Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ТОПОРКОВА,
учитель средней школы № 21,
г. Белгород

Куда идет ученый кот?

Урок русского языка

4-й класс

Тема. "Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места".

Цели. Закреплять знания о наречии; продолжать обучать разбору предложений; учить детей отыскивать в предложении обстоятельства, уметь отличать обстоятельство от дополнения; распознавать обстоятельства места, времени и способа действия.

Оборудование. Кодоскоп, пленка с текстом вступления "У Лукоморья дуб зеленый..." к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"; экран; карточки с текстом В.Г. Белинского; таблица-рассуждение; иллюстрации с изображением Черномора и его царства; магнитофон; аудиозапись музыки М.И. Глинки из оперы "Руслан и Людмила".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Закрепление пройденного материала

Звучит увертюра к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила".

Учитель. Образуйте от имен прилагательных наречия.

На доске:

1. Крепкий.
2. Густой.
3. Душный.
4. Кроткий.
5. Чистый.
6. Нежный.

Ответы: 1. Крепко. 2. Густо. 3. Душно. 4. Кротко. 5. Чисто. 6. Нежно.

По вертикали в выделенных клетках получается слово "Пушкин".

– Как образовали наречия?

Дети отвечают.

– Образуйте от следующих прилагательных наречия и запишите их парами. Найдите в словах известные орфограммы и объясните их написание.

Один ученик работает у доски, объясняет написанное.

На доске:

Удивительный – удивительно

Сладостный – сладостно

Мягкий – мягко

Яркий – ярко

Ослепительный – ослепительно

– Все эти прилагательные, от которых мы образовали наречия, использовал в своем высказывании Виссарион Григорьевич Белинский, восхищаясь стихотворением Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель раздает детям карточки с текстом.

"И что же это за стих! ... вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем богатство мелодии и гармонии языка и ритма..."

- Мы уже не раз обращались к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и восхищались его выразительным, нежным, певучим языком. Сегодня нам предстоит поработать с небольшими отрывками из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила".

III. Сообщение темы урока

У. Прочитайте начало поэмы. Обратите внимание на иллюстрацию к отрывку.

Дети читают текст, спроецированный на доску с помощью кодоскопа.

– Скажите, куда, в каком направлении идет кот?

Д. Направо, налево, кругом.

У. Какой частью речи являются названные вами слова?

Д. Наречием.

У. Каким членом предложения является наречие?

Д. Второстепенным, обстоятельством.

У. Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельстве места.

На доске:

Обстоятельство места

IV. Работа по теме урока

У. Еще раз прочитайте начало поэмы. Найдите обстоятельства.

Дети выполняют задание.

– Какими частями речи они выражены?

Д. Существительными, наречиями.

У. Как отличить, не перепутать – дополнение или обстоятельство перед нами? В этом нам поможет таблица-рассуждение.

На доске:

1. Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа:

нет

да

2. Определяю, обозначает ли слово место, время или способ действия:

да

нет

Вывод: член предложения – обстоятельство
Вывод: член предложения – дополнение

Эта таблица поможет нам в течение урока правильно определить второстепенные члены предложения.

На доске записаны три отрывка из стихотворений.

– Выберите предложение для самостоятельного разбора, которое считаете посильным для себя.

Дети выполняют задание самостоятельно. Первые два ученика, работавшие с первым и вторым отрывками, выполняют их разбор у доски для самостоятельной проверки остальными учениками. Третий отрывок разбирается вслух, в разборе участвует весь класс.

– Как вы думаете, что описывает Пушкин в этих строках?

Выслушиваются ответы детей.
Учитель показывает иллюстрации с царством Черномора.

– Назовите все обстоятельства в этих отрывках. Что общего вы заметили?

Д. Во всех отрывках есть обстоятельства места: в тени, повсюду, в белизне, в тишине, по тропам.

V. Письмо по памяти

На доске:

Кругом не видно дымной кровли,
Не видно путника в ... (шубе, снегах, санях), -
И звонкий рог веселой ловли
В пустынных не трубит ... (полях, морях, горах, деревнях).

У. Прочитайте четверостишие, записанное на доске. Подберите сначала рифмующиеся слова, а затем выберите слова, которые подходят по смыслу.

Дети выбирают слова "санях" и "полях".

– Найдите в тексте слова с безударными гласными, сомнительными согласными, удвоенными согласными, не с глаголами.

Дети находят орфограммы, объясняют их написание.

– Сколько перед вами предложений? Назовите обстоятельства. Какой частью речи они выражены? Докажите, что это обстоятельства.

Дети доказывают.

– Что общего вы заметили?

Д. Перед нами все обстоятельства места.

Дети читают текст несколько раз, запоминают его и записывают по памяти.

Учащиеся со слабой памятью записывают только первые две строчки.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

У. Итак, мы с вами в царстве Черномора.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением Черномора.

– Послушайте музыкальный отрывок из оперы Михаила Глинки и постарайтесь представить какие-нибудь образы; определите характер музыки.

Звучит марш Черномора.

– Что или кого вы себе представили? Почему?

Выслушиваются ответы учеников.

– Я буду читать вам стихотворение. Ваша задача – выписать из текста обстоятельства.

...Озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей;
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

На закрытых частях доски это задание выполняют два ученика. Затем осуществляется проверка.

– Какими частями речи выражены обстоятельства?

Д. Наречиями и существительными.

У. Определите, перед нами обстоятельство места, времени или способа действия?

Д. Способа действия.

У. Читая поэму, мы познакомились с различными героями, побывали в царстве Черномора. Кто же явился освободителем Людмилы?

Д. Руслан.

У. Посмотрите предложения, подберите к ним соответствующие схемы.

На доске:

Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал.
И тихо меч он опускает,
В нем гнев свирепый умирает.
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает.

1) _______, ========= , ========== .
2) _______ ========== .
3) ______, ========== , ======== и ======== .

У. Простые или сложные предложения записаны?

Д. Простые.

У. Почему в них есть запятые?

Д. Предложения осложнены однородными сказуемыми.

VII. Итог урока

У. Наш урок завершается. О чем мы говорили на уроке?

Д. Об обстоятельствах места.

У. Как определить обстоятельство или дополнение перед нами?

Д. Воспользоваться таблицей-рассуждением.

У. Какой частью речи может быть выражено обстоятельство места?

Д. Наречием и существительным.

У. На какие вопросы могут отвечать обстоятельства места?

Д. Где? В чем? На чем?

У. Молодцы!

VIII. Домашнее задание