Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №42/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ

Русский язык

Контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец II четверти.

1-й класс

Цель работы: проверить, как формируются первоначальные знания по языку в период обучения грамоте.

1. Текст читает учитель.

Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет, в огороде живет?
Ой, не трогайте меня. Обожгу и без огня.
Ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет.

Записать первую и последнюю буквы отгадки.

Образец: у...а.

2. Текст читает учитель.

Вышли дети во двор. Никита лепит снеговика. Катя лепит зайку.
На слух дети записывают сначала слова, в которых один слог, затем – два, потом – три.

3. В словах ребята, играют, лепят подчеркнуть мягкие согласные. Слова списываются с доски.

4. Записать слова слон, игрушки, кукла, зайка. Разделить черточками на слоги.

5. Записать имена людей, в которых все согласные произносятся твердо.

Рома, Лида, Сеня, Зоя, Дима, Тамара.

Подчеркнуть слово, в котором самое большое количество слогов.

6. Списать с доски предложения.

У дома рос клен.
У Зины санки.
Весь день идет снег.

7. Записать под диктовку.

1) Графический диктант.

Рады ребята зиме. Боря идет на каток. У Алеши новые лыжи. Он учится ходить на лыжах.

2) Диктант.

На лапах елки ком снега.
В нору прыгнула мышка.
Зайка испугался и скрылся в кустах.

8. Запиши ответы на вопросы.

Что нашла птица? (Корку хлеба)
Где она села? (На ветку клена)

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить сформированность навыка правописания по темам:
– "Мягкий знак в конце и середине слова";
– "Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами";
– "Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах".

Волчата

Под старой сосной была нора. Там жила волчиха с волчатами. Волчата были маленькие. Они боялись выходить из норы. У входа в нору они ждали мать. Мать приносила им пищу.
Слова для справок: волчата, боялись, выходить, приносила.

Чудесные цветы

Весной мы с мамой шли по лесу. В кустах мы заметили чудные цветы. От них разносился по лесу душистый запах. Это были ландыши. Мы долго любовались ими.
Слова для справок: заметили, от них разносился.

Красив вид у земли

С неба падали одинокие снежинки. В кустах искрился снег. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. С кустов капельки скатывались на землю и застывали к ночи. Красив был вид в саду.

Слово для справки: одинокие.

Белые гуси

Утро. Воздух был чист и свеж. Гуси закончили свой долгий путь. Они спустились на воду большого озера и поплыли. Лед растаял. Вода под ними сияла всеми цветами радуги. Солнышко вышло.
Слова для справок: растаял, под ними, сияла.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить умение списывать с доски, проверять написанное.

Сенокос

Еще туман стоит над лугом,
Еще блестит везде роса,
Но уж звенит, жужжит коса,
И чередою, друг за другом,
Идут по лугу косари...
Ты только встань и посмотри...

(М.Чехов)

Луг

Луг украшает родной край. Пройди по лугу в теплый день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмеля и пчелы. Важно оберегать красоту луга, охранять жизнь его о-би-та-те-лей.
Примечание. Повторить по слогам подчеркнутые слова.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: умение правильно отвечать на вопросы; дописывать предложения; записывать в логической последовательности текст, правильно оформлять границы предложений.

I. Подготовь ответы на вопросы.

В лесу

Куда заглянула зима?
Кому дала она мохнатую шапку?
Кого спрятала в сугроб?
Кому подарила белую шаль?

Представь, о чем будешь писать. Запиши свои ответы.

II. Допиши предложения.

Кто где живет?

В нашем краю много лесов и озер. Кто где живет?
Лисица живет в ... .
Медведь зимой спит в ... .
Рыбы живут в ... .
Зайка живет под ... .
В корнях старой сосны живет ... .

III. Прочитай текст.

* * *

За рекой высокая гора на лугу под горой сочная трава там внук деда Андрея пасет коз вот заиграл рожок он зовет коз пора идти домой.

Сколько ты выделил предложений в тексте? Какие знаки препинания ты поставишь в конце каждого предложения? Почему?
Озаглавь текст.
Запиши текст, как запомнил.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить умение писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова.
Объем работы: 45–50 слов.

