Одни их них "живут" секунды или минуты, и лишь у немногих период существования исчисляется двумя-тремя десятками минут.

На Североамериканском континенте смерч называют торнадо, а в Европе – тромб. Торнадо может поднять в воздух автомобиль, вырвать с корнем деревья, покорежить мост, разрушить верхние этажи зданий.

Самый высокий водяной смерч наблюдался в Австралии 16 мая 1898 г. Его высота достигала 1,5–2,8 км при диаметре 3 м.

В 1925 г. в США смерчи унесли жизни 689 человек, ранения получили более 2 тыс. человек.

Каждый год в США в среднем случается 900 торнадо (чаще всего в Техасе и Огайо), отчего ежегодно гибнет в среднем 100–115 человек.

В январе 1968 г. в городке Юнг (Швеция) в разгар хоккейного матча зрители увидели, как вратарь одной из команд вместе с воротами поднялся в воздух. Повисев некоторое время на высоте нескольких метров, и вратарь, и ворота упали на землю. Это были проделки смерча.

В Книгу рекордов Гиннесса как самый страшный и разрушительный за всю историю человечества вошел смерч в Бангладеш, наблюдавшийся 26 апреля 1989 г. Несмотря на то что жители города Шатурии были заранее предупреждены о приближении смерча, его жертвами стали 1300 человек.

В России смерчи бывают чаще в летние месяцы на Урале, Черноморском побережье, в Поволжье и Сибири.

В 1982 г. более 40 смерчей возникли в Черном море и перенесли огромное количество воды на сушу. Жертвами смерчей стали поселок Джубга и близлежащие населенные пункты Краснодарского края. В море были смыты дома, автомобили, деревья.

В 1984 г. на территории Волго-Вятского района образовалось большое количество разрушительных смерчей. Скорость вращения вихревых воздушных потоков доходила до 200 км/ч, ширина полосы движения – до 500 м. Были разрушены тысячи строений, повалены деревья, водонапорные башни, прерваны водо- и электроснабжение, остановлен транспорт.

В 1988 г. на ст. Павловскую Краснодарского края обрушился смерч шириной до 1 км. Было разрушено около 500 домов. Во время прошедшего дождя выпал град величиной с куриное яйцо, который пробивал крыши, уничтожал посевы.

18 июня 1990 г. смерч прошел через ст. Большая Сосновка Пермской области, а 22 июня – через Багаевский район Ростовской области. Ураганные ветры при этом сопровождались ливнем, грозой и крупным градом.

8 февраля 2001 г. около поселка Тайжо-1 Томской области при посадке попал в снежный вихрь и опрокинулся вертолет МИ-8. Жертв не было, 6 человек госпитализированы.

26 сентября 2001 г. в г. Сочи в результате водяного смерча 1 человек погиб, 3 госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, 28 была оказана медицинская помощь. В 150 зданиях были выбиты стекла и повреждены крыши. В городе частично было нарушено электроснабжение, повалены деревья.

В ликвидации последствий стихийного бедствия было задействовано 53 человека и 15 единиц техники, в том числе вертолет МЧС России МИ-8.

Несмотря на то что смерчи давно изучают, в этом явлении природы остается еще много загадочного.

Синоптики относят ураганы, бури и смерчи к чрезвычайным событиями с умеренной скоростью распространения, поэтому чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Оно может быть передано по каналам гражданской обороны: после звука сирен "Внимание всем!" надо слушать сообщение местного телевидения и радио.

Что делать, если поступило штормовое предупреждение?

1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.
3. Отключите газ и электричество.
4. Уберите с балконов (со дворов) предметы, которые могут быть унесены ветром.
5. Из легких зданий перейдите в более прочные или убежища гражданской обороны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше всего в подвал.
7. Держитесь подальше от берега моря и рек.
8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.

Дети из детских садов и школ должны быть отправлены по домам. Если штормовое предупреждение поступило слишком поздно, дети должны быть размещены в подвалах или центральной части зданий.

Лучше всего переждать ураган, смерч или бурю в убежище, заранее подготовленном укрытии или хотя бы в подвале. Однако часто штормовое предупреждение дается за несколько минут до прихода стихии, и за это время не всегда удается добраться до укрытия.

Как вести себя при смерче, урагане и буре, если вы оказались на улице?

1. Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, мачт, опор и электропроводов.
2. Нельзя находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.
3. Спрячьтесь под мостом, железобетонным навесом, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление. Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.
4. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
5. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна. Во время снежной бури укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора. (Если ветер несильный, можно время от времени разгребать снег с автомобиля, чтобы не оказаться погребенным под толстым слоем снега.)
6. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище.
7. Если стихия застигла вас на возвышенном или открытом месте, ползите в сторону какого-либо укрытия (к скалам, лесу), которое могло бы погасить силу ветра, но берегитесь падающих веток и деревьев.
8. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.
9. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.

Как вести себя после стихийных бедствий?

1. Выходя из укрытия, осмотритесь – нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов.
2. Не зажигайте газ и огонь до тех пор, пока специальные службы не проверят состояние коммуникаций.
3. Не пользуйтесь лифтом.
4. Не заходите в поврежденные строения, не подходите к оборванным электропроводам.
5. Взрослое население оказывает помощь спасателям.

Познакомив младших школьников с воздушной стихией, желательно составить с ними памятки поведения в экстренных случаях. В этом учителю поможет изложенный выше материал. Если землетрясения и наводнения возникают чаще всего в определенных местах, то с действиями сильного ветра можно столкнуться в любом уголке нашей страны. В таких случаях ребенок должен знать, что надо делать, чтобы защитить свои жизнь и здоровье.

