Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга РУСИНОВА,
г. Приморск,
Красноярский край

Учимся писать букву Л

Урок-путешествие

1-й класс

Тема. "Строчная буква л в сочетании с другими буквами. Знакомство с декоративными элементами гжельской росписи".

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся по указанной теме.

Оборудование. Таблички с названиями станций железной дороги; выставка "Декоративное искусство"; элементы букв в конверте для каждого ученика; таблица соединений; телеграмма; рисунки паровоза, ключей с буквами, лыж, ниток, ворот с замками, элементов декоративной росписи; шаблоны окон для творческой работы учащихся; кисточка и баночка с водой; схемы для звукового разбора; шариковые ручки для всех учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Урок письма сегодня будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране письма и рисования, где вы научитесь красиво и правильно писать букву л с другими буквами и рисовать декоративные элементы. Будьте внимательны и терпеливы. А поможет нам путешествовать веселый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Во время нашего путешествия собирайте волшебные ключики. Они помогут вернуться обратно в класс.

Все повторяют за учителем слова:

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

III. Разминка

У. Вот мы и добрались до первой станции. Кто прочитает, как называется эта станция?

Дети. Разминка.

У. Поднимите руки, кто прочитал слово, написанное печатными буквами? А кто смог прочитать написанное письменными буквами? А какие письменные буквы в этом слове мы умеем писать?

Д. Буквы а, и, н, к.

У. На этой станции вы должны хорошо выполнить разминку. Повторяйте упражнение за мной.

1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков.)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков.)
6. Вдруг проснулись, потянулись! (Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение.)

Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками для вас. За хорошую работу вы получаете первый ключик.
Запомните его, он пригодится вам в конце путешествия.
А нам пора двигаться дальше. Отправляемся!

IV. Творческая работа

У. На этой станции хозяйничает мороз. Почему мороз сравнивают с художником?

Д. Мороз, как и художник, создает чудные узоры на окнах.

У. На этой станции вы тоже будете художниками и поможете морозу украсить окна узорами.
Узор – это вид декоративного рисования.
"Декоративный" – иностранное слово, в переводе с латинского оно означает "украшение", "служащий для рисования".
Что, например, люди украшают узорами?

Учитель обращает внимание детей на выставку "Декоративное искусство".

Д. Посуду, одежду, мебель.

У. Из чего можно составить узор?

Д. Из геометрических фигур, из форм растительного мира, животного мира, цветов, ягод, листьев.

У. А мы сегодня научимся рисовать узор из декоративных элементов букв. Обратите внимание на таблицу.

На доске:

– В какой строчке элементы букв?

Д. В первой.

У. А в какой – декоративные?

Д. Во второй.

У. Чем отличаются письменные элементы от декоративных?

Д. Декоративные элементы могут что-нибудь украсить.

– Из них можно сделать узор.

Учитель показывает выполнение декоративных элементов и демонстрирует, как их можно использовать в узоре.

На доске:

У. А теперь попробуйте сами нарисовать несколько декоративных элементов, помогите украсить зимнее окно узором.

Детям выдаются шаблоны окон, и они рисуют самостоятельно. Во время работы негромко звучит запись спокойной музыки.

– Замечательные узоры у вас получились. А какие элементы вы использовали – письменные или декоративные?

Д. Декоративные.

У. Декоративные – значит какие?

Д. Украшающие.

У. Какую основную краску вы использовали в работе?

Д. Голубую.

У. Голубой краской выполняют гжельскую роспись. Узоры ваши составлены из декоративных элементов гжельской росписи, с некоторыми из них вы сегодня познакомились.
За работу вы получаете второй ключик. Запомните его.
Пришла пора двигаться к следующей станции за третьим ключиком.

V. Физкультминутка

У. Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
"Тороплюсь, – гудит, –
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

Дети повторяют движения за учителем.

VI. Письмо буквы Л

У. Мы прибыли на третью станцию. Как она называется?

Д. Буковки.

У. На этой станции случилась беда: завелся жук-буквоед. Он съел почти все буквы. Кажется, срочно нужна ваша помощь. Возьмите конверт, достаньте все элементы и сконструируйте буквы н, и, л.

В конвертах:

Дети выполняют задание.

– Какая среди этих букв "лишняя"? Почему?

Д. Гласная буква и.

У. А что общего между всеми этими буквами?

Д. Все они строчные.

У. Предлагаю вам поиграть в игру "Мокрая кисточка".
На доске я напишу кисточкой букву. Вы должны узнать и назвать ее. Затем надо записать эту букву в пропись.