Колокол

Было принято у славян решать все деловые вопросы на общем народном собрании. Сходились все, кто мог держать оружие. Так в старину было в Новгороде. На площади был установлен колокол. Звуки его собирали горожан. Позвонить в колокол мог каждый, кто хотел получить совет или помощь. Под звуки колокола уходили защищать город.

Слово для справки: собирали.

Осень наступает

Грустно и нежно светит осеннее солнце в лугах. Травы и теплые дожди поют последнюю песню. Мягкий ковер лежит под ногами. Черемуха и могучий дуб еще стоят в золотом осеннем уборе.
К середине октября они готовы к холодам. В рыжих хвоинках катится горный ручей. Дохнул мороз. Ручей спешит стать хрупким стеклышком.

Слово для справки: катится.

В березовой роще

Березовая роща была прозрачной. Лучи осеннего солнышка легко прорезали ее. Золотыми блестками разметались последние желтые листья. В конце рощи стоял ветхий сарай. От него веяло терпким запахом душистого сена.
Вот близко разлилась вокруг звонкая трель. Она покатилась по всей роще. На верхушке березы сидел зяблик. Он подставил солнечному лучу розовую грудку.

Слова для справок: от него, веяло, терпким.

Дорога

Молодая лошадка рысью бежала по гладкой дорожке. Тихо шумели верхушки старых елей и сосен. Резко пролетел ветер. Со всех деревьев полетели хлопья снега. Кусты и озябшая трава были завалены снежком. Из-за туч выглянуло солнце. Под лучами его все заискрилось, заиграло. Природа ожила. Мы любовались чудным ее видом. Солнце делало чудеса.

Слово для справки: засыпаны.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить навык самоконтроля.

Певцы

У русской природы было много певцов. У каждого из них были в нашей стране свои любимые места и времена года.
Пушкин любил позднюю осень. Тургенев воспевал росистые рощи. Художник Шишкин – сосновые леса.
Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные дорогие ему черты и пытался передать любовь к ним.

Мухомор

Мухомор украшает своей ярко-красной с белым горошком шляпкой хмурые уголки леса.
Этими грибами кормятся лоси, медведи, олени и белки. Эти грибы склевывают глухари, куропатки и сойки. Мухомор хоть и ядовит, но и от него есть польза. А человек сбивает его ногой или палкой. А жаль!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: определить тип текста, добавить вступление и заключение, изложение по коллективно составленному плану.

I. Прочитай текст. Добавь к нему вступление и заключение.

Она была с ярким тигровым окрасом. Полоски на ее спине то переливались, то сливались. Глаза у нее были как спелый крыжовник. Лапки она то и дело вытягивала и прятала свои острые коготки. Но вот она зажмурилась и потянулась.

Определи тип получившигося текста.
Какой ты представляешь себе кошку?
Запиши весь текст.

ИЗЛОЖЕНИЕ

II. Прочитай текст. Запиши как запомнил.

Долгожданный дождик

Стемнело. Резкий ветер подул что есть силы. Он подкрадывался к лесу то с одной стороны, то с другой. Деревья жалобно скрипели и охали.
Кругом становилось все мрачнее и темнее. Явилась молния и блеснула своими острыми саблями. Раскололось небо на две половины. Грянул гром. Все замерло и затихло.
Через минуту хлынул проливной дождь. Все вокруг вздохнуло с облегчением. Вот он, долгожданный дождик!

Слова для справок:

I часть: подкрадывался что есть силы.
II часть: замерло, становилось.
III часть: вздохнуло, долгожданный.

III. Прочитай слова.

Шустрая, бойкая, черная шапочка, серая стенка, желтая грудка, глазки-бусинки, звонкий голосок.

Используя данные слова, составь и запиши текст.
Какой тип текста получился: повествование, описание, текст-рассуждение?

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, правописания безударных гласных в корне слова.
Объем: 65–70 слов.