Так как данный материал труден для запоминания и пересказа, то проверять усвоение всего изложенного лучше в виде тестов и вопросников.

Так, например, пользуясь "светофорами" (карточками с красными и зелеными сигналами), детям предлагается согласиться или не согласиться со следующими утверждениями:

1. Разрушительная сила урагана огромна (+).
2. Пыльные бури сопровождаются переносом больших масс снега (–).
3. Смерч имеет вид столба с воронкообразным расширением снизу и сверху (–).
4. Услышав штормовое предупреждение, спрячьтесь на чердаке (–).
5. Ураган – ветер разрушительной силы, скорость которого превышает 120 км/ч (+).
6. Если вы едете на машине по городу, услышав штормовое предупреждение, остановитесь, плотно закройте окна и двери, не выходите из машины (–).
7. Шквальные бури начинаются и заканчиваются внезапно (+).
8. Бриз – несильный ветер, имеющий силу до 4 баллов (+).
9. Во время смерча или урагана встаньте рядом со зданием, высоким столбом или деревом (–).
10. Во время бури глаза, нос и рот защитите от песка, земли, пыли или снега (+).

Гораздо легче найти ответ на вопрос коллективно. Поэтому можно разделить класс на 2 команды и провести игру "Счастливый случай" (по аналогии с одноименной телевизионной игрой). Команды могут подготовить друг другу вопросы и загадки по теме, обменяться ими во время игры. А учитель задает свои вопросы во время геймов "Разминка" и "Дальше, дальше, дальше..."

Вот какие, например, могут быть заданы вопросы по теме "Что такое ветер".

1) Движение воздуха над поверхностью земли. (Ветер)
2) Какая служба следит за продвижением и образованием ветра? (Служба погоды – метеорологическая)
3) Что образуется благодаря свойству воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься? (Ветер)
4) Можно ли предотвратить ураган? (Нет)
5) Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку? (Смерч)
6) Что такое ветер? (Движение воздуха)
7) Одно из главных правил поведения во время ЧС. (Не паниковать)
8) Можно ли во время урагана включать электричество? (Нет)
9) Можно ли во время смерча находиться на мосту, эстакаде? (Нет)
10) Какие приборы помогают определить направление ветра? (Компас, флюгер)

Отгадайте загадки:

  • Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)

  • Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

  • Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

Хорошо, если в распоряжении педагога есть учебные видеофильмы, которые помогут ребенку облегчить восприятие материала. Если такого материала нет, то надо воспользоваться иллюстрациями из печатных пособий.

О том, как движутся и образуются ветры, какие из них самые грозные, дети могут узнать, обратившись к разделу "Воздух" учебника "Мы и окружающий мир", 2 класс, авт. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Прочитав рассказ И.Литинецкого "Голос моря", дети узнают о том, что дельфины, киты, пингвины и медузы умеют угадывать ухудшение погоды, принимают "штормовую телеграмму-молнию", чтобы заблаговременно укрыться.

Дополнительную информацию о торнадо дети могут получить, прочитав рассказ "Удивительные ветры" (По В. Мезенцеву).

Эти рассказы учитель может найти в книге "Естествознание", 2 класс, авторы Н.Я. Дмитриевой и И.П. Товпинец.

Откуда дует бриз? Куда уходит и когда возвращается муссон? Ответы на эти вопросы дети могут найти в рассказе Ф.Кривина "Куда дует ветер?", который можно прочитать в книге "Тайны близкие и далекие", составленной Г.В. Трафимовой. Здесь же есть еще тексты о ветрах "Откуда появляются смерчи?" и "Остается загадкой", которые также будут интересны детям.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте ураганы, бури и смерчи. Чем они различаются?

2. Для каких районов России характерны ураганы, бури, смерчи? Покажите их на карте.

3. Какие виды бурь вам известны?

4. Какие действия предпринимает население при угрозе ураганов, смерчей, бурь?

5. Как вести себя после стихийных бедствий?

Рекомендуемая литература:

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Альбом-задачник. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 3-й класс. М.: Вента-Граф, 1998.

2. Антохина С. Разнообразный мир ветров // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003. № 3.

3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: изд-во "Аэль", 1996.

4. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 4 класс. М.: Просвещение, 2000.

5. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", изд. дом "Техника – молодежи", 1996.

6. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание. 2-й класс. М.: "Просвещение", 1994.

7. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 2-й класс. М.: Корпорация "Федоров", АО "Московские учебники", 2001.

8. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. Самара: Корпорация "Федоров", изд-во "Учебная литература", 2002.

9. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.: Творческий центр "Сфера", 2002.

10. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2-й класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2000.

11. Ситников В.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Физиологическое общество "Слово" АСТ; центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.

12. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие. М.: Корпорация "Федоров", АО "Московские учебники", 2002.

13. Хроника происшествий за 2001 год // Основы безопасности и жизнедеятельности. 2001. № 3.

14. Хроника происшествий за III–IV кварталы 2002 г. // Основы безопасности и жизнедеятельности. 2003. № 2.

15. Хроника происшествий за I квартал 2003 г. //Основы безопасности и жизнедеятельности. 2003. № 5.

16. Хроника происшествий за II квартал 2003 г. // Основы безопасности и жизнедеятельности. 2003. № 8.

17. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.