Учитель рисует буквы мокрой кисточкой. (Если класс малокомплектный, то можно рисовать буквы на ладонях детей.)

На доске:

– Какая буква "лишняя"? Почему?

Д. "Лишняя" буква ы, потому что она строчная.

У. А что общего между этими буквами?

Д. Все они гласные.

У. Когда мы пишем в словах заглавную букву?

Дети отвечают.

– А сейчас послушайте стихотворение и запишите строчные буквы, о которых пойдет речь.

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Буква С совсем сомкнулась,
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.

– Какие буквы вы записали?

Д. Буквы у, с, д, а.

У. Какую букву мы научились писать?

Д. Букву л.

У. Из каких элементов она состоит?

Д. Из двух наклонных палочек с закруглениями внизу.

У. Самостоятельное задание каждому: сконструируйте букву.

Учитель раздает детям по нескольку элементов букв, из которых они выбирают нужные.

– Покажите, как правильно написать букву.

Два-три ученика пишут букву на доске.

– Запишите в прописи букву л три раза.

Дети выполняют задание.

– Ребята, как буква л соединяется с другими буквами?

На доске:

Дети рассматривают образцы соединений и записывают их в прописи.

– Запишите еще два любых соединения.

Дети выполняют задание.

Вы получаете за хорошую работу третий ключ. Запишите его. Нам пора дальше.

VII. Закрепление пройденного

У. Какая перед вами станция?

Д. Слоговая.

У. Какие письменные буквы в ее названии вы уже умеете писать?

Д. Буквы с, л, о, а.

У. На этой станции Буратино ждет вашей помощи. Он хочет научиться красиво и правильно писать и надеется, что вы его этому научите. Прочитайте слоги.

На доске:

– Какие буквы использовал Буратино – печатные или письменные?

Д. Печатные.

У. Покажите Буратино, как написать эти слоги письменными буквами.

Один ученик выполняет задание у доски, остальные – в прописи.

– Запишите первый слог этого слова.

Учитель показывает рисунок.

– Обратите внимание на соединение букв.

Дети записывают слог лы.

– А теперь запишите последний слог этого слова.

Учитель показывает картинку.

Дети записывают слог ки.

– А теперь из записанных слогов составьте два слова.

Дети отгадывают слова и записывают их в тетрадях, а один ученик – у доски.

– Сколько предметов обозначают эти слова?

Д. Много.

У. Посмотрите, правильно ли Буратино написал эти слова?

На доске:

Д. Нет, неправильно!

У. Почему?

Д. Он забыл про соединения букв.

У. Помогите Буратино правильно соединить буквы.

Один ученик у доски исправляет ошибки.

На доске:

– Зажгите красные фонарики под гласными. Разделите слова на слоги. Сколько в словах гласных,
а сколько слогов?

Д. По две гласных, а значит, по два слога.

У. Ребята, вам срочная телеграмма от Незнайки. Она зашифрована.

На доске:

– Какое слово подходит к первой схеме?

Д. Оса.

У. Прочитайте первое предложение. Слово оса употребите правильно.

Дети выполняют задание.

Прочитайте второе предложение.

Какое слово подойдет ко второй схеме?

Д. Лиса.

У. Прочитайте последнее предложение, правильно употребив слово лиса.

Дети выполняют задание.

– А теперь прочитайте всю телеграмму. Напишите ответ Незнайке. Что у лисы? Запишите предложение.

Дети записывают предложение с комментированием.

– Почему у осы – усики, а у кота и лисы – усы?

Дети отвечают.

– Я думаю, что Буратино кое-чему у вас научился.

За хорошую работу получите последний ключик. Запомните его.

VIII. Итог урока

У. Мне кажется, что нам пора возвращаться в класс. Но на нашем пути ворота с четырьмя замками. Вот ключи и пригодились.

На доске:

– Какой из этих ключей вы получили первым?

Д. Ключ с буквой п.

У. Открываем первый замок. Какой второй?

Д. Ключ с буквой р.

У. Какой третий?

Д. Ключ с буквой и.

У. Четвертый?

Д. Ключ с буквой з.

У. Все замки открыты. Что у вас получилось?

На доске:

Д. Слово приз.

У. Как можно назвать такой рисунок?

Д. Узором.

У. Из чего составлен этот узор?

Д. Из элементов росписи.

У. Из элементов какой росписи?

Д. Гжельской.

У. Какой краской выполняют эту роспись?

Д. Синей или голубой.

У. Какие буквы использованы в узоре – письменные, печатные или декоративные?

Д. Декоративные.

У. Призами за работу на уроке для вас будут ручки, которые помогут вам писать красиво и правильно.