На реке

Брат меня и маму катал на лодке по тихой речушке. Я крепко вцепился в бортик лодки. Брат ловко работал веслами. На воде тихо качались белые лилии и желтые кувшинки. Стрелой мчалась щука к стае мальков. Она подплыла к самой середине. Рыбешки выпрыгнули из воды. Потом они ловко плюхнулись в чистую прозрачную воду. Хищница вильнула хвостом и ушла в теплые воды. Мы плыли и наслаждались чудной русской природой.

Слово для справки: хищница.

Стальная птица

Около речки стеной стоял густой лес. В лесу много малины и грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От речки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Мальчишки посмотрели на небо. Около облака сверкнула точка. С веселым рокотом самолет пролетел над лесом. Они стали махать платком. Но самолет скрылся. Мальчикам было грустно. Где эти дальние страны?

Деревенский почтальон

Мать у Саши работала почтальоном. Этим летом мальчик помогал маме. Он запрягал лошадь. В кажрадость.
Детвора ждала его с нетерпением. Он всем улыбался приветливо, а малышей катал на телеге. Взрослым раздавал письма, газеты, посылки. Саша знал, что все любили получать письма. Сумка пуста. Лошадь быстро бежит по узкой дорожке к дому. У мальчика радостное настроение. Он помог людям и своей маме.

Слова для справок: почтальон, с нетерпением.

Мама

Мама Антона болела. К подъезду подъехала машина с красным крестом. Машина помчалась к больнице. Антон долго ждал доктора. Доктор в белом халате легко сбежал по лестнице со второго этажа. Доктор сообщил, что у мамы слабое сердце. Работа, домашнее хозяйство, стирка, уборка подкосили ее слабенькое здоровье.
Антон грустным возвращался домой. На дорожке лежала охапка желтых листьев. Листья печально шуршали под ногами. Мальчик тихо плакал. Он думал о маме.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить, как сформирован навык самоконтроля.

Звенигород

В старину в маленьком городке на колокольне висел сторожевой колокол. В него звонили, когда подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе. Так от колокольни к колокольне звон доносился до Москвы. Тогда по военному звону собиралось войско. Очень скоро из всех городов Руси тянулись отряды. Они двигались навстречу неприятелю.
Вот отчего наш любимый маленький город получил свое прекрасное имя – Звенигород.

Рябчик

Тихо в лесу. Сидит в траве рябчик, лесная курочка. Перышко к перышку, пятнышко к пятнышку. Сидит смирно и не шелохнется, не моргнет, не дохнет. Яички снесла она. Вот и бережет их, прячет от злого глаза. Дай я погляжу! А курочка фыркнула и улетела. А где сидела, там целое лукошко желтеньких яичек. Еще и в крапинку! Как таких не прятать, не беречь! Вот как замечательно устроено все в природе!

(По Н.Сладкову)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить усвоение материала по теме "Текст-описание", умение составлять текст по аналогии.

I. Прочитай текст.

Лукошко

Лежит лукошко в траве-землянике донышком кверху. Алеша взял лукошко и замер.
Сидит лягушка и на Алешу смотрит. Была она темно-зеленая и словно прозрачная. Лапки у нее точеные, каждый пальчик виден. А глазки у красавицы васильковые. Поднялась на лапки, воздух набирает, словно сказать хочет что-то важное. Царевна-лягушка, да и только!
Лягушка посидела и ускакала в траву. Там журчал ручей. Вода в нем пахла земляникой.

Перечитай описание лягушки. Запомни, какой она была. Запиши по памяти эту часть.

Слова для справок: темно-зеленая, виден, васильковые, хочет.

II. Прочитай стихотворение.

С целым миром спорить я готов...
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, вас зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

(Р.Гамзатов)

Какие чувства и мысли хотел передать нам автор стихотворения?
Какие чувства ты испытывал после чтения этого стихотворения?
Составь текст на одну из тем.

"Мои любимые цветы".
"Цветы грустят".
"На лугу".

Запиши свой текст.

III. Составь и запиши текст на одну из тем.

"Здравствуй, гостья-зима!"
"Художник-зима".